Научная статья на тему 'А.Д. ТРЫНОВ – НОВАТОР ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ'

А.Д. ТРЫНОВ – НОВАТОР ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
провинциальная педагогика / А.Д. Трынов / В.А. Сухомлинский / трудовое воспитание / историко-педагогическое познание / provincial pedagogy / A.D. Trynov / V.A. Sukhomlinsky / labor education / historical and pedagogical knowledge

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храмов Дмитрий Игоревич

В статье представлен анализ развития провинциальной педагогики в советский период. Раскрывается педагогическая деятельность Анатолия Дмитриевича Трынова, директора сельской школы в Оренбургской области. В статье выявлены его ключевые педагогические идеи в сфере трудового воспитания, проведены параллели с деятельностью В.А. Сухомлинского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храмов Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRYNOV INNOVATOR OF PROVINCIAL PEDAGOGY OF THE ORENBURG REGION

The article presents the Soviet period in the development of the provincial pedagogics. It describes Anatolij Trynov's teaching career, the director of the village school in Orenburg region. The article analyzes some of his key educational and pedagogical ideas in the area of labour upbringing.

Текст научной работы на тему «А.Д. ТРЫНОВ – НОВАТОР ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 37.01(470.56)

Д.И. Храмов

А.Д. ТРЫНОВ - НОВАТОР ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье представлен анализ развития провинциальной педагогики в советский период. Раскрывается педагогическая деятельность Анатолия Дмитриевича Трынова, директора сельской школы в Оренбургской области. В статье выявлены его ключевые педагогические идеи в сфере трудового воспитания, проведены параллели с деятельностью В.А. Сухомлинского.

Ключевые слова: провинциальная педагогика, А.Д. Трынов, В.А. Сухомлинский, трудовое воспитание, историко-педагогическое познание

Dmitry I. Khramov A.D. TRYNOV - INNOVATOR OF PROVINCIAL PEDAGOGY OF THE ORENBURG REGION The article presents the Soviet period in the development of the provincial pedagogics. It describes Anatolij Trynov's teaching career, the director of the village school in Orenburg region. The article analyzes some of his key educational and pedagogical ideas in the area of labour upbringing.

Key words: provincial pedagogy, A.D. Trynov, V.A. Sukhomlinsky, labor education, historical and pedagogical knowledge

Введение

В данной статье мы обращаем внимание на тему провинциальной педагогики. Актуальность темы исследования

обусловлена несколькими причинами. В первую очередь отметим, что за последние несколько лет в обществе значительно возрос интерес к провинции в принципе. Журналисты и урбанисты обращают внимание на многообразие нашей страны, на то, что в России помимо неоспоримо главных культурных центров представляют интерес небольшие города и сёла - своей культурой, историей, людьми. Если же говорить о педагогике, то в последние годы вместе с принятием факта, что переход к болонской системе оказался простой формальностью и не показал качественных улучшений, сейчас исследователи с уверенностью видят решение проблемы суверенитета российского образования в обращении к опыту советской педагогики второй половины XX века.

Суммируя эти два положения, мы получаем обоснование актуальности изучения наследия провинциальной педагогики. Далеко за пределы нашей страны вышла слава Василия Александровича Сухомлинского, однако рассмотрение частных, не столь известных персоналий, новаторские идеи которых перекликаются с идеями более известных педагогов, может дать педагогической науке ещё больше материала для исследования и, в дальнейшем, применения на практике. Методы работы разных педагогов-новаторов могут быть схожи, будучи объединенными общей темой и целями, но каждый из них по-своему уникален. В данной статье мы бы хотели остановиться на педагогическом

творчестве Анатолия Дмитриевича Трынова. Впервые в научном поле резюмированы страницы его биографии и выявлены параллели между принципами его работы и наследием В.А. Сухомлинского.

Цель исследования - проанализировать педагогическую деятельность директора Ибрагимовской средней школы А.Д. Трынова. Исходя из цели, были поставлены задачи: изучить литературные источники, проверить факты, сформулировать педагогические принципы А.Д. Трынова, сравнить их с педагогическими принципами В.А.

Сухомлинского.

Материалы и методы

При историко-педагогическом

исследовании были использованы анализ и синтез информации - биографической литературы, научных статей, освещающих рассматриваемый период, личные

воспоминания.

Литературный обзор

К вопросам изучения историко-педагогического процесса, в том числе провинциальной педагогики обращались такие исследователи, как А.М. Аллагулов, М.В. Богуславский, В.С. Болодурин, Г.Б. Корнетов, С.В. Любичанковский, В.В. Попов, В.Г. Рындак, Б.П. Хавторин. Интересны диссертационные исследования Д.А. Астафьева, М.К. Мусафирова, А.Н. Терехова, А.В. Торшиной.

Результаты

А.Д. Трынов родился в 1930 году в селе Чеботарёво Кувандыкского района Оренбургской области. Прежде чем перейти к его биографии, отметим, что призвание работать педагогом А.Д. Трынов распознал в себе не сразу. Однако наблюдая за

выдающейся личностью, всегда можно усмотреть предпосылки тех или иных аспектов известной нам биографии уже в ранние годы жизни.

А.Д. Трынов воспитывался в семье колхозников, потомственных хлеборобов. В своей книге «Путевка в жизнь» А.Д. Трынов пишет: «Быт нашей семьи не отличался от заведенного в деревне, где все трудятся на своем приусадебном участке, содержат дом и двор, ухаживают за скотиной» [10, с. 8]. Воспитание в рамках советской идеологии, сельской жизни с традиционным ранним приучением к труду оказало на него большое влияние - с ранних лет понимание ответственности и спокойное отношение к активной работе по хозяйству стали для него естественной потребностью.

В 1952 году он окончил с серебряной медалью среднюю Зиянчуринскую школу. В десятом классе в возрасте 18-ти лет был принят в члены КПСС. Сразу после школы поступает в Уральский государственный университет имени А.М. Горького (Свердловск) на факультет журналистики, но забирает документы по собственному желанию, проучившись год и поняв, что журналистика - не его призвание [7].

Следующим шагом был выбор карьеры военного. Окончил танковое училище в г. Чирчик, затем служил в составе группы Советских войск за границей, был командиром взвода. В 1956 году в армии производились сокращения, и А.Д. Трынов подал рапорт об увольнении [6].

Уволенным офицерам государство предоставляло льготы: право на получение прописки в любом городе по выбору, право на получение квартиры. Полученный в танковом училище диплом инженера-механика по эксплуатации тракторов и автомобилей, делал его востребованным сотрудником в любом городе. Но он возвращается на Родину, в Кувандыкский район, и начинает работать учителем труда и истории в селе Верхняя Кайракла. Поступает на заочное отделение Оренбургского педагогического института. Через месяц районная комиссия смещает с поста текущего директора и предлагает А.Д. Трынову занять его место. Склонность к лидерству со школьных лет, пример отца, который «не имел соответствующего образования, но обладал организаторскими способностями и пользовался в селе всеобщим уважением» [10, с. 9], эффективное

командование подчинёнными в годы службы - всё это привело А.Д. Трынова к пониманию собственного призвания - работа с людьми, управление коллективом. Его карьера интересна новаторскими решениями, многие из которых вводились параллельно и независимо от государственных программ.

Так, вскоре после начала работы А.Д. Трынова на посту директора в школе вводится система самообслуживания. Ученики, начиная с четвертого класса, участвовали в поддержании порядка в помещениях. В 1958 году зарождается школьная

производственная бригада. Идея её создания складывалась из стремления А.Д. Трынова приучать школьников к труду и нужды школы в финансовом обеспечении. На выделенном участке началось выращивание

подсолнечника и картофеля. Была выстроена система, согласно которой часть урожая продавалась, а часть уходила на содержание столовой самой школы, в результате чего было организовано бесплатное питание учеников, а на вырученные деньги были приобретены учебные пособия и техника. Также появилась возможность обеспечения школы бесплатными учебниками.

Организация собственного сада также позволяла обеспечивать свежими и заготовленными на зиму фруктами не только школу, но и остальных жителей села. При участке был открыт лагерь труда и отдыха, в котором проводились различные

мероприятия - совещания учителей, слёты учеников. В 1962 году было построено новое школьное здание, а в 1967 году была введена бесплатная школьная форма.

В 1970 годы в рамках государственной программы ликвидации «неперспективных деревень» произошла реорганизация соседних колхозов, в результате чего наблюдалась миграция населения из с. Верхняя Кайракла и, как следствие, резкое снижение количества учеников с 250 (конец 1950-х годов) до 15-ти (1980-е годы) [10, с. 16].

В 1974 году А.Д. Трынов был перенаправлен райкомом партии на пост директора Ибрагимовской средней школы. По оценке А.Д. Трынова, школа находилась в глубоком тупике - педагогические кадры были слабы, родители и совхоз не принимали участия в жизни школы, были недостатки в профориентации школьников. С этого момента начинается наиболее продуктивный

период работы А.Д. Трынова. Рассмотрим его подробнее.

Особое внимание педагогического коллектива А.Д. Трынов обращал на дошкольников от трёх до шести лет. Он отмечал быструю потерю мотивации к обучению, «огонька в глазах» [10, с. 32], с которым будущие школьники начинают свой путь в образовании. Причиной он видел недостаточную увлечённость педагога ребёнком, сложность реализации

индивидуальной работы с каждым учеником. Решением проблемы была организация совместной работы детского сада и школы и выстраивание структуры подчинения детского сада средней школе. Учителя, направленные на работу в детские сады, получили возможность ещё до поступления ребенка в школу знакомиться с ним, узнавать привычки и индивидуальные особенности. Контакт учителя и воспитателя помогал координировать программу обучения таким образом, чтобы ребенок уже мог осуществлять первые шаги к школе, но в более понятной, игровой, образной форме. Занятия по музыке, чтению и физкультуре устраивались именно школьными педагогами. Также было организовано шефство школьников начальных классов над дошкольниками - в группах по шесть человек они проводили занятия, устраивали утренники, игры и соревнования. Таким образом, подчеркивал А.Д. Трынов, младшие школьники учились приобщаться к труду «посильному для их возраста». Выстраивание такой системы в целом позволило связать все звенья -воспитатель, учитель, дошкольник, ученик. Это делало процесс образования более полноценным. Также в эту систему были включены и родители - как непосредственные участники процесса взросления ребенка. Профессиональные педагоги проводили работу с родителями, обучая их правильным инструментам воспитания.

Происходила эта работа посредством организации совместных мероприятий с участием учеников разных возрастов: утренники, спектакли кукольного театра. Отдельное внимание мы бы хотели уделить «клубу почемучек». «Клуб почемучек» - это форма внеклассной работы, идея которой пришла из неформальных бесед учителей и учеников в группе продлённого дня. Дети дошкольного и младшего школьного возраста особенно сильно заинтересованы в познании

окружающего мира, а мастерство педагога заключается именно в том, чтобы взять естественную потребность ребёнка и совместить её удовлетворение с обучающим эффектом. Педагоги Ибрагимовской школы привели вопросы школьников в систему, определяли темы «заседаний клуба» [10, с. 47], привлекали к ответам на вопросы старших школьников, подсказывали, как ребята сами могут дойти до ответов - давали домашнее задание, предлагали обсудить вопросы между собой. Ребята выступали друг перед другом с докладами, учились объяснять свою точку зрения другим участникам «клуба».

Отметим, что уже в 1970-е годы, как отмечает А.Д. Трынов, существует проблема «тепличного» воспитания ребенка. Эта проблема актуальна в XXI веке, однако существовала и тогда: «многие родители сегодняшних детей родились в годы войны или в послевоенное нелёгкое время. Этим поколениям пришлось испытать немалые трудности. И поэтому папы и мамы готовы оградить от них своих сыновей и дочерей. Но далеко не все понимают, какой вред наносят подросткам, воспитывая потребителей» [10, с. 38]. Во многом именно на эту проблему и была направлена деятельность А.Д. Трынова по трудовому воспитанию. Он выводит формулу: сделать так, чтобы «труд был необходимой потребностью». [10, с 38].

Чтобы добиться этой цели, считал А.Д. Трынов, необходимо, чтобы ученики видели результат своего труда, чтобы осознавали его практическую пользу, а не воспринимали как воспитательный момент. Для этого был создан отряд «Золотой колосок». Он состоял из 60 учеников, был поделен на группы -«звенья», каждый из которых выполнял определённые задачи, связанные с сельским хозяйством под руководством наставников-профессионалов. Ученики оказывали помощь в работе со скотом, за «Золотым колоском» было закреплено определенное количество голов, за которые ученики несли ответственность. Они выращивали урожай на пришкольном участке и в полях, участвовали в походах. Полученные впечатления анализировались с помощью написания сочинений и творчества - рисунка, лепки, бесед.

Педагогические взгляды А.Д. Трынова можно резюмировать следующим образом:

- важно выявить знания и умения ребёнка ещё на этапе воспитания в детском саду и

правильно выстроить мотивацию к обучению. Важна роль интереса к процессу обучения, работа по формированию коллективистских отношений;

- прививать детям правильное отношение к труду с раннего детства, чтобы в будущем он становился естественной потребностью. В каждом учебном предмете интерес к труду воспитывается с помощью демонстрации практической и, немаловажно, общественной значимости результатов этого труда;

- ключ к успеху - в создании целостной системы обучения детей от 3 до 6 лет, дошкольников, младших и старших школьников, чтобы их обучали одни и те же преподаватели, чтобы учителя интегрировались в детские сады, чтобы общались старшие и младшие школьники;

- необходима тесная связь школы и жизни села в целом; школы и хозяйства. Постоянное общение учителя с родителями: «уроки доброты», «педагогический всеобуч», выступления с лекциями, беседы с жителями села, принятие на себя педагогом роли «просвещенца»: чтобы школа и село «своим миром» справлялись с воспитанием и наведением порядка [10, с. 17].

Эти принципы легли в основу его системы, получившей название «Воспитание на миру» [8]. Они созвучны как взглядам другого выдающегося педагога Оренбургской области - Н.К. Калугина, так и принципам В.А. Сухомлинского [2]. Знакомясь с книгой А.Д. Трынова «Путёвка в жизнь», в которой он рассказывает о достижениях, полученных в ходе своей педагогической деятельности, мы можем отметить, что в своей работе он часто ориентируется на опыт павлышского новатора. В.А. Сухомлинский называл процесс обучения «радостным трудом», делал упор на формирование мировоззрения учащихся. Такой же принцип - обучение в контексте труда как «естественной потребности» мы видим и у А.Д. Трынова. Исследователь наследия В.А. Сухомлинского В.Г. Рындак пишет: «В.А. Сухомлинский добивался, чтобы ребенок за два года до поступления в первый класс попадал в сферу воспитательного влияния школы, что имело и педагогический, и социальный смысл» [9, с. 86]. Своё понимание важности дошкольного обучения А.Д. Трынов рассматривает в главе «От трёх до шести» книги «Путёвка в жизнь» [10, с. 32].

«Материальная база Павлышской школы рассматривалась Сухомлинским в единстве с окружающей природой, производительным трудом и общественной деятельностью учеников и учителей» [9, с. 87]. С подобных решений и начал свою профессиональную деятельность А.Д. Трынов, введя подобные меры ещё при работе в школе Верхней Кайраклы. Схожи по целям и созданные организации школьников: «Зеленый колосок» Н.К. Калугина [2, с. 383], «Зеленый класс» В.А. Сухомлинского и «Золотой колосок» А.Д. Трынова [8]. Это ещё раз доказывает, насколько важно изучение профессиональных достижений педагогов из провинции -внимание к их уникальному опыту позволяет нам более тщательно отбирать пути решения современных проблем в образовании, рассматривать их потенциал на большем количестве примеров, делать выбор в пользу тех или иных методов.

Обсуждение

Не только в изучении темы провинциальной педагогики, но и в изучении деятельности А.Д. Трынова в частности, есть потенциал, возможность провести масштабное сравнительное исследование методов работы, подробнее осветить биографию, выделить идеи, имеющие практическое применение в современности.

Заключение

В статье исследованы аспекты педагогической деятельности А.Д. Трынова. Изучив теоретическую информацию и сформулировав педагогические принципы А.Д. Трынова, мы увидели их сходство с принципами работы В.А. Сухомлинского, однако осветили и уникальность в аспектах работы оренбургского подвижника провинциальной педагогики.

Наследие А.Д. Трынова отражено в документальном фильме «Жаворонки прилетают в марте», газетных статьях и названой выше книге «Путёвка в жизнь», вышедшей уже после его смерти в 1987 году. До самой смерти А.Д. Трынов продолжал работу в школе. Его последним стал выпуск 1986 года. Сегодня Ибрагимовская средняя общеобразовательная школа Кувандыкского городского округа Оренбургской области носит его имя.

Литература:

1) Аллагулов АЖ В.А. Сухомлинский о нравственном воспитании школьников / / Непреходящие ценности педагогического наследия В.А. Сухомлинского в эпоху глобальных перемен: сб. науч. трудов конференции. -Оренбург, 2021. - С. 24-31.

2) Аллагулов AM. Историко-педагогические страницы провинциальной педагогики // Образовательные системы и среды: историко-педагогический дискурс в начале XXI века: сб. науч. трудов конференции. -Вологда: Изд-во Волгоградской гос. академии последипломного образования, 2022.- С.380-385.

3) Аллагулов АЖ Проблема нравственного воспитания школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского // Mеждународная научно-практическая конференция: сб. статей. В 2-х томах. Т. 2 / науч. ред. В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - С. 37-42.

4) Аллагулов АЖ Уральская ассоциация В.А. Сухомлинского как фактор реализации идей педагога-гуманиста // Региональная научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области: сб. науч. трудов конференции. - Оренбург, 2002. - С. 20-21.

5) Астафьев Д.А. Трудовая подготовка учащихся сельских общеобразовательных школ Оренбургской области в 1980-1990-е гг. // Известия Оренбургского государственного аграрного университета.- 2005.- № 2(6).- С.109-112.

6) Давыдова С.Г. Голос памяти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/82/523/94506.php (дата обращения: 10.01.2023).

7) Mолотова Ю. Село Ибрагимово: воспитание на миру [Электронный ресурс] // Учительская газета. -2012.- №41. - Режим доступа: https://ug.ru/selo-ibragimovo-vospitanie-na-miru/ (дата обращения: 12.01.2023).

8) Mорозов С. Без родной земли - нет большой судьбы // Народное образование. - 1996. - №9. - С.67.

9) Рындак В.Г. Педагогический эксперимент В.А. Сухомлинского в пространстве и времени // Психолого-педагогический поиск. - 2018. - №47. - С. 85-98.

10) Трынов А.Д. Путевка в жизнь. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1987. - 126 с.

References:

1) Allagulov A.M. V.A. Suhomlinskij o nravstvennom vospitanii shkol'nikov // Neprekhodyashchie cennosti pedagogicheskogo naslediya V.A. Suhomlinskogo v epohu global'nyh peremen: sb. nauch. trudov konferencii. -Orenburg, 2021. - S. 24-31.

2) Allagulov A.M. Istoriko-pedagogicheskie stranicy provincial'noj pedagogiki // Obrazovatel'nye sistemy i sredy: istoriko-pedagogicheskij diskurs v nachale XXI veka: sb. nauch. trudov konferencii. - Vologda: Izd-vo Volgogradskoj gos. akademii poslediplomnogo obrazovaniya, 2022.- S.380-385.

3) Allagulov A.M. Problema nravstvennogo vospitaniya shkol'nikov v pedagogicheskom nasledii V.A. Suhomlinskogo / / Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya: sb. statej. V 2-h tomah. T. 2 / nauch. red. V.G. Ryndak. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 2018. - S. 37-42.

4) Allagulov A.M. Ural'skaya associaciya V.A. Suhomlinskogo kak faktor realizacii idej pedagoga-gumanista // Regional'naya nauchno-prakticheskaya konferenciya molodyh uchenyh i specialistov Orenburgskoj oblasti: sb. nauch. trudov konferencii. - Orenburg, 2002. - S. 20-21.

5) Astafev D.A. Trudovaya podgotovka uchashchihsya sel'skih obshcheobrazovatel'nyh shkol Orenburgskoj oblasti v 1980-1990-e gg. // Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.- 2005.- № 2(6).-S.109-112.

6) Davydova S.G. Golos pamyati [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://pandia.ru/text/82/523/94506.php (data obrashcheniya: 10.01.2023).

7) Molotova YU. Selo Ibragimovo: vospitanie na miru [Elektronnyj resurs] / / Uchitel'skaya gazeta. - 2012.- №41. - Rezhim dostupa: https://ug.ru/selo-ibragimovo-vospitanie-na-miru/ (data obrashcheniya: 12.01.2023).

8) Morozov S. Bez rodnoj zemli - net bol'shoj sud'by // Narod-noe obrazovanie. - 1996. - №9. - S.67.

9) Ryndak V.G. Pedagogicheskij eksperiment V.A. Suhomlinskogo v prostranstve i vremeni // Psihologo-pedagogicheskij poisk. - 2018. - №47. - S. 85-98.

10) Trynov A.D. Putevka v zhizn'. - CHelyabinsk: YUzhno-Ural'skoe kn. izd-vo, 1987. - 126 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.