Научная статья на тему '9S. 03. 009. Конституционное право России на современном этапе. Обзор'

9S. 03. 009. Конституционное право России на современном этапе. Обзор Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ФЕДЕРАЛИЗМ -ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО -ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «9S. 03. 009. Конституционное право России на современном этапе. Обзор»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3

издается с 1974г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 95.03.001-95.03.047

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

9S.03.009. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Обзор

С конца 80-х голов в юридической науке начинает оформляться новая конституционная доктрина как система конституционно-правовых ценностей, взглядов на политическую организацию общества. Происходит переход от доминировавшего у нам: государственного, этатистского права к праву конституционному.

Разумеется, понятие "конституционное право" использовалось и правоведами дореволюционной России, и советскими учеными, начиная с 60-х годов. Существует учебник "Советское конституционное право", издаются периодические сборники по проблемам конституционного права. И хотя одновременно во многих юридических вузах до сих пор изучается курс государственного права, приверженцы этой науки сегодня фактически исповедуют идеи демократического конституционализма. С другой стороны, ведущая роль конституционного права в нашей теории обоснована не очень убедительно. Может быть поэтому один из новых учебников назван "Конституционное (государственное) право зарубежных стран" (М., Бек, 1994 г.).

Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать свою позицию ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятой в науке трактовки государственной власти. Кроме того, советская конституция, будучи в большей мере идеологическим и политическим документом, чем высшим государственным законом, не могла стать реально действующим, непосредственно применяемым источником права и тем более дать имя отрасли (1, с. 13).

Расширение предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с устройством и функционированием гражданского общества, ограждающих его от вмешаг тельства государства, является доводом в пользу наименования соответствующей науки и отрасли конституционным правом. При этом смещаются акценты в понимании роли государства во взаимоотношениях "государство — общество — человек". Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы.

Конституционное право складывается и укрепляется в таком государстве, в котором провозглашены и гарантированы права и сво-5*

боды человека, существует реальное народное представительство и прямое народовластие, действует принцип разделения властей. В досоветской России, не имевшей конституции как единого основного закона, употреблялось понятие "государственное право" применительно к соответствующей отрасли внутреннего права. Термин же "конституционное право" использовался для наименования отрасли права ино-стр!анных держав, государственный строй которых отличало разделение властей, прямое народоправство и народное представительство.

Как отмечается, лишь оценочный подход позволит отразить в названии отрасли и науки предмет регулирования и исследования. Развитое конституционное право возможно лишь в правовом государстве. Таким образом, качественные признаки демократического государства определяют название отрасли, занимающей ведущее место в его правовой системе, а конституционное право представляет собой особый качественный этап в развитии государственного права (1, с. 13).

В публикациях последних лет теоретически обосновывается предмет, категории и институты конституционного права. Отмечается, что предмет конституционного права составляют: установление, передача, осуществление государственной власти в различных формах, а также разделение и рассредоточение государственной власти между органами государства и политическими структурами; установление пределов государственной власти, гарантирование прав и свобод граждан (1, с. 38).

По мнению некоторых исследователей, наука конституционного права постепенно обогатится всем комплексом правовых, философских, политико-социологических концепций и подходов к проблемам конституционно-правового регулирования.

В публикациях высказывается уверенность, что конституционно-правовая наука России сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке при условии ее включения в компаративистские (сравнительно-правовые) исследования. Компаративизм в области конституционного права — одно из перспективных направлений государствоведения. Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых-государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием националистической замкнутости, панславистской ориентированности (1, с. 45). Появились достаточно обоснованные предложения о целесообразности перехода к новой концепции преподавания конституционного права.

Очевидной становится необходимость выделения в учебном плане юридических вузов курса общего конституционного права. Предмет

конституционного права в этом курсе предлагается изучать с позиции общих принципов, обоснованных теоретически и закрепленных юридически в конституционном праве современных демократических государств. Основными задачами курса являются следующие: изучать общие понятия и категории науки конституционного права в их системе; овладеть методикой правового анализа норм конституционного права и основанной на них деятельности государственных учреждений и общественных институтов; уяснить влияние факторов политического, экономического, культурного и нравственного характера на конституционно-правовые нормы и практику; во всем многообразии вариантов конституционно-правового регулирования выделить наиболее целесообразную (идеальную) модель, ориентированную на общечеловеческие ценности, и выяснить возможности ее применения в тех или иных конкретно-исторических условиях (1, с. 15).

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. в публикациях делается попытка по-новому осмыслить роль конституций в жизни общества. Своеобразие конституционного опыта развития России связано не только с поздним появлением Конституции в нашем государстве, но и с ритуальностью конституционных положений. Действия органов власти, реальная социальная жизнь не были связаны нормами Конституции, хотя далеко не все из них были бессмысленными и фальшивыми. Это воспитывало у граждан и должностных лиц отношение к конституционным установлениям как к чисто декларативным. Обретение нашим обществом новой Конституции может стать прогрессивным явлением в том случае, если она будет воспринята как выраженная в законе приоритетная социальная ценность, которая послужит обновлению и развитию всей законодательной системы, укреплению правопорядка и устойчивости государства и его институтов (4, с. 23-25).

Как подчеркивается в Комментарии к Конституции Российской Федерации, действенность конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами (5, с. 54).

Реализация новой Конституции, а ее основная цель — построение демократического, правового, федеративного, социального, светского государства и формирование нового гражданского общества — задача не простая. Недостаточно создать новый государственный аппарат и декларировать подлинные права и свободы. Более сложная задача — воспитание нового конституционного сознания у государственных чиновников, у судей, который принадлежит важнейшая роль в защите конституционного строя, у граждан. Необходима широкая программа законодательной деятельности, приоритетное значение в которой

должно быть отдано созданию эффективных правовых механизмов, гарантирующих права и свободы, развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование по существу всех отраслей законодательства.

В Конституции Российской Федерации впервые введено понятие "правовая система". С учетом общих принципов правовой системы предлагается выделить следующие виды правовых актов: в) конституция; б) конституционные законы; в) законы; г) уставы (краев, областей, автономных образований, городов федерального значения); д) указы; е) постановления (правительства, государственных комитетов и комитетов краевой, областной, городской, районной администрации); ж) распоряжения (президента, правительства, главы администрации); з) приказы, инструкции, указания и иные ведомственные акты; и) акты представительных органов местного самоуправления; к) акты прямого народного волеизъявления — решения референдумов, итоги выборов, наррдных собраний; л) внутригосударственные договоры, соглашения; м) ратифицированные (одобренные) международные договоры; и) признанные нормы международного права; о) модельные (рекомендательные) законодательные акты. Эти правовые акты находятся между собой в разных соотношениях. Однако, по мнению некоторых авторов, вести речь о правовой системе пока трудно, ибо противоречивость современного политического и социально-экономического развития России неизбежно порождает юридический хаос. Правовая система непрерывно деформируется и связи между актами нарушаются. В целом же резко снижается эффективность правового воздействия на общественные процессы, а неостановимый вал правонарушений, преступности все ниже "опускает" уровень законности в стране (4, с. 10, 14).

Нарастают юридические коллизии. Наиболее острые противоречия, по мнению исследователей, наблюдаются между актами разных ветвей власти и актами органов федерации и ее субъектов. В конечном счете несоблюдение конституционных принципов единства государственной власти и разделения форм ее осуществления по горизонтали и вертикали ведет к нарушению установленных Конституцией России соотношений между правовыми актами и осложняет применение права и решение практических задач развития экономической, политической и социальной сфер. Даже конституции ряда республик вводят свои принципы построения правовой системы вопреки общероссийским правовым принципам (4, с. 19).

Поскольку в современном конституционном праве используется понятие "конституционный строй", появились статьи и монография, в которых научно обосновывается эта новая категория Конституционный строй, по мнению автора специальной монографии на эту тему,

О. Г. Румянцева — это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям. Она базируется на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством (8, с. 23-24).

Что же касается категории "основы конституционного строя", то предлагается различать две ее стороны. Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная. Во-вторых, это субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем. Основами конституционного строя можно считать находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом (8, с. 28).

Определяя основы конституционного строя как наиболее крупный объект конституционного регулирования, автор разделяет его на три уровня, предполагающие различное закрепление:

1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

2) основные принципы конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определяющее юридическое значение.

По мнению автора, предложенные уровни образуют систему: ценности лежат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость (8, с. 29).

О. Г. Румянцев оспаривает утверждения, будто основы конституционного строя не защищаются в судебном порядке, регулируют общественные отношения не непосредственно, а через иные, конкретные нормы. Основы конституционного строя не просто характеризуются особым порядком изменения, но и имеют особую юридическую силу Это выражается в обязанности законодателя следовать указанным принципам при изменении или дополнении остального текста Кон-

ституции. Конституционный Суд при разрешении разночтений между правовыми нормами обязан исходить из смысла основных принципов. Благодаря своей особой природе они вправе получить ни с чем не сравнимый вес в правоприменительной практике, главным образом — в области конституционной юстиции (8, с. 31).

Конституционный строй России определяется через сумму взаимосвязанных категорий, призванных закрепить:

1. Провозглашение государственного суверенитета; понимание суверенитета как свойства высшей власти при верховенстве федерального закона на всей территории страны; определение пределов государственной власти.

2. Гуманный правовой статус человека, при котором он сам, права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — главной обязанностью государства; равенство перед законом и право на равную защиту, со стороны закона, независимо от каких-либо обстоятельств; базовые принципы гражданства -России.

3. Верховенство права в смысле всеобщей подчиненности ему и основанной на нем Конституции, ее прямого действия и непосредственного применения; подчиненности высшему закону всех иных правовых актов; указание на соотношение внутригосударственного и международного права.

4. Народовластие, включая определение народа как носителя суверенитета и единственного источника государственной власти; правовые принципы непосредственного народовластия, гарантии народного представительства и предусмотренных Конституцией выборов; право на сопротивление тирании и узурпации власти...

5. Политический и идеологический плюрализм, включая гарантии многообразия и свободного участия граждан в политической жизни; гарантии саморазвития гражданского общества, свободы его институтов, в частности общественных объединений.

6. Общие принципы действия государственной власти, установление республиканской формы правления, принципа разделения, самостоятельности и взаимодействия властей, необходимых сдержек и противовесов.

7. Федерализм как принцип государственно-территориального устройства, право на самоопределение и самоуправление в составе России, основы правового статуса субъектов Российской Федерации, гарантии децентрализации государственной власти через разграничение полномочий и предметов ведения государственной власти между Федерацией и ее частями.

8. Признание различных форм и видов самоуправления — местного самоуправления, культурной автономии, самоуправления институтов гражданского общества и их гарантии.

9. Принцип социального государства, основные социальные задачи и обязанности государства во имя развития личности, достижения благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.

10. Многообразие и свобода экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех ее форм; соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности, принцип социального партнерства как ведущий в экономических отношениях; гарантии единства внутреннего экономического пространства страны.

11. Геополитические принципы: принцип союза — основа создания союза с другими государствами; основные принципы внешней политики и равноправного участия в мировом сообществе; обязанность соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права.

12. Целостность и устойчивость конституционного строя, взаимодополняющее действие и применение его правовых основ, их верховенство по отношению к другим положениям Конституции, незыблемость и особый порядок изменения (8, с. 57-58).

В публикациях по конституционному праву значительное внимание уделяется анализу конституционных институтов, одним из которых является система разделения властей. Разделение властей — это принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, одна из основ конституционного строя, предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними.

Ученые обращают внимание на организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, составляющих единый комплекс осуществления государственной власти.

В то же время отмечается, что у разделения властей есть свои границы. Это прежде всего принцип организации и осуществления власти на общегосударственном уровне. Он может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделения властей, их институциализация может идти разными путями. Общие подходы, относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере использованы и в системе местного самоуправления, но здесь, по мнению ученых, необходимо учитывать, во-первых, что речь идет об особом специфическом институте, и, во-вторых, что местная власть осуществляется в очень небольших территориальных рамках (5, с. 40).

С принятием новой Конституции Российской Федерации наука кон-6-1732

ституционного права больше внимания стала уделять проблеме современного российского федерализма. При том, что федерализм понимается далеко не одинаково, подчеркивается, что это прежде всего структурный принцип. Он провозглашается и реализуется в интересах организации государства, обеспечения его единства. Федерализм призван защищать общество как от имперских амбиций центра, тоталитаристских устремлений верховных властей, так и от сепаратизма и национализма на местах. Эффективность федерализма проистекает отнюдь не из иерархического построения отношений между центром и субъектами Федерации, четкого и делового распределения функций и, соответственно, прав и ответственности, она появляется в результате сотрудничества и взаимодействия властей всех уровней, совместных действий, направленных на достижение общих целей (10, с. 5).

Будучи структурным принципом, федерализм способствует > не только децентрализации, но и демократизации управления, широкому вовлечению населения в процессы принятия решений на всех уровнях государственной организации. С одной стороны, он закладывает основы механизма выявления интересов и воли большинства общества, легитимирует общегосударственную политику, систему федеральных органов власти, их действия, а с другой — определяет структуру и нормы, призванные отражать и защищать позицию не только территорий, но и отдельных групп населения. Федерализм не сводится к субъектам Федерации, он охватывает институт национально-культурной автономии, систему связей с местным самоуправлением.

Ученые отмечают, что взаимосвязь федерализма и демократии проявляется также в том, что распределение полномочий между центром и субъектами Федерации приближает власть к гражданину, делает ее более зависимой от него. По своей природе федерализм привносит в жизнь общества атмосферу диалога, открытого обсуждения спорных вопросов и конфликтов, совместного поиска путей к компромиссу.

В федеративном государстве, как отмечается, легче и быстрее воспринимаются и реализуются принципы местного самоуправления. Сегодня они пока с трудом реализуются в законодательстве и практике Российского государства, и именно потому, что утверждаются на месте бюрократической централизации и жесткого администрирования. В сочетании с местным самоуправлением федерализм создает предпосылки развития динамизма и гибкости в территориальной организации и системе управления, так необходимые там, где проявляется этническая или. региональная специфика (10, с. 6).

Федерализм способствует развитию самостоятельности, свободы действий и образа жизни регионов, национально-государственных образований, территориальных и этнических групп людей, индивида, личности. Основные права и свободы человека и гражданина, несо-

мненно, являются высшей ценностью права федеративных государств. В условиях федерализма индивидуальные права могут более эффект тивно сочетаться с коллективными, групповыми правами, в первую очередь с правами народов. Не противопоставление одних прав другим, а их взаимопереплетение и дополнение наилучшим образом способствует реальной демократии (10, с. 6).

Новая модель Российской Федерации означает эволюцию от интегральной, централизованной к самоуправленческой. Каждый субъект выступает одновременно как форма экономического и политического самоуправления. Это проявляется в объеме полномочий субъектов; степени согласованности волевых действий и обеспеченности интересов различных субъектов; отказ от отношений между центром и субъектами Федерации на началах субординации (7, с. 107).

Ученые отмечают проявление двух взаимосвязанных тенденций в развитии федерализма в России: первая — расширение самостоятельности субъектов Федерации и вторая — укрепление единства Российского государства, обеспечение его целостности.

Перед наукой конституционного права встает множество вопросов практически-регулятивного характера. В их числе — выявление общих контуров такого нового для российской действительности юридико-нормативного образования, как парламентское право.

В отечественной литературе понятие парламентского права не получило сколько-нибудь развернутого толкования. Оно как бы растворилось в терминах типа "парламентские процедуры", "парламентский процесс". Но нормативный массив парламентского права, как бы велика не была в нем доля процедурных правил, складывается под определяющим воздействием принципов и норм материального права, прежде всего — конституционного. При всей важности технологии парламентаризма главное — обеспечить устойчивые взаимосвязи, во-первых, в его собственной среде согласно нормам принятой модели разделения властей, государственного устройства и формы правления, во-вторых, между парламентом как высшим представительным органом государственной власти, с одной стороны, и народом как единственным источником власти — с другой (9, с. 8).

Парламентское право определяется одними учеными как неотъемлемая часть конституционного права, другими — как полноценная, самостоятельная отрасль права. Более теоретически обоснована первая позиция, в соответствии с которой парламентское право выросло из конституционного, опирается вместе с ним на одну и ту же "корневую систему" — основы конституционного строя, имеет, как и оно, в качестве своего главного юридического источника Конституцию. Но в едином как для конституционного, так и для парламентского права поле общественных отношений за парламентским закреплен 6' ■

свой специфический участок — организационно-технические отношения. Если в целом для конституционно-правового регулирования характерны методы, основанные на властно-императивных началах, то для парламентско-правового — прежде всего диспозитивные, опирающиеся на координацию и согласования. Бели в механизмах собственно конституционного права превалирует материальная сторона, то в механизмах парламентского права — процессуальная, организационно-обеспечительная. В связи с этим делается вывод: как ни соблазнительно объявить парламентское право особой отраслью, все же больше оснований видеть в нем подотрасль конституционного права. Кстати, в качестве подотраслей конституционного права могут рассматриваться избирательное и муниципальное право. При этом отмечается, что сформироваться в образование ревнопорядковых норм и институтов парламентское право просто не в состоянии практически, поскольку самой Конституцией сориентировано на процедурное упорядочение отношений самого различного вида и на самых различных уровнях. Одно дело — внутрипарламентские отношения и процедуры (законодательные, контрольные, организационные); другое — межинституциональные (Президент — парламент — Правительство — Конституционный Суд); третье — федеративно-институциональные (Федеральное Собрание — парламентские институты субъектов Федерации); четвертое — процедуры в сфере отношений публично-правовой ответственности (парламент — избирательный корпус — электорат) (9, с. 10).

Все больше внимания в публикациях по конституционному праву уделяется роли политических партий в демократическом процессе. В частности, отмечается, что многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованы друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь, демократия не мыслима без политических партий, борющихся за власть и использующих конституционные формы и методы.

С развитием многопартийности тесно связано формирование подлинно представительной формы правления (3, с. 40). Однако отмечается, что политические партии России пока не прошли период становления и развития. Большинство партий не пользуются поддержкой у населения. И объясняется это не в последнюю очередь неразвитостью российского гражданского общества. Формирование многопартийной системы в России продлится еще не один год. Ускорению этого процесса, бесспорно, способствовали последние выборы в Федеральное Собрание, в особенности — в Государственную Думу, поскольку половина ее депутатов избиралась на основе пропорциональной избирательной системы по спискам, сформированными политическими партиями и блоками. Но в ближайшие годы вряд ли какая-либо партия станет пра-

вящей. В этой ситуации выбор формы правления с наделением главы государства широкими полномочиями по формированию правительства является наиболее оптимальным (3, с. 47).

В публикациях по конституционному праву научно обоснованы рекомендации по совершенствованию избирательного законодательства. В связи с тем, что Федеральное Собрание Российской Федерации является переходным парламентом с укороченным сроком легислатуры, при разработке законодательной базы организации и проведения новых выборов особое внимание обращается прежде всего на: 1) принятие новых федеральных законов о выборах для каждой из палат Федерального Собрания; 2) создание условий для превращения партий в партии парламентского типа, участвующие в формировании правительства и изменении его состава; 3) изменение финансирования избирательной кампании, в том числе установление предельной суммы, которая может бы'гь израсходована на проведение предвыборной агитации, с учетом инфляции; 4) образование единой самостоятельной системы избирательных комиссий (6, с. 23).

Высказано и отношение ученых к готовящимся в Федеральном Собрании поправкам к новой Конституции. Предлагаемые поправки направлены в основном на усиление контроля парламента за деятельностью других высших федеральных органов власти. Принятие многих из поправок в том виде, как они сформулированы, привело бы к серьезным изменениям установленного действующей Конституцией соотношения законодательной и исполнительной власти. Конечно, этот баланс, отражающий "полупрезидентскую" форму правления, не является идеальным. Но конституционные поправки не могут противоречить генеральной схеме организации власти, должны быть органично вписаны в нее. В противном случае, потребуется изменение самих основ механизма осуществления государственной власти на федеральном уровне (например, переход к парламентарной форме правления или к президентской республике), что потребовало бы разработки и принятия принципиально новой Конституции страны.

Некоторые вопросы усиления контрольных полномочий парламента можно было бы решить, не ломая принципиальной схемы формы правления, которая заложена в Конституции, включив в нее запись о том, что Государственная Дума проверяет исполнение Конституции, федеральных законов и федерального бюджета и в связи с этим впраг ве создавать контрольные и следственные комиссии. Одновременно в Конституции следовало бы предусмотреть право депутатского запроса к высшим должностным лицам страны.

Список литературы

1. Богданова Н. А. К новой концепции преподавания конституционного права // Государство и право.— М., 1994.— № 7 .— С. 11-34.

2. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе // Обществ, науки и современность .— М., 1993 .— № 6 .— С. 36-47.

3. Козлов А. Е. Политические партии в парламентском процессе // 4 Конституционный строй России: Вопр. парламентского права.— М., 1995 .— Вып. 2 .— С. 46-87.

4. Конституция, закон, подзаконный акт.— М.: Юрид. лит., 1994 .— 135 с.

5. Конституция Российской Федерации: Комментарий.— М.: Юрид. лит., 1994 .— 623 с.

6. Лысенко В. И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и избирательного права в Российской Федерации в 90-е годы // Федеральное Собрание России: опыт первых выборов .— М., 1994 .— С. 6-27.

7. Проблемы суверенитета в Российской Федерации .— М., 1994 .— 175 с.

8. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления .— М., 1994 .— 288 с.

9. Степанов И. М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования // Государство и право. — М., 1994 .— № 11 .— С. 3-11.

10. Топорнин Б. Н. Современный российский федерализм: человеческое измерение // Права человека и межнациональные отношения .— М., 1994 .— С. 4-37.

А. Е. Козлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.