Научная статья на тему 'А. Курбановский «Под воспаленным прахом». Творчество К. П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция'

А. Курбановский «Под воспаленным прахом». Творчество К. П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
263
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каплан А. Б.

Курбановский А. «Под воспаленным прахом»: Творчество К.П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция // Искусствознание. М., 2006. № 2/06. С. 122-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Курбановский «Под воспаленным прахом». Творчество К. П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

А. Курбановский

«ПОД ВОСПАЛЕННЫМ ПРАХОМ». ТВОРЧЕСТВО К.П. БРЮЛЛОВА И РОМАНТИЧЕСКАЯ ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ*

Первая фраза названия - цитата из стихотворения А.С. Пушкина, посвященного картине Брюллова «Последний день Помпеи». Анализ творчества Брюллова автор осуществляет на фоне исследования романтизма как важного направления в искусстве Х1Х в. Одной из главных черт романтизма как художественного мировоззрения была утрата цельности - раскол мира в сознании индивидуума. В эпоху Просвещения истинами считались четкое разделение материи духа, природы и человека, цивилизации и дикости. Здесь торжествовала ясность. Напротив, «романтизм обладал повышенной чуткостью к иррациональному компоненту бытия, присутствию в мире сил зла и неразумия, хаоса и деструкции» (с. 123). Подобные взгляды были навеяны самой историей. Незыблемый мир Старого порядка мгновенно рухнул после первых недель Великой французской революции. Затем желанная свобода сменилась невиданно жестокой диктатурой и кровопролитными войнами. Мир стал необъяснимым. Только гадая и фантазируя можно было приблизиться к разгадке его тайн. Шеллинг, один из самых автори-

* Курбановский А. «Под воспаленным прахом»: Творчество К.П. Брюллова и романтическая эзотерическая традиция // Искусствознание. - М., 2006. -№ 2/06. - С. 122-151. 136

тетных философов своего времени, писал: «То, что мы называем природой - поэма, скрытая от нас таинственными чудесными письменами... Сквозь чувственный мир, за полупроницаемой дымкой тумана лишь мерцает, как мерцает смысл в словах, некая страна фантазия, к которой мы стремимся» (с. 123).

Автор подчеркивает, что романтический художник отнюдь не руководим традицией и стремлением воплотить в картине свой мысленный образ. Он теперь творит под влиянием таинственного вдохновения, сверхъестественной интуиции. На примере творчества Брюллова, в частности его картины «Последний день Помпеи», автор пытается выявить сущность «эстетики возвышенного», свойственную романтизму как художественному направлению. Хотя развалины античных городов стали предметом исследования с начала 1700-х годов, серьезными археологические работы стали лишь начиная с середины века. Тогда стали появляться гравюры с видами руин Помпеи и Геркуланума и рисунки найденных там вещей. Чем больше узнавали люди об извержении Везувия, тем сильнее утверждалась в их сознании мысль о непредсказуемости и таинственности природы. Могущество вулкана одновременно пугало и восхищало. Автор отмечает, что романтическое сознание также было потрясено таким страшным и великим событием, как пожар Москвы 1812 года.

Раскопки Помпеи изменили взгляды ученых-искусствоведов на природу античного искусства. Ведущий историк искусства древности И.И. Винкельман считал, что для искусства Греции и Рима в античные времена были характерны простота и величие, разумная благопристойность. Каково было удивление ученых, когда они, изучая предметы быта древних римлян, обнаружили их пристрастие к изображению непристойности. Именно для описания этих предметов быта был впервые использован термин «порнография», «.неоклассический идеал не выдержал проверки эротизированной реальностью римского быта» (с. 128).

Его сменило романтическое мировосприятие, сосуществующее с возрождением мистических и эсхатологических представлений. Модными сюжетами стали библейские предания о гибели Содома и Гоморры. Вновь заговорили о Божьем наказании развратного Рима. Непредсказуемость Божественного правосудия соответствовала романтическим представлениям о таинственности мира. В 1812 г. во время Отечественной войны утвердилась мысль о провиденци-

альной роли России в освобождении мира от антихриста - Наполеона. В публицистической литературе того времени Александра сравнивали с Христом, а Михаила Кутузова с Архистратигом Михаилом. Образ хаоса, пламени, извержения вулкана волнует романтическое воображение. В начале Х1Х в. усиливается влияние масонов. Если в век Просвещения масоны в основном признавали верховенство разума, то с наступлением следующего века в масонских ложах развиваются мистические учения, усиливается интерес к кабалистике.

Характерно, что мировоззрение масонов, воспринимавших существующую реальность как некое символическое отражение сверхъестественной иррациональной силы, переплелось с философскими взглядами французских католических мыслителей: Ме-стра и Бональда, а также немецкого философа Шеллинга. После потрясений начала Х1Х в. мысль о мировом катаклизме стала гораздо более распространенной, чем в век Просвещения. В России в кругах интеллигенции эта мысль стала особенно популярна после казни декабристов и утверждения режима Николая I. Чаадаев писал Пушкину о надвигающейся угрозе миру. Автор подчеркивает, что в 1831 г. и Чаадаев, и Пушкин были членами масонских лож (с. 133). Ведущий историк того времени М.П. Погодин рассматривал историю древних Египта, Греции и Рима как ряд сменяющих друг друга историй народов. Судьба каждого народа предопределена непознаваемой волей Творца. Только глубокая вера может приблизить человека к прочтению символов путей Господних. Масоны доводили религиозный мистицизм до крайней степени, их толкование Священного Писания носило настолько субъективный и произвольный характер, что фактически вело к его отрицанию.

Карл Брюллов, как и многие его современники, пережил увлечение масонством. В юности, когда он учился в Академии художеств, ее вице-президентом был известный масон А.Ф. Лабзин. Отец и брат Брюллова также были членами масонских лож. Хотя Карл Брюллов не был столь ревностным членом общества Вольных каменщиков, как его отец, однако, находясь в Италии, он неоднократно беседовал с влиятельным масоном Р. Винспером. Об этих душеспасительных беседах он сообщал в письме своему брату (с. 136). Масонские взгляды, считает автор, повлияли на замысел картины «Последний день Помпеи». В центре внимания масонских толкований была тема «Разрушение нечестивого града». Брюллов

рассматривал свое посещение раскопок Помпеи не как путешествие в прошлое, а как «сошествие в преисподнюю» (с. 136). Этот сюжет использовался в русской религиозной литературе. Например, «Хождение Богородицы по мукам».

Археология того периода очень часто соприкасалась с мистикой. В своих лекциях по археологии Н.Н. Надеждин связывал рассказ об археологических находках с эзотерическим толкованием. Гоголь в одной из своих статей писал: «Здание это, когда с него сбрасывали землю и оно выходило на свет, представляло всегда странный и вместе страшный вид; как будто бы земля выказывала свою глубокую внутренность, как будто мрак очутился вдруг среди яркого света» (цит. по: с. 137). На Брюллова могли оказать значительное влияние воображаемые картины разрушения Помпеи из книги известного мистика К. Эксартсгаузена, посвященной путешествию в Италию. Автор считает, что Брюллов замыслил создать «возвышенную аллегорию» (с.137), масонское толкование наказания за грехи. В нем сплетаются отдельные аспекты христианского толкования с аллегориями, воспринятыми из других религий. В масонских ложах существовала строгая градация посвященных, представители более высоких степеней посвящения получали доступ к расшифровке самых сложных аллегорий. Каждая, даже мелкая деталь картины, могла отображать определенную ипостась масонского учения. Так, например, форма камней на картине, грубых и специально обработанных, могла намекать на существование масонской иерархии (с. 139).

Основная мысль картины - победа истинного Бога над языческими идолами - во многом скрыта за масонскими символами. Масонская «эзотерика» (с. 137) признавала двух правителей ада: Люцифера, падшего ангела, и Вельзевула, князя тьмы. Масон должен преобразовывать свою душу в камень «храма Соломонова», Люцифер же вырастил в себе адский черный камень. Все в Помпее - дома, языческие храмы и статуи - создано из адского камня, поэтому должно быть уничтожено, даже мостовые из камня должны быть похоронены под лавой (с. 138). Особым смыслом наделено помещенное в центре картины колесо. Вертящееся колесо есть не что иное, как колесо Зодиака. Согласно гностическим толкованиям, колесо Зодиака собирает Божественный свет, «частицами коего являются души умерших праведников, очищает их от материи и

возвращает в царство Абсолютного света, т.е. в Божественное Лоно» (с. 140). Вокруг колеса вращаются сгустки пыли, пыль издавна выступала как аллегория греха. Очищение пыли означало освобождение от греха. Российские масоны использовали в своих трактатах мысли многих великих православных богословов. И даже подражали тому, что свойственно православным обрядам. Поэтому многим образованным религиозным людям в России был понятен в определенной степени смысл аллегорий картины. Но если Гоголь, большой почитатель церковной литературы, мог восхищаться красотой картины и понимать ее аллегорический смысл, то Герцен, будучи сторонником все более развивающихся позитивистских взглядов, видел в картине прежде всего ужас от беспредела тирании государства и природы. Это впечатление было навеяно расправой над декабристами и страшным наводнением 1824 года.

Стремление аллегорически выразить свое мировоззрение проявилось и в другой картине Брюллова «Смерть Инессы де Кастро». В основу ее положен эпизод из истории средневековой Португалии (с. 142-143). И в «Последнем дне Помпеи», и в «Смерти Инессы де Кастро», отмечает автор, Брюллов «облек волновавшие его мысли в "скорлупки" текстуальных метафор и визуальных кодов, выработанных соответствующей знаковой практикой культуры» (с. 144).

Автор заключает свою статью выводом о том, что увлечение масонской «эзотерикой» в первой трети XIX в. во многом совпадало с герменевтическим искусством романтизма.

А.Б. Катан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.