Научная статья на тему 'А. А. Лопухин в Минусинской ссылке'

А. А. Лопухин в Минусинской ссылке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
379
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ССЫЛКА / ПАРТИЯ / РЕВОЛЮЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗМ / ЕНИСЕЙСКАЯ ГУБЕРНИЯ / Г. МИНУСИНСК / POLITICAL EXILE / PARTY / REVOLUTION / LIBERALISM / THE YENISEI PROVINCE / MINUSINSK TOWN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Медведева Надежда Николаевна

В статье рассматривается биография А.А. Лопухина, бывшего директора Департамента полиции Российской империи. Основное внимание уделено периоду его пребывания в сибирской ссылке в г. Минусинске Енисейской губернии, практически не освещённому в научной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. A. LOPUKHIN WHILE IN EXILE TO MINUSINSK TOWN

The paper considers the biography of A. A. Lopukhin, the former Director of the Police Department of the Russian Empire. The main attention is paid to his stay in Siberian exile in Minusinsk town, the Yenisei Province, the period that has not been virtually covered in research publications.

Текст научной работы на тему «А. А. Лопухин в Минусинской ссылке»

УДК 94(571.51).083-058.56.

Медведева Надежда Николаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова e-mail: [email protected]

А.А. ЛОПУХИН В МИНУСИНСКОЙ ССЫЛКЕ

Medvedeva Nadezhda Nikolaevna,

Candidate of History, Associate Professor of the Chair of History of Russia, Khakas State University after

N. F. Katanov e-mail: [email protected]

A.A. LOPUKHIN WHILE IN EXILE TO MINUSINSK TOWN

В статье рассматривается биография А.А. Лопухина, бывшего директора Департамента полиции Российской империи. Основное внимание уделено периоду его пребывания в сибирской ссылке в г. Минусинске Енисейской губернии, практически не освещённому в научной литературе.

Ключевые слова: политическая ссылка, партия, революция, либерализм, Енисейская губерния, г. Минусинск.

The paper considers the biography of A. A. Lopukhin, the former Director of the Police Department of the Russian Empire. The main attention is paid to his stay in Siberian exile in Minusinsk town, the Yenisei Province, the period that has not been virtually covered in research publications.

Key words, political exile, party, Revolution, liberalism, the Yenisei Province, Minusinsk town.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект №13-11-1900/13 по теме «Человек и его время в истории Хакасии и сопредельных территорий (в XX-XXI вв.)»

Политическая ссылка имела немаловажное значение в социальной структуре Сибири в целом и Енисейской губернии в частности. Она олицетворяла собой карательную политику царского правительства в отношении передовой части российского общества, оппозиционно настроенной к существовавшему режиму. По числу ссыльных Енисейская губерния занимала третье место (17,13 %), уступая Тобольской (35,53 %) и Иркутской губерниям (24,01 %) [1, с. 31 -48.].

Обширную территорию на юге Енисейской губернии занимал Минусинский уезд. Находившийся за сотни километров от основных путей сообщения и губернской столицы - Красноярска, уезд был идеальным местом для изоляции инакомыслящих. Неслучайно Минусинский уезд, начиная с известных событий 1825 г., стал традиционным местом политической ссылки в губернии. В Минусинск на протяжении длительного времени постоянно прибывали разные партии политссыльных: «польские мятежники» - участники восстаний 1830-1831 и 1863-1864 гг., петрашевцы, народники, неонародники, социал-демократы.

Не совсем типичным ссыльным являлся «секретный» государственный преступник Алексей Александрович Лопухин, отбывавший ссылку в уездном Минусинске Енисейской губернии, что подтверждается материалами Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова и Государственного архива Красноярского края. Период пребывания Лопухина в сибирской ссылке в научной литературе практически не освещён, предпринимались отдельные попытки местных исследователей восполнить этот пробел в биографии А.А. Лопухина [2, с. 30-43].

Алексей Александрович Лопухин родился в 1864 г. в г. Орёл в старинной дворянской семье. После окончания Орловской мужской гимназии в 1881 г. он поступил на юридический факультет Московского университета, который окончил со степенью кандидата права.

В 1886 г. карьера молодого следователя началась в Тульском окружном суде, спустя несколько лет он служил уже в Московском окружном суде, в 1899 г. Лопухин был назначен прокурором Московского суда, в 1900 г. - Петербургского окружного суда [3].

В 1902 г. решением министра внутренних дел В.К. Плеве он был назначен исполняющим обязанности директора Департамента полиции, а в 1903 г. утверждён в этой должности. Таким образом, Алексей Александрович возглавлял Департамент полиции в неспокойные предреволюционные 1902-1905 гг. Очень точно и тонко подметил Б.И. Николаевский: «Для Лопухина в этом назначении многое являлось заманчивым: в 38 лет он становился руководителем одного из важнейших в империи учреждений и вплотную подходил к самым вершинам правительственной власти. С точки зрения карьеры перед Лопухиным открывались, казалось, самые заманчивые перспективы: из директоров Департамента полиции прямой путь вёл к посту министра внутренних дел. И молодой либеральный прокурор, в поведении которого честолюбие иг-

рало определяющую роль, принял предложение перейти из ведомства юстиции в ведомство полиции» [4, с. 31].

Однако вопреки прогнозам известного историка начала XX века, в его жизни всё сложилось иначе: из человека, подававшего большие надежды на успешную карьеру по государственной службе, он, по стечению непростых обстоятельств, превратился в ссыльнопоселенца в отдалённой Енисейской губернии. Не состоялась и политическая карьера А.А. Лопухина. Его недолгая служба в Департаменте полиции послужила серьёзной причиной для отказа ему при вступлении в конституционно-демократическую партию.

А.В. Герасимов, руководитель политической полиции России в период с 1906 по 1908 гг., знакомый с Алексеем Александровичем по харьковской службе, характеризовал его как спокойного и сдержанного человека [5, с. 5]. Либерализм Лопухина подчеркивал профессор Московского университета П.Н. Милюков, будущий лидер кадетской партии [6, с. 182].

В 1904 г. под руководством нового директора Департамента полиции Лопухина, человека проницательного, было составлено «Временное положение об охранных отделениях», в соответствии с которым, начальникам охранных отделений запрещалось использовать секретных агентов для организации государственных преступлений, что являлось обычной практикой в царской России. Лопухин решительно выступал против полицейских методов борьбы с революционным движением, настаивая на широком применении законодательных мер. В конце 1904 г. в докладной записке, адресованной комитету министров, он указал на неспособность полиции в борьбе с революционным движением в стране.

Несмотря на все предпринимаемые усилия, с мая 1902 г. по март 1905 г. в стране разворачивались революционные события, прокатилась волна массовых забастовок. Самыми резонансными событиями являлись убийство министра внутренних дел Плеве в 1904 г., мирное шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 г., расстрелянное по приказу царского правительства, и убийство великого князя Сергея Александровича, брата последнего российского императора, 4 февраля 1905 г. эсером И.П. Каляевым. Генерал-губернатор Петербурга Д.Ф. Трепов, проинформированный агентами о готовящемся покушении на великого князя, просил у руководителя Департамента полиции выделить 30 тыс. рублей для усиления охраны великого князя. Лопухин, ответивший отказом на просьбу генерал-губернатора, был обвинён в непринятии должных мер для охраны великого князя Сергея Александровича, за что и был смещён с поста директора Департамента полиции 4 марта 1905 г. [7].

Как ни парадоксально, но бывший директор Департамента полиции с этого времени сам оказался под наблюдением ведомства, которым ранее руководил. Не имея возможности трудиться в коллегии присяжных поверенных, Лопухин пытался заняться частной юридической практикой, а затем и предпринимательством.

Но в большей степени имя А.А. Лопухина в российской истории связано с разоблачением провокатора Евно Фишелевича (Евгения Филипповича) Азефа. Основную роль в разоблачении ценного информатора для царской охранки сыграл именно он, А.А. Лопухин, непосредственный полицейский руководитель Азефа. Он оказался заложником «Временного положения об охранных отделениях», составленного им самим. Разоблачая Азефа, бывший директор Департамента полиции знал, что его ожидает.

Азеф был, по воспоминаниям современников, многоликим: «Это и усердный, педантично точный в своих донесениях агент тайной политической полиции - и энергичный расчётливый партийный практик, разоблачённый провокатор - и блюститель партийной чести, заботливый товарищ» [8, с. 10]. В письме к жене Любови Григорьевне 13 апреля 1909 г., уже после разоблачения, он писал: « ... В глазах всех, вероятно, теперь я человек, насмехавшийся над революцией и враг её - мне же кажется, что никто или очень мало людей жило так революцией или радовалось её успехам, чем я ...» [9, с. 169]. При этом в «революционном активе» Азефа числилось свыше 30 террористических актов, несколько десятков выданных царской охранке видных революционеров, в их числе эсерка Е.К. Брешко-Брешковская, арестованная в сентябре 1907 г. в Симбирске и позднее сосланная в Минусинск. Разоблачение двойной игры Азефа явилось тягчайшим ударом и для правительства, и для партии социалистов -революционеров. «Партия не хотела верить, что он агент, а правительство - что он революционер» [10, с. 6].

В 1909 г. за помощь В.Л. Бурцеву, известному «охотнику» за провокаторами, в разоблачении Е.Ф. Азефа особым присутствием Сената он был осуждён как государственный преступник на 5 лет каторжных работ с лишением всех прав состояния. Однако указанная мера наказания была заменена ссылкой в Восточную Сибирь. Осуждённый Лопухин прибыл в Красноярск в сентябре 1909 г., два дня провёл в Красноярском тюремном замке, затем в сопровождении двух

жандармов отправлен на юг губернии - в Минусинск. Жене Лопухина, Екатерине Дмитриевне Урусовой, происходившей из знатной фамилии, губернский тюремный инспектор при встрече заявил, что ссылка в уездный город Минусинск - особая милость к осуждённому, поэтому от Лопухина требуется весьма корректное поведение.

Каждые две недели енисейскому губернатору отправлялись скрупулёзные донесения минусинского уездного исправника о поведении и образе жизни необычного ссыльного. С первых дней пребывания в Минусинске он нашёл себе занятие по душе: с разрешения тюремного инспектора Лопухин был «занят приведением в порядок библиотеки Минусинского музея» [11, л. 3 об.]. Сразу же был установлен надзор за всеми лицами, общавшимися с Лопухиным, определялась степень их политической благонадёжности. Он нередко посещал отделение Сибирского торгового банка, где, по агентурным сведениям, общался с управляющим отделением банка г. Паннивиц, с которым обменивался газетами, производил банковские операции для личных нужд. Как юрист он консультировал состоятельных горожан по коммерческим вопросам. В дальнейшем ему была разрешена частная служба в Минусинском отделении Сибирского торгового банка с окладом в 500 руб. в год [12, л. 36].

Через полгода Лопухин обратился с просьбой о возможности переезда на летнее время в пос. Ивановский Шушенской волости (50 вёрст от Минусинска), где находился свёклосахарный завод. Однако в посёлке не нашлось подходящей для его семьи квартиры и Лопухин был вынужден искать дачу в другом месте - в пос. Алексеевском, на винокуренном заводе братьев Даниловых (21 верста от Минусинска). Губернское жандармское руководство беспокоилось по поводу вероятности побега ссыльнопоселенца, но по заверениям местного жандармского руководства Алексей Александрович не давал никакого повода подозревать его в этих намерениях. Более того, 17-19 мая 1909 г. пароходом из Красноярска в Минусинск прибыли две его дочери, Варвара и Мария, вместе с гувернанткой, британской подданной Маргаритой Фэндер Руссель [13, л. 48].

В отличие от политссыльных Минусинского уезда А.А. Лопухин, судя по архивным материалам, вёл активный образ жизни, проявлял большой интерес к коммерческим делам, посещал ярмарки в Минусинске. В августе 1909 г. Лопухин посетил прииски известного в губернии золотопромышленника Кузнецова, а именно рудник «Юлия». Супруга Лопухина намеревалась принять участие в разработках месторождений каменного угля, которые производились в 12 верстах от Минусинска на левой стороне Енисея (на территории современной Хакасии) под руководством управляющих Даниловского винокуренного завода Мариева, черногорских каменноугольных копей С.К. Окулова и мещанина С.П. Попова. Жена Лопухина, Екатерина Дмитриевна, предложила 5 тысяч рублей на разведывание этой территории [14, л. 70]. Но по каким -то нам не известным причинам сделка так и не состоялась.

В Минусинске Лопухина навещали брат жены князь Александр Дмитриевич Урусов, родной брат Юрий Александрович Лопухин, занимавший должность товарища (заместителя) прокурора Витебского окружного суда.

В уездном Минусинске Лопухин был лишен возможности хорошего заработка для содержания семьи, поэтому он написал прошение о переезде в губернский Красноярск. Со стороны иркутского генерал-губернатора, в подчинении которого находилась Енисейская губерния, не было возражений. В январе 1911 г. Лопухин с семьей прибыл в Красноярск и остановился в гостинице «Новая Россия». Как ссыльнопоселенцу Лопухину запрещалось свободное перемещение по территории губернии, поэтому ему пришлось вновь писать прошение о возможности «кратковременных отлучек из Красноярска на золотые промыслы и заводы по торгово-промышленным делам его заверителей» [15, л. 88]. Прошение было незамедлительно удовлетворено.

Безукоризненное поведение Лопухина в ссылке позволяло ему рассчитывать на благосклонное отношение енисейского губернатора. По разрешению последнего 2 июня 1911 г. А.А. Лопухин с семьёй прибыл на отдых и лечение на курорт «Озеро Шира». По агентурным донесениям, в течение двух недель с места отдыха он никуда не отлучался.

Между тем курорт, который находился в совместном владении Енисейской Казённой Палаты и Абаканской Инородной Управы, привлекал внимание местной жандармерии: «В течение последних 5 лет в лечебный сезон на оз. Шира ежегодно скопляется от 400 до 1 000 человек. При столь значительном скоплении народа на озере весьма нередко имеет место целый ряд нарушений как общественного благочиния тишины и порядка, так и всевозможных медикосанитарных правил.». Для наблюдения за отдыхающими было выделено два жандарма с дополнительным жалованием 20 рублей в месяц «при готовой квартире» [16, л. 1].

По императорскому указу от 4 декабря 1912 г. А.А. Лопухин был помилован и восстановлен в правах. В том же году Алексею Александровичу было разрешено вернуться в Москву, где он стал вице-директором Сибирского торгового банка, с которым он сотрудничал, находясь в минусинской ссылке. Как многие представители дворянского сословия, он не принял Октябрьской революции. В 1920 г. Алексей Александрович эмигрировал из советской России. В марте 1928 г. он умер в Париже от сердечного приступа [17].

Таким образом, трёхлетний период пребывания А.А. Лопухина в сибирской ссылке был довольно насыщенным. Аристократу по происхождению, ставшему ссыльнопоселенцем, пришлось приспосабливаться к непривычным для себя трудным условиям в отдалённой Енисейской губернии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Марголис А.Д. Ссылка в Восточной Сибири в XIX веке // Сибирь и каторга. 1975. № 4.

2. МедведеваН.Н. О партийном составе политической ссылки на юге Енисейской губернии в начале XX века (источниковедческие аспекты) // Малые республики Сибири: культурно-исторический и социальнополитический облик на рубеже тысячелетий. Материалы I Межрегиональной научно-практической конференции молодых исследователей 16 ноября 2007 г., г, Абакан. Абакан, 2007.

3. Лопухин Алексей Александрович // URL: http://ru.w ikipedia.org/wiki/%CB/%EE%EF%F3%F5%BB%ED (дата обращения 09.09.2013)

4. Николаевский Б. История одного предателя. Террористы и политическая полиция. - М., 1991.

5. ГерасимовА.В. На лезвии с террористами. - М., 1991.

6. Милюков П. Н. Воспоминания. Т.1. - М., 1990.

7. Лопухин, Алексей Александрович // URL: http://ru.w ikipedia.org/wiki/%CB/%EE%EF%F3%F5%EB%ED, (дата обращения 09.09.2013)

B. Письма Азефа. 1893 - 1917. - М., 1994.

9. Там же.

10. Там же.

11. Государственный архив Красноярского края (далее ГАКК). Ф.595. Оп. 63. Д. 5919. Л. Зоб.

12. Там же.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 23. Л. 1.

17. Лопухин Алексей Александрович // URL: http://ru.w ikipedia.org/wiki/%CB/%EE%EF%F3%F5%EB%ED, (дата обращения 09.09.2013)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.