Научная статья на тему 'А. А. Алдын-оол – Учитель-новатор, экспериментатор, автор и составитель учебников'

А. А. Алдын-оол – Учитель-новатор, экспериментатор, автор и составитель учебников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
330
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. А. Алдын-оол – Учитель-новатор, экспериментатор, автор и составитель учебников»

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ И СОБЫТИЯ KEY DATES AND EVENTS

А.А. АЛДЫН-ООЛ - УЧИТЕЛЬ-НОВАТОР, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, АВТОР И СОСТАВИТЕЛЬ УЧЕБНИКОВ

Дамба Н. Ч.

Тувинский государственный университет, Кызыл

А. ALDYN-OOL - INNOVATIVE TEACHER, EXPERIMENTER, AUTHOR AND COMPILER OF TEXTBOOKS

Damba N.

Tuvan State University, Kyzyl

Арыя Араптановна Алдын-оол - народный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, автор букваря для первоклассников на тувинском языке, создатель учебно-методического комплекса по родному языку и чтению для тувинской начальной школы, автор и составитель многих учебных пособий; обладатель ордена «Знак почёта», ордена Республики Тыва, медалей «За доблестный труд», «За трудовую доблесть», «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «Ветеран труда».

Ею по праву может гордиться вся Тува, она является единственным на всю республику народным учителем СССР. За заслуги в сфере образования она была отмечена также Почётными грамотами не только республиканского, но и всероссийского значения.

Членами учебно-научной лаборатории Кызылского педагогического института по проблемам преподавания в начальной школе на тувинском языке изучен и обобщён опыт работы народного учителя.

Арыя Араптановна родилась 29 февраля 1928 года в местечке Ооруг сумона Коп-Соок Бай-Тайгинского кожууна в семье трудового арата. Трудовую деятельность начала в 1946 году в Шуйской начальной школе Бай-Тайги, параллельно училась на заочном отделении педагогического училища. В 1955 году она блестяще завершает обучение в учительском институте, а в 1970 году -в педагогическом институте.

С тех пор прошло более полувека, но как преданный своему делу педагог, она всё ещё продолжает заниматься любимым делом. К ней за помощью и поддержкой приходят родители, приводят своих детей и не перестают удивляться её работоспособности, несмотря на почтенные годы.

А.А. Алдын-оол продолжает работать над совершенствованием учебников и учебных пособий, предназначенных для детей младшего школьного возраста, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Кроме научных, учебно-методических работ, она - автор множества газетных публикаций, в которых делится опытом своей работы [1, 2, 3]. Её с удовольствием приглашают на радиопередачи, чтобы она дала свои бесценные методические рекомендации родителям маленьких детей по обучению грамоте. Опыт работы учителя освещался во многих республиканских газетах [4, 5, 6].

Её по праву, можно считать, учителем-экспериментатором, новатором в сфере начального образования. Инновационные технологии, предлагаемые для учителей начальной школы с родным (тувинским) языком обучения, долгое время проверялись экспериментальным путём сначала в её классах. Только после экспериментального подтверждения А.А. Алдын-оол опыт распространялся на всю республику. Она участвовала в 3-х экспериментах:

1. В 1964-1965 учебном году был проведён эксперимент с целью сокращения сроков обучения грамоте первоклассников. По итогам эксперимента были выступления на конференциях, семинарах и на курсах повышения учителей начальных классов республики, в 1967 году было выпущено пособие, написанное в соавторстве, «Уроки обучения грамоте». Итоги эксперимента были также освещены в газетных публикациях и радиопередачах.

2. В 1969-1970 учебном году после проведения реформы в образовании была апробирована новая программа. По апробации программы был проведён эксперимент в классе А.А. Алдын-оол. По результатам эксперимента ею в соавторстве с Доруг-оолом Алдын-ооловичем Монгушем и Игорем Чаговичем Эргил-оолом в 1970 году издана программа по тувинскому языку и чтению для 14 классов. С дополнениями и изменениями программа переиздавалась в 1982 и 1987 годах.

3. Для апробации букваря (Ужуглел) на тувинском языке, написанного в соавторстве с К.Б. Март-оол был проведён третий эксперимент в школах Сукпака Кызылского кожууна, Тээли, с. Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна и в школах № 1, 2, 3 г. Кызыла. Эксперимент показал хорошие результаты.

Начиная с 1990 года, учебник с дополнениями и изменениями переиздавался несколько раз [1, 2, 3].

За плодотворную работу в сфере образования Министерством просвещения РСФСР в 1962 году Арыя Араптановна награждена Почётной грамотой.

На протяжении более чем 20 лет, с 1970 года по 1990 годы, Арыя Араптановна была внештатным сотрудником Республиканского института усовершенствования учителей, делилась опытом работы с учителями республики, читала лекции по многим проблемным вопросам методики обучения тувинскому языку в начальных классах. По сегодняшний день родители детей-инвалидов, детей с отклонениями в развитии консультируются с ней, приводят к ней труднообучаемых детей и уходят со словами благодарности.

А.А. Алдын-оол постоянно работает над совершенствованием методов и приёмов работы по обучению родному языку учащихся начальных классов, используя в работе новые технологии. За освещение вопросов развития речи детей, роли родителей в их воспитании и за другие актуальные публикации А.А. Алдын-оол была награждена Почётными грамотами редакции газеты «Шын» в 1986 и 2000 году.

Освещая в печати вопросы обучения грамоте, она неустанно повторяла, что при проведении уроков надо обязательно учитывать специфику тувинского языка (деление гласных на краткие, долгие и фарингализованные; согласных на сильные и слабые), что основные положения методики обучения грамоте обусловлены лингвистически. Начиная с 1 класса, проводила анализ языковых единиц, вела учёт ошибок детей как в произношении, так и в написании, целенаправленно работала по предупреждению ошибок. Она уверена, что формирование в начальных классах необходимых фонетических и орфоэпических представлений непосредственно будет влиять на общее языковое развитие детей. Изучению раздела «Звуки и буквы» Арыя Араптановна уделяет большое значение и звуко-буквенный разбор считает одним из важных видов анализа, где дети учатся сравнивать, проводить небольшие умственные операции, наблюдать за обозначениями звуков буквами на письме. При организации звуковой работы особое внимание обращается на формирование у детей умения ориентироваться на гласный звук, на использование различных приёмов звукового аналитико-синтетического метода. Использование ею схем, таблиц, памяток и других видов наглядности помогает сконцентрировать внимание, повышает активность детей на уроках, осознанность выполняемых действий.

Алдын-оол А.А. является автором работ, которые неоднократно переиздавались, будут переиздаваться на протяжении многих лет в виду своей актуальности и востребованности:

1. Пособие для учителей: Уроки обучения грамоте (Бижик еередилгезиник кичээлдери деп методиктиг CYме ному) в соавторстве с В.С. Чылбак было издано в 1967 году. В пособии описано использование приёмов анализа и синтеза при обучении грамоте.

2. Методические рекомендации: «Уроки тувинского языка в 1 классе» (1 класска тыва дыл кичээлдери). Пособие издано в Тувинском книжном издательстве (г. Кызыл) в 1970 году.

3. Сборник диктантов для 1-4 классов (Диктантылар чыындызы 1-4 класска). Сборник издавался в 1970, 1979, 1988, 1998, 2012 годах в Тувинском книжном издательстве (г. Кызыл).

4. Сборник изложений для 2-4 классов (Эдертиглер чыындызы 2-4 класска) выпускался в 1982, 1988, 1998, 2012 годах Тувинским книжным издательством (г. Кызыл).

5. Дополнительный дидактический материал «Читай сам» (БодуН номчу), составленный А.А. Алдын-оол переиздавался 8 раз. В учебно-научной лаборатории КПИ по проблемам преподавания в начальной школе на тувинском языке имеются издания только 1994, 1999, 2004, 2005 годов.

6. Пропись № 1 (Бижилге кыдыраажы №1) издаётся на протяжении многих лет. В лаборатории имеются издания 1991, 1995, 1999, 2000 годов.

7. Букварь для 1 класса на тувинском языке - <^жуглел», переиздавался несколько раз (1990, 1996, 2003, 2009 гг.). В 2013 году учебник был переработан в соответствии с ФГОС НОО. А.А. Алдын-оол по праву считается основным автором учебника [8].

8. Методические указания к учебнику «Букварь» для 1 класса начальной школы: Уроки обучения грамоте. Данное пособие для учителей издавалось в 1990, 2006 и 2008 годах.

9. А.А. Алдын-оол также участвовала в составлении программ для 1-4 классов по тувинскому языку и родной речи в (1-4 класстарга тыва дыл, терээн чугаа программазы) 1970, 1987, 1989 годах.

10. Методические рекомендации для учителей 5 класса по тувинскому языку (5 класстыН тыва дыл ному-биле ажылдаар башкыларга «Методиктиг CYмелер»). Раздел «Развитие речи» был написан А.А. Алдын-оол в 1992 году.

11. За книгу «Воспитание дисциплинированности» (2004 г.) удостоена «Диплома мастера».

12. Литературно-художественное издание «Учитель» было опубликовано в 2012 году.

А.А. Алдын-оол - основатель педагогической династии. Многие братья, сёстры, родственники и дети А.А. Алдын-оол достойно трудятся в сфере образования: Араптан Борбак-оол Иргитович - «Народный учитель РТ», Заслуженный учитель РСФСР»; Араптан Долума Байкараевна - «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения РСФСР»; Достай Иргит Араптанович - «Заслуженный учитель РСФСР», «Отличник народного просвещения РСФСР»; Достай Сырба Машпак-ооловна - «Заслуженный учитель Тувинской АССР», «Отличник народного просвещения РСФСР»; Кагай-оол Бичии Иргитовна - «Заслуженный учитель Тувинской АССР», «Отличник народного просвещения РСФСР»; Тулуш Лариса Иргитовна - «Заслуженный

работник образования РТ», «Почётный работник образования РФ», обладатель премии президента РФ «Лучший учитель».

В своих детях она смогла заложить любовь к учительской профессии, они поистине считаются мастерами своего дела. Старший сын Алдын-оол Алексей Оюнович окончил с красным дипломом Томскую Высшую школу милиции и Академию внутренних дел в г. Москве. После выхода на пенсию перешёл на преподавательскую работу, преподаёт уголовное право, уголовный процесс и криминалистику. Санчаа Татьяна Оюновна - «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Отличник народного образования Российской Федерации»; «Народный учитель РТ», «Заслуженный работник образования РТ», обладатель премии президента РФ «Лучший учитель», директор государственного лицея РТ, к.п.н., Алдын-оол Андрей Оюнович - «Заслуженный работник образования РТ», учитель дополнительного образования - руководитель телестудии.

Жёны сыновей и муж дочери тоже учителя. Лейда Эрнстовна Алдын-оол, высококлассный педагог, художник - много лет проработала в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Детская художественная школа имени Нади Рушевой» г. Кызыла директором, воспитала не одно поколение талантливых художников.

Санчаа Михаил Григорьевич - «Заслуженный работник образования РТ», «Почётный работник образования РФ», обладатель премии президента РФ «Лучший учитель», учитель физики высшей категории. Алдын-оол Вера Март-ооловна - «Заслуженный работник образования РТ», «Почётный работник образования РФ», заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного лицея РТ.

Помимо своей основной учительской профессии, А.А. Алдын-оол долгое время занималась общественной работой, дважды избиралась депутатом г. Кызыла. Её труд был оценён по заслугам: в 1967 году включена в «Книгу почёта», с 1998 года - Почётный гражданин города Кызыла. Она также вошла в книгу лучших людей Тувы двадцатого столетия.

Библиографический список

1. Алдын-оол А.А. Бирги классчыларга дузалаары (В помощь первокласснику) // «Шын», сентябрь 19SQ.

2. Алдын-оол А.А. Канчаар кижизитсе экил? (Как лучше воспитать?) /«Шын», июль 1992.

3. Алдын-оол А.А. Иенин улегери (Пример матери) /«Шын», 7 августа 2003.

4. Март-оол К.Б. Игры на уроках тувинского языка // «Шын», 21 февраля 1986.

5. Бегзи Р.Р. Сперва люблю, потом учу // «Тувинская правда», 5 октября 2003.

6. Хертек Т. Улустун башкызы - чоргаар дынналыр ат (Народный учитель - гордо звучащее звание) // «Шын», 28 февраля 2QQS.

7. Монгуш С.В. Учить детей нужно только c любовью // «Тувинскаяправда», 9 июня 2010.

8. Алдын-оол А.А. и др. Yжуглел. Кызыл, 1990, 1996, 2009, 2013.

Bibliograflcheskij spisok

1. Aldyn-ool A.A. Birgi klasschylarga duzalaary (V pomosch pervoklassniku) // "Shyn", sentyabr

1980.

2. Aldyn-ool A.A. Kanchaar kizhizitse ekil? (Kak luchshe vospitat?) /"Shyn", iyul 1992.

3. Aldyn-ool A.A. Ienrn у^єгі (Primer materi) /"Shyn", 7 avgusta 2003.

4. Mart-ool K.B. Igry na urokakh tuvinskogo yazyka // ''Shyn'', 21 fevralya 1986.

5. Begzi R.R. Sperva lyublyu, potom uchu // "Tuvinskaya pravda", 5 oktyabrya 2003.

6. Khertek T. Ulustun bashkyzy - chorgaar dynnalyr at (Narodnyj uchitel - gordo zvuchaschee zvanie) // "Shyn", 28 fevralya 2008.

7. Mongush S.V. Uchit detej nuzhno tolko c lyubovyu // "Tuvinskayapravda", 9 iyunya 2010.

8. Aldyn-ool A.A. i dr. yzhuglel. Kyzyl, 1990, 1996, 2009, 2013.

Дамба Наталья Чоодуевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: natalyadamba@mail.ru

Damba Natalia - Ph.D., Associate Professor of Pedagogy Pedagogical Institute TuvGU Kyzyl Kyzyl, E-mail: natalyadamba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.