РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ
1999-3
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8
МОСКВА 1999
школу", — говорит декан факультета менеджмента Монреальского университета Мак-Гилла, предоставляющего программу МВА в Токио с 1998 г Французский INSEAD намерен инвестировать 36 млн. долл. в учебное заведение в Сингапуре, предлагающего программы, аналогичные таковым в фонтебло. Два американских университета (школы Уортена и Кэллога) объединяют свои усилия для создания индийской школы бизнеса, кампус которой будет открыт в 2000 г. Это учебное заведение намерено принять в первый же год 120 студентов, которым будут предложены классические западные программы, но с некоторым местным уклоном, "Индия станет громадной лабораторией по изучению проблем развивающейся экономики" — заявляет профессор школы Уортона Сингх, участвующий в этом проекте (021, с.76).
Для многих студентов подобные школы бизнеса могут означать единственною возможноспь получения степени МВА. В Таиланде, например, в школы бизнеса 1998 г. было подано на 60% больще заявлений, чем в предыдущем году.
Л.Г.Можаева
99.03.022. ФУКС А.Х. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
FUCHS I.H. The Promise and Challenge of New Technologies in Higher Education // Proceedings of the American philosophical society. — Philadelphia, 1998. - Vol.142, N 2. - P.191-206.
Айра Х.Фукс — вице-президент Отделения компьютерной и информационной технологии Принстонского университета (США) — пишет о проблемах применения информационных технологий в области высшего образования и о необходимости создания электронных библиотек.
Обычно, говорится в статье, какие-либо значительные перемены в жизни человека в историческом масштабе происходят очень медленно, и нередко на это уходят даже столетия. И тем большие удивление и восхищение вызывают изменения, происшедшие в сфере информации всего лишь за какие-то два десятилетия. Огромное количество текстовой, аудио-, видеоинформации предоставлено, в распоряжение любого высшего учебного заведения США. Важнейшие новые информационные
технологии уже интегрированы в исследовательскую и учебную деятельность при освоении практически каждой академической ДИСЦИПЛИНЫ.
Вместе с положительным эффектом развития информационных технологий возникает и множество проблем различного характера. К примеру, "я считаю, — пишет А.Х.Фукс, — что мы могли бы Позволить себе преобразовать обычные библиотеки В электронные и широко распространять информацию, заложенную в них. Это была бы своего рода коллективная библиотека для высшей школы, работающая в режиме on-line, т.е. в соответствии с темпом поступления новой информации. Однако закон об авторском праве и Наша неспособность согласовывать интересы авторов, издателей и библиотек стоят на пути этих преобразований. Мы бы с легкостью могли записать лекции и курсовые материалы для будущих поколений студентов и разместить их в Интернете, но многие факультеты категорически отказываются предоставлять свою интеллектуальную информацию. Мы оснастили мощными компьютерами администрацию и факультеты, но многие члены университетского сообщества имеют еще очень слабое представление о возможностях компьютеров" (с. 192).
Одним из путей решения проблем было бы, по мнению автора, определение оптимального баланса в интересах представителей сферы образования, библиотек и издателей. В рамках современных законов и экономичных моделей электронные и печатные работы рассматриваются как частная собственность, как юридический субъект авторского права. Однако новые цифровые технологии, лежащие в основе новой информационной реальности, в значительной степени отличаются от традиционных печатных материалов, чью подлинность и авторство установить, как правило, не составляет труда. Электронные же материалы в отличие от обычных в определенном смысле эфемерны. Пользователи могут их копировать, изменять по собственному усмотрению и отсылать легко и быстро. "Такие материалы более портативны, доступны и гибки, их легко комбинировать с другими материалами. Поэтому определить авторство электронной информации и отвечать за ее использование значительно сложнее", — отмечает автор (с.194).
Поднимая вопрос о назревшей необходимости создания электронных библиотек, которые должны прийти на смену обычным,
автор говорит о том, что любой факультет заинтересован в относительно недорогом доступе ко всей необходимой информации. Закупка журналов и монографий обходится довольно дорого, а получение информации из компьютерных сетей, как показывает опыт, обходится дешевле и занимает гораздо меньше времени. К электронным библиотекам завтрашнего дня, по словам автора, пользователи должны иметь свободный доступ, они смогут предоставлять самые различные информационные услуги. Ответственность за заимствование текстов с сайтов Интернета с целью издания под собственным именем ложится на данного "автора" и издателя. Попытки получить копий больше, чем позволяют установленные проценты, должны быть пресечены, а нарушивший порядок читатель будет обязан купить данную книгу.
Некоторые из самых интересных достижений на пути создания электронных библиотек, направленные на усовершенствование академической инфраструктуры, были достигнуты без каких-либо нарушений авторских прав. Например, Калифорнийский университет объявил, что в октябре 1998 г. им будет создана библиотека, полностью работающая в режиме on-line. Эта электронная библиотека будет обслуживать системы девяти кампусов и будет располагать центральной базой данных по электронным материалам. Всю информацию из этой базы исследователи и студенты будут получать на свои персональные компьютеры. Чтобы не нарушать закон об авторских правах, материалы будут доступны только пользователям кампусов Калифорнийского университета, и в ближайшие несколько лет это будут материалы только из области науки, технологии и промышленности.
Обеспечение свободного доступа к комплексным цифровым хранилищам будет требовать значительного повышения качества сетевых инфраструктур. Существующая сейчас Интернет была задумана как проект Департамента обороны США, обеспечивающий связь между компьютерными центрами военных в случае ядерной угрозы. Важным шагом вперед стало создание сети НСФ (NSFnet), главная цель которой — помочь исследователям в области высшего образования общаться с одним из национальных суперкомпьютерных центров. "Однако сейчас мы стали жертвами собственных достижений: коммерциализация Интернета приводит к тому, что из нужд и потребностей исследователей начинает извлекаться выгода.
Кроме того, пользователи теперь все чаще сталкиваются с большой перегруженностью сети, задержками в поступлении информации и отсутствием порядка очередности" (с. 198). Чтобы хотя бы частично решить эти проблемы, был создан Интернет 2 (Internet 2). Эта сеть предназначена исключительно для высшей школы, и она позволит исследователям беспрепятственно получать всю необходимую информацию из специального высокоскоростного сетевого сервиса. Однако для того, чтобы ввести Интернет 2 в инфраструктуры кампусов, потребуются миллионы долларов, и, кроме того, каждое учреждение должно будет платить порядка 500 тыс. долл. в год за пользование сетью. "В этих условиях многие вузы сначала захотят как следует присмотреться к деятельности этой очень специфической сети прежде, чем вкладывать в нее свои деньги", — считает А.Х.Фукс (с. 199).
В заключение автор пишет о роли информационной технологии, о том, что уже сделаны важные шаги по внедрению ИТ в институтские аудитории. Информационные технологии предлагают целый ряд новых возможностей, доступных в техническом смысле рядовым пользователям. Целые лекции и курсы могут быть опубликованы и распространены электронным путем; факультеты могут проводить экспертизы материалов при помощи Интернета; все большее количество студентов получают доступ к накопленным знаниям и экспертизам благодаря мультимедийным презентациям и лекциям в Интернете. Все эти новации в конечном итоге должны привести к качественному скачку в области преподавания и обучения студентов, которым в недалеком будущем предстоит стать специалистами высокого класса.
Е.Н.Рачкова
99.03.023. ВОШБУРН Д. А. ЗАКОН ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И ОБРАЗОВАНИИ, ОСНОВАННОМ НА МУЛЬТИМЕДИА ИЛИ ИНТЕРНЕТЕ.
WASHBURH D.A. Copyright law and multimedia — or Internet-based educational applications // Behavior research methods, instruments & Computers. - Austin (Tex.), 1998. - Vol.30, N 2. - P.199-204.
Автор статьи, сотрудник государственного университета Джорджиа (Атланта, США), пишет о том, что прогресс в компьютерной технологии, особенно в совокупности с ресурсами