Научная статья на тему '99. 03. 008. Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма: вторые Веселовские чтения / отв, ред. Алексеева Н. В. - Ульяновск, 1998. -48с'

99. 03. 008. Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма: вторые Веселовские чтения / отв, ред. Алексеева Н. В. - Ульяновск, 1998. -48с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТМОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 008. Проблемы взаимодействия эстетических систем реализма и модернизма: вторые Веселовские чтения / отв, ред. Алексеева Н. В. - Ульяновск, 1998. -48с»

РОССИЙСКАЯ АКАДШШ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7

МОСКВА 1999

99.03.008

76

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ И ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

99.03.008. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ РЕАЛИЗМА И МОДЕРНИЗМА: ВТОРЫЕ ВЕСЕЛОВСКИЕ ЧТЕНИЯ / От», ред. Алексеев» Н.В. - Ульяновск, 1998.-48 с.

Сборник содержит материалы Веселовских чтений, которые состоялись в Ульяновском государственном педагогическом университете в октябре 1997 г. и были посвящены одной из актуальных проблем современного литературоведения.

В статье ВГ.Перфиловой "Роль эпиграфов в раскрытии авторской позиции в романе Артема Весёлого "Россия, кровью умытая" отмечается, что основная мысль романа относительно войн и революции, являющихся катастрофами вселенского масштаба, запечатлена в эпиграфах, предпосланных каждой главе. Однако у Артема Весёлого роль эпиграфа играет отнюдь не чужая цитата, а его собственный тезис, оформленный в фольклорном стиле.

В начале каждого из эпиграфов повторяется одна и та же фраза "В России революция":

"В России революция — вся Россия на ножах";

"В России революция — вся Россия — митинг";

"В России революция - по всей-то Расе юшке грозы гремят, ливни шумят";

"В России революция — пыл, ор, ярь, половодье, урывистая

рода";

"В России революция — деревни в жару, города в бреду";

"В России революция — кипит страна в крови, огне" и т.д.

Таким путем, т.е. посредством символики образного ряда эпиграфов, Артем Весёлый выражает свое отношение к революции Й "навязывает" читателю соответствующее понимание романа (с. 7). Автор статьи напоминает, что первоначальное определение эпиграф3 в Древней Греции означало "надпись на могильном памятнике", отчего эпиграфы Артема Весёлого можно назвать эпитафией "на скорбной судьбе России" (с. 8).

В статье "О структуре художественного времени д повестях В.Пильняка "Иван Москва" и "Красное дерево" Т-Н-федорова

исследует мифолоэтику как способ особого видения мира. Поскольку в структуре мифа существуют две формы — мифическое представление о мире и повествование, воспроизводящее атмосферу мифа, — категория художественного времени обеспечивает "неконфликтное сосуществование этих форм" (с. 9).

В повести Б.Пильняка "Иван Москва", по мнению автора статьи, очевидна внутренняя (порой неосознанная) ориентированность писателя на разные формы бытия художественного времени, в том числе и на мифическое. Так, в Москве появляется египетская мумия, забальзамированная в 3-м тысячелетии до нашей эры, и поселяется в доме профессора истории культуры.

Мифически мыслится Б.Пильняком и жизнь Ивана Москвы, который то воплощается в первого представителя народа коми, то в евангельского Петра, то в рабочего чугунолитейных заводов времен Петра I. Смерть же Ивана Москвы в эмпирическом времени равнозначна, согласно концепции писателя, "второму рождению" (с. 12).

В повести "Красное дерево" время линейно, мыслится отрезками и имеет свои границы. Время "Красного дерева" "эмпирично и хронологично в своей основе" (с. 3).

Н.В.Алексеева в статье "Египет вещей" в художественной структуре "Египетской марки" О.Мандельиггама (опыт анализа)" напоминает, что отечественное литературоведение сравнительно недавно обратилось к всестороннему исследованию этой нетрадиционной прозы, поскольку долгое время она "числилась по ведомству эстетического тупика" (с. 16). Образ "Египет вещей" — это прием, обнаруживающий натурфилософские воззрения О.Мандельштама на мир, т.е. сквозной, структурно-содержательный слово-образ, которым "измерены практически все персонажи, типы, Мотивы, лейтмотивы произведения" (с. 22). На структурообразующем Уровне "Египет вещей" — "несущая конструкция", скрепляющая многоплановое кусковое построение.

В статье И.В.Савицкой "Роль монтажа в организации хУДожественной структуры романа М.Осоргина "Сивцев Вражек" (постановка проблемы)" отмечается, что хотя роман написан в традиционной мере, в организации художественного материала присутствуют элементы стилистически "новой" прозы начала XX в.:

99.03.008

78

фрагментарность, "кусковая" композиция, "разрывы", "бессвязность" (с. 24). Организующим началом романа является повествователь. Что касается приемов монтажа, то автор статьи находит два таких приема — перекрестный И параллельно-ассоциативный. Посредством перекрестного Монтажа фрагменты из жйзнй героев чередуются с фрагментами панорамы Москвы, России, Европы и мира в целом. Посредством параллельно-ассоциативного монтажа сопоставляется мир природный с миром человеческим.

В статье "Мотив круга в прозе Т.Толстой" Т.П.Швец утверждает, что проза писательницы является орнаментальной, поскольку содержит все типологические свойства таковой — сочетание эпического и лирического изображения, деструктивное письмо, стилевое двоемирие, "мйфйчесКое" мышление и пр.

Мотив круга, т.е. особого пространства, не позволяющего герою сливаться с окружающим миром, у Татьяны Толстой дан каждому персонажу, отчего он оказывается приземленным, сниженным. "Круг приобретает у Т.Толстой значение судьбы", которая от человека не зависит (с. 28). Что касается реальности, то, по мысли автора статьи, они интересуют писательницу только внутри круга персонажей, потому что реальность как таковая состоит из непересекающихся кругов разных людей. "Круг у Толстой — это миф героя, его пространство-время" (с. 30), круг является мировоззренческим стержнем прозы писательницы.

Л.Х.Насрутдинова в статье "Функционирование элементов второй реальности в Прозе Александра Мелихова" называет писателя одним из самых ярких и самобытных представителей интеллектуального Направления прозы "нового реализма", стоящего между традиционным реализмом и постмодернизмом. Будучи реалистической по своей сути, эта проза заимствует у постмодернизма такие приемы, как релятивность времени и пространства, полицитатность и постоянное обыгрывание реалий культуры. "Отсылка к накопленному культурному опыту воспринимающего субъекта позволяет предельно сократить описания, особенно портретные" (с. 35). Герои А.Мелихова убеждены в том, что каждый человек — лишь росток на извечном корне человеческого духа, что неизбежно влечет за собой представление о всеобщей предопределенности, о судьбе. Ведь, как

оТмечает автор статьи, "принцип партиципации — всеобщей связи явлений — вообще необычайно значим в современной прозе" (с. 36).

В книге также помещены статьи: Агеева Е.А. — "Орнаментальная проза и современное постмодернистское повествование (лингвопоэтический аспект)"; Кибальчич Л.П. — "Память героя-повествователя как прием изображения действительности в повести Патрика Модиано "Смягчение приговора"; Кузьмина М.Ю. — "К вопросу о театрально-игровой природе в сказке К.Чуковского "Бармалей".

И.Л.Галинская

99.03.009. ВОЕВАЛ. ПОСТМОДЕРНИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

ВОЕВАЛ. ПОСТМОДЕРНИЗМЪТ В СЪВРЕМЕННАТА РУСКА ЛИТЕРАТУРА // Литературна мисъл. - София, 1995-1996. -№3.-С. 161-170.

Болгарский литературовед Людмила Боева рассматривает процессы, происходящие в русской литературе, начиная с 60-х годов до современности. В своем анализе она использует понятия и терминологию, сложившиеся в литературной критике стран Запада.

Начало XX в. явилось эпохой модернизма и авангардизма. Модернисты отобразили в различных жанровых формах сложную картину действительности своего времени (войны, революции, катастрофы), прибегая к созданию причудливых образов, решительно отрицая предшествующий период реализма в мировой литературе. Их творчество бесспорно обогатило культуру XX в. новыми художественными открытиями.

В наши дни "Россия заново переживает развал, переустройство, войны и национальные распри, революции и контрреволюции" (с. 161). Литература ответила многообразием Поисков на проблемы, вставшие в XX в. При этом решительно Проявилось отрицание навязанного сверху идейного единства, Концепции партийности литературы. Исходя из понимания современности, литературная критика заново обращается к терминам Модернизм", "неомодернизм" ("второй этап русского Модернизма"). Поскольку группы или школы авангардистского ХаРактера еще не оформились, исключительно интересными Шляются, считает Л- Боева, неутихающие споры по этому поводу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.