Научная статья на тему '99. 04. 064. Камдессю М. О новой архитектуре мировой финансовой системы. Camdessus M. pour une nouvelle architecture financiere // politique Intern. P. , 1998. № 80. P. 43-55'

99. 04. 064. Камдессю М. О новой архитектуре мировой финансовой системы. Camdessus M. pour une nouvelle architecture financiere // politique Intern. P. , 1998. № 80. P. 43-55 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНАЯ / АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС - АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 04. 064. Камдессю М. О новой архитектуре мировой финансовой системы. Camdessus M. pour une nouvelle architecture financiere // politique Intern. P. , 1998. № 80. P. 43-55»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

99.04.064. КАМДЕССЮ М. О НОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ МИРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ.

CAMDESSUS M. Pour une nouvelle architecture financière // Politique intern. - P., 1998. - № 80. - P.43-55.

В статье директора-распорядителя МВФ излагаются предложения по реформированию международной валютной системы с учетом уроков финансового кризиса, разразившегося в 1997 г. в ряде азиатских стран. По мнению автора, азиатский кризис стал проявлением быстрых перемен, происходящих в мировой экономике. Сегодня перед человечеством стоит вопрос: как использовать выгоды из ускоряющегося процесса глобализации для улучшения жизни всех людей, особенно наиболее обездоленных, контролируя при этом риски, связанные с этим процессом. Перед тем как наметить черты будущей архитектуры мировой экономики, следует выяснить истоки и факторы финансового кризиса в странах Азии, которые до недавнего времени демонстрировали высокие темпы экономического роста.

К числу важнейших причин кризиса автор относит структурные слабости финансово-банковской системы этих стран; чрезмерное накопление краткосрочных и портфельных вложений, что усилило уязвимость национальной экономики; глубоко укоренившиеся традиции неэффективного государственного управления, пронизанного коррупцией, что привело к развитию так называемого "приятельского капитализма". Не следует сбрасывать со счетов и влияние таких внешних факторов, как анемия экономического роста и внутренних рынков в странах Европы и Японии, которые к тому же проводили кредитно-денехсную политику, нацеленную на снижение уровня процентных ставок, что побуждало " четные капиталы к миграции в быстроразвивающиеся страны.

Стимулируемые безрассудной погоней за высокими прибылями, эти капиталы игнорировали высокие риски вложений на формирующихся рынках.

Чтобы противостоять подобным кризисам, следует одновременно воздействовать на все его причины и факторы, не ограничиваясь решением только проблем макроэкономического равновесия. Сегодня перед МВФ и другими руководителями стоит задача глубокой модернизации мировой экономики и финансовой системы, однако перед тем как начать необходимую перестройку, следует выделить семь "краеугольных камней", которые могут быть положены в основание новой архитектуры.

1. Использование огромного потенциала роста и процветания, связанного с активным участием стран в глобальной экономике, которая является огромным резервуаром динамизма, обусловленного развитием новой информационной технологии и интеграцией финансовых рынков. При этом следует повышать качество экономического роста, который должен быть более справедливым, уважающим требования защиты окружающей среды и разнообразие существующих в мире культурных традиций.

2. Интеграция наиболее бедных стран в систему мировой экономики, что придаст необходимый импульс их экономическому развитию. В противном случае эти страны рискуют остаться на обочине мировой экономики, обрекая будущие поколения на жизнь в условиях экономической стагнации и бедности.

3. Достижение общего консенсуса относительно более открытого и либерального режима международного движения капиталов. При этом либерализация не должна означать анархии, поскольку многие страны пострадали от беспорядочной либерализации, способствующей усилению международной миграции краткосрочных капиталов.

4. Соблюдение "золотого правила" гласности (прозрачности),что является фундаментальной основой эффективного управления, успешного экономического развития и рационального поведения рынков. Экономика XXI в. будет либо экономикой гласности, либо экономикой нестабильности и повторяющихся кризисов.

5. Эффективное государственное управление и регулирование, необходимое для здоровой экономики и гармоничного

функционирования демократических режимов. Основные задачи государственных властей, вставших на путь радикальных реформ, заключаются в том, чтобы стимулировать деятельность частного сектора, разрушать сложившиеся монополии, вводить более простой и прозрачный режим государственного регулирования; сокращать непроизводительные государственные расходы (на вооружения, престижные проекты, субсидии отдельным отраслям и предприятиям и т. д.), увеличивая инвестиции на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, борьбу с безработицей, защиту окружающей среды; вести постоянный диалог с миром труда и остальными структурами гражданского общества, чтобы корректировать ход реформ, обеспечивая более справедливое распределение плодов экономического роста.

6. Разработка и принятие совокупности норм и правил "хорошего поведения". В рамках отдельных государств действуют институты (например, комиссии по регулированию биржевых операций и по надзору за деятельностью банков), правила учета, отчетности и т.д., банковские нормативы и др. Подобные же механизмы регулирования должны быть созданы на формирующихся и мировых рынках.

7. Разработка многостороннего подхода к решению мировых проблем. Главными инструментами такой политики должны быть бретгонвудские институты (МВФ и Всемирный банк), которые за десятилетия своего функционирования накопили немалый опыт быстрого и достаточно эффективного решения экономических проблем. Однако и эти институты нуждаются в необходимой адаптации к изменившимся условиям.

Что касается более долгосрочных перспектив и приоритетов в деятельности МВФ, то здесь основными задачами являются: интеграция беднейших стран в мировую экономику, стабилизация международной валютной системы, усиление ответственности международных финансовых институтов. Международные финансовые институты, задачи которых постоянно расширяются, нуждаются в пересмотре своего статуса, направленного на усиление их политической ответственности. Уже сегодня можно предусмотреть ряд структурных реформ МВФ с целью укрепления его связи с правительствами стран-участниц. Еще одно предложение касается расширения "большой восьмерки" (в которую превратилась "большая

-:мерка" с включением России) до "группы 24" за счет включения в нее глав государств или правительств еще 16 стран, представленных в Директоратах МВФ и Всемирного банка. Это позволило бы расширить число ответственных участников обсуждения валютно-финансовых проблем. Можно было бы предусмотреть включение в новую группу и •представителей Генерального секретариата ООН, что усилило бы гуманитарную и социальную направленность будущей мировой системы.

Л.А.Зубченко

99.04.065. ШНАБЛ Г., ГУРБАКСАНИ И. ЦЕЛИ, МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ТОРГОВЫХ КОНФЛИКТОВ.

SCHNABL G., GURBAXANI I. Goals, decision-making mechanisms and instruments in the japanese-american trade conflict // Intereconomics.— Hamburg, 1998. - Vol.33, № 3. - P.126-135.

В статье сотрудников Тюбингенского университета (Германия) отмечается, что торговые конфликты стали постоянным элементом экономических отношений между Японией и США. Американская экономическая политика основана на принципах свободной торговли и конкуренции, тогда как в Японии центральная роль в экономическом развитии традиционно принадлежит государству, которое всегда проводило жесткую интервенционистскую промышленную, торговую и конкурентную политику. Однако с начала 80-х годов нельзя однозначно относить экономическую политику этих стран к либеральному или интервенционистскому направлению. Дефицит торгового баланса США, свидетельствующий о снижении конкурентоспособности американской продукции на мировых рынках, привел к тому, что промышленные и политические круги потребовали государственного вмешательства. Успех японских экспортных отраслей, напротив, привел к уменьшению государственного вмешательства в экономику.

Несмотря на изменение торговой политики обеих стран в 80-90-х годах, соотношение их торговых балансов не изменилось: торговый баланс Японии имеет положительное сальдо, а США — сводится с дефицитом. Правительство США под давлением групп "нтересов было вынуждено начать торговые переговоры с Японией. Такие переговоры ведутся с 50-х годов, сначала в отношении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.