Научная статья на тему '99. 02. 053-062. Мировой финансовый кризис и регулирование международных валютно-кредитных отношений в рамках международного валютного фонда. (сводный реферат)'

99. 02. 053-062. Мировой финансовый кризис и регулирование международных валютно-кредитных отношений в рамках международного валютного фонда. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС - АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 053-062. Мировой финансовый кризис и регулирование международных валютно-кредитных отношений в рамках международного валютного фонда. (сводный реферат)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

телефонные переговоры снижались в среднем на 4% в год; распространение системы поставок "точно в срок" позволило сократить сроки выполнения заказов в электронной промышленности США с пяти месяцев в 1980 г. до семи недель в 1990 г. и до двух недель сегодня (3, с.79). Подобные тенденции ведут к обострению конкуренции между предприятиями всех стран, которые вынуждены будут ускорять процесс реорганизации производства. По мнению некоторых экспертов, сегодня мир находится в уникальном положении: технические нововведения, продолжение экономических реформ, расширение инвестиций в сферу образования открывают перед PC возможности для существенного ускорения процессов экономического развития и превращения в наиболее динамичных субъектов мировой экономики (3, с.80).

Л.А.Зубченко

99.02.053-062. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВАЛЮТНО-КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА. (Сводный реферат).

1. Camdessus discusses new global architecture, ways to strengthen political accountability // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 10. - P.157-163.

2. Fischer presents IMF perspective on origins, implications of Asian crisis // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 2. - P. 21-22.

3. Global economic projection revised // IMF survey. - Wash., 1998. -Vol.27, N 1,-P. 2-4.

4. Good governance has become essential in promoting growth and stability // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 3. - P.36-38.

5. IMF lending in 1997 soars to near-record level // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 3. - P.33-34.

6. IMF response to crisis highlights new directions in managing international monetary system // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 4. - P. 50-52.

7. Johnson Ch. Enter the dragon // U.S. News & World Report. - N. Y., 1998. - Vol. 124, N 12. - P. 40-41.

8. KAUFMAN H. The need for a new IMF // Time. - N.Y., 1998. - Vol. 151, N5.-P. 55.

9. Ministers assess implications on asian crisis, capital liberalization, ESAF and HIPC // IMF survey. - Wash., 1998. - Vol.27, N 8. - P. 119-122.

10. PATTEN Ch. Of tigers, bulls and bears//Time.-N.Y., 1998.-Vol. 151, N5.-P. 52-53.

Зарубежные авторы анализируют влияние мирового финансового кризиса на международную систему регулирования валютно-кредитных отношений и стратегию Международного валютного фонда (МВФ).

Президент американской консалтинговой фирмы "Генри Кауфман энд компани" (Henry Kaufman & Company) считает, что у мирового сообщества нет механизма, с помощью которого можно своевременно выявлять и предупреждать финансовые кризисы в том или ином регионе земного шара (8). МВФ не подготовлен к выполнению такой задачи. Хотя эта организация, как правило, бывает осведомлена о развитии негативных тенденций в той или иной стране, у нее нет необходимых средств и инструментов для немедленного принятия мер. Кроме того, деятельность МВФ затрудняется из-за неадекватности национальных и международных систем надзора за кредитно-финансовыми учреждениями и регулирования финансовой сферы. Во многих развивающихся странах нет независимого центрального банка и государственной структуры, контролирующей банковскую деятельность, которые правомочны воздействовать на банки, осуществляющие слишком рискованные операции. Одновременно часто ведущие государственные учреждения препятствуют выявлению злоупотреблений, таких как чрезмерное кредитование инсайдеров ("своих людей"), филиалов или компаний, с которыми они тесно связаны.

МВФ и страны-члены этой организации, по мнению Г.Кауфмана, должны признать, что широкомасштабное перемещение капиталов в современном мире в любой момент может вызвать нарушение финансовой стабильности в том или ином регионе. Поэтому в любой момент может возникнуть финансовый кризис, подобный или более серьезный, чем финансовый кризис в Азии. Чтобы избежать крайних форм таких кризисов, необходимо модернизировать систему регулирования и надзора за финансовыми учреждениями и рынками. Следует разработать кодекс поведения участников финансового рынка, а также создать международную организацию при МВФ и Всемирном банке для надзора и регулирования деятельности кредитно-финансовых учреждений и финансовых рынков. Эта организация должна включать представителей частного и государственного секторов, специалистов-профессионалов. В компетенцию этой организации должны входить установление минимального размера капитала банка, разработка процедур отчетности, стандартов финансовых сделок, мониторинг

операций на финансовых рынках. В отношении финансовых учреждений, которые нарушают международные стандарты и правила, должны применяться дисциплинарные меры. Кредитование банков стран, которые не входят в международную организацию по надзору и регулированию финансовых рынков, должно подчиняться особенно жестким требованиям. В отношении продаж ценных бумаг банками этих стран должны применяться жесткие ограничения. К сожалению, вопрос о создании такой международной структуры не входит сейчас в число приоритетов деятельности ведущих международных организаций, которые больше озабочены развитием мирового финансового кризиса. Это может создать большие проблемы в будущем.

Западные эксперты опасаются, что азиатский финансовый кризис может дестабилизировать экономику ведущих стран мира. Президент американского Института исследований в области политики Японии Ч.Джонсон считает, что у мирового сообщества и правительства США есть все основания для беспокойства в связи с азиатским финансовым кризисом (7). По его мнению, существует реальная возможность, что азиатский кризис приведет к глобальному обвалу спроса в мире и к новой Великой депрессии. Даже если этого не произойдет, то все равно наступит конец чрезмерного военного присутствия США в Азии. Отмечается десять причин, которые обусловливают неизбежное сильное влияние финансового кризиса в Азии на жизнь всех американцев.

1. Япония не проводит реальных экономических реформ. Даже если при поддержке МВФ удастся успешно довести до конца экономические реформы в Индонезии, Южной Кореи и Таиланде, прежнее благополучие в азиатском регионе не может быть восстановлено без преобразований в Японии. Это государство является великой державой и по своей экономической мощи превосходит любую другую страну Азиатско-Тихоокеанского региона. Сверхдешевизна японского экспорта стала основной причиной нынешнего краха экономики Азии. Преодолеть кризис можно, только если Япония останется двигателем экономического роста региона. Для этого необходимы экономические реформы, которые должны основываться на полном пересмотре налоговой системы и переориентации экономики с экспорта на внутренний спрос. Однако лидеры Японии не проявляют стремления изменить систему, которая позволила сделать страну такой богатой.

2. США не посмеют принуждать Японию проводить экономические реформы. Между Японией и США существуют тесные взаимовыгодные связи. Япония является одним из главных источников капиталов в мире и первым кредитором США, которые в свою очередь остаются крупнейшим мировым должником. Если США откажутся от японских капиталов и попытаются самостоятельно финансировать свои долги, то это приведет к двузначной величине процентных ставок и огромному спаду в экономике. Для Японии очень важна роль США как ориентира во внешней политике. Чтобы выработать свой собственный внешнеполитический курс, Японии требуется согласовывать весьма разнородное общественное мнение, что руководство страны плохо умеет делать.

3. Дефицит США в торговле со странами Азии может еще больше увеличиться. Это обусловлено тем, что единственный путь преодоления кризиса в Азии лежит через наращивание экспорта этих стран. Однако поскольку крупнейший рынок региона - рынок Японии - сейчас не в состоянии принять удар на себя, то поток азиатского экспорта хлынет на рынок США. В январе 1998 г. в США был зарегистрирован рекордный уровень дефицита американского внешнеторгового баланса - 12 млрд. долл. Очень скоро, по оценкам экспертов, дефицит по внешнеторговым операциям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона может превысить 300 млрд. долл. в год (7, с.41).

4. Избыток производственных мощностей в таких отраслях азиатской экономики, как автомобилестроение, полупроводниковая промышленность, судостроение, производство стали и нефтехимия, приводит к замедлению роста потребительского спроса. Избытку производственных мощностей способствует стратегия американских транснациональных компаний, которые стремятся перевести свои производства в регионы с низким уровнем оплаты труда. Наемные работники, занятые в этих отраслях, имея низкие зарплаты, не способны потреблять растущую массу производимых товаров. Американские потребители также не могут этого делать, поскольку темпы роста экономики недостаточно высоки. В целом процесс замещения высокооплачиваемых рабочих мест низкооплачиваемыми в конечном счете ведет к ослаблению всей экономической системы мира.

5. Политика МВФ привела к социальному кризису и народным волнениям в Индонезии. Ошибка МВФ состоит в том, что ко всем странам применяются одни и те же рецепты без учета их политических и

культурных особенностей. Такой подход породил неблагоприятные политические реакции не только в Индонезии, но и в других азиатских странах. В результате усилились национализм и столкновения на этнической почве, в частности в Китае. Так, лидеров Китая очень раздражают действия Тайваня, который имеет значительные валютные резервы (свыше 83 млрд. долл.). По мнению китайского руководства, Тайвань использует финансовый кризис для "покупки" новых союзников в Юго-Восточной Азии и укрепления своих позиций по отношению к Китаю.

6. Манипуляции в валютной сфере Китая и Японии способствуют крушению экономики Таиланда и тормозят преодоление кризиса. Девальвация китайского юаня в 1994 г. сделала китайскую экономику гиперконкурентоспособной по отношению к другим странам ЮВА. Доля китайского импорта в совокупном импорте стран ЮВА в США в течение прошедшего десятилетия выросла с 6 до 26%. Аналогично этому девальвация японской иены в 1995 г., которая осуществлялась при поддержке США, способствовала сохранению конкурентоспособности Японии в ущерб экономике других азиатских стран. Благодаря девальвации иены, курс которой относительно американского доллара к настоящему времени снизился на 60%, Японии удалось избежать глубокого кризиса банковской системы. Вместе с тем эти девальвации в Китае и Японии разрушительно воздействовали на экономику Таиланда, снижали его конкурентоспособность, поскольку тайская национальная валюта "привязана" к американскому доллару.

7. Южная Корея должна выйти из финансового кризиса гиперконкурентоспособной и независимой от США. Недавние выборы президента привели к важным экономическим преобразованиям. Проводится политика ликвидации слабых и поддержки сильных компаний, достигнуто соглашение с профсоюзами. Складывается благоприятная политическая ситуация для налаживания связей с Северной Кореей без посредничества США, Китая или Японии.

8. Китай отказался от англо-американской модели капитализма в пользу азиатской. Китай, крупнейшая социальная общность и одна из наиболее быстроразвивающихся экономик в мире, в настоящее время сознательно копирует японскую модель экономического роста, в частности преобразуя государственные предприятия в промышленные группы по типу японских дзайбацу. Хотя Китай столкнулся сейчас с серьезными проблемами, он имеет важные преимущества,

обусловленные емким внутренним рынком и сильными позициями национальной валюты, которая не подвержена международным спекуляциям. При сохранении нынешних высоких темпов экономического роста во втором десятилетии XXI в. Китай обгонит США по объему производства. По-видимому, Китай будет главным победителем азиатского финансового кризиса.

9. США больше не могут продавать оружие и сохранять многочисленные войска на военно-морских базах в ЮВА, поскольку в условиях экономического спада и девальвации правительства азиатских стран сокращают бюджетные расходы и не могут позволить себе крупные покупки вооружений. Даже Южная Корея, которая согласилась оплатить ядерные реакторы для Северной Кореи, чтобы заменить старые агрегаты, заявила, что не в состоянии это сделать.

10. В среднесрочной перспективе сокращение американского экспорта в ЮВА приведет к сокращению прибылей и к росту безработицы в США. Если Японии не удастся сохранить свою роль двигателя роста в регионе, ситуация в США может быть еще более сложной из-за увеличения дефицита в торговле со странами ЮВА.

Бывший британский губернатор Гонконга К.Петтен считает очень опасным убеждение многих азиатских политических лидеров и представителей предпринимательских кругов в неприменимости основных политических и экономических законов западного мира к странам Азии (5). Апеллируя к своеобразию системы ценностей азиатских стран, они таким путем оправдывают существование авторитарных политических режимов и неэффективной с точки зрения рыночных критериев системы управления экономикой. В настоящее время народы азиатских стран расплачиваются за этот предрассудок. К сожалению, часто Запад поддерживает азиатских идеологов. По мнению Петтена, непосредственным поводом финансового кризиса в Азии были девальвация китайского юаня в 1994 г. и укрепление в последние годы доллара, к которому "привязано" большинство азиатских валют. Первое обстоятельство способствовало обострению конкуренции между азиатскими экспортерами, поскольку расширился экспорт товаров из Китая. Второе обстоятельство привело к удорожанию западных кредитов, к которым широко прибегали азиатские страны, уже накопившие значительные суммы внешней задолженности.

Вместе с тем финансовый кризис имеет и более глубокие причины. Во-первых, чрезмерная самоуверенность как результат

успешного экономического развития вызвала тенденцию к значительному увеличению размеров кредитования для реализации престижных проектов. Правительство не могло затормозить резкое наращивание кредитов, поскольку в странах отсутствуют адекватные системы регулирования и контроля за финансово-кредитным сектором. Во-вторых, переход стран Азии от экстенсивного (основанного на расширении масштабов производства) к интенсивному росту (основанному на использовании передовых технологий производства, управления и т.д.) обусловил необходимость большего политического плюрализма, большей ответственности и подотчетности, большей открытости экономики. Долговременный экономический рост стран Азии в условиях глобализации современной мировой экономики невозможен без демократии, свободы и соблюдения прав человека. Сохранение авторитаризма и корпоратизма, семейных кланов, тесно связанных с политической элитой, подрывают доверие населения к руководству азиатских стран, а в конечном счете и тормозят ликвидацию финансового кризиса.

Финансовый кризис, экономический спад, рост безработицы, снижение уровня жизни и т.д. в странах Азии, считает Петтен, несут угрозу всему миру. В этих условиях мировое сообщество заинтересовано в поддержке стран Азии через МВФ. При этом важно дифференцированно подходить к отдельным азиатским странам, учитывая, что, например, Гонконг, Тайвань и Сингапур находятся в сравнительно лучшей форме, а Южная Корея, по оценкам экспертов, должна вскоре выйти из трудного положения. Кроме того, мировое сообщество должно осознать, что для преодоления финансового кризиса в Азии и недопущения его распространения на остальной мир следует по возможности отказываться от протекционизма в отношении товаров из этого региона.

По оценке экспертов МВФ, финансовый кризис в странах Азии обусловлен следующими причинами, основными из которых являются (3, с.2) следующие.

1. Успешное развитие экономики. За прошедшие три десятилетия уровень подушевого дохода в Южной Корее увеличился в десять раз, в Таиланде - в пять раз, в Малайзии - в четыре раза. Более того, в Сингапуре и Гонконге этот показатель превысил уровень некоторых промышленно развитых стран. Высокие темпы экономического роста, умеренная инфляция, незначительные дефициты государственных

бюджетов и стратегия развития, ориентированная на внешний мир, сделали страны Азии особенно привлекательными для иностранных инвесторов. На азиатские страны к моменту финансового кризиса приходилась почти половина всего объема ввозимого в развивающиеся страны мира иностранного капитала - примерно 100 млрд. долл. в 1996 г. Доля азиатских стран в мировом экспорте товаров почти удвоилась, достигнув одной пятой его суммарной величины. Вместе с тем экономические успехи отодвинули на второй план проблемы, обусловленные огромным наплывом капиталов в регион. В частности, кредитно-финансовый сектор, который находился в стадии формирования, оказался неподготовленным для эффективного и благоразумного использования поступающих в азиатские страны капиталов.

2. Влияние внешнеэкономических факторов. В начале 90-х годов притоку капиталов в азиатские страны и поддержанию высокой конкурентоспособности их экономики благоприятствовали необычно низкий уровень процентных ставок в промышленно развитых странах и обесценение американского доллара, к которому "привязаны" курсы большинства валют региона. Изменение ситуации в середине нынешнего десятилетия, в частности повышение курса доллара США, ухудшило внешние условия функционирования азиатской экономики и привело к сокращению экспортных доходов в 1996 г.

3. Макроэкономическая политика и регулирование обменного курса национальных валют. Снижение конкурентоспособности, рост дефицита текущего платежного баланса, обесценение активов и резкое увеличение спроса частного сектора на кредиты (причем по большей части из иностранных источников) требовали изменить методы макроэкономической политики. Однако из-за негибкости обменных курсов национальных валют, которые жестко "привязаны" к доллару США, азиатские страны не смогли адаптировать макроэкономическую политику к новой ситуации.

4. Слабость кредитно-финансового сектора. В большинстве азиатских стран (за исключением Гонконга и Сингапура) недостаточно развита система регулирования и контроля со стороны государственных органов за деятельностью кредитно-финансовых учреждений. Это обстоятельство, а также ограниченный опыт кредитно-финансовых учреждений в области оценки и управления рисками, слабая коммерческая ориентация, плохое внутреннее управление и отсутствие

внутреннего контроля - все это способствовало неоправданно широкому и неосторожному кредитованию. Нарастание объема просроченных ссуд привело к неплатежеспособности значительного числа кредитно-финансовых учреждений.

Программы экономических реформ, предусмотренные МВФ, учитывают особенности развития финансового кризиса в отдельных азиатских странах, хотя страны столкнулись со схожими проблемами (2). Так, Таиланд, Индонезия и Южная Корея особенно сильно пострадали от утраты доверия иностранных инвесторов и девальвации национальных валют. Кроме того, в каждой стране слабая кредитно-финансовая система, чрезмерное заимствование финансовых ресурсов за рубежом и отсутствие прозрачности информации о взаимосвязях правительства, бизнеса и банков способствовали нарастанию кризиса и усложнили его преодоление.

Тем не менее ситуация, сложившаяся в отдельных странах, имеет свои особенности. Так, для Таиланда характерно особенно быстрое увеличение дефицита текущего платежного баланса, для Южной Кореи, напротив, его понижение, а для Индонезии - стабилизация дефицита на "управляемом" уровне в 3, 25% ВВП. Хотя все страны обратились за помощью к МВФ, они сделали это на разных этапах развития финансового кризиса. Таиланд запросил помощь МВФ, когда центральный банк страны почти полностью израсходовал валютные резервы. Положение Южной Кореи в момент обращения в МВФ было уже на грани катастрофы. Напротив, Индонезия обратилась за помощью к МВФ на самом раннем этапе финансового кризиса, и с начала ноября 1997 г. уже стала проводить согласованные с МВФ экономические реформы (2, с.21).

Во всех программах МВФ, предложенных для Индонезии, Южной Кореи и Таиланда, намечены два основных направления действий - значительное повышение уровня процентных ставок с целью остановить девальвацию национальных валют и жесткие реформы финансовой системы.

Расширение кредитования азиатских стран, охваченных финансовым кризисом, привело к существенному увеличению общей суммы кредитов МВФ в 1997 г. Объем кредитования стран-членов МВФ за 1997 г. почти утроился по сравнению с 1996 г., достигнув 16, 8 млрд. СДР (около 23 млрд. долл.). Эта цифра близка к рекордному уровню

1995 г., когда страны-члены получили от МВФ 18, 4 млрд. СДР (25 млрд. долл.) (5, с.33).

В рамках соглашений МВФ со странами-членами о праве на использование кредита фонда (Stand-By Arrangements) Южной Корее было предоставлено 8, 2 млрд. СДР (11,0 млрд. долл.), Индонезии - 2, 2 млрд. СДР (3, 0 млрд. долл.). Таиланду -1,8 млрд. СДР (2, 4 млрд. долл.).

Почти все кредитование в рамках соглашений о праве на использование кредита МВФ в 1997 г. пришлось на азиатские страны. Финансирование азиатских стран проводилось и через другие каналы МВФ. В частности, в июле 1997 г. был введен в действие механизм чрезвычайного финансирования для увеличения кредитования Филиппин, предусмотренного трехлетним соглашением расширенного финансирования (Extended Fund Facility Arrangement). Филиппинам было дополнительно выделено 508, 8 млн. СДР (688 млн. долл.). Аналогичный механизм был использован в августе в отношении Таиланда.

В декабре (1997.) МВФ утвердил дополнительную резервную линию финансирования (Supplemental Reserve Facility), которой воспользовалась Южная Корея. Ей была предоставлена помощь в размере 4, 1 млрд. СДР (5, 5 млрд. долл.) в зачет кредитования по соглашению о праве на использование кредита МВФ на сумму в 15, 5 млрд. СДР (21 млрд. долл.).

Азиатские страны не были единственными получателями финансовой помощи в рамках соглашений о праве на использование кредита МВФ. Помощь МВФ получили: Аргентина (321 млн. СДР, или 434 млн. долл.), Болгария (247, 6 млн. СДР, или 335 млн. долл.), Украина (207, 3 млн. СДР, или 280, 0 млн. долл.) и Румыния (120, 6 млн. СДР, или 163, 0 млн. долл.).

В рамках соглашений о расширенном финансировании (Extended Fund Facility Arrangements) выплаты МВФ возросли в 1997 г. незначительно (до 2, 749 млрд. СДР), причем основная часть финансирования приходилась на Россию (1, 5 млрд. СДР, или 2, 0 млрд. долл.). Среди других стран, получивших финансирование по этой группе соглашений, Филиппины, Алжир, и Перу.

В рамках соглашения о финансировании дополнительных и непредвиденных расходов (Compensatory and Contingency Financing

Facility) финансовые средства МВФ получила только Болгария (107, 6 млн. СДР, или 145, 0 млн. долл.).

Ряд стран (Пакистан, Танзания, Азербайджан и Грузия) получили финансирование на общую сумму в 730, 59 млн. СДР в рамках соглашений о структурной перестройке (Structural Adjustment Facility Arrangements) (5, с.34).

В конце 1997 г. макроэкономические и структурные программы, финансируемые МВФ, проводили 58 стран-членов этой организации.

Директор-распорядитель МВФ М.Камдессю считает, что пример азиатских стран подтверждает значение системы управления экономикой как инструмента превращения частных инвестиций в производительные, долгосрочные вложения. Азиатский кризис показал, что отсутствие прозрачности информации о состоянии экономики и финансов может усиливать неустойчивость рынка и отток капиталов, что в свою очередь несет в себе угрозу макроэкономической стабильности (4). Хотя причины азиатского кризиса разнообразны и сложны, многие проблемы связаны с плохим управлением экономикой. В частности, отсутствие прозрачности информации об операциях государственного, корпоративного и финансового секторов привело к недооценке серьезности развивавшихся в экономике пяти азиатских стран неблагоприятных процессов.

Программы финансовой поддержки экономики азиатских стран, предложенные в настоящее время МВФ, считает М.Камдессю, знаменуют собой отход от традиционных программ такого рода, использовавшихся в прошлом (6). Обычно центральное место в таких программах занимала политика жесткой экономии финансовых ресурсов, направленная на восстановление нарушенных макроэкономических пропорций. В отличие от этого в нынешних программах финансовой поддержки стран Азии основное внимание уделяется мероприятиям, нацеленным на структурные реформы в кредитно-финансовом секторе, на обеспечение "прозрачности" экономической и финансовой информации, либерализацию экономики азиатских стран. В частности, странам предлагается закрыть нежизнеспособные кредитно-финансовые учреждения, а деятельность остальных перестроить с учетом международной практики. Кроме того, МВФ рекомендует принять соответствующие меры по укреплению регулирования и контроля за кредитно-финансовыми операциями, а также развитию конкуренции и частного предпринимательства. Все эти

преобразования требуют глубоких изменений практики предпринимательства, корпоративной культуры и поведения государства.

Для восстановления доверия к национальным валютам азиатских стран МФВ считает необходимым временно резко повысить уровень процентных ставок. Эта мера, несомненно, ухудшит положение многих "слабых" банков и компаний, но зато позволит остановить отток капиталов из региона и девальвацию национальных валют. По мнению М.Камдессю, для азиатских банков и компаний значительно большую опасность представляет девальвация национальных валют, чем резкое временное повышение уровня процентных ставок. В дальнейшем, когда доверие к национальным валютам укрепится, можно будет снизить уровень процентных ставок (6).

Многие западные эксперты выступают за увеличение бюджетных расходов в странах Азии для преодоления экономического спада. Иную позицию занимает МВФ: согласно программам финансовой поддержки стран Азии, для преодоления кризиса необходимо, напротив, укрепить доходную часть государственных бюджетов, с тем чтобы обеспечить необходимые ресурсы для перестройки кредитно-финансового сектора и сокращения дефицита текущего платежного баланса. В дальнейшем, если экономическая ситуация ухудшится, допускается некоторое увеличение дефицита государственных бюджетов.

В программах финансовой поддержки азиатских стран рекомендуется также принятие срочных мер в отношении разорившихся банков. Нельзя медлить с их закрытием, поскольку это только подстегивает финансовый кризис в регионе. Следует провести рекапитализацию или закрыть неплатежеспособные банки, принять меры для защиты мелких вкладчиков и усовершенствовать регулирование банковской деятельности в соответствии с международными стандартами.

Все предложенные МВФ меры позволят остановить отток капиталов из региона, а в конечном счете и остановить экономический спад, поскольку именно отток капиталов порождает этот спад.

Финансовый кризис в Азии заставил МВФ по-новому взглянуть на международную финансовую систему в целом. По мнению экспертов МВФ (6), деятельность этой организации должна сосредоточиваться не столько на сдерживании кризисов в отдельных странах и регионах, сколько на укреплении международной финансовой системы, с тем

чтобы ликвидировать причины возникновения финансовых кризисов в будущем и создать возможности для их быстрого преодоления. Политика укрепления международной финансовой системы должна включать следующие стратегические направления:

- более эффективный контроль над экономической политикой отдельных стран на основе максимального "открытия" соответствующей экономической и финансовой информации;

- отслеживание тенденций в экономических взаимоотношениях между странами отдельных регионов;

- реформы кредитно-финансового сектора, в том числе направленные на более разумное регулирование кредитно-финансовой деятельности;

- создание более эффективных механизмов для урегулирования проблем задолженности, в частности принятие более совершенных законов о банкротстве на национальном уровне;

- последовательная и точно выверенная политика либерализации движения капиталов, что позволит расширить доступ на международный рынок капиталов многим странам;

- усиление международных финансовых организаций, в том числе их финансовых ресурсов.

Для разработки мер по укреплению международной валютно-финансовой системы в условиях развивающегося финансового кризиса был создан Временный комитет Совета директоров МВФ. В своем коммюнике, опубликованном в конце апреля 1998 г., комитет наметил систему мер, которые должны предупреждать возникновение финансовых кризисов в будущем и эффективно преодолевать такие кризисы (1, 9). Предложенная стратегия включает пять основных направлений.

1. Укрепление международной и национальных финансовых систем на основе четкой и стабильной макроэкономической политики и системы контроля и регулирования, учитывающей принятую международную практику и стандарты. Действия МВФ должны стимулировать принятие странами международных стандартов регулирования банков, а также международных стандартов в области счетоводства, аудита, оценки активов, банкротства и т.д. МВФ следует постоянно разъяснять значение последовательной и методичной либерализации движения капиталов, развивать контроль над движением

капиталов между странами, прогнозировать возможные риски. Кроме того, необходимо расширить сотрудничество с Всемирным банком.

2. Усиление контроля со стороны МВФ за изменениями финансовой ситуации в отдельных странах и регионах и движением капиталов в мире.

3. Обеспечение большей доступности и прозрачности информации, касающейся показателей экономического развития и экономической политики в отдельных странах. Особое внимание следует уделять анализу показателей динамики финансового рынка, валютных резервов и чистого долга. Уже в более 40 странах-членах МВФ приняты установленные этой организацией стандарты представления статистической информации. Следует содействовать принятию этих стандартов остальными странами-членами.

4. Усиление центральной роли МВФ в управлении кризисами, в частности, с помощью новых видов кредитования, системы контроля и поддержки макроэкономических и финансовых реформ.

5. Более широкое участие частного сектора в процессе преодоления финансовых кризисов. Необходимо налаживать тесные контакты со всеми кредиторами, разъяснять возможные последствия их попыток возвратить долги и содержание принимаемых МВФ мер, добиваться взаимопонимания и доверия между кредиторами и должниками.

Г.В.Семеко

99.02.063. ВАЙНЕРТ Г. ВОЗРОСШИЕ РИСКИ ДЛЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

WEINERT G. Increased risks for the world economy // Intereconomics.-Hamburg, 1998. - Vol.33, № 1. - P. 46-52.

В статье сотрудника Гамбургского института экономических исследований анализируется влияние азиатского финансового кризиса на мировую экономику. Высокие темпы экономического роста в новых индустриальных странах (НИС) Юго-Восточной Азии (ЮВА) в течение нескольких лет сопровождались усилением несбалансированности их экономики и обострением структурных проблем. При этом приток иностранного капитала (в основном краткосрочного) не уменьшался, поскольку иностранные инвесторы были уверены в сохранении фиксированного обменного курса валют стран ЮВА. Но начавшийся в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.