Научная статья на тему '98. 04. 066. Критические тенденции: глобальные перемены и устойчивое развитие. Critical trends: global change a. sustainable development / Dep. For policy coordination a. sustainable development. N. Y. : un, 1997. 1V,76 p. bibliogr. : p. 70'

98. 04. 066. Критические тенденции: глобальные перемены и устойчивое развитие. Critical trends: global change a. sustainable development / Dep. For policy coordination a. sustainable development. N. Y. : un, 1997. 1V,76 p. bibliogr. : p. 70 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УРБАНИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Былов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 066. Критические тенденции: глобальные перемены и устойчивое развитие. Critical trends: global change a. sustainable development / Dep. For policy coordination a. sustainable development. N. Y. : un, 1997. 1V,76 p. bibliogr. : p. 70»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.04.001 -98.04.099

МОСКВА 1998

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

98.04.066. КРИТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ: ГЛОБАЛЬНЫЕ

ПЕРЕМЕНЫ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ.

Critical trends: Global change a. sustainable development / Dep. for policy coordination a. sustainable development. - N.Y.: UN, 1997. - IV,76 p. -Bibliogr.: p.70.

В докладе под эгидой ООН дается анализ мировых тенденций социально-экономического развития и изменений окружающей среды, политики краткосрочного и долгосрочного развития, возможностей устойчивого развития в будущем.

В первой главе подведены предварительные итоги реализации решений конференции в Стокгольме 1972 г., Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию 1987 г., конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 г. и т.д.; рассматриваются тенденции и условия развития на протяжении 1972-1997 гг., сценарии и модели будущего развития. Отмечается огромная роль политики и экономического роста, характера потребления, деградации окружающей среды в минимизации ущерба от хозяйственной деятельности, важность определения приоритетов для отдельных регионов мира.

При оценке тенденций развития и роли политики следует учитывать ограниченные возможности национальных правительств. Мир становится все более интегрированным в торговой и финансовой сферах; развитие современных средств транспорта и связи ведет к разрушению традиционных барьеров между странами. Национальные правительства при этом слабо воздействуют на глобальные процессы; в перспективе потребуются новые международные органы или институциональные реформы. Пока что многие актуальные проблемы, требующие решения, “зависают” на местном или

национальном уровнях. Межгосударственные действия могут в будущем стать частью долгосрочных программ развития.

Что касается программ народонаселения, устранения последствий загрязнения, борьбы с деградацией почвы и сведением лесов, то здесь важную роль играет фактор времени. Большинство проблем деградации окружающей среды требуют долгосрочного планирования и последовательных политических усилий в течение многих лет. Напротив, проблемы экономического и социального развития можно решить достаточно быстро.

Далее авторы рассматривают концепцию “перехода в развитии общества”. Экономический рост, развитие общества и использование природных ресурсов взаимосвязаны, и характер этих взаимосвязей определяют фазу перехода. Авторами выделены: а) фаза , предшествующая развитию, характеризующаяся незначительными изменениями; б) фаза взлета, которая может оказаться трудной для общества и может потребовать больших политических усилий; в) фаза ускорения, характеризуемая нестабильностью из-за быстрых технологических, социальных и природных изменений; г) фаза стабилизации с низкими темпами изменений и новой формой равновесия. Тенденции в росте населения, социально-экономическом развитии и изменении в окружающей среде образуют "семейство перехода", достаточно условную категорию, однако позволяющую проследить глобальные перемены.

Авторы выступают против догматического подхода в отношении прогнозов будущего развития, считают доклад Римского клуба 1972 г. "Пределы роста" политически непродуктивным. Глобальное развитие, в противоположность прогнозам этого доклада, оказалось более сложным и в целом более позитивным. Не оправдались мрачные сценарии неизбежности ядерной войны, истощения источников энергии, чрезмерного роста народонаселения и промышленного загрязнения. Однако перед человечеством неожиданно возникли новые сложные и трудноразрешимые проблемы, в том числе истощение озонового слоя, распространение, казалось, давно забытых и побежденных инфекционных заболеваний, рост заболеваний СПИДом, глобальное потепление климата.

По мнению авторов, нет оснований представлять будущее исключительно в мрачном свете. Человечество стало лучше понимать взаимодействие между экономическими, социальными и

18-5790

природными системами. Прогнозирование стало менее детерминистской наукой. В настоящее время проявились позитивные тенденции в развитии: рост мирового населения замедлился, возросло продовольственное обеспечение, возросла продолжительность жизни и улучшилось здоровье многих, в ряде регионов повысилось качество окружающей среды. Однако нельзя игнорировать другие тенденции, которые могут обесценить достижения всего периода и даже привести к коллапсу: растущая нехватка свежей воды, потеря продуктивных сельскохозяйственных земель и обнищание достаточно многочисленной части мирового населения.

Во второй главе рассматриваются рост народонаселения за последние десятилетия и его воздействие на состояние окружающей среды. Период 1950-1970 гг. характеризовался “взрывом бомбы народонаселения”, когда мировое население возросло в полтора раза, а в развивающихся странах (РС) фактически более чем удвоилось, что, как ожидалось, должно было спровоцировать массовый голод и беспорядки. Эта концепция в основном была отвергнута правительствами РС, что сделало проблемы народонаселения слишком “деликатными” для включения в повестку дня Стокгольмской конференции ООН 1972 г. На последующих конференциях ООН по народонаселению (Бухарест 1974 г., Мехико 1984 г., Каир 1994 г.) мировое сообщество постепенно приближалось к консенсусу.

В начале 80-х годов промышленно развитые страны (ПРС) в основном приняли аргументы РС в пользу рассмотрения демографической политики более широко в контексте социально-экономического развития. Все активнее обсуждался вопрос о необходимости ограничения роста населения в связи с ухудшением окружающей среды (сведением лесов, нехваткой энергоносителей, воды, изменением климата). Население стало само рассматриваться как фактор устойчивого развития. Изменился сам подход к демографическим проблемам - от узкого (в отношении численности и темпов прироста населения) к более интегрированному, охватывающему его структуру, проблемы расселения, урбанизации, использования природных ресурсов, создания инфраструктуры для сельского хозяйства и промышленности. Более четко осознана взаимосвязь населения, окружающей среды и экономики.

Особое внимание научной общественности привлекала степень вовлеченности отдельных стран в демографический переход. На 1997 г. его осуществили примерно 30 стран, включая все ПРС Европы и Японию. Для них характерны стабильная численность населения, а для некоторых - даже его убыль. Динамика населения в странах Восточной Европы и бывшем СССР отражает процессы их политической и экономической трансформации.

В целом ежегодные темпы прироста мирового населения снизились с 2% в 60-е годы до 1,48% в 90-е годы, однако абсолютный прирост вырос за 1950-1995 гг. с 47 до 81 млн. человек. Стабилизация численности населения ожидается в 2050 г. (с. 11). Сочетание сокращающейся фертильности и ускоряющегося прироста явилось, в частности, следствием накопленного ранее демографического потенциала ( роста числа молодых людей, вступающих в репродуктивный возраст). Эксперты ООН ожидают завершение в РС демографического перехода и достижение численности населения в мире 10 млрд. человек к 2050 г. (причем 95% прироста придется на РС) . В последнем прогнозе ООН (1996 г.) дается несколько меньшая цифра — 9,4 млрд. человек и к 2050 г. снижение в РС общего коэффициента фертильности до замещающего уровня, причем мировое население будет продолжать медленно возрастать и достигнет 11 млрд. человек (с. 12).

Продолжится процесс урбанизации планеты: к 2015 г. почти половина населения мира (более 5 млрд. человек) будет жить в городских поселениях. Повсюду волны быстрой урбанизации следуют за периодами экономического роста. С 1970 г. в РС отмечается ускорение процесса урбанизации, подпитываемого миграцией “село-город” и естественным приростом населения в городах: ежегодно в РС городское население растет на 55 млн. человек, с 1970 г. число городов-”миллионеров” в РС более чем удвоилось, причем относительно медленные темпы урбанизации сопровождаются огромным абсолютным ростом горожан (с. 14). Причем процесс урбанизации в ряде РС происходит теперь даже при отсутствии экономического роста, что ранее было характерно для ПРС.

Быстрая урбанизация в этих странах в конце XX в. была обусловлена как фазой ускорения экономического перехода, характеризуемой ростом доходов и возможностей занятости, так и провалом прогрессивных реформ в сельских районах, что проявляется

18*

в сохранения бедности и социальной напряженности. Городские власти столкнулись с растущими проблемами в создании адекватной инфраструктуры, ростом трущоб и самовольных поселений, в которых в настоящее время проживают 25-30% городских жителей ( с.14).

Неизбежным результатом демографического перехода в ПРС стало старение населения: удельный вес лиц старше 65 лет в ПРС вырос с 8% в 1950 г. до 13% в настоящее время, и при сохранении нынешних тенденций к 2020 г. достигнет более 17%. Резко возрастает число иждивенцев, и обостряются проблемы поиска средств на их содержание в ПРС, адаптации социальной инфраструктуры и системы вспомоществования, характера потребления, занятости и даже культурных традиций. Это явление скоро охватит большую часть РС, где число престарелых растет вдвое быстрее численности всех возрастных групп. При сохранении этих тенденций уже к концу XXI в. число стариков в мире превысит число детей моложе 15 лет (с. 15).

В третьей главе рассматриваются проблемы использования энергетических и сырьевых ресурсов в условиях современной экономики и влияния роста населения на их рациональное использование. Уровень и характер производства и потребления в ПРС являются основной причиной деградации мировой окружающей среды. Беспрецедентный рост потребления и энергии в послевоенные годы вызвал опасения чрезмерно быстрого их истощения, пока на смену традиционным не пришли новые источники энергии и сырья. В настоящее время центр тяжести проблемы переместился на адекватное снабжение энергией РС, воздействие на окружающую среду и здоровье людей. Последовали (доклад Брундтланд 1987 г.) призывы к переориентации политики в пользу более эффективной технологии и консервации ресурсов, хотя признается, что эти меры не смогут предотвратить деградацию окружающей среды на планете и отдельных ее регионах (с. 19).

Структурные изменения в глобальной энергосистеме происходят достаточно медленно, отражая длительность окупаемости производственных мощностей и всей инфраструктуры.

В четвертой и пятой главах анализируются негативные последствия роста мирового населения и потребления, в том числе для земельных и водных ресурсов. Признается, что по-прежнему земельные ресурсы остаются основой жизни для половины мирового

населения и обеспечивают большую часть мировых продовольственных ресурсов, а свежая вода является существенным элементом развития экономики, особенно сельского хозяйства.

В шестой главе рассматриваются реакция мирового сообщества на указанные тенденции развития и их воздействие на развитие самого общества, в частности, в отношении получения адекватного дохода, здоровья, образования, а также свободы выбора и развития личности.

В.Г.Былов

98.04.067. ДЕМОГРАФИЯ, ЭКОНОМИКА, ЭКОЛОГИЯ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ /Авт,: Герасимова И.А., Денисенко М.Б., Калмыкова Н.М., Цитовцев В.Э., Шакин В.В. - М., 1997. - 82 с. - (Препринт # \УР/97/032/ ЦЭМИ РАН ).

Сотрудники ЦЭМИ РАН, кафедры народонаселения экономического факультета МГУ и ВЦ РАН исследуют динамику и типологию социально-экономического развития регионов РФ, воспроизводство населения в субъектах РФ (СРФ), влияние этого процесса на возрастную структуру населения в период 1960-1990 гг.

Работа состоит из введения и четырех глав. Критериями сравнения социально-экономического положения регионов и оценки эффективности функционирования системы управления предложены показатели качества населения (здоровье, продолжительность жизни, уровень образования, источники средств существования, профессиональный статус, состав семьи и уровень ее доходов и потребления, обеспечивающих охрану жизни и здоровья индивида и семьи) и качество среды обитания (развитие социальной инфраструктуры, уровень социальной напряженности, состояние окружающей среды). Объекты исследования — население регионов и семья как его составляющая, элементы социальной инфраструктуры и непроизводственной сферы, интегральные показатели уровня экономического развития региона и состояния окружающей среды. Производственные инфраструктура и отношения определяются авторами термином “экономика” и рассматриваются через призму народонаселен ия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.