Научная статья на тему 'Евно Азеф в романе Ю. Давыдова «Соломенная сторожка»: мотив политического двурушничества'

Евно Азеф в романе Ю. Давыдова «Соломенная сторожка»: мотив политического двурушничества Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
284
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИЙ ДАВЫДОВ / ЕВНО АЗЕФ / «АЗЕФОВЩИНА» / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА / РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТЕРРОР / AZEF'S TACTICS "AZEFOVSHINA" / YURI DAVYDOV / EVNO AZEF / RUSSIAN HISTORICAL NOVEL / REVOLUTIONARY TERROR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Янковски Анджей

Предметом анализа в статье является сенсационно-детективня сюжетная линия Е. Азефа в историко-документальном романе Юрия Давыдова «Соломенная сторожка». На примере характера и деятельности разоблачаемого в романе «короля провокаторов», являющегося ярким примером политического двурушничества и этического вероломства, анализируются последствия «азефовщины» в русском революционном движении конца XIX и начала ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the historical and documentary novels by Yuri V. Davydov (1924-2002), the motive of political double-dealing plays a very important role closely connected with the categories of provocation, betrayal, and treachery. Considering contradictions of the historical process over the last four decades of the Empire of the Romanovs, the writer sharply confronts in his literary plots the historical figures of high-minded and tragic figures of the Russian revolutionary movement (Herman Lopatin, Vladimir Burtsev) against the figures of agent provocateurs and doubledealers (Sergei Degaev, Sergei Nechaev, Evno Azef) who reflected the essence of the phenomena of political double-dealing, and moral and ethical faithlessness unmasked by the author. Being defined as degaevshina, nechaevshina, and azefovshina, these phenomena are an integral part of the artistic reality in such novels by Yu. Davydov as The Silent Time of the Fall (1969-1970), Two Bundles of Letters (1986) (in the first edition entitled Two Bundles of Letters. The Story of Herman Lopatin (1982)) and The Bestseller (1998). In the novel Two Bundles of Letters a special plot clearly characteristic of sensation and detective stories is devoted to smoking out Evno F. Azef who acted as both an agent of the political secret police and a member of a revolutionary terrorist group for 15 years. The former member of Narodnaya Vola Vladimir L. Burtsev was the first to smoke out Super-Judas and gathered the evidence against the suspect Azef/Raskin from Herman Lopatin, Luba Menkina, Boris Savinkov, and Aleksei Lopukhin. Thanks to Lopukhin, the former director of the political secret police department, he got to know the real surname of Azef acting as a super agent and a regular co-operator. Focusing on the stages of life and activities of the king of the troublemakers, Yuri Davydov tried to expose in the protagonist such characteristic features as selfishness, self-esteem, self-love, impunity, cynicism, moral nihilism, passion etc. which contributed to making Azef an agent provocateur and a traitor. The analysis presented in this paper shows that Evno Azef, the leader of a secret terrorist organization of socialist revolutionaries, remains a symbol of political decline, moral degradation, and human improbity, and carries the responsibility for numerous murders, assassinations and acts of ferreting out problem activists resulting from his double-dealing and criminal provocative activities in the Russian revolutionary movement on the turn of the 19th century.

Текст научной работы на тему «Евно Азеф в романе Ю. Давыдова «Соломенная сторожка»: мотив политического двурушничества»

2011 Филология №4(16)

ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

УДК 882 (09)

А. Янковски

ЕВНО АЗЕФ В РОМАНЕ Ю. ДАВЫДОВА «СОЛОМЕННАЯ СТОРОЖКА»: МОТИВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДВУРУШНИЧЕСТВА

Предметом анализа в статье является сенсационно-детективня сюжетная линия Е. Азефа в историко-документальном романе Юрия Давыдова «Соломенная сторожка». На примере характера и деятельности разоблачаемого в романе «короля провокаторов», являющегося ярким примером политического двурушничества и этического вероломства, анализируются последствия «азефовщины» в русском революционном движении конца XIX и начала ХХ в.

Ключевые слова: Юрий Давыдов, Евно Азеф, «азефовщина», историческая проза, революционный террор.

В художественном мире основанных на богатых архивно-докуметальных материалах исторических романов Юрия Давыдова, затрагивающих широкий спектр морально-этических проблем, связанных с историей России и актуальных для современности, важное место занимает мотив политического двурушничества, тесно сопряженный с категориями провокаторства, предательства и измены [1]. Этот мотив организует художественную картину необыкновенно сложной и противоречивой эпохи, охватывающей почти сорок последних лет истории империи Романовых - от убийства императора Александра II в марте 1881 г. до октябрьского переворота в 1917 г. В интеллектуально насыщенных размышлениях писателя о разных этапах революционного движения русской интеллигенции главная роль отведена представителям «Народной воли» и социалистам-революционерам (эсерам), которым Давыдов последовательно противопоставляет стоящих на противоположном нравственно-психологическом и морально-этическом полюсе изменников-предателей, игравших «сразу и белыми, и черными фигурами» [2], работавших на два фронта - тайных сотрудников департамента полиции, агентов-провокаторов. Художественно исследуя развитие провокации как системы и признаки идейно-морального вырождения в революционной среде, автор не только сталкивает в сюжетах своих романов исторические фигуры благородных и одновременно трагических деятелей русского революционного движения, таких как Герман Лопатин или Владимир Бурцев, и разоблачаемых ими вероломных провокаторов-двурушников, «королей провокаторов», агентов тайной политической полиции, таких как Сергей Дегаев и Евно Азеф. Давыдов стремится раскрыть мотивы и последствия их деятельности, сущность самого явления, получившего статус нарицательного определения: «нечаев-щина», «дегаевщина», «азефовщина».

Демифологизируя это явление революционного движения в России последней четверти XIX - начала XX в., Ю. Давыдов представлял совокупность

«частных историй, судеб, переплетенных между собой во времени и пространстве» [3] в романах, отличающихся не только занимательностью повествования и характерной для детективной прозы изощрённостью сюжетных линий, но и исторической достоверностью, основанной на извлеченных из архивных источников и виртуозно использованных писателем документальных материалах. Отмеченное с полным правом относится к таким произведениям, как «Глухая пора листопада» (1969-1970), к опубликованному в 1986 г. роману «Соломенная сторожка (Две связки писем)», который в первоначальном варианте назывался «Две связки писем. Повесть о Германе Лопатине» (1982), и к итоговому для идейно-художественных исканий писателя «Бестселлеру» (1998). По справедливому замечанию Якова Гордина, их автор, «осознавая единство исторического процесса и условность деления на эпохи, <...> в творчестве своем исповедовал принцип „сюжетного потока”, перетекания материи главных его книг одна в другую - „Глухая пора листопада”, „Две связки писем” - и как реки в море - в „Бестселлер”» [4].

По закону «сюжетного потока» и «перетекания материи» в многоуровневой, отличающейся новизной формы [5] структуре романа «Соломенная сторожка» [6], посвященного «рыцарю революции» Герману Лопатину, не сломленному «двумя десятилетиями одиночной камеры Шлиссельбургской крепости» [7], нашли продолжение обеспечившие роману «Глухая пора листопада» читательский успех размышления писателя над политическим провока-торством Дегаева. «Все держал, все веревочки дергал этот предатель Дегаев, второе „я” мерзавца Плеве и обер-шпиона Судейкина, все держал, всех обрекал, и бедные, отважные „романтики” бились в сетях провокаций, бились и гибли...» [8. С. 461]. На новом этапе революционного движения в годы царствования Николая II свойственныне дегаевщине «ядовитые цветочки, ядовитые ягоды достались преемнице „Народной воли” - партии социалистов-революционеров, боевую организацию которой возглавлял провокатор Азеф» [9]. По свидетельству Славы Тарощиной, вдовы писателя, Давыдов «нашел в архивах уникальные документы и долго был просто оглушен какой-то будничностью повседневно совершаемого вероломства» [10].

В романе «Соломенная сторожка» разоблачению политического двурушничества и морально-этического вероломства посвящена сенсационнодетективная сюжетная линия Евно Фишелевича Азефа, который в течение 15 лет, «действуя в двух мирах, - в мире тайной политической полиции, с одной стороны, и в мире революционной террористической организации - с другой, <...> предавал то революционеров полиции, то полицию революционерам» [11], но рядом с образом «короля провокаторов» стоят такие исторические фигуры, как «этот проклятый Илья Муромец русской революции...» [8. С. 535] Владимир Львович Бурцев, «трижды проклятый старик Лопатин <... > этот шлиссельбуржец <... > председатель третейского суда», который «положил конец сомнениям, колебаниям» [8. С. 537], а также способствовавший раскрытию одного «из наиболее удачливых двойных агентов за всю историю шпионажа» [12] бывший директор Департамента тайной полиции Алексей Александрович Лопухин.

Выдвигая на центральное место в выписанной пунктиром сюжетной линии Азефа (1869-1918), о котором в наше время имеется довольно обширная

литература, автор «Соломенной сторожки» информирует читателя об основных событиях личной жизни и главных этапах деятельности сына бедного портного из Гродненской губернии: от детства и начала добровольного сотрудничества с департаментом тайной полиции, в котором, будучи студентом, он числился «сотрудником из Карлсруэ», через террористическую деятельность в России - вплоть до Моабитской тюрьмы и захоронения «почти законной супругой» Амалией в анонимной могиле номер «446» на загородном кладбище. Давыдов стремится вскрыть в характере этого героя целый комплекс таких протиречивых черт и наклонностей, которые способствовали его преступной провокаторской и предательской деятельности. «Главной страстью Азефа, - отмечает М.А. Алданов, - была игра, - во всех смыслах слова. Эта страсть сочеталась с полным отсутствием каких бы то ни было задерживающих начал, кроме соображений личной выгоды» [13], и - добавим - чудовищного эгоизма и самолюбия, сознания своей исключительности (единственности) и могущества, уверенности в ненаказуемости и азарта, цинизма и морального нигилизма, способности к мимикрии и, казалось бы, к парадоксальным поступкам: «... работая в терроре, он работал против террора. Людей, жаждущих подвига, посылал на подвиг, а вместе и на эшафот вовсе не ради подвига и эшафота. Нет, хотел, чтоб все наконец поняли, что между нами и теми, кто живет после нас, нет никакой связи, что есть лишь прижизненное счастье, независимое от того, станут ли счастливы другие. Всем лучше никогда не будет. Единственная гармония в отсутствии гармонии. Нет ничего дороже своей единственности. Зачем же эти лихорадочные помыслы о грядущих поколениях?.. Так Азеф убеждал не себя, а другого или других, что в лагере для гражданских пленных <...> и предпочел дожидаться лучших времен в моабитской одиночке» [8. С. 535-536].

Бывший народоволец Бурцев, который «юношей угодил в ссылку, бежал, печатал против царя, а теперь <...> в компании с историками Богучарским и Щеголевым издает журнал, посвященный прошлому освободительного движения» [8. С. 490], стоит во главе основанного им в Париже «революционно-пинкертоновского» бюро, расследовавшего тайные преступления в революционном движении. Особый интерес Бурцева к Азефу вытекал из изучаемых им с 1906 г. «секретных», «совершенно секретных», «доверительных» и «совершенно доверительных» документов департамента полиции. Их копии, сделанные Бруно Бартом - сыном Германа Лопатина и его невестой, Бурцев получал от известного только ему господина Икс (господином Икс, по всей вероятности, был Бакай Михаил Ефремович, который, «служа в охранке, выдавал Бурцеву эсеров-провокаторов. В 1907 г. он был арестован и по дороге в ссылку в Туруханский край бежал за границу. За границей вместе с Бурцевым разоблачил Азефа и других провокаторов» [15]). От него, называвшего себя Михайловским, издатель исторического журнала «Былое» узнал, «что в партии социалистов-революционеров есть чрезвычайно важный провокатор, известный в департаменте под кличкой „Раскин”. Больше о нем „Михайловский” почти ничего не слышал» [13]. Неутомимый учредитель домашнего розыскного бюро в Париже собирает у председателя суда чести Германа Лопатина, у Любы Менкиной - законной жены Азефа, у Бориса Савинкова, у

Лопухина нуждающиеся в подтверждении разного рода улики против подозреваемого им, игравшего «на двух столах» некоего Раскина.

О платном, сверхтайном и жадном на деньги агенте с «кабаньими глазками» знает выгнанный «без объяснения причин и права обжалования» [8. С. 519] Алексей Александрович Лопухин - бывший прокурор и начальник департамента тайного сыска в руководимом фон Плеве Министерстве внутренних дел. Хорошо осведомленный и действовавший «во имя спасения родины от революции» [8. С. 518], он не сумел преодотвратить ни убийства Егором Сазоновым в Петербурге министра Плеве, ни смертельного покушения на дядю царя - великого князя Сергея, убитого Иваном Каляевым в Москве. Разочарованный своим положением и испуганный угрозами тайного агента, Лопухин во время встречи на вокзале в Териоках (ныне Зеленогорск) отказался рассказать Бурцеву, который «с мягкой цепкостью толкал его к разоблачению конкретных провокаторов» [8. С. 522], об известном ему секретном сотруднике охранки. Хотя умолчал, что подозреваемый Бурцевым Рас-кин, «вполне вероятно, один из псевдонимов Азефа» [8. С. 550] и что он обещал встретиться с ним в Париже. Лопухин сдержал данное Бурцеву обещание и сообщил о том, что случайно столкнулся с Азефом на немецком курорте Буртшейт и что после лечения он будет следовать на родину через Кёльн. Встреча Бурцева и Лопухина в поезде Кёльн - Берлин стала ключевой в разоблачении Азефа как агента-провокатора. Перечисляя своему озадаченному собеседнику преступное досье и «охранные клички» подозреваемого им Рас-кина [8. С. 556-558], Бурцев в конце напряженной и продолжавшейся несколько часов беседы добился от Лопухина настоящей фамилии сверхтайно-го агента в руководимом им при Плеве департаменте полиции: «- Вы не могли не знать этого сотрудника, Алексей Александрович. Позвольте назвать подлинное имя Раскина? - Какого Раскина? - задохнулся Лопухин. - Я никакого Раскина не знал. Я знал инженера Азефа» [8. С. 558].

Количество жертв двурушничества и провокаторства Евно Азефа не исчерпывается упомянутыми именами министра Плеве и великого князя Сергея Александровича. Как один из основателей партии социалистов революционеров, член ее центрального комитета, «руководитель и распорядитель групп, занятых, как он говорил, р а б о т о й в терроре» [8. С. 524], как глава законспирированной Боевой организации, «самостоятельной, обособленной, со своей кассой и своими явками, паспортным бюро и динамитными мастерскими» [8. С. 524], Азеф - по списку Савинкова, приводимого М.А. Алдано-вым, - несет непосредственную ответственность за «двадцать пять убийств и покушений». Среди них главные: «убийства Плеве, вел. кн. Сергея Александровича, ген. Богдановича, Гапона, Татарова; три покушения на царя, покушения на великих князей Владимира Александровича и Николая Николаевича, покушения на Столыпина, на Дурново, на Трепова, на адмиралов Дубасова и Чухнина. Азеф же принимал участие „в обсуждении всех без исключения планов, в том числе планов московского, свеаборгского и кронштадтского восстаний”. Этому списку соответствует другой, более длинный, - список революционеров, выданных им департаменту. Их исчичляют десятками, если не сотнями. Сколько из них было казнено, не берусь сказать» [13].

Следует сказать, что в «Соломенной сторожке» разоблачаемое писателем двурушничество и провокаторство «обер-Иуды» Азефа стало символом и

А. Янковски , , „

---------------------------------------------------------------------------------------------- 149

политического падения, и моральной деградации, человеческой нечистоплотности, существовавших в русском революционном движении и определяемых термином «азефовщина». Полная антипатии и презрения оценка Азефа, высказанная ему Лопатиным во время эсеровской конференци в Лондоне (1908), раскрывает подлинную суть этого явления: «Есть, видите ли, есть люди с патологической охотой играть роль гениев зла. А вот французские полицейские, представьте, так определают тех, кто служит и нашим и вашим: свинья, которая разом жрет из двух корыт. Только и всего, Азеф, только и всего: свинья» [8. С. 573].

Однако, как не без основания утверждает Лев Троцкий в майском номере газеты «Киевская мысль» от 1911 г., «тайна азефщины - вне самого Азефа; она - в том гипнозе, который позволял его сотоварищам по партии вкладывать перст в язвы провокации и отрицать эти язвы; в том коллективном гипнозе, который не Азефом был создан, а террором как системой. То значение, какое на верхах партии придавали террору, привело <...> с одной стороны, к построению совершенно обособленной надпартийной боевой организации, ставшей покорным оружием в руках Азефа; с другой - к созданию вокруг лиц, удачно практиковавших террор, именно вокруг Азефа, атмосферы поклонения и безграничного доверия...» [16].

Литература

1. Jankowski A. К вопросу о провокаторстве и измене как категориях изображения художественной действительности в романе Юрия Давыдова «Глухая пора листопада» (Судейкин-Дегаев) // Studia Rusycystyczne Uniwersytetu Humanistyczno-Przyrodniczego Jana Kochanowskiego. Kielce, 2008. nr 17. С. 85-91.

2. Земляной С. Двойные агенты бога и дьявола. Российская болезнь провокаторства: Уроки на будущее. Режим доступа: http://faces.ng.ru/necropolis/2001-01-25/1_provoke.html

3. Лассан Э. Плюрализм возможен, консенсус исключен: роман Ю. Давыдова «Бестселлер» в свете «лингвистического поворота» в гуманитарных науках // Новое литературное обозрение. 2006. № 81. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2006/81/la26.html

4. Гордин Я. Жизнь стала «Бестселлером». Режим доступа: http://www.mn.ru/print.php? 2004-46-32

5. Жанузаков М.Н. Стилевые новации в современной исторической прозе // Филологические науки. 1997. № 3.

6. Иванова Н. Жизнь и смерть симулякра в России // Дружба народов. 2000. № 8. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ druzhba/2000/8/ivanova.html

7. Кардин В. Fuimus, что значит «Мы были». Режим доступа: http:// ps.1september. ru/ arti-clef.php?ID=200201528

8. Давыдов Ю. Соломенная сторожка (Две связки писем). М.: «АСТ. ОЛИМП АСТРЕЛЬ», 2000. 578 с.

9. Инсаров М. Народная Воля. Режим доступа: http://zhurnal. lib.ru/m/ magid_m_n/ narodwill.shtml

10. Давыдов Юрий. Угадывание давно минувшего бытия. Режим доступа: http:// www. tvkultura.ru/news.html?id=18222&cid=110

11. Николаевский Б.И. История одного предателя: Террористы и политическая полиция. Режим доступа: http://hronos.km.ru/libris/lib_n/ni_azef00.html

12. Евно Азеф. Режим доступа: http://www.peoples.ru/military/scout/azeff/history.html

13. Алданов М.А. Азеф. Париж, 1936. Режим доступа: http://hronos. km.ru/ libris/ lib_ a/ aldanov_asef.html

14. Бакай Михаил Ефремович: биогр. указатель. Режим доступа: http:// www. hrono. info/ biograf/bio_b/bakay_me.html.

15. Алданов А. Кто разоблачил Азефа? Париж, 1936. Режим доступа: http://hronos. km.ru/ libris/ lib_a/aldanov_asef.html

16. Троцкий Л. Евно Азеф: Политические силуэты. М., 1990. С. 98-107. Режим доступа: http://hronos.km.ru/libris/lib_t/tritsk_azef.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.