Научная статья на тему 'В поисках педагогического идеала: женщина - гуманист, ученый, учитель (к юбилею Валентины Григорьевны Рындак, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора)'

В поисках педагогического идеала: женщина - гуманист, ученый, учитель (к юбилею Валентины Григорьевны Рындак, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
638
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / УЧЕНЫЙ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИКА КРЕАТИВНОСТИ / TEACHER / SCIENTIST / SCIENTIFIC CREATIVITY / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGY OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москвина Альфия Валеевна

В статье рассматриваются проблемы профессионально-педагогического становления доктора педагогических наук, профессора В.Г. Рындак, ученицы В.А. Сухомлинского, создателя научной школы. Даны отдельные фрагменты жизненной и научной судьбы ученого, основные направления научной деятельности ее учеников, проанализирован опыт интеграции науки и практики и стратегические ориентиры будущих научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In search for pedagogical ideal: woman - a humanist, scientist, teacher (On the anniversary of Valentina Grigoryevna Ryndak, Honored scientist of the Russian Federation, Doctor of pedagogical sciences, professor)

N the article the problems of professional and pedagogical development of Doctor of pedagogical sciences, professor V.G.Ryndak, apprentice of V.A. Sukhomlinsky, the creator of the scientific school are considered. Some fragments of life and scientific fate of the scientist, the main directions of scientific activity of her students are given, the experience of integrating science and practice and strategic guidelines for future scientific research are analyzed.

Текст научной работы на тему «В поисках педагогического идеала: женщина - гуманист, ученый, учитель (к юбилею Валентины Григорьевны Рындак, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора)»

Выдающиеся представители

отечественной педагогической науки

К юбилею Валентины Григорьевны Рындак, заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора

А.В. Москвина

(Оренбург)

В ПОИСКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА: ЖЕНЩИНА - ГУМАНИСТ, УЧЕНЫЙ, УЧИТЕЛЬ

IN SEARCH FOR PEDAGOGICAL IDEAL:

WOMAN - A HUMANIST, SCIENTIST, TEACHER (On the anniversary of Valentina Grigoryevna Ryndak, Honored scientist of the Russian Federation, Doctor of pedagogical sciences, professor)

В статье рассматриваются проблемы профессионально-педагогического становления доктора педагогических наук, профессора В.Г.Рындак, ученицы В.А. Сухомлинского, создателя научной школы. Даны отдельные фрагменты жизненной и научной судьбы ученого, основные направления научной деятельности ее учеников, проанализирован опыт интеграции науки и практики и стратегические ориентиры будущих научных исследований.

Ключевые слова: учитель, ученый, научное творчество, педагогическое взаимодействие, педагогика креативности.

In the article the problems of professional and pedagogical development of Doctor of pedagogical sciences, professor V.G.Ryndak, apprentice of V.A. Sukhomlinsky, the creator of the scientific school are considered. Some fragments of life and scientific fate of the scientist, the main directions of scientific activity of her students are given, the experience of integrating science and practice and strategic guidelines for future scientific research are analyzed.

Key words: teacher, scientist, scientific creativity, pedagogical interaction, pedagogy of creativity.

Когда он наступает - час подлинного ученичества? Быть может это те удивительные минуты нашей студенческой молодости, когда с восторгом, боясь пропустить хоть одно слово, слушали своего любимого учителя и твердо знали, что непременно будем такими же, как он: свободно, артистично и легко умеющими соединить несоединимое - анализ художественного текста - и проникновение в глубину замысла, в таинство рождения Великого из Малого, увлекающим за собой нас, потрясенных, Русским Словом, заставляющим плакать от чуда сопричастности переживаний Художника и Зрителя, Поэта и Читателя («...Если я от этих строчек плачу, значит, мне они предназначались...»).

Жизнь подарила мне знаковую Встречу - с ученицей В.А. Сухомлинского, человеком удивительного характера и судьбы - Валентиной Григорьевной Рындак. Никогда не забуду показавшуюся мне вначале маленькой, под низкими сводами первого этажа старинного здания нашего педагогического института, довольно привлекательную женщину, улыбнувшуюся мне навстречу и приветливо заговорившую сразу о главном - об исследовании, его значимости и необходимости, так как оно будет написано на базе художественного училища, теме творчества, так захватившей и увлекшей меня почти без всякого сомнения.

Деловитость и манера говорить Валентины Григорьевны, почти твердая уверен-

ность, что все получится - и надо немедленно начинать работать - не могли не повлиять на мою очень быстро сложившуюся решимость к делу.

Годы научно-исследовательской работы под руководством Валентины Григорьевны стали для меня, уже далеко не молодого педагога, годами подлинного ученичества, педагогических прозрений, по-настоящему ценных (ибо многому научили) взлетов и падений. Всегда храню в себе самое драгоценное из этих лет ощущение какой-то духовной близости и понимания школы Сухомлинского - через умение Валентины Григорьевны слушать и понимать своих учеников, через редкое (кажется просто непостижимое) качество -любить Человека и быть требовательным к нему одновременно, ставить такие задачи, которые вначале кажутся неимоверно сложными - а потом решаются, если ты веришь в себя и своего Учителя.

Проблема творчества и творческого развития человека в процессе познания - одна из самых ярких страниц педагогического наследия Василия Александровича - стала научной проблемой и Валентины Григорьевны, и нас, её учеников.

Как воспитать творца, исследователя? Человека не просто познающего, а преобразовывающего окружающий мир, способного, исследуя, увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний? Вопрос далеко не праздный в условиях развития современной школы, когда уже вполне привычно в её жизнь входят творческие научные лаборатории и научно-исследовательские конференции. Что это - очередная дань моде и попытка (уже в который раз!) реформировать школу? Или историческая закономерность, релевантная современному состоянию образования, востребованная необходимостью не внешнего изменения его фасада, а реконструкцией всех несущих опор и составляющих элементов?

Начало этих мучительных вопросов, столь стратегически важных для всей человеческой и научной судьбы Валентины Григорьевны, было положено еще в дет-

стве. Не случайно так много книг этого известного ученого, ныне заслуженного деятеля науки РФ, автора более 390 работ, воспитавшей и подготовившей 13 докторов и 71 кандидатов педагогических наук, основателя научной школы, - посвящено детству, овеянному и одухотворенному влиянием великого Мастера.

Как много, кажется, известно сегодня о педагогике Василия Александровича Су-хомлинского. Но извечная Загадка, Таинство Личности - всегда остается за пределами прочитанных книг, прослушанных лекций. Удивительно теплая, человечная атмосфера школы, лица учителей, «тихий, проникновенный голос» Василия Александровича - в воспоминаниях Валентины Григорьевны - все эти мемуарные реалии обретают какой-то совершенно зримый жизненный смысл, наполненный собственной сопричастностью к идеям, делам, жизни Павлышской школы.

Детство, овеянное отблеском недавней войны, потерей близких, бедностью, но одновременно - страстным желанием созидания, увлеченностью любым школьным делом, а тем более, если оно поручено любимым учителем - было для сельской девочки и трудным, и радостным, и счастливым одновременно. В Павлышской школе рождаются первые педагогические опыты Валентины Рындак - создание школьного кукольного театра, кружок любителей науки, секретарь комсомольской организации школы - все дается легко и с удовольствием - таков характер: задорный, энергичный, увлекающийся и увлекающий других.

Счастье семейное и счастье профессиональное - не есть ли это извечно искомая формула человеческого счастья? А если прибавить еще и счастье научное? А счастье было предсказано, оно уж всколыхнуло свои крылья и взмахнуло к звездам еще в первых детских сочинениях Валентины, помещенных в общешкольном рукописном журнале Павлышской школы «Наше творчество»:

Аисты

«Давным-давно, когда я только родилась, у нас в сарае построили гнездо аисты. Мама потом говорила: это тебе на счастье.

Каждый год прилетали из теплого края две белые птицы. Хлопочут, поправляют гнездо, выводят птенцов. Вечером. Как только солнце опуститься за гору, они станут возле гнезда и смотрят куда-то вдаль. Смотрят на далекий луг, на поле. Как будто любуются вечерней зарей. Мгла окутывает землю, а аисты кажутся нарисованными серой краской на пепельном небе» (из книги В.Г.Рын-дак «Уроки Сухомлинского»).

Возможность не только жить, работать, вначале простым учителем, потом завучем, написать кандидатскую диссертацию под руководством талантливейшего Л.И.Рувин-ского, не только воспитывать детей, но и исследовать те проблемы, которые еще только зарождались в советской педагогике - не есть ли это особое свойство «звездного человека»? Нет, не того, который мечтает о карьере, упивается собственной значимостью и постоянно обращает свой взгляд под ноги (как бы не оступиться!), а того, вечно неуспокоенного, постоянного ищущего, устремленного вверх, в пространство еще неизведанного, свободного, наполненного мириадою идей, находок, открытий.

Интеграция науки и образования осуществлялась в постоянном взаимодействии со школами: МОУ «Лицей №6», им. З.Г. Се-разентдиновой, МОУ «Гимназия №6», ГБОУ СПО «Педагогический колледж им. Н.К. Калугина», Школа молодого учителя «Ориентир». Бесчисленное множество посещенных уроков, беседы с учителями, педагогические мастерские и мастер-классы, дискуссии о месте и роли учителя в рождении творческой личности ученика дают мощный заряд для идей докторской диссертации Валентины Григорьевны, посвященной качественному преобразованию процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя.

Одна из самых ярких страниц, рожденных совместными размышлениями Валентины Григорьевны и её учеников - о роли творчества и науки в судьбах школы. Сегодня эта идея - о ребенке - творце, исследователе, о неограниченных и далеко невостребованных в учебном процессе возможностях каждого, о необходимости

глубокого уважения к личности потенциального Ученого, делающего открытия, изменяющего жизнь «по законам красоты» близка и понятна, но ведь прорастали эти идеи через тернии непонимания и неприятия, а нередко сопровождаемые иронией в отношении так уж преданной своему великому учителю ученицы. Так рождалась Научная Школа, от года к году наполняясь все новыми смыслами, открытиями, позже обсуждаемыми на Международными конференциях на Украине, в Китае, Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге.

Докторские диссертации, написанные под руководством Валентины Григорьевны - не только значимый вклад в педагогическую науку, они - содержат ответы на вопросы, некогда заданные и поставленные любимым Учителем:

«Как сочетать процесс познания, учение с созиданием, творчеством? Каковы закономерности развития многогранных творческих способностей? Как в общеобразовательной школе построить воспитательную работу, чтобы творческий труд приближался к научно-технической самодеятельности (ведь это условие расцвета науки в нашей стране)?»

«Ребенок будет чувствовать себя творческой личностью только при том условии, когда умственный труд в процессе учения захватит его эмоциональную сферу, когда постижение истины будет представляться ему результатом его личных усилий» (Сухомлинский В.А.» Павлышская средняя школа», с. 66-67).

Ответы на эти вопросы побуждают к постоянным размышлениям, требуют глубокого, научного осмысления педагогики Сухомлинского. Так рождаются замечательные статьи и книги-ответы, размышления, продолжения идей и мыслей учителя: «Уроки Сухомлинского» (2003г), «Педагогика» (учебник, 2004), «Проблема творчества в педагогической деятельности В.А.Сухом-линского» (2013г), «Линия жизни учителя, директора школы, ученогоВ.А.Сухомлинско-го» (2013г), «На пути к профессиональному успеху: в диалоге с учителем и временем» (к 95-летию В.А. Сухомлинского» (2013г), «Педагогика креативности» (2012 г.) и др.

Звездный учитель порождает звездных учеников - кому из нас не известна эта истина? Совместный поиск истины учителем и учеником предполагает искренность, забывание себя, растворение в своих учениках, то самое состояние жертвенной педагогической любви, которая отличала педагогику Песталоцции, Корчака, Сухом-линского.

Те из нас, кто прошел школу В.Г. Рындак, знают наверняка: познающий истину совместно с учителем ученик выступает не как «приемник», а как источник собственной истины.

Работы, написанные под руководством Валентины Григорьевны, не только научно, концептуально обоснованы в русле единой научной школы, но и являются результатом многолетних практических исследований, изучения педагогического наследия В.А. Сухомлинского, проблем творческого развития личности, научного, исследовательского творчества школьников (докторская диссертация А.В. Москвиной «Становление интеллектуального творчества старшеклассника в системе педагогического взаимодействия», Т.В. Челпаченко «Дидактическая система В.А. Сухомлинско-го как целостное педагогическое явление», А.М. Аллагулова «Формирование образовательной политики России во II половине XIX -начале XX вв. и др.). Из проблемы творчества, как из рога изобилия, рождаются темы докторских диссертаций, актуальные для развития отечественного и регионального образования (В.В. Болодурин «Становление и развитие образования и педагогической мысли в Оренбуржье (1735-1940), проблем управления качеством образования (Е.А. Ганаева «Гуманитаризация маркетинговой деятельности образовательного учреждения») и культуры педагогической деятельности (Е.Г. Матвиевская «Формирование культуры оценочной деятельности педагога» и др.)

Каждое исследование несет печать множества дней и ночей раздумий, сомнений, рождающихся из самой практики школьной жизни. Недостаточный научно-педагогический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими не-

стандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Качественным показателем успеха в учении по-прежнему принято считать свойства памяти, реже - мышления, и совсем редко - воображения. Эксперименты, проведенные исследователями нашей научной школы, убедительно показали, насколько сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к детям, снять барьеры, блокирующие его таланты. Вот только один эпизод.

Целью нашей исследовательской деятельности, осуществляемой под руководством В.Г. Рындак в гимназии № 4 г. Оренбурга являлась разработка содержания образования, ориентированного на развитие интеллектуально-творческих возможностей учащегося и его социализацию. Для этой цели в школе создано научное общество - Малая Академия гимназистов. Главная задача общества - дать гимназисту возможность развить свой интеллект и творческие способности через участие в научно-исследовательской деятельности. Вместе с Валентиной Григорьевной определяем самое трудное - направления поиска, будущие ключевые моменты диссертации:

* с каким типом одаренности, творческих и интеллектуальных возможностей старшеклассников мы имеем дело (выявление и развитие интеллектуальных, творческих, академических и др. способностей);

* какие задачи в работе с начинающими исследователями являются приоритетными: развитие уже высоких способностей или же, напротив, недостаточно развитых способностей (в том числе коммуникативных и личностных);

* каковы меры по созданию психологической поддержки, помощи, педагогических условий в формировании юного исследователя.

В условиях, когда научное (интеллектуальное) творчество учащихся не признавалось научных сообществом, Валентина Григорьевна, побуждает к поиску, вновь и

вновь советует перечитать труды Сухом-линского: «Я стал исследовать прежде всего свою работу, свои уроки, ответы своих учеников. Вот ребенок рассказывает о путешествии капли воды. Речь должна идти о первом весеннем ручейке, о радуге, о тихих всплесках уснувшего озера. Именно об этом должен говорить ребенок как мире, который его окружает, о мире, в котором он сам частица живой природы. А что я слышу? Вымученные, неуклюжие заученные фразы, словосочетания, смысл которых самому ребенку представляется туманным. Вслушиваюсь, вдумываюсь в речь детей, и у меня постепенно крепнет убеждение, что мы, учителя, не учим ребенка мыслить» («Павлышская средняя школа», с.104).

Так в процессе совместных поисков в контексте разработанной нами в гимназии программы работы с одаренными детьми ведущей становится стратегия обучения мышлению. Изучая педагогический опыт и сообразуя его с реалиями современной гимназии, мы понимали, что развитие одаренной личности, её когнитивной (познавательной) сферы невозможно без совершенствования культуры мышления, без практических умений и навыков творческой мыслительной деятельности.

Идет занятие школы педагогического мастерства «Ориентир» Вместе с Валентиной Григорьевной молодые учителя размышляют над самым сокровенным в педагогической деятельности учителя - Категорией Любви и Уважения к Ребенку. По мнению Валентины Григорьевны, яркость, самобытность педагога в сочетании с собственными эмоциональными переживаниями, отношением сотрудничества, признанием самоценности ребенка обеспечивают развитие его личности, предупреждают от множества рисков на его жизненном пути. Педагог непосредственно воздействует на ребенка через внимательное, уважительное отношение к нему.

Именно учитель является своеобразной моделью поведения для ребенка. Результатом таких встреч, участия в ежегодных творческих мастерских и педагогических конкурсах «Учитель года», в ежедневных бесед, дискуссий с аспирантами являют-

ся новые научные идеи ученого. Теория творческого развития личности в условиях быстро меняющихся социальных условий, информатизации образования приобретает новые черты, наполняется качественно новым содержанием. В своей монографии «Педагогика креативности» (2012) В.Г.Рын-дак выделяет следующие типы учителей по наличию креативной составляющей в их деятельности:

1) учителя-ретрансляторы (от «ретранслировать», то есть передавать). Поскольку у учителей этого типа сильно стремление действовать по образцу, не выходить за рамки первоначального способа деятельности, то педагогическая поддержка для них важна в лице наставника с развитыми креативными способностями, сформированной креативной компетентностью;

2) учителя-экспликаторы (от слова «экспликация» - объяснение, развёртывание). Этот тип педагогов находится на этапе перехода от подражания-копирования к творческому подражанию. Они формируют хорошиезнания, пытаются развить креативные способности своих учеников, знают, как это делать, но затрудняются в создании собственного художественного текста, в написании критических и публицистических текстов;

3)«учителя-импровизаторы» - самая малочисленная группа респондентов (переход от творческого подражания к подражательному творчеству). Они способны создавать собственные художественные, публицистические и критические тексты, но не могут научить этому учеников, так как не владеют методикой развитиялитературно-творче-ских способностей учеников. Педагогическая поддержка этого типа учителей необходима в лице профессиональногомето-диста, способного грамотно откорректировать действия учителя;

4)«учителя-исследователи», находящиеся на творческом уровне, умеющие со-здатьсобственный текст (художественный, публицистический, критический) и способные научить этому своих учеников.

Да, эта устремленность к высшему педагогическому мастерству -к креативной исследовательской деятельности -значит

не просто увидеть, понять - но и помочь раскрыться детской природе, её внутренним потенциальным возможностям, сродни которой вся бесконечность Времени и Пространства, вся полнота и непостижимость Вселенной, ибо и сама «Вечность - дитя, бросающее кости» (Гераклит).

Одна из важнейших проблем, обсуждаемых молодыми учителями: как создать эту атмосферу любви, как преодолеть множественные проблемы современного инклюзивного образовательного процесса, включающего в совместное обучение детей, лишенных нормального физического и психического здоровья? Учителя делятся на творческие группы, идет процесс создания моделей учительского поведения, решения трудных педагогических задач.

Кто же ты, Учитель будущего? Одинокий Странник, заглядывающий в темные окна -а не загорится ли свет хоть в одном окошке? Или доблестный Рыцарь, во всей красе и блеске своего облачения, вооруженный, сильный - ведешь за собою войско? Или ты Кудесник, волшебник, достающий из своего широкого рукава идеи, мысли, вдохновения? Нет однозначных и «правильных» ответов, но есть извечный путь поиска, раздумий. Но самые лучшие, самые сокровенные учительские открытия, прозрения, как всегда, совершаются в соответствии с вечной евангельской истиной, когда «от избытка сердца глаголят уста». Научить сопереживать, сочувствовать, уважать -значит не просто принимать ребенка, таким как есть, а вести его за собой, вдаль и выше, к звездам.

«Жизнь женщины - времен отраженье» (из поэзии В.Г. Рындак). Ничто так не украшает, так не возвышает человека, как его труд. Множество окрыленных человеческих и научных судеб, протянутая во времени, пространстве и вечности любовь близких, учеников - большие и малые звезды на жизненном пути Валентины Рындак, Человека, Педагога, Ученого.

Валентина Григорьевна Рындак, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, (2010), Отличник народного просвещения РФ (1994), автор более 390 работ, в числе которых 32 мо-

нографии, 34 учебных пособия, имеет авторские патенты на изобретения по педагогике (2004, 2016) награждена медалью К.Д. Ушинского (2007), медалью «Народное признание педагогического труда» (2010), является почетным членом Международных научных сообществ и академий (Польши, Украины, Казахстана, Китая).

Фундаментальные исследования в научной школе В.Г. Рындак осуществляются на основе теории взаимодействия, интегрирующей аспекты творческого освоения личностью образовательной деятельности, качественного преобразования процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала личности. В концепции автора в рамках организационно-деятель-ностного подхода рассматривается творческий потенциал как качество, характеризующее меру возможности личности к творческой деятельности. Разработано направление повышения квалификации учителя на основе связь - процесса непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Организованы междисциплинарные комплексные исследования в рефлексивно - креативном и историко-пе-дагогических направлениях. Обоснована педагогика креативности.

Жизнь и деятельность Валентины Григорьевны Рындак - пример высокого духовного служения науке. Это в ней студенты и аспиранты, ее ученики видят идеального Педагога, Ученого и гуманиста. Это человек долга, совести и чести. В своей деятельности она реализует гуманистические идеалы, разумно управляет процессом образования, оперативно решает задачи интеллектуального обогащения своих учеников, любя и уважая их, помогая им в реализации намеченных планов, служа ее величеству - Науке.

Литература

1. Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Е.Н. Щуркова[и др.]; под общ.ред. засл. деятеля науки Российской Федерации, д-рапед. наук, проф. В.Г. Рындак. — М.: ИН-ФРА-М, 2017. — 427 с.

2. Рындак В.Г. Женщина XXI века: стратегия успеха: монография / В.Г. Рындак. - М.: Новелла, 2011. - 320 с.

3. Рындак В.Г. Мы родом из детства - педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе: монография / В.Г. Рындак. - М.; Оренбург: Пед. вестник; Оренб. гос.ин-т менеджмента, 2006. 194 с.

4. Рындак В. Г. Школа: с веком наравне / В.Г. Рындак. - Оренбург: Изд-во ОГПУ 2010. - 220 с.

5. Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра / В.Г. Рындак - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.-512 с.

6. Рындак В.Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак.- М.:Издательский дом «Университетскаякнига», 2012. - 284 с.

7. Рындак В.Г. Уроки Сухомлинского. - М., Педагогический вестник, 1998.

8. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика // Под ред. Е.С.Полат. - М., 2000.

9. Социализация и творческое развитие личности (философско-культурологическая концепция гимназии № 4) //Под ред. В.Г.Рындак. -Оренбург, 2000.

10. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972.

11. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., Просвещение, 1979.

12. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М., Молодая гвардия, 1975.

13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., Молодая гвардия, 1979.

14. Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. - С. - Петербург,1992.

15. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М., 2000.

16. Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2001.

17. Ярошевский М.Г. О природе научного открытия. // Природа. -М., 1984. -№3.

18. Barron F., Taylor G. Scientific creativity, its recognition and development. - N.Y., 1963.

19. Contemporary Approaches to Creative Thinking. N. Y., 1963, p 165.

20. Guilford J. P. Creativity American psychology.- N.Y. 1950.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.