Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 81-85.
УДК 94(571.13)+908
DOI 10.25513/2312-1300.2019.1.81-85
А. П. Толочко
А. Н. БУКЕЙХАНОВ И Ж. АКПАЕВ: ОМСК В СУДЬБАХ ОСНОВАТЕЛЕЙ КАЗАХСКОГО ДВИЖЕНИЯ «АЛАШ»
Освещается омский этап общественно-политической деятельности А. Н. Букейханова и Ж. Ак-паева, ставших после Февральской революции 1917 г. основателями казахского национального движения «Алаш». Показан процесс формирования идейных воззрений этих видных представителей казахской демократической интеллигенции, выявлена их роль в общественно-политической жизни Омска накануне и в годы первой российской революции. Значительное внимание уделено выяснению влияния А. Н. Букейханова и Ж. Акпаева на развитие казахского национального движения в степных областях в начале ХХ в.
Ключевые слова: А. Н. Букейханов; Ж. Акпаев; Омск; общественная жизнь; казахское национальное движение; начало ХХ в.
A. P. Tolochko
A. N. BUKEIKHANOV AND ZH. AKPAEV: OMSK AND THE FOUNDERS OF "ALASH" KAZAKH MOVEMENT
The article deals with the social and political activities carried out in Omsk by A. N. Bukeikhanov and Zh. Akpaev, who after the February Revolution of 1917 became the founders of Kazakh national movement "Alash". The article demonstrates the forming of ideology of these prominent representatives of Kazakh democratic intellectuals. Bukeikhanov and Akpaev's roles in social and political life of Omsk on the threshold and during the First Russian Revolution are identified. The article lays emphasis on Bukeikhanov and Zh. Akpaev's influence on the development of Kazakh national movement in steppe regions in the early 19th century.
Keywords: A. N. Bukeikhanov; Zh. Akpaev; Omsk; social life; Kazakh national movement; the early 19th century.
В дореволюционный период одним из российских городов, которые всегда пользовались приоритетом у казахской молодёжи при выборе места для дальнейшего обучения, был Омск. Во-первых, сказывалось удобное географическое положение города на Иртыше, который находился на границе с казахской степью. Во-вторых, здесь в начале ХХ в. уже имелось значительное количество общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. В-третьих, в большинстве из них с учётом многонационального состава населения Степного края, как правило, отсутствовали сословные и вероисповедные ограничения для поступавших, а некоторым
© Толочко А. П., 2019
учащимся-казахам назначались даже специальные стипендии. Представители казахской молодёжи учились в Омске в учительской семинарии, механико-техническом училище, ветеринарно-фельдшерской школе, некоторых других учебных заведениях города. В ветеринарно-фельдшерской школе, например, в 1912/13 учебном году из 39 воспитанников 11 учащихся были казахами [1, с. 34]. Немало учащихся-казахов было и среди воспитанников Омской учительской семинарии. Знакомство с личными делами учащихся этого учебного заведения, являвшихся по национальности казахами, свидетельствует, что большинство из них в свидетельствах
об окончании русско-казахских школ имели отличные и хорошие оценки. В числе казахских воспитанников омских учебных заведений были, в частности, А.Н. Букейханов и Ж. Акпаев, чьи судьбы и затем были тесно связаны с Омском, ставшие впоследствии видными деятелями национальной интеллигенции и основателями движения «Алаш».
Алихан Нурмухамедович Букейханов родился в 1870 г. в одном из аулов Токраун-ской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Начальное образование получил в Каркаралинске, затем для продолжения обучения в 1886 г. отправился в Омск. Здесь А. Н. Букейханов поступил в местное механико-техническое училище, где в течение 4 лет овладевал профессией техника. Аттестат об окончании училища он получил 14 июня 1890 г. [2, л. 23]. Оценки в аттестате подтверждали высокий уровень подготовки выпускника: по русскому языку, русской истории, геометрии, алгебре, тригонометрии, физике, механике, по технологии дерева и металлов, счетоводству и строительному искусству А. Н. Букейханову были выставлены отличные отметки, а по черчению, рисованию и практическим работам в мастерских - хорошие отметки. После получения аттестата техника А. Н. Букейханов уезжает в Петербург и становится студентом Лесного института.
Здесь проявились его качества не только как способного студента, но и как активного участника общественных и литературных кружков. Он осознаёт, что подъём общей культуры казахского народа невозможен без развития просвещения и образования и видит в этом главную задачу национальной интеллигенции. В период обучения в Лесном институте Алихан впервые привлёк к себе внимание жандармских органов и, как следствие, попал в список «политически неблагонадёжных элементов» [3, с. 30-31]. Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт-Петербурге, являвшимся центром общественно-политической жизни Российской империи, оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов.
Успешно окончив Лесной институт, А. Н. Букейханов в 1894 г. вернулся в Омск. Он сначала работал преподавателем в лесной школе, затем находился на службе в пересе-
ленческом управлении. Этот период пребывания в Омске, который с перерывами продолжался около 14 лет, был временем его активного участия в просветительской и общественной жизни. Алихан являлся деятельным членом Западно-Сибирского отдела Русского географического общества и одним из организаторов Омского отдела Московского общества сельского хозяйства, его статьи регулярно появлялись на страницах местной периодической печати. Общественная активность А. Н. Букейханова вызывала обеспокоенность царских властей и по их распоряжению он был взят под негласный надзор полиции [4, л. 14].
А. Н. Букейханов был знаком с теорией марксизма, некоторое время сотрудничал с социал-демократами, но к 1905 г. пришёл к выводу, что революционное вмешательство в естественно-эволюционный путь развития казахского общества было бы пагубным для коренного населения Степного края. Именно это обстоятельство привело уже достаточно известного представителя казахской национальной интеллигенции в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществлённых законодательным путём. Будучи избран от омских либералов одним из делегатов учредительного съезда названной партии, но не сумев попасть на него из-за железнодорожной забастовки, А. Н. Букейханов по прибытии в Москву тем не менее смог поучаствовать в организованных ЦК партии кадетов совещаниях, проходивших 12-14 ноября 1905 г., на которых обсуждались вопросы создания её губернских отделов [5, с. 69].
Являясь деятельным участником кадетской организации в Омске, А. Н. Букейханов в период первой российской революции выступил также в качестве одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа. Он был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске. Особую значимость имели решения съезда в Семипалатинске, участники которого одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в неё одно-
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 81-85.
временно требования, направленные на защиту национальных интересов казахов: признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т. п. [6, с. 618].
Важным этапом в биографии А. Н. Бу-кейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с коренным населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые неотложны были для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, в одной из статей, опубликованной в газетах «Степной край» (Омск) и «Семипалатинский листок», А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации «могильщиками приказного строя», превратившими казахские степи в «сатрапию», и заявлял, что их «дни сочтены» [7, с. 129]. В январе 1906 г. во время поездки в Семипалатинск, он был задержан полицией и заключён в тюрьму в Павлодаре, а спустя некоторое время переведён в омскую тюрьму. Из заключения его освободили лишь 30 апреля 1906 г., когда стало известно об избрании А. Н. Букейхано-ва выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона [8, с. 136].
В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову поучаствовать практически не удалось, так как он прибыл в Санкт-Петербург незадолго до её роспуска. После роспуска Думы казахский депутат был в числе тех лиц, которые подписали «Выборгское воззвание», содержавшее призывы к населению России не платить налоги, не давать новобранцев в армию и т. п., за что подвергся гонениям со стороны властей. Для понимания взглядов А. Н. Букейханова на сложившуюся в стране в это время политическую
атмосферу значительный интерес представляют его статьи в газете «Степной пионер» (Омск), анализ которых проведен исследователем Р. С. Буктугутовой. В 10-м и 11-м номерах «Степного пионера» он подробно характеризует роль войска в процессе демократических перемен в стране и, соглашаясь с социал-демократами, поддерживает необходимость агитации и пропаганды в войсках: «Я хочу сказать, что вожди революции были совершенно правы, когда указывали на войско, как главное препятствие в их борьбе со старым строем. Войско в руках правительства представляет из себя организованную силу, побороть которую революционные не военные массы не в состоянии». В то же время для А. Н. Букейханова законодательная деятельность по-прежнему являлась единственным регулятором отношений во всех сферах жизни. Он считал, что и правительство, и революционеры, добиваясь своих целей, действуют схожими, противозаконными методами: «Возьмите вы министров, хотя за неделю, рассмотрите их тактику и вы увидите, что эта тактика построена сплошь на революционных приёмах. Вся их деятельность не что иное, как сплошное отрицание закона и компетентности суда. В этом они пошли куда дальше, революционеры, как известно, требуют, чтобы в стране был единый суд, беспристрастный и независимый, а министры заменяют его военными судами, военно-полевыми и расстрелами без суда, властью начальников и городовых» (цит. по: [9, с. 5455]).
В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Бу-кейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. Причину своего поступка он объяснил в «Открытом письме киргизам Семипалатинской области», опубликованном на страницах газеты «Голос степи»: «Изложенные факты решительной попытки администрации помешать моей вторичной кандидатуре в члены Государственной думы заставляет меня со своей стороны пойти навстречу желаниям конституционного правительства и снять свою кандидатуру в члены
ISSN 2312-1300
83
Госдумы. Дело в том, что вторичное избрание, в чём я не сомневаюсь, поведёт со стороны правительства к кассации выборов и помешает представителю от киргиз Семипалатинской области своевременно явиться на сессию Государственной думы» [7, с. 132]. Представители властных структур тем не менее отчётливо осознавали, что именно мнение А. Н. Букейханова во многом определило результаты избирательной кампании (на выборах в Семипалатинской области депутатом II Думы от казахского населения был избран поддержанный им кандидат), поэтому они «вспомнили» о «Выборгском воззвании». В декабре 1907 г. решением суда А. Н. Букейханов был приговорён к трем месяцам тюрьмы, а в 1908 г. выслан из пределов Степного края и вынужден поселиться в Самаре [3, с. 40-41]. Покинув Степной край, он стремился поддерживать связи с оставшимися там единомышленниками, продолжая и после поражения первой российской революции активно влиять на развитие общественного и, прежде всего, национально-освободительного движения в казахской степи.
Важную роль в формировании национального самосознания казахского народа наряду с А. Н. Букейхановым сыграл также Жакып Акпаев. Он родился в 1876 г. в Кар-каралинском уезде Семипалатинской области. Его отец, будучи достаточно образованным человеком, отправил сына для обучения в гимназию в Омск. Проучившись несколько лет в этом городе, Ж. Акпаев перевёлся в томскую гимназию. После окончания гимназии в Томске он поступил в Петербургский университет на юридический факультет, который окончил в 1903 г. с золотой медалью. В Петербургском университете Жакып получил не только престижную профессию, но и проникся демократическими убеждениями, идеями борьбы за интересы своего народа. Как и А. Н. Букейханов, Ж. Акпаев не был сторонником революционного насилия. Он считал, что бороться против колониальной политики царизма необходимо цивилизованным путём, предлагая свои подходы в решении насущных проблем казахского народа, действуя при этом на правовой основе [10, с. 362-263].
В 1903 г. Ж. Акпаев поступил на службу в Омский окружной суд [11, с. 136]. С началом первой российской революции его общественная деятельность заметно оживилась. Жакып выступал с речами на митингах и собраниях, участвовал в других мероприятиях политического характера в Омске, Петропавловске, Семипалатинске, других населенных пунктах Степного края. В своих публикациях в газете «Степной край» (Омск) он обличал полицейский произвол, взяточничество чиновников, призывал казахский народ к про-тестным действиям против колониальной политики царизма. Ж. Акпаев являлся одним из инициаторов петиционного движения, посредством которого царскому правительству предъявлялись требования экономического, политического и религиозного характера. Широкую известность в степных областях получила, например, петиция, подписанная 14,5 тыс. жителей Каркаралинского уезда в июне 1905 г. Содержание петиции достаточно чётко отражало настроения казахского народа и его требования. «Не считаясь ни с интересами народа, ни с его историческими правами, - указывалось в петиции, - преследуя лишь одну обрусительную политику, местная администрация стремилась к уничтожению того, что не согласовывалось с этой политикой». Авторы петиции выдвинули требования «прекратить религиозные притеснения казахов, обеспечить свободу совести, правильную постановку просветительского дела, допустить представителей казахского народа в высшие органы власти» [10, с. 330]. За свою общественную деятельность Ж. Акпаев неоднократно подвергался преследованиям со стороны царской администрации. После Февральской революции он вместе с А. Н. Букейхановым и рядом других представителей казахской интеллигенции принял участие в создании национального движения «Алаш».
ЛИТЕРАТУРА
1. Памятная книжка Акмолинской области на 1915 год. - Омск, 1915. - 153 с.
2. Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 43. Оп. 1. Д. 942.
3. Букейхан А. Избранное. - Алматы, 1995. -478 с.
4. ГИАОО. Ф. 270. Оп. 1. Д. 201.
5. Харусь О. А. Политическая консолидация буржуазии в Омске в годы первой российской
Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 81-85.
революции // История Западной Сибири в дореволюционный период. - Омск, 1988. -С. 75-77.
6. История Казахстана с древнейших времён до наших дней. Т. 3. - Алматы, 2000. - 768 с.
7. Аккулулы Султан хан. Жизнь и смерть лидера Алаш-Орды // Нива. - 2001. - № 4. - С. 122145.
8. Кожахметов Г. З. Государственная дума России и народы Степного края: 1905-1917 гг. -Караганды, 1999. - 129 с.
9. Буктугутова Р. С. Очерки истории общественного движения в Степном крае в конце XIX -начале ХХ вв. - Кокшетау, 2006. - 296 с.
10. Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем. - Атматы, 2004. -546 с.
11. Северо-Казахстанская область : энцикл. -Алматы, 2004. - 672 с.
Информация о статье
Дата поступления 2G декабря 2G1S г.
Article info
Received
December 2G, 2G1S
Дата принятия в печать 14 февраля 2019 г.
Сведения об авторе
Толочко Анатолий Павлович - д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой дореволюционной отечественной истории и документо-ведения ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
Accepted
February 14, 2019 About the author
Anatoly P. Tolochko - Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of Pre-Revolutionary Russian History and Records Management of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
Для цитирования
Толочко А. П. А. Н. Букейханов и Ж. Акпаев: Омск в судьбах основателей казахского движения «Алаш» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 1 (21). С. 81-85. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.8185.
For citations
Tolochko A.P. A.N. Bukeikhanov and Zh. Akpaev: Omsk and the Founders of "Alash" Kazakh Movement. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 1 (21), pp. 81-85. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.1.81-85 (in Russian).
ISSN 23l2-l3QQ
S5