А. БЕРНС О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
АФГАНИСТАНА
Негматов Давлатшо
Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни
Дурранийские, а вслед за ними Баракзайские правители унаследовали от Сефевидов и Моголов феодальный административный аппарат и систему судопроизводства, основанную на шариате. Господствующей религией афганского государства стал ислам суннитского толка, которого придерживалось большинство афганских племен и таджикского населения страны. Мусульманское духовенство, верхушка которого являлась влиятельной частью феодального класса, играло большую роль в жизни страны и помогало упрочению шахской власти, закрепившей за духовным сословием его права и привилегии. Эмир хорошо знал характер каждого слоя своего народа, обладая практическим опытом в познании всего социального организма страны, во всех формах, в каких он поддается наблюдению. Он привык в обычных отношениях, быть политичным, но безжалостно практиковал самую решительную жестокость во всех случаях, когда добывал деньги. Он чрезвычайно тщеславился своим талантом оратора. В этом его всячески поддерживали,выражая свое восхищение. «Перед лицом важных событий эмир становится спокойным, выдержанным, и если события принимают безнадежный оборот, он прислушивается к советам каждого не исключая слуг. Но в случаях чрезвычайных он становится боязливым и иной раз даже теряет присутствие духа».1
Эмир официально не имел премьер-министра и не назначал никого на эту должность, хотя всего первое правление таковым считался Мирза Абдуссами-хан, во втором царствовании Мирза Абдуррази-хан. Главнокомандующим был сам эмир, однако в его отсутствие эти обязанности выполнял один из его сыновей. В общем, политика эмира преследовала одну цель - не дать никому в стране разделят первенства. В период первого правления начальником финансового управления и начальником канцелярии эмира был Мирза Саид Хусайн-хан.2
В период второго правления, когда начальником финансов всей страны был назначен Мирза Мухаммед Хусейну, сын Мирзи Абдуррази-хана. Другими чиновниками эмира во втором царствовании были перечисленные ниже лица, из перечня которых можно получить представление об организации государственного аппарата в эту эпоху: 1. Мирза Мухаммед Махсен-хан-дабир (секретарь эмира) был ученым и поэтом, возглавлял царскую канцелярию. 2. Шагаси (министр двора). Шердиль-хан Баракзай; в его руках было сосредоточено правосудие. 3. Мир Хаджи, сын Мир Ваиза, имел большой авторитет, но эмир не доверял ему.4. Саид Джемалиддин Афгани, наставник принца Мухаммед Афзаль-хана, был придворным и участвовал в походах эмира. 5.Генерал Фаромарз-хан командующий войсками. Большинство исследователей называют способ правления афганцев, абсолютной деспотией.3
Александр Бернс проявлял живой интерес к политической системе Афганистана и его административной структуре управления, о чем свидетельствует тот факт, что он посвятил этому вопросу специальные главы своей книги. Согласно его сведениям, государственное устройство Кабула было типичным для феодального государства с присущим ему средневековым деспотизмом.Вообще нужно сказать, что у здешних жителей господствует простота и свобода обычаев, и каково бы не было их управление можно поручиться за то, что просьба просителей всегда бывают выслушаны, здесь по видимому все стоят на равных с правителем, так что самые подледные слуги обращаются к нему с речью без всякой церемонии, и сам он кажется совершенно
1 Бернс А. Кабул путевые записки. - М., 1849. -С.169.
2 С.К.Риштия. Афганистан в Х1Х веке. - М., 1958. -С.271.
3 Эльфинстоун. М. Отчёт о королевстве Кабул.- Лондон, 1815. - С.356.
чуждым всякой гордости и надменности и в то же время отличается только богатством одежды и наружных украшений. От Нимлахского сада на востоке, и до горных стран Хасарха на западе, деятельностью и благоразумием, человеколюбием и справедливостью прославился он во всех округах Афганистана, и даже за пределами этой страны.4
Эмир сам утверждал важнейшие решения котваля и шариатского суда.5 Ежедневно в своем главном городе садился он судить рядом с кази и муллою; сам разрешал спорный случаи на основание Корана, законных книг и афганского обычного права. Имелось два суда: гражданский и религиозный, часть дел решалось полицией, часть в суде. Котваль, начальник полиции, был полновластным лицом, ответственным за порядок в городе и действовавшим по своему усмотрению, но высшей инстанцией, в которую предавались наиболее важные дела, считался суд выносивший решения на основе шариата. Приговоры кази (судьи) проводились в исполнение и считались обязательными, как по светским законам, так и по шариату. Все же большинство спорных дел решалось по усмотрению Котваля, редко отсылавшего виновных в шариатский суд.Бернс, так же, подчеркивал важность собственно пуштунских законов для благосостояния и спокойствия государства в целом.
Бернс в своем повествовании, уделяет большое внимание, личности Дост Магоммеда: «Теперешний правитель Кабула, Дост Магоммед Хан, принял на себя титул Эмира несколько лет тому назад. Власть его простирается от Гинду Куша на юге до Газни и от Бамиана до Хиберских гор. Восточная часть его владений Джелалабад, присоединена недавно: она увеличила доходы Эмира от восемнадцати до двадцати четырех лаков рупий ежегодно. Все земли Дост Магоммеда разделены на Управления, вверенные его сыновьям - политика благоразумная, но не совсем приятная народу».7
Бернс, так же очень лестно отзывается об этом брате эмира: « Мы еще прежде слышали о прекрасном характере нашего хозяина Науаба Джабара и, ознакомившись с ним лично нашли его совершенным патриархом. Он устраняет и примеряет всякую вражду, возникающую между его многими и строптивыми братьями; сам же будучи старшим в семействе,. Не питает ни каких честолюбивых замыслов, несмотря на то, что правил когда то Кашмиром и другими областями Дураннийской империи. Брат его, теперешний правитель Кабула за многие важные услуги заплатил ему конфискованием его имущества; но он ни слова не говорит о его неблагодарности, а напротив утверждает, что бог наделил его избытком для удовлетворения его нужда и для награждения всех служащих ему, что он не знает лучшего удовольствия, как наделять людей, его окружающих, и наслаждается земною жизнью так, чтобы не быть обязанным управлять другими.8
Отличительной особенностью афганского правителя по данным многих исследователей, было то, что эмир не имел права выносить приговор политическим заключенным. Во время вынесения таких приговоров, должны были присутствовать старейшие рода для того, чтобы предотвратить среди членов этого рода всякие провокации и недовольства.9
Наиболее древним и важным для крестьян было хлебопашество. Искусству возделывания этой культуры оседлое население отдавало предпочтение испокон веков. Орудия труда соответствовали местной почве и традициям ее обработки. Давая краткое описание подготовки земли к севу, обработке почвы, главным образом при получении урожаев, а пшеницы местных сортов, А. Бернс приводит и краткую характеристику таких зерновых культур, как ячмень, джугара, рис и др.
А. Бернс твердо убеждает читателя, что по уровню богатства жители Кабула намного опережают жителей соседних государств. В Кабуле - отмечает он, несмотря на
4 К.Ф. Нейман «Афганистан и англичане в 1841 и 1842 гг., - М., 1952. -С.13
5 С.К.Риштия «Афганистан в Х1Х веке» М., 1958. -С.270
7 Бернс А. Кабул путевые записки. - М., 1849. -С.168
8 Бернс А. Там же.- С. 163.
9 Эльфинстоун М. Отчет о королевстве Кабула. - М., 1958. -С.357
неограниченность власти эмира, можно найти много людей, которые едва ли не богаче его самого. Исследователь довольно обстоятельно анализирует положение в скотоводстве. Причем он видит некоторое несоответствие этой сферы с возможностями ханства и почему - то определяет ее как в младенческом состоянии, хотя отмечает, что некоторые отрасли его (то есть скотоводства) имеют довольно большой объем. Первое место он отводит коневодству, согласно его мнению в разных районах ханства разводились различные породы лошадей. Но наибольшее предпочтение отдавалось трем породам лошадей: туркменским (аргамакам), получившим наибольшее распространение в западной и южной части ханства, узбекским и кокандским. Исследователь приводит тщательное описание внешности и достоинства лошадей. Видимо, многочисленность лошадей сказывались на их доступной цене. Обычная лошадь ценилась от 5 до 15 тиль. Но туркменские аргамаки стоили намного дороже в среднем от 50 до 70 тиль, были случаи, когда их цена доходила до 100 тиль. По свидетельству А. Бернс «необыкновенное распространение» в Кабуле имели ослы. Они использовались и для верховой езды, но больше для перевозки разных грузов и товаров для внутренней торговли Ослы ценились от 2 до 8 тиль. Рогатый скот находился по данным Бернса, в «весьма плохом» состоянии. Это объяснялась тем, что сама скудность пастбищ и лугов не позволяла афганцам держать крупные породы. Поэтому имеющиеся местные породы были «мелкими и худыми». Другая причина была в том, что как считал исследователь, афганцы больше предпочитали баранье мясо. Быки и коровы ценились от 2 до 5 тиль. В работе А. Бернс имеются общие сведения и об овцеводстве. Хотя эта отрасль животноводства получила широкое распространение во всем ханстве, но разведением овец занимались преимущественно аравитяне (местные арабы). Бараны считались наиболее продуктивными. Особенно ценились каракулевые породы. Средняя цена барана колебалась от 10 до 12 теньги. Как отмечает исследователь, птицеводству уделялась недостаточно внимание. Птиц содержалось мало, в селениях близ городов разводились в основном куры.На базаре, более крупные экземпляры курей продавались десяток за 15 теньги, мелкие 10 теньги за десяток. К сельскохозяйственным занятиям автор относит рыболовство и охоту. Этим занимались преимущественно жители с берегов Амударье, где в зарослях водились тигры, барсы, фазаны.
Внешняя торговля Кабула в основном происходила с Индией, Туркестаном, Ираном и Китаем. Бернс так же подчеркивал более благоприятное состояние торговли, именно в Кабуле, сравнивая её с Пешаваром и Кандагаром. Нестоитоднако забывать, что в начале своего правления ДостМагоммед, потерял Пешавар и это отрицательно сказалось и на состоянии торговли: «Правители Пешавара и Кандагара не оказывают такого покровительства торговле, какое мы видим со стороны их брата в Кабуле, ибо они не имеют ни столько власти, ни столько влияния, сколько принадлежит Дост Магомеду: при том же великая дорога в Туркестан проходит через земли подвластные Кабулу».10
Бернс, так же подчеркивает важность создания ярмарок, которые по его мнению будут способствовать дальнейшему развитию торговли: «Бухарская или туркестанская торговля так тесно связана с торговлею кабульскою, что мне необходимо представить здесь все собранные мною по этому предмету сведения. Я вполне убежден, что эта торговля может быть усилена и улучшена, ибо народы соперничавшие с нами в этом деле, совершенно вытеснены с поприща в течении немногих минувших лет, так что ввоз индийских ситцев почти прекратился. Притом же пошлины взимаемые Кабулом умеренны и не превосходят 2процентов. Мне даже кажется, что учреждение ярмарок и базаров, в подражание русским, более всего могло бы способствовать распространению британской торговли на западе от Инда».11
Согласно наблюдениям А. Бернса, афганские купцы, осуществляли основные торговые операции между Бухарой и Кашмиром.
10 М. Гус. Дуель в Кабуле. - Ташкент., 1964. -С. 545
11 Бернс А. Путешествие в Бухару. -М., 1849 Т. III. - С.546
Говоря о состоянии науки А. Бернс пишет, что Кабул из центра научных знаний в прошлом, ныне превратился в центр религиозного фанатизма. А. Бернс фиксируем свои наблюдения относительно состояния в Афганской державе образования, в целом просвещения и науки. По его мнению, несмотря на большое количество медресе или других школ в Кабуле, большинство жителей не умели читать и писать. Дети знатных особо учатся только читать, писать и произносить наизусть цитаты из Корана. А Бернс выражает уверенность в том, что если эмир желает распространить просвещение в Афганской державе, то его непременно поддержат столичные медресе. В соответствие с исторически сложившимися обстоятельствами Кабул, на его взгляд, должен прочно сохранят своё лидирующее положение в этой области. Бернс почему то видит главную причину отсталости в этой сфере в религии афганцев: «Величайшее зло Магомеданизма состоит в том, что он держит своих последователей в известных пределах образования. Обычаи их, повидимому не когда не изменятся: у них есть ученость, но это ученость минувших веков; их история не представляет ничего такого, что можно было бы назвать философией»12
А.Бернсу принадлежит заслуга относительно полного освещения учебной программы, вернее учебных дисциплин, изучаемых в медресе. В медресе обучение проводилось по трем основным направлениям науки: Шаръия - законы шариата, изложение) или фикх: арабский язык - эта наука называлась илмиаруз, затем хакимия или илмимунозира (спор за выявление истины). После чего приступают к толкованию мантика (логика) и пройдя две первые книги его, переходят к чтению двух первых книг «Илми калом», окончив которые разбирают две остальные книги мантика. Согласно Бернсу, выпускники медресе по уровню полученных знаний не соответствовали той затрате времени (15-20 лет), в течении которого они занимались в этих учебных заведениях. Причину этого исследователь видел в неудачном и несовершенном выборе наук и методах их преподавания. Как явствует из перечня тех дисциплин, которые составляли основу общей подготовки в целом, выработки научного мировоззрение, то в основном всё ограничивалось богословской и близкой к ней литературой. Несмотря на довольно обширный круг дисциплин которые охватывали, в общем около 140 книг, уровень получаемых знаний был на довольно низком уровне. Бернс пишет: «Ничто не может поддерживать более силы фанатизма, как такое воспитание основной которого служит не здравый смысл, но весьма ограниченное остроумие, занятое только тем, чтобы запутать другого не в мыслях, но на словах».13
Немалою ценность его исследования представляют сведения относительно культурной жизни и состояния материальной культуры. Кабул с давних времен имел свои традиции строительства сельских населенных пунктов. Кабульской оазис производит самое приятное и радостное впечатление: едва ли удастся встретить лучшую возделанную местность, чем эти равнины, покрытие домами, садами и полями, разделёнными на маленькие квадраты, называемые «танапами». Тысячи оросительных каналов прорезают равнину: подобно очень узким дорогам, они обычно обсажены деревьями. Говоря о размерах и благоустройстве селений, он отмечает, что афганские селения обычно имеют до сотни глинобитных домов, отделённых друг от друга улочками. В центре селения находится колодец, либо водоём (бассейн) заполненный водой из канала.Афганские города представляют собой главным образом сравнительно небольшые поселения, застроенные в значительной степени домами, мало отличающимся от домов окружающей их сельской местности. Наряду с глинобитными домами в городах строят дома из кирпича, сырца (как у зажиточных сельских жителей) с каменным фундаментом, оштукатуренными стенами, полы большой частью глиняные, покрытие циновками, полосами, комами, а иногда сверху и коврами. Не вдаваясь в подробный анализ сведений этих исследований о городах и селениях ханства, А. Бернс обращает внимание на его столицу - Кабул, в котором наиболее отчётливо находять
12 Бернс А. Путешествие в Бухару. -М., 1849 Т. III. - С.630
13 М. Гус. Дуель в Кабуле.- Ташкент., 1964. С. 224
своё отражение все стороны культурной жизни афганской державы:«Кабул построен очень тесно; дома ни сколько не красивы и возведены из дерева и кирпича, высушенного на солнце: весьма немногие имеют более двух этажей. Он очень многолюден: число жителей простирается до шестидесяти тысяч человек. Река Кабул протекает через город, и по преданию, три раза размывала его, или по крайней мере затопляла».14
Давая описание города А. Бернс особо подчёркивает его былое величие. Из всего видно - пишет он, что Кабул был когда-то более цветущей страной, чем теперь Медресе и мечети частично разрушаются или плохо содержатся, это прописывают землетрясениями, но я думая, что здесь скорее следует винить невежество нынешних архитекторов. Из общеизвестных административных зданий А. Бернс называет дворец эмира - арк (с описанием его внутренних строений), тюрьму (зиндан), мечети, медресе (улицы), караван - сараев, бань и др.Для нас так же очень интересны сведения Бернса о таджиках и их исконных территориях, таких, как Бадахшан,Дарваз, Гиссар, Куляб, Шугнан и Вахан. «Туземцы и чужестранцы с восторгом отзываются о Бадахшане, о его речках и живописных долинах, о плодах, цветах и соловьях. Это последняя область лежит по долине Окса, а столица ее далее к югу, на востоке от Кундуза. Иногда эту столицу называют Файзабадом; но Бадахшан есть ее обычное общепринятое название. Весь этот край, когда то столь знаменитый, почти не имеет в настоящие время обитателей, ибо двенадцать лет тому назад, когда он был покорен начальником Кундуза, правитель его свергнут с престола и заменен человеком с пустым титулом; а сельские жители по большой части выселены из страны и замещены необузданным войском, расположенным в различных частях ее».15
Бернс называет жителей Бадахшана таджиками: «Природные жители Бадахшана суть Таджики, до того склонные к общежитию и следовательно к гостеприимству, что во всей стране их, хлеб, как рассказывают не продается. Говорят они по-персидски, следуя грубому произношению жителей Ирана. В этой стране никогда не водворялись ни Узбеки, ни какое другое колено туркийского племени, и потому жители до сих пор сохраняют те же нравы и обычаи, которые господствовали на севере от Гинду Куша до нашествия Татар».16
Не мог Александр Бёрнс обойти вниманием и знаменитые Бадахшанские лалы. «Бадахшан приобрел большую известность своими рубиновыми копями, прославившимися с давнего времени и известными делийским императорам. Говорят, что они находятся на берегу Окса, близ Шугнана, при местечке, называемом Горан . Они разрабатываются в невысоких горах, и, если верить словам одного человека, мне их описавшего, то галереи рудников подведены даже под самый Окс... Здесь господствует мнение, что при разработке большие рубины всегда попадаются парами: это заставляет работников или скрывать найденную ими драгоценность до тех пор, пока не приищется другая ей под пару, или разбивать большие рубины на два куска».17
Бадахшанские лалы (благородная шпинель) широко известны на Руси и на Востоке, где их до XIX века путали с рубином. Корону российской императрицы Екатерины II работы ювелира Иеремии Позьевенчает бадахшанский лал массой почти в 400 карат. Два знаменитых бадахшанских лала украшают и британскую корону. Один из камней известен как «Рубин Черного принца», первое упоминание о котором появилось в 1367 г., когда он был собственностью короля Гранады. Второй из них, известный на Востоке уже 600 лет под именем «Хирадж-и-Алам» («Дань мира»), а на Западе как «Рубин Тимура», в свое время действительно принадлежал Тамерлану и его потомкам, и в 1851 г. был преподнесен королеве Виктории дирекцией Ост-Индской компании. Бернс также указывает на территории, которые сегодня входят в состав суверенного Таджикистана: « На севере от Кундуза и Бадахшана, за Оксом, мы находим
14 Бернс А. Путешествие в Бухару. - М., 1849 T.II. - С.217
15 Бернс А. Путешествие в Бухару. -М., 1849 T.III. - С.290
16 Там же.- С.292
17 Там же.- С.293
небольшие горные округи - Гиссар, Куляб, Дарваз, Шугнан и Вахан ; все они покрыты горами. Гиссар хорошо орошен и производит много рису. Он не зависит не от Бухары, ни от Кундуза, а управляется четыремя узбекскими начальниками, разделившими его между собой по смерти своего отца. Через весь этот округ проходит от севера к югу хребет гор, достигающих почти 4000 футов высоты и называющийся Кохистаном: в нем есть обширная ложа красной каменной соли, вывозимой в другие земли».18
Дарваз же находился независимым: «Следующий округ есть Дарваз, управляемый независимым таджикским начальником. Здесь пески Окса промываются для золота с большим успехом, нежели где либо в других местах»19
Интересны данные Бернса и о Шугнане и Вахане: «Два следующих за этим округа суть Шагнан (Шугнан) и Уахан (Вахан), подвластные Кундузу: в каждом из них находится не более трех, или четырех селений. Уахан есть страна упоминаемая Марко Поло. Начальник Уахана носит имя Мир МагоммедРахимХаха и не позволяет ни одному из своих сыновей оставлять гор своих. Шагнан имеет свое собственное наречие. Жители в этих областях все магомедане : о их древней вере я ничего не слыхал. Божество они обозначают персидским словом - Худо».20
А. Бернс одним из первых (первым по праву называют Элфинстоуна) из европейски ученых дал обстоятельный анализ народонаселения Афганистана. Он попытался определить этнический состав страны. Его сведения крайне важные не только для изучения этнического состава, но и численности населения Афганистана. В первой половине Х1Х в. но и втом плане, что до появления его трудов в Европе почти ничего не было известно о местных естественных аборигенах края и относящиеся к ним этническим группам.
А БЕРНС О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
АФГАНИСТАНА
Негматов Д.
В статье автор на основе данных английского исследователя А. Бернса анализирует социально-экономическую и культурную жизнь Афганистана. Для сравнительного анализа автором приведены факты из сочинений других исследователей XIX века об Афганистане. Таким образом, автор путём сопоставительного анализа показывает роль труда А. Бернса как источник по истории, социально-экономической и культурной жизни Афганского государства.
Ключевые слова: А. Бернс, Афганистан, экономика, культура, культурная жизнь.
THE IDEAS OF A. BERNES ON THE SOCIAL, ECONOMIC AND CULTURAL LIFE
OF AFGHANISTAN
Negmatov D.
The author analyses social, economic and cultural life of Afghanistan on the basis of facts of the English researcher, A. Bernes. For comparative analysis, facts and thoughts of other researchers of the XlXth century about Afghanistan were presented by the author as well. Thus, by comparative analysis, the author shows the role of A. Burn's works as a source on history, socio-economic and cultural life of Afghan state.
Keywords: A. Bernes, Afghanistan, economy, culture, cultural life.
Сведения об авторе: Негматов Давлатшо Нуруллоевич - старший преподаватель кафедры всеобщей истории исторического факультета Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.: (+992) 93 4237985.
18 Бёрнс А. Путешествие в Бухару. - М., T.III. - С.295
19 Там же.- С.296
20 Бёрнс А. Путешествие в Бухару. -М., T.III. - С.297
Information about the author: Negmatov Davlatsho Nurulloevich - Senior tacher of the Chair of General History, History Facultyt, Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, phone: (+992) 93 4237985.
ВКЛАД СЕЛЬСКИХ ТРУЖЕНИКОВ ТАДЖИКИСТАНА В УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (70 - 80-е годы XX в.)
Рохатов Г.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Вторая половина 70 - 80 годы XX века является одним из основных периодов заметного экономического развития Таджикистана в составе союзных республик.
Республика Таджикистан за годы Советской власти превратилась в одну из аграрно-индустриальных зон СССР и стала одной из крупных поставщиков хлопка - сырца. В 1980 году быд достигнут миллионный рубеж валового сбора и это, непосредственно, внесло большой вклад хлопкоробов республики в общественное, общесоюзное богатство страны. Успехи хлопкоробов нельзя представить без тракторостроителей и машиностроителей Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Ташкента, которые обеспечивали Таджикистан машинами, оборудованием и горючосмазочными материалами.
В общегосударственном, общесоюзном разделении труда определенную роль сыграло сельское хозяйство Таджикской ССР, которое достигло высокого уровня.1 Число совхозов из 89-1970 года к началу 1980 года возрос на 226, а колхозы от 282-1970 года уменьшились на 166 -1980 года. 2 Посевных земель увеличился на 33 тыс. га., 3 а под хлопчатник возрос от 525 тыс. га. 1970. на 304 тыс. га. начало 1980 года.4
Советский Таджикистан в единой семье народов СССР успешно развивал свою экономику, и в ее развитие все больший вклад внесли труженики села, благодаря постоянной заботе правительства, огромной помощи братских республик. Из года в год все больше укреплялась материально -техническая база сельского хозяйства республики. В связи с принятым Постановлением ЦК КПСС «О мерах по обеспечению успешного проведения зимовки скота в период 1977-1978 года» животноводы колхозов и совхозов и животноводческих предприятий Матчинского района Ленинабадской области по сравнению с соответствующим периодом (1976 г) повысили производство мяса на 39 тонн, средний надой молока от каждой фуражной коровы на 80кг, общий надой повысился на 123 тонн. 5
Такие повышенные результаты были получены в области хлопководства.
Огромные перемены произошли и в области орошения земли Таджикистана. Размеры освоенных земель по сравнению с дореволюционным периодом увеличилась более 10 раз и достигла 565 тыс. га.6На основе помощью союзных республик по орошению новых земель. Таджикская республика по производству хлопка вышла на третье место среди хлопкосеющих республик Советского Союза, уступая Узбекской ССР и Туркменской ССР.
В Таджикистане для улучшения руководства межхозяйственного производственного объединения "Таджикживпром", "Таджиковощпром" и трест " Таджиковощпром " в 1975
1 Там же, с. 103. Подробно в кн. Г. Зарифова. Экономические связи Таджикистана и пути их совершенствования. Душанбе, 1978.
2 ЦСУ Таджикской ССР. Народное хозяйство Таджикской ССР. 1979 г. Ст. Ежегодник. Душанбе, "Ирфон", 1981, с. 100.
3 Там же, с. 99.
4 Там же .
5 Сельское хозяйство Таджикистана, 1978, № 1, с. 31.
6 Сельское хозяйство Таджикистана, 1978, № 5, с.25.