Научная статья на тему 'Конституционные реформы и их значение в модернизации Российского государства'

Конституционные реформы и их значение в модернизации Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция / конституционная реформа / разработка Конституции / конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. / Constitution / constitutional reform / development of the Constitution / constitutional and legal regulation of the stay of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карим Кадырович Гасанов, Сергей Олегович Харламов

Рассматривается конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе основные конституционные принципы и нормы, имеющие отношение к установлению правового режима такого пребывания. Подчеркивается роль установления эффективных правовых моделей в рассматриваемой сфере с целью пресечения нелегальной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL REFORMS AND THEIR SIGNIFICANCE IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN STATE

Constitutional and legal regulation of the stay of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation is considered, including the basic constitutional principles and norms related to the establishment of the legal regime of such stay. It emphasizes the role of establishing effective legal models in this area in order to curb illegal migration.

Текст научной работы на тему «Конституционные реформы и их значение в модернизации Российского государства»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10005 © К.К. Гасанов, С.О. Харламов, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Карим Кадырович Гасанов,

заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Сергей Олегович Харламов, начальник кафедры конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в том числе основные конституционные принципы и нормы, имеющие отношение к установлению правового режима такого пребывания. Подчеркивается роль установления эффективных правовых моделей в рассматриваемой сфере с целью пресечения нелегальной миграции.

Ключевые слова: Конституция, конституционная реформа, разработка Конституции, конституционно-правовое регулирование пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

CONSTITUTIONAL REFORMS AND THEIR SIGNIFICANCE IN THE MODERNIZATION OF THE RUSSIAN STATE

Karim K. Gasanov,

Deputy Head of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot',

Doctor of Law, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Sergey O. Kharlamov, Head of the Department of constitutional and municipal law, Candidate of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Constitutional and legal regulation of the stay of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation is considered, including the basic constitutional principles and norms related to the establishment of the legal regime of such stay. It emphasizes the role of establishing effective legal models in this area in order to curb illegal migration.

Keywords: Constitution, constitutional reform, development of the Constitution, constitutional and legal regulation of the stay of foreign citizens and stateless persons on the territory of the Russian Federation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гасанов К.К., Харламов С.О. Конституционные реформы и их значение в модернизации Российского государства. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):36-43.

Современные конституционные реформы начались в конце 80-х годов XX века, когда впервые были внесены существенные поправки и изменения в Конституцию РСФСР 1978 года. Самым сложным процессом в данный период было найти компромисс с уже существующими положениями Конституции РСФСР и новеллами, которые внесли в ходе Конституционных реформ. Оказалось, что противоречия настолько глобальные, что решить их с помощью изменений в действующее законодательство Российского государства не представилось возмож-

ным. В итоге весь процесс данных конституционных реформ привел к необходимости разработки и принятия новой Конституции России. В подготовке действующей Конституции РФ 1993 года важную роль сыграло Конституционное совещание, созванное на основе Указа Президента РФ от 20 мая 1993 года «О созыве Конституционного совещания завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации». Главной задачей функционирования данного конституционного органа стало не просто разработать текст Конституции Российского

государства, а поиск взвешенного подхода, учета мнения различных политических сил в процессе модернизации Российского общества и государства. Необходимо обратить внимание на тот факт, что данная работа проходила не только в рамках функционирования Конституционного совещания. В 1991 году, существующий в то время высший законодательный орган — Съезд народных депутатов также принимает решение о разработке новой Конституции России, с этой целью был создан специальный орган — Конституционная комиссия. Различны иные политические движения, также занимались проектом Конституции РФ. В итоге исторические события свидетельствуют, что конкурирующими основными проектами были Конституция РФ, внесенная в Конституционное Совещание Президентом РФ и Конституция Российского государства, разработанная Конституционной комиссией под эгидой Съезда народных депутатов.

В результате известных событий осени 1993 года новый проект Конституции Российской Федерации был вынесен на всенародный референдум. Если говорить об общих впечатлениях участника данных событий, то можно отметить, что большинством голосов участников референдума был принят важный основополагающий документ — Конституция государства. По итогам принятия Конституции Российской Федерации, ее опубликования и вступления в силу, общественно-политическая обстановка в стране постепенно начала стабилизироваться. В этом, в частности, состоит юридическая природа данного документа. Промежуточный, или скорее начальный этап модернизации Российского государства закончился. Действительно, был найден компромисс между различными политическими силами, остановлен процесс бесконтрольного разрушения Российской государственности, территориальной целостности и независимости. Раскрывая юридическую природу, сущность и содержание Конституции Российской Федерации необходимо отметить, что это сам по себе программный документ, многие статьи Конституции РФ рассчитаны на реализацию их положений в будущем. По-новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в Главе 1 «Основы конституционного строя». Россия провозглашается демократическим федеральным

правовым государством с республиканской формой правления.

В Конституции РФ 1993г. последовательно проведен классический принцип государственности — разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст. 10). Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти.

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции РФ нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение в закреплении института частной собственности, в том числе и на землю, установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В целях недопущения господства той или иной идеологии в обществе, Конституция РФ 1993 г. устанавливает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом. Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. устанавливает светский характер РФ. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направленных на укрепление единства РФ, на сохранение России как единого федерального государства. Принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции, в которых закреплено, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию.

В постконституционный период особая роль отводилась разделу 2 Конституции РФ «Заключительные и переходные положения». В соответствии с данными положениями, начиная с 1993 года, произошло изменение действующего законодательства:

«законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ». (п. 2 раздела 2 Конституции РФ). Одновременно осуществляется трансформация федеральных органов государственной власти, затронувшая Президента РФ, Правительство РФ, суды и конституционно-правовой статус вновь создаваемого законодательного органа государственной власти Федерального Собрания РФ — парламента России.

Конституция Российской Федерации не изменялась до начала 21 века. Начиная с первого десятилетия 21 века Россия вступила в новый этап федерализма — этап модернизации Федерации, укрепление территориальной целостности России и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти по вертикали и горизонтали. В декабре 2003 года на основе референдума Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в новый субъект РФ — Пермский край. В марте 2004 года был принят Федеральный конституционный закон « Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».

В 2005—2006 годах такой же конституционный процесс объединения охватил еще несколько субъектов РФ на этой основе возникли: Красноярский край, Камчатский край, Забайкальский край и т.д. По состоянию на 1 июня 2018 года в состав Российской Федерации входили 85 субъектов.

Значительная часть норм конституционного права регулирует вопросы, непосредственно связанные с формированием в Российской Федерации гражданского общества, строительства новой государственности. Основой этого процесса служат демократические выборы при гарантированной альтернативности и открытости для общественного контроля. Они выступают исходным принципом организации органов государственной власти и местного самоуправления: в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами избирается Президент РФ, путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, представи-

тельные и другие выборные органы и должностные лица местного самоуправления.

Одна из форм осуществления суверенитета народа — выборы. Они признаются Конституцией РФ высшим непосредственным выражением власти народа (ст. 3).

Начало процессу создания современной новой избирательной системы положили указы Президента РФ и утвержденные ими в 1993 г. Положения о выборах членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в которых были сформулированы новые институты избирательного права.

За прошедшее время законодательные органы субъектов Федерации приняли ряд законов, направленных на регулирование избирательного права, определяющего вопросы осуществления и передачи власти и избирательного процесса как важнейшей составляющей политико-правового процесса, обеспечивающего непрерывность и преемственность власти.

Вместе с тем, реформирование избирательной системы на современном этапе предполагает новые концептуальные подходы к анализу как к модели формирования представительных органов власти, так и к самой системе избирательного права, состоянию избирательного законодательства.

Стоит отметить, что за непродолжительное время в избирательное законодательство внесено множество поправок, кардинально переработаны базовые законы о выборах. Например, Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» со дня вступления в силу до дня первого применения на выборах изменялся восемь раз. За период 2009—2011 гг. — еще 12 раз. Переосмысливались положения действующего в 2007—2013 гг. Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы», связанные с отказом от формирования представительного органа на федеральном уровне по мажоритарной избирательной системе и переходом к выборам только по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, по данных за федеральные списки кандидатов, с изменениями в составлении федеральных избирательных списков, их структуре, с увеличением избирательного порога до 7% и с другими нововведениями законодателя.

Этому предшествовали такие изменения избирательной системы, как исключение избирательных блоков из числа участников избирательного процесса, ужесточение требований к проценту недостоверных или недействительных подписей избирателей, установление единого дня голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления, изменение статуса депутата Государственной Думы, фактически введение императивного (фракционного) мандата.

В 2006—2007 гг. был внесен ряд изменений в избирательное законодательство. Среди них: исключение возможности включать в партийный федеральный список кандидатов, являющихся членами иных политических партий; запрет на выход депутатов из фракции, что влечет досрочное прекращение депутатских полномочий; введение императивной нормы о связанности депутатов решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, что категорически запрещается для иных государственных и муниципальных служащих; отмена формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов); лишение пассивного избирательного права граждан Российской Федерации, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; введение дополнительных оснований для отказа в регистрации в качестве кандидатов лиц, чья деятельность носит экстремистский характер, и в случае ненадлежащего оформления доку-ментов, расширение перечня представляемых сведений о кандидатах и ужесточение требования к их достоверности; запрет на призывы в ходе избирательной кампании голосовать против кандидата, кандидатов, списка кандидатов и списков кандидатов, описания возможных негативных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен к распределению депутатских мандатов; исключение норм об отмене фиксированного порога явки избирателей, введение дополнительных ограничений и др.

Соответствующие коррективы внесены и в Закон «Об основных гарантиях избирательных прав».

Законодатель дополнил п. 4 ст. 41 новым предложением, из содержания которого следует, что в отношении зарегистрированного кандидата без согласия прокурора соответственно уровню выборов не может быть возбуждено уголовное дело и он не может без соответствующего согласия быть заключенным под стражу.

Многие из перечисленных уточнений и изменений коснулись и действующего на предшествующем этапе Закона «О выборах депутатов Государственной Думы». Так, ст. 5 была дополнена ч. 4.2, связанной с ограничением пассивных избирательных прав для граждан, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления.

Введены дополнительные основания для отказа в регистрации в качестве кандидатов лиц, чья деятельность носит экстремистский характер. Так, например, не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Кроме того, подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не могут быть избранными, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Сделан ряд уточнений, связанных с порядком наделения депутатским мандатом победивших кандидатов на выборах, если по каким-либо причинам их депутатский мандат остается вакантным, в том числе в случае отказа победившего кандидата на выборах от него. Стоит отметить, что кандидат, по каким-либо причинам отказавшись от депутатского мандата, не исключается из федерального списка и может опять участвовать в перераспределении мандатов, правда, не более двух раз. Это, естественно, не относится к кандидатам, полномочия которых были в соответствии с законом досрочно прекращены.

Такие изменения не могли не затронуть реализацию избирательных прав граждан России в рамках введенной измененной избирательной системы, но еще недостаточно отработанной и адаптированной к современным условиям России. Вместе с тем столь значительные изменения избирательного законодательства при условии их конституционности свидетельствуют о недопустимой фрагментарности положений Конституции РФ о выборах. Избирательные права не могут так часто в зависимости от грядущих выборов менять свойственное им конституционное содержание. Реформирование современной избирательной системы ставит множество вопросов, в первую очередь о сохранении ценностей, получивших закрепление в Конституции РФ 1993 г. Изменения, которые были внесены в избирательное законодательство в 2005—2007 гг., фактически привели к качественно новой электоральной модели в России.

Новые предложения по ее совершенствованию последовали в 2008—2009 гг. в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. С учетом предложений, прозвучавших и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в 2009 г., и уже принятых законов в этой части их можно свести к следующим: предоставление гарантии представительства партиям, получившим от 5 до 7% голосов (они получают один—два депутатских мандата), представление Президенту РФ кандидатур будущих руководителей исполнительной власти субъектов Федерации только партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах, поэтапное снижение численности членов политических партий, необходимой для их регистрации, отмена института избирательного залога, поэтапное снижение количества подписей избирателей, необходимого для выдвижения кандидатов, а впоследствии и их отмена, формирование Совета Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации, введение института ротации руководящего партийного аппарата, согласно которой одно и то же лицо не может занимать определенную руководящую должность в аппарате партии более двух сроков подряд, изменение сроков полномочий главы государств до шести лет, введение единого критерия

установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, разрешение политическим партиям образовывать предвыборные союзы на выборах в органы местного самоуправления с местными общественными объединениями и включение в партийные списки кандидатов от местных общественных объединений, гарантирование возможности для непарламентских партий постоянного участия в работе Центральной и региональных избирательных комиссий.

В целом, как представляется, данные предложения не затронули сущностных аспектов сформированной в 2005—2007 гг. модели выборов, но, безусловно, внесли важные, хотя и не бесспорные коррективы.

В своем ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. Д.А. Медведев предложил «комплексную реформу нашей политической системы». Основными ее моментами должны были стать: переход к выборам руководителей субъектов Федерации прямым голосованием жителей регионов, упрощенный порядок регистрации партий по заявке от 500 человек, представляющих не менее 50% регионов страны, отмена необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы, сокращение количества подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тыс., а для кандидатов от непарламентских партий — до 100 тыс.

Как известно, все эти предложения были реализованы. Некоторые предложения этих законов имели фундаментальный характер и повлияли на существующую партийную систему и федеральную выборную модель, что вызывало заинтересованную дискуссию у лидеров политических партий, а также правоведов, государственных деятелей и политологов.

Кроме того, в то же время Д.А. Медведев предложил изменить систему выборов в Государственную Думу, считая целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам.

Что касается этих предложений о совершенствовании Закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Россий-

ской Федерации», то они еще находятся в работе в Госдуме и судьба их оказалась печальной, поскольку в ежегодном Послании действующего ныне Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. прозвучало предложение о возврате к модели выборов депутатов Госдумы 1993 г.

В своем ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию 22 декабря 2011 г. Д.А. Медведев предложил «комплексную реформу нашей политической системы». В том числе и переход к выборам руководителей субъектов Федерации прямым голосованием жителей регионов. Данное предложение сейчас реализовано. Однако ряд регионов выступил с просьбой не вводить выборы губернаторов прямым голосованием жителей регионов (Ингушетия, Дагестан и ряд других), поскольку нестабильная ситуация в республиках в период выборов могла значительно осложнить обстановку и повлиять на волеизъявление граждан. С учетом этих обращений и оценки реальной ситуации законодатель в 2013 г. предоставил возможность субъектам самими определиться — проводить ли им выборы губернаторов или использовать назначение с одобрением на законодательном собрании субъекта и утверждение Президентом РФ.

К сожалению, и на федеральном уровне исполнительные органы власти в значительной степени дистанцированы от органов законодательной и представительной власти, поскольку их участие сводится только к одобрению кандидатуры, внесенной Президентом России на должность Председателя Правительства РФ, к заслушиванию выступлений отдельных министров в рамках парламентского часа. Правда, с 2009 г. в соответствии с Законом о поправке к Конституции РФ в некоторой части расширены контрольные полномочия Государственной Думы в отношении Правительства РФ, но все-таки их явно недостаточно, если сравнивать соответствующий парламентский опыт стран развитой демократии.

Действующая структура государственных органов были утверждена вступившем в должность Президента РФ В.В. Путиным в мае 2012 г.

Ключевым моментом административной реформы стало разделение органов исполнительной власти федерального уровня на три основные груп-

пы в соответствии с их функциями: министерства, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; федеральные службы, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в ряде областей, в том числе в области борьбы с преступностью, общественной безопасности; федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, некоторые правоприменительные функции.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют свои полномочия на территории субъекта РФ непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы, положения о которых утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти, они также не входят в систему органов государственной власти субъекта РФ.

Исполнительные органы государственной власти РФ и ее субъектов (в отличие от законодательных и судебных) представляют собой систему, основанную на принципе вертикального подчинения: нижестоящие органы и должностные лица подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только закон, но и указания вышестоящих органов или должностных лиц. Акты нижестоящих органов могут быть отменены вышестоящими.

В соответствии с Конституцией России в пределах ведения Российской Федерации и полномочий России по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.

В Конституции РФ заложена система гарантий, препятствующих превращению Президента в авторитарного правителя. Они заключаются: в ограни-

ченности полномочий Президента определенным сроком — шесть лет (ранее пять лет с 1991 г. и четыре года с Конституции РФ 1993 г. (ч. 1 ст. 81), с 1995 г. закреплено в законе); порядке его всенародных выборов, их альтернативном характере и недопустимостью занятия поста Президента более двух сроков; возможности досрочного прекращения полномочий и отрешения Президента от должности; наличии порядка признания не соответствующими Конституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе постановления Конституционного Суда.

Полномочный представитель Президента РФ по одному из указанных (теперь уже девять) федеральных округов, назначается на эту должность (и освобождается) Президентом РФ по представлению руководителя Администрации главы государства. Полномочный представитель назначается на должность на срок, определяемый Президентом РФ, но не превышающий срока исполнения главой государства своих полномочий (практически не более четырех лет, с 2012 г. — шести лет). В задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе входят: организация в федеральном округе работы по реализации органами государственной власти контроля за исполнением решений федеральных органов; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе.

Что касается подписей избирателей в поддержку кандидатуры кандидата в Президенты, то Законом от 2 мая 2012 г. введены новые правила, регламентирующие этот процесс Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 7 500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Федерации. Политическая партия (за исключением политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которые освобождаются от сбора подписей) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федера-

ции должно приходиться не более 2 500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Федерации. По сравнению с предыдущими правилами, действующими до мая 2012 г., процедура значительно упрощена.

Одна из функций парламента — контроль за деятельностью других государственных органов. В соответствии с поправкой к Конституции РФ 2008 г. были расширены контрольные функции Государственной Думы по отношению к Правительству РФ. А 7 мая 2013 г. был принят и специальный Федеральный закон № 77-ФЗ «О парламентском контроле». Одной из форм такого контроля выступает деятельность Федерального Собрания РФ по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для общества и государства. 27 декабря 2005 г. был принят Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации», которым установлены основания для проведения парламентского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.

Следует отметить, что природа депутатского мандата в последнее время претерпевает принципиальные изменения с момента введения в силу в 2005 г. нормы о том, что в случае выхода депутата из состава фракции, по списку которой он избран в Государственную Думу, его полномочия прекращаются досрочно. Эта норма фактически поставила депутата в зависимость от политической партии, что позволяет делать вывод, что свободный мандат постепенно преобразуется в партийный.

Современная структура государственных органов были утверждена вступившем в должность Президента РФ В.В. Путиным в мае 2012 г.

В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации» произошло объединение Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ.

В 2007 г. Указом Президента РФ был создан Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации, статус которого определялся президентскими указами, соответствующим По-

ложением и поправками, внесенными в Закон о прокуратуре. Ныне Следственный комитет представляет собой самостоятельную правоохранительную структуру.

Значительную роль в реформе местного самоуправления сыграл вступивший в силу 27 мая 2014 г. Федеральный закон № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суть нового этапа в муниципальном строительстве Российской Федерации заключался в предоставлении субъектам Федерации возможности определения в рамках Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г. территориальных, институциональных и компетенционных моделей. Федеральный законодатель, устанавливая широкий перечень полномочий в указанных сферах, тем самым увеличивает права субъектов Федерации в организации на своих территориях местного самоуправления. Возможность увеличения влияния

субъектов Федерации на местное самоуправление критиковалось и по сей день критикуется экспертным сообществом России.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 2015 г. № 30-П «По делу о проверке конституционности ч. 4, 5 и 5.1 ст. 35, ч. 2 и 3.1 ст. 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1.1 ст. 3 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области» в связи запросом группы депутатов Государственной Думы» (см. постановление Конституционного Суда РФ 2015 г. № 30-П) установил, что увеличение компетенционных и организационно-правовых полномочий субъектов Федерации в сфере местного самоуправления направлено: на обеспечение согласованного функционирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; их взаимную ответственность в реализации конституционно-значимых задач по обеспечению комплексного социально-экономического развития территории субъекта РФ; единство функциональных основ организации публичной власти.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

Учебник

8-е

издание

Конституционное право России: учебник для студентов вузов / [Б.С. Эбзеев и др.]; под ред. Б.С. Эбзеева, Е.Н. Хазова, А.Л. Миронова. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 671 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Новое, восьмое, издание учебника актуализировано с учетом последних изменений в российском законодательстве. Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.