Научная статья на тему '99. 03. 003. Голдторп Дж. Теория рационального действия и социология. Goldthorpe J. rational action theory for sociology // Brit. J. of sociology. - L. ,1998. - Vol. 49, № 2. - P. 167-189'

99. 03. 003. Голдторп Дж. Теория рационального действия и социология. Goldthorpe J. rational action theory for sociology // Brit. J. of sociology. - L. ,1998. - Vol. 49, № 2. - P. 167-189 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР (СОЦИОЛ.) / ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фомичев П. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 03. 003. Голдторп Дж. Теория рационального действия и социология. Goldthorpe J. rational action theory for sociology // Brit. J. of sociology. - L. ,1998. - Vol. 49, № 2. - P. 167-189»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО <

РОССИЙСКАЯ академия | П ' I

и , ы 1 М 0 IШ:зыле^ Грілії $ |

Зх’

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.11

МОСКВА 1999

социальной практики. Перед исследователями стоит задача: как учесть возросшее значение культурных форм в определении социальных взаимосвязей поздней постмодерности. Однако даже культурологический поворот не изменил традиционного для социологии отношения к культуре как к чему-то второстепенному, эфемерному, сводимому к более материальному.

Макленнан выделяет два социологических подхода к определению культуры. Один считает, что культура играет решающую роль в формировании социальных отношений. Второй видит в культуре компонент социального целого. Это создает напряжение в дискурсе. С одной стороны, полное воздействие культурного поворота не может свестись к отказу от материалистического редукционизма. С другой стороны, если люди — созданные культурой символически взаимодействующие агенты, а все социальное — является одновременно культурой, то исчезают различия между социологией и культурологией.

П.Н.Фомичев

99.03.003. ГОЛДТОРП ДЖ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ И СОЦИОЛОГИЯ.

GOLDTHORPE J. Rational action theory for sociology // Brit. j. of sociology. - L.,1998. - Vol. 49, № 2. - P. 167-189.

Джон Голдторп (Оксфордский университет, Великобритания) анализирует различные подходы к теории рационального действия и формулирует критерии их оценки. Он согласен с теми авторами, которые считают, что при объяснении социальных явлений прежде всего необходимо рассматривать индивидуальное действие, а теория рационального действия должна занимать центральное место в социологической теории. Теории рационального действия Голдторп различает по следующим критериям: 1) имеют ли они скорее сильные, чем слабые требования к рациональности; 2) обращают ли они внимание скорее на ситуационную, чем на процедурную рациональность; 3) стремятся ли они выработать скорее общую, чем частную теорию действия.

Рациональное действие может быть понято как действие, ориентированное на достижение результата, включающее в себя цели индивида, его взгляды на возможность их достижения, и “курс” действия, которым он следует. В теории рационального действия.

применяемой к экономическим вопросам, обычно подразумевается, что индивиды имеют полное знание о ситуации и используют его для достижения своей цели — максимизации прибыли. При этом предполагается, что индивид понимает все альтернативные варианты, открытые перед ним не только в данный момент, но и в будущем. Он также понимает последствия каждого из вариантов действия и объединяет частные конфликтующие ценности в одну полезную функцию, определяющую будущее состояние мира.

Однако многие авторы считают, что индивиды не в состоянии делать абсолютно рациональный выбор. Поэтому проводится различие между субъективной и объективной рациональностью. Индивиды могут придерживаться убеждений, определяющих их действия, для которых они имеют “достаточные основания”, даже если они не соответствуют стандартам рациональности теории полезности. В экономике и административной науке теория рационального действия модифицировалась в теорию обусловленной рациональности. Сторонники этой теории доказывают, что даже тогда, когда индивиды имеют полную информацию, ситуация может быть настолько сложной, что максимизировать свою выгоду вряд ли возможно. Поэтому для индивида достаточно рационально следовать хорошему курсу действия. Обычно индивиды имеют неполную информацию, и для индивидов рациональнее получить дополнительную информацию, а не искать оптимальные критерии действия.

Еще одна версия теории рационального действия основана на идее субъективной рациональности, но ориентирована на социологические проблемы. Эту модель называют когнитивистской. Прежде всего ее интересует, как индивиды действуют в соответствии с объективно ошибочными выводами, основанными на правильном рассуждении. Это происходит потому, что правильные сами по себе убеждения не подходят к конкретному контексту.

Теория рационального действия применяется и для анализа ситуационной логики. В этом случае цель состоит в понимании действия как рационального в том смысле, что оно адекватно для целей данных индивидов и для данной ситуации. Цели индивидов и их убеждения не рассматриваются с точки зрения рациональности. Исследователи пытаются проникнуть в логику поведения индивидов,

какой бы иррациональной она ни была, с их точки зрения, посмотреть на ситуацию их глазами.

Теории рационального действия различаются и по тому, считается ли рациональность действия ситуационно или процедурно детерминированной. Большая часть экономистов полагает, что рациональность действия — ответ или реакция на рыночную ситуацию, с которой сталкивается индивид. Парадокс этой теории рационального выбора состоит в том, что реальный выбор очень мал. Экономический человек в сложных ситуациях практически автоматически делает свои выбор для максимизации прибыли. При этом он не только не осознает его, но и не пытается его объяснить. Сторонники теории обусловленной рациональности переносят внимание с ситуации действия на действующего индивида. Когда исследователь начинает с идеи объективной рациональности, он игнорирует индивида. Если же он начинает с идеи субъективной рациональности, которая обращает внимание скорее на удовлетворяющее индивида поведение, чем на непосредственную выгоду, то исследуется способность индивида рассчитывать и прогнозировать свое поведение. Требования объективной рациональности редко достижимы в реальном мире. Поэтому необходимо создать модель процессов мышления и выбора поведения индивидом, которая лучше сочетается с современной экспериментальной психологией.

Ряд исследователей разделяют эту базовую позицию, но стремятся развить версии теории рационального действия, восприимчивые и к процедурным, и к ситуационным влияниям и к их взаимодействию. Они пытаются сформулировать психологические основания идеи субъективной рациональности, являющейся следствием определения ситуации индивидом. Когнитивную психологию стремятся дополнить когнитивной социологией для определения ситуаций, когда умственные процессы, свойственные для субъективной рациональности, приводят к ложным убеждениям. Важно отметить, что принятие идеи скорее субъективной, чем объективной рациональности может сочетаться с ситуационным детерминизмом.

Методологический индивидуализм не означает переход на позиции психологизма, считающего, что социальные науки можно свести к психологическим законам. Напротив, модель субъекта

социального действия в наименьшей степени содержит в себе психологические характеристики. Значение имеют не ментальные состояния индивидов, но то, во что они верят, ситуационно доступное им объективное знание, на котором основано их субъективное понимание. Принцип рациональности, согласно которому индивиды действуют в соответствии с ситуациями, в которых они находятся, помогает объяснить специфику социального действия.

В социологии применение теории рационального действия важно для выявления эмпирически проверяемых критериев рациональности. Голдторп утверждает, что для этого рациональное действие необходимо рассматривать как ориентированное на результат, как следствие оценки способности привести индивида к достижению своих целей. Такая оценка должна позволять индивиду менять способ действия в соответствии с изменением ситуации. Нерациональным будет считаться действие, при котором такая оценка не проводится. В этом случае речь может идти о традиционном или социально-нормативном действии.

Привлекательность этой версии теории рационального действия для социологов связана с тем, что концепция рационального действия необходима для любого обсуждения иррационального или нерационального действия. Понимание поведения других людей возможно только тогда, когда оно считается рациональным, что дает возможность сформулировать теории социального действия.

П.Н.Фомичев

99.03.004. ФЛИВБЬЕРГ Б. ХАБЕРМАС И ФУКО: МЫСЛИТЕЛИ ДЛЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА?

FLYVBIERG В. Habermas and Foucault: thinkers for civil society? // Brit.j. of sociology. - L.,1998. - Vol.49, №2. - P.210-233.

Бент Фливбьерг (университет г.Аалберг, Дания) сопоставляет работы Ю.Хабермаса и М.Фуко, посвященные теме модерности и свойственному ей напряжению между нормативным и реальным, между тем, что должно быть сделано, и что реально делается. Понимание этого напряжения имеет решающее значение для анализа современной демократии. Формирование гражданского общества — главное условие построения демократического государства, для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.