РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-3
издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2
МОСКВА 1999
Срочная сделка с иностранной валютой представляет собой договорное соглашение, при котором участники договариваются между собой о том, что через строго оговоренное время они поставят друг другу иностранную валюту по курсу, зафиксированному в момент заключения сделки. При этом участники сделки устанавливают следующие параметры: объем обмениваемых количеств валюты; валютный курс, по которому будет произведен обмен одной валюты на другую; дату обмена валюты.
В числе срочных сделок с валютой авторы рассматривают форвардные сделки, валютные фьючерсы, валютные свопы и валютные опционы. Валютный опцион дает его владельцу право купить (опцион " колл") или продать (опцион "пут") некоторую сумму определенной валюты либо в течение определенного периода времени (американский опцион), либо по истечении срока опциона (европейский опцион). Авторы различают три формы валютных опционов — опционы, торговля которыми ведется на внебиржевом рынке, опционы, торгуемые на срочной бирже, и опционы, торгуемые в виде опционных билетов. Благодаря покупке валютных опционов можно установить верхний и нижний уровень валютного курса и тем самым смягчить неблагоприятные последствия курсовых колебаний. Приобретая валютный опцион, участники рынка перекладывают опасность неблагоприятного развития валютного курса на продавцов опционов, сохраняя, однако, шанс на получение выгод от изменения цены опциона.
Б.А.Жебрак
99.03.025. КАБИ Ж., КАБИ Б. ФИНАНСОВАЯ ТЕХНИКА И ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ.
CABY J., CABY В. Ingénierie financière et blanchement d'argent // Banque. -P., 1998.-N 591.-P.50-53.
Статья французских специалистов посвящена анализу финансовых методов, используемых представителями организованной преступности для отмывания "грязных" денег.
В 1990 г. международная организация — Группа финансового воздействия на отмывание денег (GAFI — Groupe d'action financière sur le blanchement), членами которой являются 26 стран и две международные организации, опубликовала доклад, содержавший 40 рекомендаций по борьбе с отмыванием "грязных" денег, Эти рекомендации должны были быть внесены в законодательства стран-членов GAFI.
Многие государства переадресовали эти меры финансовым институтам, что не принесло ощутимых результатов в борьбе с отмыванием денег. Между тем наркоделыгы, представители организованной преступности, финансовые мошенники и т.д. сумели хорошо приспособить механизмы отмывания к новым все более сложным процессам финансовой техники и технологии. Так, предприятия и банки создают в оффшорных зонах с льготным налоговым и правовым режимом свои отделения и холдинги, что позволяет им повышать скорость и рентабельность своих операций. Вместе с тем подобная практика часто затрудняет идентификацию владельцев этих предприятий, а также действительные источники их доходов.
Главными особенностями операций по отмыванию денег являются их сложность, высокая скорость осуществления и манипулирование огромными суммами. При их реализации используются межстрановые различия в законодательствах о компаниях, налогах и финансовых рынках, а также сделки с производными финансовыми инструментами (деривативами) — фьючерсами, опционами и т.д. Очень популярно у "отмывателей" приобретение компаний (часто за рубежом), под которое берется банковская ссуда. Для этого используются услуги банков или холдингов, расположенные в странах, где можно получить такую ссуду на подставное лицо, либо под залог акций на предъявителя и где строго соблюдается банковская тайна. При этом банки и холдинги, как правило, занимаются законной деятельностью, позволяющей им скрывать незаконные сделки.
Скорости проведения операций по отмыванию уделяется особое внимание, поскольку от нее зависит возможность сокрытия огромных сумм. Если какое-то предприятие, контролируемое преступниками, аккумулирует огромные наличные средства, то оно, чтобы не вызвать подозрения у налоговых органов, выставляется на продажу. На якобы вырученные от продажи предприятия деньги создается целая система ("каскад") холдингов, инкассирующих денежные средства, которые таким образом избегают налогообложения. При этом головной холдинг регистрируется в стране, законодательство которой допускает анонимность владения предприятиями и сохранение банковской тайны.
Одним из наиболее распространенных способов отмывания "грязных" денег является приобретение или создание "предприятий-фантомов" (или "компаний-ширм"), главная цель которых заключа-
ется в оправдании (хотя бы кратковременном) многочисленных сделок с ликвидными средствами. Как правило, это рестораны, химчистки, бары, туристические агентства и т.д. Однако этот способ отмывания имеет два существенных недостатка: во-первых, высокий риск разоблачения органами правопорядка; во-вторых, необходимость использовать множество юридических и физических лиц. Так, в 70-80-годах сицилийское семейство братьев-кузенов Сальвос (Salvos) создало целую "империю" по отмыванию денег, включавшую 24 сельскохозяйственных кооператива (торговавших к тому же наркотиками), страховое общество, банк, четыре финансовых компаний, шесть брокерских фирм, девять компаний недвижимости и три туристических агентства.
В последние годы для отмывания "грязных" денег Все чаще используются операции с деривативами, особенно свопы, которые, как правило, осуществляются на внебиржевых рынках и регистрируются на внебалансовых счетах банков, что создает дополнительные трудности для органов контроля. Подобная практика серьезно угрожает экономическому здоровью многих стран, поскольку связанный с ней кризис может вызвать крах многих предприятий и финансовых посредников, что, в свою очередь, может прийести к росту безработицы и ослаблению позиций банков и других финансовых учреждений.
Широкомасштабные операции с использованием деривативов позволяют отмывать огромные суммы "грязных" денег. В 1998 г. Интерпол сумел разоблачить подобную операцию сицилийских преступников, которая в случае успеха позволила бы им отмыть около 1 млрд. долл. В целом для организации и проведения таких операций необходимы следующие условия: привлечение авторитетных финансовых специалистов; установление контроля над международной инвестиционной компанией; участие "компании-ширмы", занимающейся легальной деятельностью; привлечение международных брокерских фирм; использование деривативов; создание сложной сети компаний и холдингов.
Одна из наиболее серьезных угроз для мировой финансовой системы заключается в существовании значительных фондов, состоящих из уже отмытых и легализованных денег, которые используются для отмывания новых потоков "грязных" денег. Поскольку именно банки первыми сталкиваются с операциями по отмыванию денег, от них требуется особая проницательность и бдительность, особенно в области: а) идентификации клиентов и источников происхождения их
капиталов; б) контроля за движением средств на банковских счетах клиентов; в) информирования органов правосудия (или специально созданных для этого органов) о вызывающих подозрение операциях.
В отношении физических лиц идентификация личности имеет решающее значение. Однако и в этом случае могут использоваться подставные лица, что затрудняет установление действительного владельца денег. Гораздо сложнее обстоит дело с юридическими лицами, которые формируют настолько сложные сети операций с различными финансовыми инструментами разных фондовых рынков, что определить начало этих операций и всех их участников не представляется возможным. В докладе экспертов из Люксембурга приводится пример операции, в которой был задействован 41 банковский счет и было зарегистрировано 1949 различных сделок по разделению и объединению счетов и по переводу средств из страны в страну.
Банки не всегда могут определить источник поступающих на их счета средств, поскольку они могут переводится в банк, пройдя через целый ряд холдингов. Иногда представителям или сообщникам преступных группировок удается проникать в качестве сотрудников в весьма респектабельные, но "наивные" банки. В этом случае незаконное происхождение средств определить практически невозможно. Трудно это сделать и тогда, когда "грязные" деньги используются для приобретения или оздоровления предприятия, являющегося клиентом банка и испытывающего финансовые трудности.
Для первичного отмывания "грязных" денег часто используются пункты обмена валюты, деятельность которых контролируется не слишком строго. При проведении операций с деривативами "атмы-ватели" пользуются услугами брокерских компаний-посредников, без участия которых не могут осуществляться многие межбанковские операции, что также не позволяет определить источник средств. В этих условиях главными инструментами борьбы с незаконными операциями становятся здравый смысл и бдительность. Особое внимание и даже Подозрение у банков должны вызывать такие операции, как переводы средств в различные географические регионы мира (следует выявлять Их источники и назначение), повторяемость таких переводов, оплата фальщивых фактур (счетов), выплата комиссионных вне связи с экономической деятельностью клиента, обращение клиента к одним и тем же финансовым посредникам при проведении операций с деривативами, невозможность понять суть экономической деятельности ¿слиента.
При всех подобных подозрениях банкир может информировать о них соответствующие органы. Во многих странах банки и другие финансовые учреждения по закону обязаны сообщать о подозрительных операциях, которые могут быть связаны с отмыванием "грязных" денег. При этом, однако, возникают весьма деликатные проблемы, связанные, например, с тем, что банк может ошибиться в своих подозрениях и нарушить тем самым банковскую тайну.
Международное сотрудничество в деле борьбы с отмыванием денег затруднено из-за различий в национальных законодательствах, а также из-за того, что в разных странах этой борьбой занимаются различные органы — административные, судебные, полицейские. Тем не менее специалисты рекомендуют расширять межстрановой обмен информацией о подозрительных сделках и операциях. Однако даже при самом активном участии банков предупреждение операций по отмыванию денег имеет относительную эффективность, поскольку оно должно быть лишь дополнением к активной полицейской борьбе с оборотом наркотиков и другими преступными деяниями.
ЛЛ.Зубченко