Научная статья на тему '99. 03. 009. Воевал. Постмодернизм в современной русской литературе. Воевал. Постмодернизмът в съвременната Руска литература // литературна мисъл. - София, 1995-1996. -№3. -С. 161-170'

99. 03. 009. Воевал. Постмодернизм в современной русской литературе. Воевал. Постмодернизмът в съвременната Руска литература // литературна мисъл. - София, 1995-1996. -№3. -С. 161-170 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ РУССКОЙ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВЛИЯНИЯ И СВЯЗИ -ТЕМЫ / СЮЖЕТЫ / ОБРАЗЫ / РЕАЛИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ -РУССКОЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 009. Воевал. Постмодернизм в современной русской литературе. Воевал. Постмодернизмът в съвременната Руска литература // литературна мисъл. - София, 1995-1996. -№3. -С. 161-170»

РОССИЙСКАЯ АКАДШШ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7

МОСКВА 1999

оТмечает автор статьи, "принцип партиципации — всеобщей связи явлений — вообще необычайно значим в современной прозе" (с. 36).

В книге также помещены статьи: Агеева Е.А. — "Орнаментальная проза и современное постмодернистское повествование (лингвопоэтический аспект)"; Кибальчич Л.П. — "Память героя-повествователя как прием изображения действительности в повести Патрика Модиано "Смягчение приговора"; Кузьмина М.Ю. — "К вопросу о театрально-игровой природе в сказке К.Чуковского "Бармалей".

И.Л.Галинская

99.03.009. ВОЕВАЛ. ПОСТМОДЕРНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ВОЕВАЛ. ПОСТМОДЕРНИЗМЪТ В СЪВРЕМЕННАТА РУСКА ЛИТЕРАТУРА // Литературна мисъл. - София, 1995-1996. -№3.-С. 161-170.

Болгарский литературовед Людмила Боева рассматривает процессы, происходящие в русской литературе, начиная с 60-х годов до современности. В своем анализе она использует понятия и терминологию, сложившиеся в литературной критике стран Запада.

Начало XX в. явилось эпохой модернизма и авангардизма. Модернисты отобразили в различных жанровых формах сложную картину действительности своего времени (войны, революции, катастрофы), прибегая к созданию причудливых образов, решительно отрицая предшествующий период реализма в мировой литературе. Их творчество бесспорно обогатило культуру XX в. новыми художественными открытиями.

В наши дни "Россия заново переживает развал, переустройство, войны и национальные распри, революции и контрреволюции" (с. 161). Литература ответила многообразием Поисков на проблемы, вставшие в XX в. При этом решительно Проявилось отрицание навязанного сверху идейного единства, Концепции партийности литературы. Исходя из понимания современности, литературная критика заново обращается к терминам Модернизм", "неомодернизм" ("второй этап русского Модернизма"). Поскольку группы или школы авангардистского ХаРактера еще не оформились, исключительно интересными Шляются, считает Л- Боева, неутихающие споры по этому поводу.

99.03.009

80

Возникающие группы афишируют себя через манифесты, Но скоро пропадают. Остается спорным Причисление отдельных писателей * модернистским течениям.

Общую ситуацию автор статьи детализирует, обращаясь к конкретным явлениям литературного Процесса И Их осмыслению, Западные ученые, замечает Л.Боева, стремятся Последовательно анализировать эстетические качества Ностсойетской русской литературы. Для них особенно важен вопрос об "Истоках и корнях" и прежде всего о тех явлениях, которые имеют "Шанс преодолеть энтропию, порожденную длительным застоем И окончательным крушением эстетической системы социалистического реализма" (с. 163). Ссылка делается на материалы Vil Международного конгресса МАПРЯЛ — "Русский Язык И литература в современном диалоге культур" (РагеНбург, 1994).

Приводятся также мнения немецких и английских авторов. Выступивший со статьей в "Венско-славйстическоМ альманахе" ("Wiener Slavistischer Almanach" — 1993) литературойеД из Гамбурга Р.Эшелман находит начала постмодернизма в советской ЛИрИКе — в произведениях Е.Евтушенко ("Бабий яр") и А. Вознесенского ("Гойя"). Эксперименты последнего, считает Л.Боейа, без сомнения относятся к авангардизму. Для Вознесенского В его "видеомах" характерна тенденция связывать поэтические антиномии и парадоксы с исканиями в живописи и архитектурными приемами" (с. 162).

Английский исследователь Д.Гилеспи относит к русскому постмодернизму произведения Л.Петрушевской, В.МаКйНИНа и популярного на Западе В.Сорокина. Его проза, По мнению Д.Гилеспи, характеризуется "абсурдностью, жестокостью, сгущением разнородных сексуальных, анально-фекальных и просто гротескно ошеломляющих подробностей"; сама советская жизнь представляется ему как "абсурдная, выходящая за пределы человеческого раЭуМа" (Там же).

Л.Боева отмечает, что в среде литературоведов отношение К постмодернизму "совсем не однозначно". Поэт Ё.БлажевскиЙ, оценивая современную поэзию, называет В ней лучшим то, что "обращено лицом в Серебряному веку"; талантливыми Поэтами ой считает А. Еременко, Й.Жданова. Но в цеЛоМ мнение критика о

новоявленной Поэзии — "это распад, который не носит характера серьезной литературы и не имеет никакого будущего" (там же).

Не обходится постмодернистская поэзия, замечает Л.Боева, без тем ГУЛАГа и соцреализма. Таков Г.Сапгир ("Ностальгия по соцреализму"); он соотносит образ "черного квадрата" (своеобразно "цитируя" Малевича) с ГУЛАГ'ом. "Сбпоставление образа в двух разнородных планах шокирует, — замечает автор статьи, — что и было, вероятно, задачей поэта" (с. 167).

Явно отличается от других течений постмодернизма неоэкспрессионизм; его адепты предпочитают малые формы: рассказ, новеллу, небольшой роман. Лаконичность воспринимается ими как "крик, краткий и ужасный" (с. 168). Современные экспрессионисты напоминают зачинателей этого течения в русской литературе (Л.Андреев, В.Маяковский) темами безумия, трагизма, разрушения личности, эстетизацией безобразного, "красным смехом" и черными масками. К представителям неоэкспрессионизма относят Л.Петрушевскую, С.Каледина. В качестве примера в статье рассматривается повесть Е.Тарасовой "Непомнящая зла"; это монолог, поток сознания, "отражающий борьбу души и тела", неимоверно трудное существование. В этой повести представлена "растерзанная, окровавленная, корчащаяся в судорогах держава" (с.168).

Такой видят ее и другие писатели-экспрессионисты. В их произведениях, отмечается в статье, нет реалистического метода, критического пафоса, психологического анализа. Литературная критика не может подойти к ним со старыми оценками, привычными критериями. Читать такую прозу неприятно и трудно: Умопомрачение, человек на грани между жизнью и смертью, мистика, мразь. Человека будто умышленно дразнят, проверяя пределы его терпения. Таковы произведения М.Харитонова, В.Сосноры.

Как наиболее ранняя группа "нонконформистского типа" Представлены "лианозовцы", или московские концептуалисты. Со своей концепцией они выступили еще до 80-х годов. Критики, по словам Д. Боевой, считают предшественниками концептуализма и зачинателями этого течения Л.Кропивницкого, Я.Сатуновского, М-Соковнина. Нынешней его "опорой" является М.Берг (редактор Журнала "Вестник новой литературы", появившегося в 1989 г.); он °Убликует постмодернистские произведения таких популярных

99.03.009

82

авторов, как Вс.Некрасов, В.Сорокин, Д.Пригов. Более известны они на Западе, чем в России, замечает Л.Боева. До "перестройки" они вообще не печатались; их считают представителями "подцензурной литературы". Критики относят их к "литературе без иллюзий" или просто к литературе "конца века". Названные авторы не создают произведений, которые служили бы улучшению жизни, но претендуют на принципиальную новизну своей позиции.

Всеволод Некрасов, напоминает автор статьи, назвал в одном эссе творчество близких ему концептуалистов "лианозовской чернотой", "чепухой" (с. 164). И это — "чернота с кровью, садизмом, мерзостью", — добавляет болгарский автор, говоря о прозе В.Сорокина, появившейся в альманахе "Конец века".

В статье Л.Боевой представлена читателю и группа "Мухомор". Упоминаются также сборники стихотворений И.Холина "Жители бараков" (1989) и Л.Е.Кропивницкого "Капризы подсознания" (1990). Последний в предисловии к сборнику определяет свои лучшие стихотворения и рисунки как "экспрессивность, парадоксальность, абсурдность".

В творчестве концептуалистов, отмечает Л.Боева, ясно выражены черты, присущие постмодернизму вообще: умышленное включение в повествование "чужого текста", скрытые и явные цитаты из широко известных произведений, "паратекстуальность" (подобие автокомментария), "хипотекст" и проч.

Л.Боева ссылается на Г.Владимова, последний роман которого "Генерал и его армия" печатался в журнале "Знамя" и был отмечен премией как произведение, вызвавшее повышенный читательский интерес. Писатель убеждал молодых авторов, что всякое отклонение от реализма ведет к бесплодию и завершается покаянным возвращением к нему. В журнале "Континент" постмодернисты были названы "уродливыми недоносками" (с. 162). Л.Боева приводит и мнение Виктора Некрасова: "Как можно печатать такую непотребность".

В статье сообщается о полемике на страницах журнала "Новый мир" (1989, № 12) — "Поставангард, сопоставление взглядов". Приводится суждение А.Казина из его статьи "Искусство и истина": в авангарде и поставангарде он видит "бесперспективное искусство, отвернувшееся от духовной красоты" (с. 163). Л.Боева перечисляет публикации в газете "Известия", в "Независимой газете" по теме

постмодернизма. Сообщается о конференций "Постмодернизм и мЪ1", состоявшейся в Литературном институте; й ней приняли участие видные писатели И философы.

Факт существования постмодернизма в русской литературе Л.Боева считает бесспорным - об этом свидетельствуют многочисленные течения, возникшие на основе опыта литературы начала XX в. Таковы концептуалисты и иронис-ш, а также противостоявшие Им меЛоймаЖйнисТЫ; таковы метафорисТЫ, йеоимажинисты, дадаисты, сюрреалисты, уникалисты, гипер-сейсуалисты, неоэкзистенциалисты, Неоэкспрессионисты и т.п. Оформились в особую и весьма Известную группу "куртуазные маньеристы" с их Популярным изданием "Волшебный яд любви" (1989). В статье представлены "Ленинградская школа поэзии" и "религиозная поэзия" (название, хотя и распространенное, но Неточное).

Л.Воева приводит типичные для современной постмодернистской поэзии И прозы Примеры "гипертекстуальности", Перерастающей в сатирическую Пародийность (пародируются Сталин, Маяковский, Жириновский). В перечне авторов, на которых ссылается болгарский критик, — Й.Кабаков, Ё.Попов, Д.Пригов. Близки концептуалистам Литераторы, творчество которых напоминает дадаистов, сюрреалистов. Проза Саши Соколова отрицает идейность И образность в Литературе; его творения основаны на алогизме и представляют собой фиксацию "потока сознания", неконтролируемого разумом, "сочетание несочетаемого", галлюцинацию, бред. Этому айтору свойствен Интерес к извращенности, уродству. Его подход к изображению обездоленных детей в романе "Школа для Дураков" циничен и Жесток.

Постмодернисты преимущественно изображают безумие, Жестокость, ужас; на их взгляд, все это соответствует современной Действительности. Долгий Период господства единообразия, единого художественного Метода явился одной из Причин, обусловивших экстравагантные поиски постмодернизма.

Е.Ф. Трущенко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.