Научная статья на тему '99. 03. 033. Абдурахимов Ю. В. , Тимошенко В. П. Местная власть и проблемы регулирования предпринимательства: науч. Докл. / РАН. Урал. Отд-ние. Ин-т истории и археологии, урал. Акад. Гос. Службы. Екатеринбург: Изд-во "Екатеринбург", 1998. 52с'

99. 03. 033. Абдурахимов Ю. В. , Тимошенко В. П. Местная власть и проблемы регулирования предпринимательства: науч. Докл. / РАН. Урал. Отд-ние. Ин-т истории и археологии, урал. Акад. Гос. Службы. Екатеринбург: Изд-во "Екатеринбург", 1998. 52с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО - РФ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - РФ / УРАЛ - ЭКОНОМИКА / ЧАСТНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - РФ / РОССИЙСКАЯ ФЕД. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 033. Абдурахимов Ю. В. , Тимошенко В. П. Местная власть и проблемы регулирования предпринимательства: науч. Докл. / РАН. Урал. Отд-ние. Ин-т истории и археологии, урал. Акад. Гос. Службы. Екатеринбург: Изд-во "Екатеринбург", 1998. 52с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

99.03.033. АБДУРАХИМОВ Ю.В., ТИМОШЕНКО В.П. МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: Науч. докл. / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т истории и археологии, Урал. акад. гос. службы. — Екатеринбург: Изд-во

“Екатеринбург”, 1998. — 52с.

В работе, состоящей из введения, пяти разделов и заключения, на материалах обследований предпринимательских структур Уральского региона рассматриваются механизмы государственного воздействия на хозяйственную деятельность в ходе экономической реформы.

Процесс становления экономики рыночного типа в РФ, отмечают авторы, характеризуется рядом особенностей. Во-первых, вопреки объективным процессам и потребностям в развитии отечественного бизнеса, российское законодательство ставит его в худшие условия по сравнению с иностранным и государственным капиталом, форсирует налоговую экспансию, свертывает ранее данные экономические свободы. Это объясняется, с одной стороны, желанием российского центра сохранить большинство рычагов управления, присущих централизованной экбномике, в условиях регионализации политики; с другой — стремлением чичовничества и “генералов от экономики” реализовать клановые интересы и сохранить контроль за хозяйственным развитием.

Во-вторых, неоправданно велика доля крупных хозяйственных структур в общей численности возникающих в негосударственном секторе экономики предприятий и организаций. В рецидивах гигантизма скрывается большая опасность для нарождающегося отечественного предпринимательства. Паразитизм, предпочтение официальным контактам неформальных связей постепенно врастают в новую систему хозяйственных отношений. Кроме того, малый бизнес перенимает по-

ведение преобразуемых в рыночные крупных государственных образований. Поэтому примерно половина различных объединений малого бизнеса создаются не для повышения эффективности производства, а на случай коллективной обороны от какой-либо агрессивной крупной хозяйственной структуры или создания дополнительных источников доходов и усиления авторитета руководителей.

В-третьих, непредсказуемы изменения законодательства, определяющего организационно-правовую форму негосударственных предприятий.

В-четвертых, высока степень дифференциации предприятий негосударственной формы собственности, выражающаяся во внесении коммерческими структурами в учредительные документы многих, часто непрофильных видов деятельности. Страховочные принципы проявляются и в создании так называемых параллельных структур, что дает возможность одной команде собственников и менеджеров существовать одновременно под крышей трех-пяти структур, часто слабых в финансовом отношении. В атмосфере абсурдного и постоянно меняющегося хозяйственного законодательства различные контракты выгоднее реализовывать через разные структуры. Этот же принцип лежит в основе кадровой диверсификации. На всякий случай опытный менеджер занимает руководящие должности в различных фирмах.

В-пятых, своеобразна конкуренция между российскими предприятиями. Основная борьба идет за разного рода информацию, поэтому объектом конкуренции становятся ее обладатели, а также специалисты в соответствующих областях. Другим объектом конкуренции является недвижимость и часть приватизируемой собственности государства. Однако независимо от интенсивности конкурентной борьбы она никогда не доходит до “добивания” противника, так как сегодняшний победитель (если это не чиновничий клан) завтра может быть разорен.

В-шестых, четко прослеживается сильная тенденция "проедания" относительно свободных материальных ресурсов, поскольку реформы проходят в бедной стране.

По данным социологических опросов, проведенных на Урале в 1995-1996 гг., сами предприниматели оценивают условия развития негосударственного сектора экономики в современной России как неблагоприятные. Основными внешними факторами, определяющими Такую оценку, являются чрезмерный налоговый пресс, высокий уро-

вень инфляции, отсутствие надежных правовых гарантий развития негосударственных предприятий, нестабильность законодательства, криминогенность внешней среды.

В период становления большинство негосударственных предприятий (кроме предприятий, возникших на базе бывших государственных) столкнулись с множеством проблем, самой серьезной из которых являлась нехватка первоначального капитала. Кроме того, у многих предприятий возникали проблемы с арендой производственных и иных помещений, со сбытом продукции. Острота последней проблемы в большой мере зависела от отраслевой принадлежности предприятия. Особенно трудно пришлось предприятиям в сфере услуг и в производственной сфере, где узость рынка обусловлена традиционно низкой конкурентоспособностью отечественной продукции и услуг. Кроме того, появление проблемы сбыта обусловлено ошибками в выборе профиля предприятия, поскольку большинство из них пока не могут сами провести квалифицированный предварительный анализ рынка и не в состоянии по финансовым соображениям заказать такое исследование консалтинговым фирмам. Существенные отраслевые различия также наблюдались между производственными и торговыми предприятиями в расходах на приобретение оборудования. Последние практически не встречались с необходимостью роста технической оснащенности своих фирм.

Анализ трудностей начального этапа деятельности негосударственных предприятий позволяет утверждать, что существенную поддержку им могли бы оказать: разработка эффективных механизмов стартового финансирования в виде доступных по цене кредитов (прерогатива федеральных властей); содействие в поиске, аренде или приобретении помещений (прерогатива местных властей); обучение начинающих предпринимателей анализу рынка, планированию стратегии развития (прерогатива местных властей, фондов поддержки предпринимательства); предоставление начинающим предпринимателям на льготной основе информационных услуг о поставщиках и потребителях продукции (прерогатива местных властей, фондов поддержки предпринимательства).

На практике же большинство руководителей негосударственных предприятий наиболее эффективным способом решения организационных проблем считает использование личных связей. На втором месте стоят банковские кредиты (хотя из предприятий, испытавших

финансовые затруднения, лишь половина сумела их получить); на третьем — обращение к помощи местных властей. К этому каналу чаще всего прибегали предприятия, преобразованные из государственных, тогда как для нового частного бизнеса характерна опора на собственные силы. На сегодняшний день самими непопулярными способами решения проблем являются обращение к услугам консультационных фирм и попытки получить помощь от союзов и ассоциаций. Таким образом, для этапа становления частного бизнеса характерно преобладание “нерыночных” способов решения имеющихся проблем.

Самый трудный период становления на рынке большинство предприятий негосударственного сектора завершили успешно: 6,2% — сумели решить все проблемы; 61,8% — основную часть проблем. Не сумели справиться с основной частью проблем 29,0% фирм, а доля абсолютных неудачников составила 3,1% (с. 15). При этом данные опросов свидетельствуют о том, что адаптивные возможности новых частных структур выше, чем предприятий, преобразовавшихся из госсектора.

Расхождения в мотивах первоначального выбора деятельности в основных группах предприятий не очень существенны. Анализ мотивации в целом свидетельствует о том, что, хотя “стартовых” знаний у предпринимателей не хватает, большинство из них проводят или пытаются провести анализ как внешних условий (уровень дефицита, возможность быстро окупить вложенные средства), так и внутренних резервов организуемой фирмы (резервы диверсификации, экспортный потенциал).

Что касается решения проблемы снабжения, то около трети предприятий, для которых снабжение было проблемой с момента образования, так и не смогли ее решить (с. 18). Анализ сравнительной эффективности преодоления начальных снабженческих трудностей на предприятиях разного типа показывает, что в этой области отсутствуют явные лидеры и аутсайдеры. У каждого восьмого-девятого предприятия, не имевшего на стадии становления проблем со снабжением, они появились в процессе развития. Различия в остроте этой проблемы среди предприятий разных видов деятельности и способов образования незначительны.

В то же время трудности со снабжением в целом не столь сильно влияют на экономическое положение предприятия по сравнению с

проблемой сбыта. Это комплексная проблема, включающая в себя оценку спроса на производимую продукцию, выбор схемы ценообразования, разработку политики конкуренции. В наиболее выгодном положении находятся продавцы продовольственных товаров, Которые всегда найдут свою нишу на потребительском рынке и не испытывают существенного давления в сторону снижения торговой наценки. Спрос на промышленные потребительские товары менее устойчив, концентрируется вокруг относительно сокращающейся части населения со средним и высоким уровнем дохода. Наиболее сложное положение со сбытом у предприятий, выпускающих промежуточную продукцию производственного назначения, что связано со спадом инвестиционной активности, упрощением технологий, экономией на ремонте. Немногим лучше ситуация со сбытом для предприятий, выпускающих конечную продукцию производственного назначения, которые обычно работают не на полную мощность. Большой динамизм внешних условий, проявляющийся в постоянной смене потенциально прибыльных производств, усиливает конкуренцию, в основном Ценовую, между производителями функционально однородной И разнородной продукции.

Данные опросов показывают, что Первоначальное преимущество в решении проблемы сбыта более важно для “старых” предприятий, чисто производственных фирм, чем для “новых” или сугубо торговых, которые в принципе успешнее действуют на рынке. Больше половины чисто производственных предприятий так и не сумели наладить сбыт с момента организации (с.21). Торговые фирмы, неудачно стартовавшие на рынке сбыта, в большинстве своем сумели выправить ситуацию. Таким образом, как “новые”, так и чисто торговые предприятия более активно и результативно ищут рынки сбыта для своей продукции, а для “старых” или сугубо производственных предприятий первоначальные трудности более чем в половине случаев остаются неразрешенными.

Учитывая, что ценообразование — одна из главных составляющих тактики и стратегии поведения фирмы на рынке, интересны результаты сравнительного анализа взаимозависимости используемых схем ценообразования и экономического положения фирмы. При любом экономическом положении первенствует стремление с помощью цены окупить издержки и получить нормальную прибыль. Исключение составляют сугубо торговые фирмы и новые частные предприятия.

У более или менее устойчивых торговых предприятий превалирует установка продавать Дешевле конкурентов для расширения сбыта и ускорения оборота капитала. Эта же тенденция характера для новых фирм с устойчивым экономическим положением. В то же время практика показывает, что лучшее экономическое положение имеют фирмы, которым удается продать подороже, или где цена товара изменяется в зависимости от дохода покупателя.

Создание конкурентной среды — один из основных признаков формирования рыночных отношений. Результаты первых лет реформ свидетельствуют, что этот процесс начался, хотя и с неодинаковой интенсивностью, в разнмх сферах.

На этапе организации предприятий ни один из руководителей “не ощущал” присутствия конкурентов. На сегодняшний день конкуренция, как основная проблема бизнеса, влияет даже на чисто производственные предприятия, а предприятия торговли активно используют неценовые формы конкурентной борьбы, предоставляя комплекс услуг, либо связанных с продаваемым товаром, либо пользующихся повышенным спросом. Большое внимание уделяется созданию имиджа магазина, а в небольших городах и имиджа его владельца. Для продвижения товара активно используется реклама. Однако в целом уровень конкуренции невысок, что в значительной степени объясняется ненасыщенностью внутреннего рынка.

Останавливаясь на социальных аспектах развития негосударственного сектора экономики, авторы отмечают, что на 1 января 1995 г. в Уральском регионе в нем было занято значительное количество дееспособного населения: в строительстве — 37%, в промышленности — 31%, в торговой и посреднической

деятельности — 42% от числа занятых в соответствующих отраслях (с.25).

Рабочая сила в переходной экономике все больше становится товаром. Поэтому рыночный стандарт поведения, которому присуще инвестирование в “человеческий капитал”, начинает проявляться и в малом бизнесе, в частности, у тех руководителей, которые ориентированы на развитие. Эта тенденция находит отражение в политике заработной платы.

При анализе статистических данных, касающихся заработной платы персонала, необходимо иметь в виду, что ее реально выплачиваемый уровень выше, чем официальный, поскольку значительная

доля работ не оформляется договорами. В целом уровень зарплаты на негосударственных предприятиях примерно соответствует сложившемуся на данный момент в городах. При этом каждое четвертое, а в сфере услуг каждое пятое предприятие уже вполне конкурентоспособно на рынке труда, поскольку может не только создавать новые рабочие места, но и обеспечивать работникам получение более высокой, чем в среднем по городу, зарплаты. В то же время более половины негосударственных предприятий поддерживают более низкий по сравнению со средним в городе уровень заработков. Эта тенденция сильнее проявляется на бывших государственных предприятиях. Новый частный бизнес проводит более гибкую политику, не считая низкие зарплаты единственным и наиболее эффективным способом сохранения предприятия “на плаву”. Эти различия объясняются тем, что для нового бизнеса характерна корпоративность, игра “командой”, неразделен -ность функций менеджеров и исполнителей, тогда как на бывших государственных предприятиях дистанция между директором и персоналом традиционно велика.

Сравнивая уровень развития социальной сферы на предприятиях, различающихся по способу организации и видам деятельности, авторы отмечают, что практически все предприятия, возникшие на базе государственных, сумели в значительной степени сохранить социальные гарантии и льготы для своих работников. Доля вновь созданных частных структур, которые экономят на всех видах расходов на социальные нужды, выше, чем среди “старых”. Вместе с тем на тех новых частных предприятиях, руководители которых вкладывают средства в развитие социальной сферы, уровень социальной защищенности работников выше, чем на “старых”. В отраслевом плане социальное обеспечение более развито на производственных предприятиях по сравнению с торговыми и предприятиями сферы услуг. Однако » целом наемный персонал на тех бывших государственных предприятиях, которые смогли успешно адаптироваться в рыночной среде, в социальном плане защвдцен лучше, чем в новом частном бизнесе.

По данным социологических опросов, около двух третей предпринимателей в целом по России никакой реальной помощи от местных властей не получали. На то, что местные власти оказывают помощь только “своим” фирмам, а также на то, что власти стараются помочь всем обращающимся за помощью, указали равные доли предпринимателей: каждый пятый. Что касается Уральского региона, то

больше других на том, что власти оказывают помощь только “своим” фирмам, настаивают предприниматели Среднего Урала (каждый третий); в Наименьшей степени — руководители предприятий городов Южного Урала (каждый девятый-десятый) (с.38). Эти различия в оценке особенно четко прослеживаются между большими и малыми городами. Так, в малых городах на старания властей помочь любой нуждающейся фирме указал каждый третий-четвертый предприниматель, тогда как в больших городах — только каждый пятый-шестой (с.39).

Формой реальной помощи властей бизнесу чаще всего является финансовая поддержка (ссуды, кредиты, льготы по налогам в местный бюджет). На втором-третьем местах — консультации, семинары для работников негосударственных предприятий, снабжение необходимой информацией и помощь в поиске и аренде помещений.

В настоящее время для подавляющего большинства негосударственных предприятий проблема вмешательства местных властей в деятельность фирмы в число основных не входит. Видимо, сейчас возможностей откровенно вмешиваться в хозяйственные дела предприятий у местных властей становится меньше, да и сами они уже иначе относятся к предпринимательству. Отчасти это говорит и о коррумпированности местных властей (с.41).

К числу первоочередных мер, которые, с точки зрения предпринимателей, в наибольшей степени способствовали бы развитию негосударственного сектора в России, относятся следующие: предоставление налоговых льгот, надежные законодательные гарантии, получение льготных кредитов под конкретные проекты, защита от рэкета и мафии, создание информационной среды, защита от произвола местных чиновников, содействие в получении помощи от зарубежных организаций.

Развитию негосударственного сектора, отмечают авторы в заключении, мешает множество проблем, одной из которых является неотлаженность механизмов государственного регулирования. Они подчеркивают, что масштабные изменения отношений собственности и перестройка принципов функционирования экономики не может происходить на саморегулируемых началах.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.