Научная статья на тему '2000. 03. 032. Панченко А. И. Этико-правовые проблемы интеллектуальной собственности в образовании и Интернет. (обзор)'

2000. 03. 032. Панченко А. И. Этико-правовые проблемы интеллектуальной собственности в образовании и Интернет. (обзор) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ПРАВО И ЭТИКА / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТИКА И ПРАВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 032. Панченко А. И. Этико-правовые проблемы интеллектуальной собственности в образовании и Интернет. (обзор)»

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

2000.03.032. ПАНЧЕНКО А.И. ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И ИНТЕРНЕТ. (Обзор)

Институты образования могут принимать различные подходы к решению проблем авторского права и интеллектуальной собственности в отношении создаваемых ими продуктов. Среди них:

1) авторское право принадлежит лицам, разработавшим эти продукты;

2) оно сохраняется за институтами;

3) институты, сохраняя авторское право за собой, обеспечивают лицензионные платежи разработчикам;

4) авторское право может принадлежать одному или всем сотрудничающим институтам в отношении продуктов, разработанных совместно несколькими институтами.

Ясно, что институциональная политика должна последовательно проводиться, но вместе с тем стремление институтов образования поставлять программы и курсы за пределы своего региона при помощи таких мощных информационно-коммуникационных технологий, как Интернет, делает эту проблему национальной и/или международной (7).

Проблемы авторского права и его законы изменяются от страны к стране. Здесь мы рассмотрим, как они решаются в США - стране, которая является мировым лидером в разработке и поставке современных информационно-коммуникационных технологий и дистанционного образования. Опыт США в решении проблем авторского права и интеллектуальной собственности применительно к образованию полезен для педагогов во многих странах мира. Речь пойдет о проблемах

защиты авторского права применительно к среде Интернет, причем в

контексте дистанционного образования.

* *

*

Самой большой проблемой бизнеса и услуг в прошлом были трудности распространения информации. Сегодня ситуация совершенно иная. Одна из наиболее удивительных особенностей Интернета -размножение информации. Пользователь может за считанные минуты загрузить больше информации, чем ее содержалось в средневековых библиотеках. Но Интернет по многим практическим причинам предоставляет устаревшие системы защиты авторского права и лицензионных платежей. Как только информация становится доступной в электронной форме, ею, фактически, уже нельзя управлять: она может быть загружена, дублирована, отброшена или сохранена, изменена или продана.

Одним из самых значительных вызовов дальнейшего развития устойчивой электронной информационной окружающей среды является изобретение способа управлять доступом пользователя и точно адресовать проблемы авторского права и интеллектуальной собственности, которые возникают перед каждым, кто размещает информацию в сети Интернет.

Закон об авторском праве был основан в век печати, а его идеология, как считает, например, Анита Колиер в статье «Закон об авторском праве, Интернет и дистанционное образование», коренится в философских принципах капитализма и демократии (3, с.41). Начиная со Статуса Анны 1710 г. (рассматриваемого некоторыми авторами как первый закон об авторском праве), знание было освобождено от контроля церкви и государства и определено как "предмет торговли на открытом рынке" (1, с.87). Позже, в XVIII в., в Конституцию США был введен пункт об авторском праве (Статья 1, Раздел 8, Пункт 8), в котором указывалось, что авторское право должно способствовать «прогрессу науки и полезных искусств». Цель этого Пункта состояла не в том, чтобы сохранить за автором безграничную монополию на его творение (публикацию), но в том, чтобы обеспечить ему "ограниченную защиту, позволить ему или ей пожинать некоторое вознаграждение, финансовое или иное, для их работы и в то же самое время сохранить свободный поток идей, предназначенных для общественных интересов» (4).

Поначалу закон об авторском праве относительно легко воплощался в жизнь. Но в XX в. произошли радикальные изменения в производстве и распространении печатной продукции. В 70-х годах широкое распространение получили фотокопировальные устройства, и это стало первым кризисом авторского права в век электроники. Широкая публика перестала нуждаться в сложных машинах и мастерах печати, чтобы производить и распространять копии защищенных авторским правом материалов. В США эти технологические достижения подтолкнули правительство пересмотреть закон об авторском праве. Закон об авторском праве 1976 г. определил приемлемые и недопустимые формы использования защищенных авторским правом материалов. Как отмечает Р.Винкор, "наш (т.е. США. - Авт.) подход к авторскому праву стал и в значительной степени остается серией рефлексий по поводу развития новой технологии, а не декларацией естественного права или какого-то другого принципа, поддерживающего защиту интеллектуального производства" (6, с.87).

Электронная революция в издательском деле потребовала произвести ряд фундаментальных изменений в допущениях о природе информации.

Первое изменение касается растущей доступности информации. С.Беннетт в статье «Авторское право и инновации в электронных публикациях» обращает внимание (1, с.88) на эгалитаристские аспекты цифровой окружающей среды. Электронная связь, пишет он, открывает беспрецедентные возможности для создания и распределения информации, содействуя обучению и демократическому использованию знания, что конституционно подкрепляется американским законом об авторском праве.

Второе изменение касается природы процесса публикации. В электронный век этот процесс тоже стал более "демократичным": любой человек, обладающий компьютером, может стать настольным издателем, а благодаря быстрому размножению электронных сетей созданные материалы могут быть распространены среди тысяч пользователей.

Третий аспект изменения информации - ее растущая изменчивость. Если первоначально публикации распознавались по их физическим параметрам, то электронная окружающая среда устранила многие определяющие особенности "публикаций".

В-четвертых, существует проблема контроля над собственностью. Когда информация издавалась в основном в печатном виде, было трудно внести в них коррективы. Сегодня же нет никаких

физических механизмов, могущих помешать пользователю компьютера загрузить статью, изменить ее, а затем претендовать на ее авторство.

Соблюдение закона об авторском праве - один из наиболее запутанных аспектов процедуры размещения информации в электронных сетях. Но некоторые пути распутать этот клубок все же есть. Так, Раздел 107 Закона США об авторском праве 1976 г. формулирует четыре руководящих принципа оценки правомерного использования защищенной авторским правом работы, применимые и к цифровой окружающей среде. Эти критерии традиционно использовались в судебных обвинениях по поводу нарушений закона об авторском праве. Вот эти принципы:

1) цель использования работы (коммерческая или некоммерческая);

2) характер работы;

3) размеры или существенность (substantiality) используемого сегмента в отношении к целому;

4) эффект использования работы на ее потенциальном рынке.

Проблемы процесса. А.Колиер в упомянутой выше статье (3)

ставит вопрос: кто гарантирует, что курс образования полностью свободен от плагиата и что все его защищенные авторским правом составляющие идентифицированы и прояснены? Многие просто не знают всех уловок закона об авторском праве и могут невольно использовать материал без необходимого цитирования или идентификации источника. В Центре дистанционного образования университета штата Пенсильвания, например, обязанностью персонала инструкционального проектирования является разъяснение правил, связанных с авторским правом, перед началом проектирования курса, чтобы проектировщики не использовали не обозначенные уведомлением о защите авторским правом материалы (2). Столкнувшись с таким материалом, проектировщик должен возвратить его факультету, потребовать, чтобы источник был идентифицирован для получения разрешения или чтобы факультет перефразировал соответствующие разделы, возможно, суммируя ключевые моменты оригинальной работы.

Можно удивляться тому, что в наиболее популярных курсах требуется получать новые разрешения более часто, чем это ожидается в порядке юридического согласия. Пересмотренный курс может восприниматься как "новая работа", когда все разрешения очищены для нового использования. Информация, которая должна быть зарегистрирована, включает оглавление и автора работы, исходную дату

вступления в авторское право, издателя, дату очищения, сроки проведения расчетов и линию кредита издателя.

Институциональная политика. Многие пользователи ошибочно считают, особенно в отношении информационных ресурсов, поставляемых через Интернет, что если в ресурсе нет никакого видимого уведомления о защите авторского права, то этот ресурс вообще не защищен авторским правом. Ради определенности такие уведомления следует помещать во всех материалах.

Если какие-то материалы были произведены с помощью внешней поддержки (грантов, финансовой поддержки фондов и т.п.), то авторские права института образования и проблемы интеллектуальной собственности должны быть исследованы в контексте этой поддержкой. Имеет ли университет авторское право на свои продукты? Или их имеет организация, финансирующая проект? Имеют ли место сами условия гранта, лимиты использования, продажи, распространения произведенного продукта? Если в этом нет уверенности, то следует проконсультироваться с представителями гранта или спонсирующей программы относительно специфических сроков и условий предоставления гранта или финансирования.

Поскольку большие расходы вкладываются в развитие дистанционной доставки и связанных с доставкой технологий, многие материалы с авторским правом института образования должны представляться в соответствующих форматах. Так, все материалы Центра образования университета штата Пенсильвания защищены авторским правом университета. Эксперты содержания курса (content-experts) подписывают контракт c университетом, в котором указывается, что разработчики курса передают авторское право университету (тогда авторское право регистрируется Библиотекой Конгресса). Соглашение о защите авторских прав определяет долю материала курса, которую авторам разрешается использовать в иных применениях, а также сроки этих применений. Такие же соглашения определяют доли и сроки лицензионных платежей.

Не смешивает ли институт образования «материалы, поставляемые Web», с программным или курсовым обеспечением? Если на этот счет имеются сомнения, то институт может заявить, что данные материалы (в противоположность "публикациям" факультета типа статей или учебников) принадлежат именно ему. Точно так же служащим, работающим над созданием дистанционных материалов, важно понять законность собственности на эти материалы. Например, если

проектировщик использует личные фотографии, на которые он затратил свое собственное время, то он должен выяснить, дает ли это ему возможность наращивать страницу курса в Web? Или же он должен получить письменное разрешение на использование таких материалов, сохраняя таким образом право на личную интеллектуальную? Если институт образования не может ответить на эти вопросы, их разрешение следует передать адвокатам.

Лицензирование. Можно ли защищенные авторским правом материалы (включая программное обеспечение) распространять международно? Если это допускается, то в любой переписке должны ясно указываться разрешения, на основании которых материалы могут предоставляться международной аудитории. Издатели могут использовать разные подходы к распределению материалов внутри страны и за рубежом. Но материалы страниц Web предназначены для международной аудитории. Если распространяется программное обеспечение (продажа пакетов курсов, приложений, компакт-дисков и т.п.), то это должно быть подтверждено наличием соответствующих лицензий. Например, некоторые изготовители программного обеспечения требуют от международных покупателей их продуктов приобретать версии программного обеспечения, "защищенные от копирования", чтобы предотвратить их легкое дублирование на международном «черном» рынке. Защищенные от копирования версии программного обеспечения стоят намного дороже и часто недоступны в стандартизированной форме. Эти проблемы должны исследоваться перед созданием программного обеспечения, доступного абитуриентам.

Одним из самых спорных аспектов применения закона об авторском праве является рост диалоговых запросов студентов по месту их проживания. Хотя энтузиазм в отношении диалоговых запросов растет, многие проблемы авторского права в этой связи остаются неясными и в настоящее время обсуждаются между библиотеками и владельцами авторского права. Поднимаются и такой вопрос: если библиотека размещает документы на электронном сервере, то какие из них могут распространяться и какая система на месте следит за этим процессом и выставляет счета пользователю? Многие из документов защищены от запросов экранами региона или протоколом IP, который предоставляет ресурсы, недоступные дистанционным студентам без установления подлинности пользователя. Эти проблемы должны исследоваться библиотеками институтов образования.

Общие проблемы авторского права. Могут ли контент-эксперты защитить авторским правом свои собственные материалы (статьи, учебные пособия и т.д.), заявляя, что они могут использоваться свободно, потому что они являются их авторами? Во многих случаях, как только материал был издан, авторское право на продукцию присваивается и защищается издателем, но не автором. Часто и факультет, где пишут статьи или книги, продает (или передает) свои авторские права издателю и тем самым ограничивает возможности авторов свободно распространять их продукцию. Однако большинство контрактов определяют дату, после которой права возвращаются авторам. Самая безопасная политика в использовании закона об авторском праве должна состоять в запросе разрешения, а не в автоматическом предположении о том, что рассматриваемый материал может использоваться свободно.

Можно ли считать "использование в целях образования", по месту жительства или дистанционно, определяющим критерием «правомерного использования»? Ложно предполагать, что защищенные авторским правом материалы могут использоваться в курсах, потому что курсы предназначены для образовательной цели. Педагогические издательства получают прибыль от закупок издаваемых ими книг и подписок на журналы. Нарушение авторского права издателя - серьезное юридическое нарушение, происходит ли оно в образовательной среде или в сфере бизнеса. Образование, возможно, больше, чем большинство других типов инструктивной деятельности, является предумышленным делом, поскольку оно полагается на ресурсы, которые создавались командой проекта, разработчиками курса в течение недель, месяцев или даже лет. Однажды созданные, эти материалы могут иметь срок годности несколько лет (во многих программах курс предлагается до тех пор, пока более новое издание учебника не сделает текущую версию устаревшей). Если занять самую безопасную и консервативную позицию, то материалы курса образования следует вывести из контекста принципов «правомерного использования», хотя несколько текущих законопроектов США пытаются адресовать проблемы цифровой передачи образования (section 5 of H.R.3048, pending). Адекватное время получения разрешения на использование должно быть включено в процесс планирования курса. Контент-эксперты всегда должны учитывать, что если издатель не может быть прослежен в получении разрешения на авторские права, то ему не рекомендуется издавать свой продукт. Вообще, рекомендуемая политика (консервативный подход) состоит в том, что лучше быть вне опасности, чем виновным: разрешение должно требоваться, если уверенность в

"правомерном использовании" не имеет определенности в образовательной окружающей среде.

Этическое согласие и обучение факультета. Каковы юридические и этические проблемы возникают, например, в отношении использования студенческих работ и самих студентов в научных исследованиях в качестве объектов? Чтобы использовать "хорошие" студенческие проекты (например, дипломные работы) в издании курса, надо получить на это разрешение студентов. Если студенты используются для проведения работ в качестве объектов исследования или если контент-эксперты, являющиеся авторами и/или преподавателями курсов, планируют использовать способности студентов, обратную связь или историю в любом исследовании или общественных представлениях, то эти проекты должны быть представлены соответствующему подразделению института образования. Студенты, вовлекаемые в такие проекты, должны дать расписку, как и любые другие участники исследования (5).

Обеспечивает ли институт образования развитие, в котором такие юридические и этические проблемы, как авторское право и регулирующее согласие, обсуждаются наряду с проблемами технологии и педагогики?

Один из наиболее важных шагов в процессе согласования авторского права - проектировщики курсов, художники-графики, программисты, представители факультета, редакторы, администраторы и многие другие должны разбираться в идеологических, юридических, этических и практических проблемах, связанных с законом об авторском праве. Один из лучших способов достичь этой цели - проведение панельных дискуссий, в ходе которых их участники (лидеры факультета, технологи, библиотекари, представители администрации и издательств) добиваются ясного понимания обсуждаемых проблем.

Интернет имеет потенциал, чтобы стать двигателем больших изменений в обществе, но все попытки актуализировать его должны дополняться долей здорового смысла. Информационная сеть ценна постольку, поскольку мы можем гарантировать чистоту информации, которую она содержит. В электронной среде публикаций информационная чистота связана со многими проблемами информационного производства, собственности и контроля. Все могут формировать то, чем становится Интернет. Это - огромная возможность, но и большая ответственность.

Первоначальное намерение закона об авторском праве состояло не в том, чтобы ограничить информационное использование, но в том, чтобы защитить свободный поток информации в интересах общества. Чтобы реализовать это намерение, надо охранять права как производителей, так и потребителей информации. Ведь в среде доставки курса online роли потребителей и производителей часто совмещаются. Хотя электронная среда и предлагает новые вызовы существующему закону об авторском праве, на многие из них можно ответить обеспечением общественного образования в деле использования информации. Многие люди нарушают закон об авторском праве в электронной окружающей среде просто в силу своего невежества. Ответственные пользователи Интернета должны обучиться сами и обучать других духу и практике закона об авторском праве, который, в конце концов, основан на взаимном уважении: уважении как производителей, так и потребителей информации, уважении ценности информации как частного, так и общественного «блага».

Список литературы

1. Bennett S. Copyright and innovation in electronic publishing: A commentary//J.of academic librarianship. - Wash., 1993. - Vol.19, N 2. -P.87-91.

2. Bovet S. F. Legal issues in cyberspace//Public relations j. - Wash., 1995. - May. - P.48.

3. Colyer A. Copyright law, the Internet, and distance education//Amer. j. of distance education. - N.Y., 1997. - Vol.3, N11. - P.41-57.

4. Lehman B. Committee Chair intellectual property and the national information infrastructure: The report of the working group on intellectual property rights//Information Infrastructure Task Force, September, 1995//http://www.uspto.gov/veb/offices/com/doc/ipnii/ipnii.doc.

5. Lewis P. H. Student accused of running network for pirated software//New York times. - N.Y., 1994. - 9 April. - Al.

6. Wincor R. Unrest on the frontiers of copyright//Communications a. law. - Wash., 1994. - Vol.16, N 3. - P.83-89.

7. http://wbweb5.worldbank. org/disted/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.