1т н
ЗА/
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 10
СОЦИОЛОГИЯ
издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.10 рефераты 98.02.001 -98.02.027
2
МОСКВА 1998
нейтрализующие или амортизирующие его действие Однако в цели данной статьи их описание и анализ не входили.
Каждый из публикуемых ниже текстов имеет свою самостоятельную ценность и не является просто иллюстрацией к проблеме маргинальное™. Тем не менее все они вносят свой вклад в понимание различных ее аспектов и ракурсов.
Примечания
' Феофанов К А Социальная маргинальное™ характеристика основных концепций и подходов в современной социологии // Общественные науки за рубежом (РЖ) Серия 11 Социология • М , ИНИОН РАН, 1992 - № 2 - С 70-83 " Там же
"См публикуемые здесь статьи Бейтсона Г , а также Бейтсон Г , Джексон Д Д , Хейли Дж , Уикленд Дж К теории шизофрении // Московский психотерапевтический журнал - М Центр психологии и психотерапии, 1993 - № 1-2 41 См публикуемые статьи Шютца и Бейтсона, а также Schuetz A On Multiple Realities // Philosophy and Phenomenological Research - Vol V, 1945, № 4 - P 533-576, Goflman E Frame Analysis - Boston Northeastern University Press, 1986 Sl Гоффман Э пользуется в своих работах во многом аналогичным термином "пресервы" (preserves) См GofTman Е Relations in Public - NY Harper Torchbooks, 1972 - P 28-61
' См Дюркгейм Э О разделении общественного труда Метод социологии - М Наука, 1991
" В связи с этим можно упомянуть гоффмановскую дихотомию "сцена/закулисье", описывающую общую модель организации поведения людей в современном обществе
" См , например, статью Вирта Л "Урбанизм как образ жизни", опубликованную в одном из последних номеров журнала
98 02.025. ПАРК Р.Э. КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ И МАРГИНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК".
PARK R Е. Cultural Conflict and the Marginal Man // Park R.E. Race and Culture - Glencoe, 111 • The Free Press, 1950. - P.372-376. (Collected Papers Vol. I) (Переводится с сокращениями.)
Уильям Грэм Самнер в, вероятно, чаще всего цитируемой части своей книги "Народные обычаи" говорит нам, что примитивное общество надлежит понимать как скопление небольших этноцентрических групп, разбросанных по территории. В таком обществе каждая группа мыслит о себе в первом лице и считает себя "центром всего". Это "мы-группа". Другие - аутсайдеры. Они часть окружающего ландшафта
Размер такой группы определяется "условиями борьбы за существование, внутренняя же ее организация соответствует ее размеру, но, кроме того, обусловливается ее взаимоотношениями со всеми другими. Именно поэтому порядок и дисциплина в каждой «мы-группе», или «внутри-группе», зависят от перипетий войны и мира с «они-группами», или «вне-группами»". Таким образом, общество, по крайней мере примитивное, оказывается "группой групп", в которой нормальными отношениями между каждой группой и любой другой являются "отношения войны и грабежа, если только они не модифицированы в той или иной мере какими-то соглашениями". В таких условиях "отношения дружбы и мира в "мы-группе" и отношения враждебности и войны с "они-группами" напрямую соотносятся друг с другом". Привязанности, связывающие воедино членов маленького мира - мира семьи, клана и племени, -прямо пропорциональны интенсивности тех чувств страха и ненависти, с которыми они смотрят на своих врагов и соперников, живущих в окружающем их более широком межплеменном и международном мире.
В ходе долгого исторического процесса, из которого возник современный мир, эта картина примитивного общества постепенно изменилась. Теперь, когда аэроплан почти уничтожил расстояния, некогда разделявшие нации и народы, а радио превратило мир в одну огромную перешептывающуюся галерку, вместо маленького мира, мира интимных личных привязанностей, в котором люди были связаны традицией, обычаем и естественной почтительностью к старшим, вырос великий мир, межплеменной, межрасовый и межнациональный, мир бизнеса и политики.
Тем не менее общие паттерны примитивного общества все еще сохраняются, и человеческая природа в целом остается такой же, какой и была. До сих пор именно в семье и под влиянием племени, секты или локального сообщества, как утверждал Кули, индивид приобретает те привычки, чувства, установки и прочие личностные черты, которые делают его человеком.
С другой стороны, именно рынок, где люди из дальних мест собираются вместе поспорить и поторговаться, был и остается тем местом, где люди впервые приучаются к тонкостям коммерции и обмена и впервые познают необходимость холодной калькуляции, в том числе в человеческих отношениях, и индивидуальную свободу действовать исходя из интересов, а не чувств. Фактически, именно с
экспансией рынка достигла расцвета интеллектуальная жизнь и локальные племенные культуры постепенно влились в тот более широкий и более рациональный социальный порядок, который мы именуем цивилизацией.
Так, широкая экспансия Европы вызвала за последние четыре столетия столь разрушительные изменения, каких еще не видывала мировая история. Европейцы проникли в каждый уголок мира; ни одному району земли не удалось избежать дестабилизирующих, пусть даже иногда и живительных, контактов с европейской коммерцией и культурой. Перемещения и миграции, сопутствовавшие этой экспансии, повсюду вызывали взаимопроникновение народов и смешение культур. Помимо всего прочего, в определенное время и в определенных условиях она произвела особый личностный тип, тип если уж и не совсем новый, то во всяком случае особенно характерный для современного мира. Это тот тип, которому некоторые из нас, включая автора этой книги (Стоунквиста), дали название "маргинальный человек".
Маргинальный человек, как он здесь понимается, - это человек, которого судьба обрекла жить в двух обществах и в двух не просто разных, а антагонистичных культурах. Например, индивид, у которого мать еврейка, а отец цыган, фатально обречен расти под влиянием двух традиций. В данном случае можно говорить, что его разум - это плавильный тигель, в котором расплавляются и целиком или частично сплавляются воедино две разные и невосприимчивые друг к другу культуры. Индивидов, втянутых в этот конфликт культур, встречаешь в самых неожиданных местах.
Фундаментальной идеей, на которую опирается данное исследование так называемого маргинального человека, является, я бы сказал, убеждение в том, что личность индивида, хотя и базируется на инстинктах, темпераменте и эндокринном балансе, обретает свою окончательную форму под влиянием представления индивида о самом себе. Представление, которое каждый индивид неизбежно сам о себе формирует, определяется той ролью, которую судьба предназначает ему играть в том или ином обществе^а также мнением и установкой, которые формируют в отношении него в этом обществе другие люди; короче говоря, оно зависит от его социального статуса. Представление индивида о себе является в этом смысле не индивидуальным, а социальным продуктом.
Маргинальный человек - это личностный тип, который возникает там и тогда, где и когда из конфликта рас и культур рождаются новые общества, народы и культуры. Та же самая судьба, которая обрекает его жить одновременно в двух мирах, принуждает его принять в отношении тех миров, в которых он живет, роль космополита и чужака. На фоне своей культурной среды он неизбежно становится индивидом с более широким кругозором, более тонким интеллектом, более отстраненной и рациональной точкой зрения. Маргинальный человек - это всегда человек сравнительно более цивилизованный. Он занимает положение, исторически принадлежавшее еврею в диаспоре. Еврей, особенно еврей, вышедший из провинциализма гетто, всегда и повсюду был наиболее цивилизованным из человеческих созданий.
Из всего вышесказанного можно заключить, что маргинальный человек - случайный продукт процесса аккультурации, который неизбежно происходит тогда, когда народы разных культур и разных рас объединяются, дабы вести общую жизнь. Я предполагаю, что он есть следствие экономического, политического и культурного империализма, или побочный результат того процесса, посредством которого, как говорил Шпенглер, на месте древних и более простых культур вырастает цивилизация2'.
Примечания
' Данная статья представляет собой предисловие к книге Стоунквиста Э "Маргинальный человек". Впервые опубликована в Stonequist E.V The Marginal Man - N.Y.- Charles Scnbner's Sons, 1973. - P.XIII-XVllI " См книгу Освальда Шпенглера "Закат Европы"
98.02.026. ПАРК Р.Э. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРНЫЙ КОНФЛИКТ". PARK R.E. Personality and Cultural Conflict // Park R.E. Rase and Culture. - Glencoe, 111.: The Free Press, 1950. - P. 357-371. - (Collected Papers. Vol. I).
Обзор существующих в настоящее время концепций личности показывает, что их в целом, можно разделить на три категории: 1) физиологические, 2) психологические и 3) социологические, или социально-психологические, - на основе того, что они рассматривают и акцентируют тот или иной из аспектов, в которых проявляют себя личности в нашем наблюдении.