Научная статья на тему '99. 03. 023. Вошбурн Д. А. Закон об авторском праве и образовании, основанном на мультимедиа или Интернете. Washburh D. A. Copyright law and multimedia - or Internet-based educational applications // behavior research methods, instruments & computers. - Austin (tex. ), 1998. - Vol. 30, n 2. - P. 199-204'

99. 03. 023. Вошбурн Д. А. Закон об авторском праве и образовании, основанном на мультимедиа или Интернете. Washburh D. A. Copyright law and multimedia - or Internet-based educational applications // behavior research methods, instruments & computers. - Austin (tex. ), 1998. - Vol. 30, n 2. - P. 199-204 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ НАУЧНАЯ И АВТОРСКОЕ ПРАВО / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рачкова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 023. Вошбурн Д. А. Закон об авторском праве и образовании, основанном на мультимедиа или Интернете. Washburh D. A. Copyright law and multimedia - or Internet-based educational applications // behavior research methods, instruments & computers. - Austin (tex. ), 1998. - Vol. 30, n 2. - P. 199-204»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

Кроме того, пользователи теперь все чаще сталкиваются с большой перегруженностью сети, задержками в поступлении информации и отсутствием порядка очередности" (с. 198). Чтобы хотя бы частично решить эти проблемы, был создан Интернет 2 (Internet 2). Эта сеть предназначена исключительно для высшей школы, и она позволит исследователям беспрепятственно получать всю необходимую информацию из специального высокоскоростного сетевого сервиса. Однако для того, чтобы ввести Интернет 2 в инфраструктуры кампусов, потребуются миллионы долларов, и, кроме того, каждое учреждение должно будет платить порядка 500 тыс. долл. в год за пользование сетью. "В этих условиях многие вузы сначала захотят как следует присмотреться к деятельности этой очень специфической сети прежде, чем вкладывать в нее свои деньги", — считает А.Х.Фукс (с. 199).

В заключение автор пишет о роли информационной технологии, о том, что уже сделаны важные шаги по внедрению ИТ в институтские аудитории. Информационные технологии предлагают целый ряд новых возможностей, доступных в техническом смысле рядовым пользователям. Целые лекции и курсы могут быть опубликованы и распространены электронным путем; факультеты могут проводить экспертизы материалов при помощи Интернета; все большее количество студентов получают доступ к накопленным знаниям и экспертизам благодаря мультимедийным презентациям и лекциям в Интернете. Все эти новации в конечном итоге должны привести к качественному скачку в области преподавания и обучения студентов, которым в недалеком будущем предстоит стать специалистами высокого класса.

Е.Н.Рачкова

99.03.023. ВОШБУРН Д. А. ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И ОБРАЗОВАНИИ, ОСНОВАННОМ НА МУЛЬТИМЕДИА ИЛИ ИНТЕРНЕТЕ.

WASHBURH D.A. Copyright law and multimedia — or Internet-based educational applications // Behavior research methods, instruments & Computers. - Austin (Tex.), 1998. - Vol.30, N 2. - P.199-204.

Автор статьи, сотрудник государственного университета Джорджиа (Атланта, США), пишет о том, что прогресс в компьютерной технологии, особенно в совокупности с ресурсами

сети Интернет, значительно облегчает деятельность преподавателей, одновременно давая им беспрецедентную возможность выбора путей и способов преподавания. В то же время эта технология в значительной степени Не застрахована от умышленного или неумышленного нарушения федерального закона об авторском праве. В статье обсуждаются проблемы закона об авторском праве, принципы законного использования информации и основные положения о репродукции текстов со специфическими указаниями по развитию программ мультимедиа и программ в Интернете.

Прошедшие несколько лет, пишет автор, отмечены необычайным развитием компьютерной технологии и, особенно, возможностей аппаратного и программного обеспечения. Как следствие этого, настольный Компьютер стал обычным предметом, необходимым в повседневной жизни преподавателей. Теперь же компьютеры подсоединены и к цветным принтерам, текстовым и графическим сканнерам, видеоплатам, цифровым камерам, оснащены компактными дисками и звуковыми платами. Кроме того, модем таких компьютеров позволяет войти в Интернет и извлечь из него всю необходимую информацию.

В настоящее время, — отмечает Д.А.Вошбурн, — постоянно ведутся дискуссии на тему применения возможностей компьютеров в сфере образования. Например, в 1996 г. только на заседании, посвященном применению компьютеров в психологии, состоялось три симпозиума. На этих симпозиумах обсуждались такие вопросы, как использование компьютеров для производства более наглядных плакатов и таблиц, тезисов докладов, развитие компьютеризованного обучения, производство несложных компьютерных программ, интеграция лекций и визуальной информации в мультимедийные пакеты, использование электронной почты и серверов рассылки для распределения материалов и для облегчения проведения дискуссий, пересылка текстов лекций и другой информации через компьютерные сети.

Но вместе с этими многообещающими перспективами существует, однако, и риск того, что преподаватели, активно применяющие компьютеры в своей деятельности, могут неумышленно или умышленно нарушить закон об авторском праве и принципы законного использования информации. Далее автор приводит пример неумышленного нарушения закона об авторском

праве: институтский профессор для более успешного проведения лекции берет визуальные материалы и цитаты из Интернета, добавляет какую-то информацию, которую он переснял на видео с телевизионной программы. В результате лекция получается настолько интересной и удачной, что профессор выступает с ней на научной конференции, и коллеги просят его дать им копии этих материалов. Материалы публикуются и распространяются. Таким образом можно утверждать, что этот гипотетический профессор нарушил закон об авторском праве, причем, вероятно, на каждом этапе создания своих разработок (с.200).

Однако вопреки сложившемуся мнению, пишет ДА.Вошбурн, закон об авторском праве разработан как раз для того, чтобы в первую очередь способствовать распространению творческих идей, образования, эрудиции, культуры, и только во вторую очередь чтобы защитить или вознаградить авторов. В то же время, "...нарушение эксклюзивных прав автора путем снятия копий, модификации, распределения информации, исполнения и демонстрации может быть объявлено незаконным и повлечь за собой возмещение убытков в размере до 100 тыс. долл." (с.200). В 1976 г. Конгресс США пересмотрел Закон, об авторском праве от 1909 г. и, в частности, статью о законном использовании информации с тем, чтобы несколько ограничить эксклюзивные права и разрешить репродукцию авторского материала "в целях критики, комментирования, сообщения в последних известиях у преподавания (включая копирования для использования в классах), для научной деятельности или исследований" (с.200).

Но, как отмечает Д.А.Вошбурн, не всякое использование авторских материалов в целях обучения можно считать законным. Определить законность использования информации можно с учетом следующих четырех факторов:

1) цель и характер использования, включая вопрос, имеет ли это использование коммерческий характер или данный материал применяется в образовательных целях;

2) характер узаконенного авторского материала;

3) общее количество и значимость частей использованного авторского материала;

4) эффект от использования на потенциальном рынке, или ценность авторского материала.

В 1995 г. состоялось заседание Совета по задачам информационной инфраструктуры (Information Infrastructure TasK Force), на котором поднимался вопрос об адекватности закона об авторском праве новой реальности, в котором большинство информации находится в киберпространстве. Члены Совета пришли к заключению, что закон об авторском праве и принципы законного использования информации подлежат лишь незначительной модернизации и не требуют основательной переработки. Однако такое заключение было принято не всеми, более 100 профессоров в области юридического права направили открытое письмо в адрес Совета, в котором они обосновали необходимость более тщательного пересмотра закона.

Несмотря на то, что Закон об авторском праве, принципы использования информации и акции по исполнению этого закона были утверждены, автор полагает настоятельно необходимым внести большую ясность в эти законы и его интерпретации."Преподаватели должны четко знать лимиты и стандарты в использовании информации. Весьма важной для них была бы и организация лобби в Конгрессе и руководстве университетов в целях защиты законного использования информации" (с.202). Все эти действия в конечном итоге, по мнению Д.А.Вошбурна, должны быть направлены на улучшение качества образования.

Е.Н.Рачкова

99.03.024. КЕЛИНСОН ДЖ.В. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПРИСВОЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ В ВУЗАХ США. KELINSON J.W. Trends in college degrees // Occupational outlook quarterly. - Wash., 1998. - Vol. 42, N 2. - 23-27.

В статье экономиста Бюро трудовой статистики США рассматриваются качественные и количественные показатели, характеризующие выпускников вузов США. Как отмечает автор, за последнее десятилетие значительно возросло число лиц, получающих ученые степени в вузах страны. Так, по данным Национального центра статистики в области образования, в 1994/95 уч.г. свыше 1,6 млн. степеней бакалавра, магистра и доктора, а также первой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.