Научная статья на тему '98. 04. 024. Нейдел А. Об интенциональном сознании: схема, строение и поведение: новый подход к post hoc-прочтению гуссерлевской идеи Я. Nedel A. of intentional consciousness: pattern, Constitution, and behavior: a new approach to a post hoc reading of Husserl's ideas//philosophy today. - Chicago, 1995. - Vol. 39, n 3. - P. 295-310'

98. 04. 024. Нейдел А. Об интенциональном сознании: схема, строение и поведение: новый подход к post hoc-прочтению гуссерлевской идеи Я. Nedel A. of intentional consciousness: pattern, Constitution, and behavior: a new approach to a post hoc reading of Husserl's ideas//philosophy today. - Chicago, 1995. - Vol. 39, n 3. - P. 295-310 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
59
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЫТИЕ / ГУССЕРЛЬ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / КАНТ И / РЕФЛЕКСИЯ / СОЗНАНИЕ / ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 04. 024. Нейдел А. Об интенциональном сознании: схема, строение и поведение: новый подход к post hoc-прочтению гуссерлевской идеи Я. Nedel A. of intentional consciousness: pattern, Constitution, and behavior: a new approach to a post hoc reading of Husserl's ideas//philosophy today. - Chicago, 1995. - Vol. 39, n 3. - P. 295-310»

98.04.024. НЕЙДЕЛ А. ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ: СХЕМА, СТРОЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ: Новый подход к post

hoc-прочтению гуссерлевской идеи Я.

NEDEL A. Of intentional consciousness: Pattern, constitution, and behavior: A new approach to a post hoc reading of Husserl’s ideas//Philosophy today. -Chicago, 1995. - Vol. 39, N 3. - P. 295-310.

Статья является попыткой фальсификации основных пунктов гуссерлевской теории интенциональной тождественности сознания. Интенциональность может рассматриваться как развитие психологической концепции Брентано, который показал, что два ее компонента - интенция и сознание - неотделимы друг от друга в мышлении человека. Принимая это положение, Э.Гуссерль постарался вычеркнуть весь брентановский психологизм, что позволило ему: 1) включить онтологические проблемы; 2) подвести трансцендентальные основания под феноменологию, что должно было привести к интенциональному познанию мира и его феноменов.

В самом деле, предельные основания науки следует искать на пути распознания некоторых трансцендентальных условий. Их смысл связан с рефлексивной процедурой, которая возвращает назад - не только к тем посылкам, которые принимаются без доказательств во всяком эпистемическом акте, но и к предпосылкам этих посылок, учитывающим тот факт, что они сами были порождены некоторыми субъективными действиями. Дальнейший поиск предельных оснований знания остается в границах той области, которая определена ими. По этой причине они называются конститутивными условиями. Таким образом, феноменология способна не только исследовать все данное нам, но и, двигаясь в обратном направлении, прослеживать конститутивные условия его осмысления, лежащие в трансцендентальной субъективности.

Идея феноменологии как всеобщей “прародительницы” познания была выдвинута именно Гуссерлем. Феномен - это явление, но явление становится феноменом, когда оно значительно по являемому в нем содержанию, полностью и без остатка выявляет сущность, не только “существенно”, но и не обременено какими-либо границами, отделяющими его от сущности. Феномен постигается особого рода интуицией, которая является не просто постигающей, но и созидающей. Согласно общей философской традиции, которой придерживался и Гуссерль, проблема бытия в сознании интерпретируется как его конституирование и факт присутствия. Таким образом, все, что

обнаруживает себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в которых оно себя обнаруживает. Гуссерль обусловливает это положение

феноменологической редукцией - операцией, которая в самом общем виде может быть охарактеризована как “приостановка” привычных суждений и верований, поскольку они чрезвычайно далеки от того, что выражают феномены. Иначе говоря, анализ проходит через сознательное движение вспять - феноредукцию - к протофеноменологическому состоянию мышления и к генетическим онтослоям сознания, что может быть названо генезисом. Другими словами, проект универсальной науки мышления, или программа чистой феноменологии, которую поддерживает Гуссерль, основана на ноэтическо-ноэматической структуре мышления трансцендентального субъекта. Его мышление вторгается в мир посредством созидающих актов сознания.

Гуссерль в своей феноменологии анализирует сознание как поток интенциональных актов, актов направленности сознания на какой-либо предмет, которые называются ноэзисами. Предметное же содержание интенционального акта именуется ноэмой. Вещь для Гуссерля в процессе феноменологического анализа становится чистой вещностью - ноэматической целостностью, включающей восприятие субъекта и общие представления его жизненного опыта. Поэтому сознание имеет интенциональное измерение, ключ к которому покоится в онтологии вещи самой по себе, т.е. в бытии, а не в априорной психологической ориентации. Сознание в состоянии смоделировать феномен объекта в смысле переноса этого объекта из его реального состояния в идеальное представление. Существование ноэматической целостности и физической реальности образует основу того, что действительно воспринимается и таким образом представляет позитивную возможность появления субъективных феноменов определенного типа в интенциональном дискурсе сознания.

Согласно этой теории, сознательная направленность сознания на вещи формирует неисчерпаемую интенциональную инфраструктуру, выбирающую внутри собственного потока идеальный инвариант вещи. Эта инфраструктура прокладывает дорогу к бытию подлинных феноменов сознания; однако вещи никогда не познаются в их целостности, наше восприятие их неадекватно. Поскольку реальный мир затемняет трансцендентальное понимание феномена, это мешает ясно осознать ядерную структуру связей между бытием и сознанием. Гуссерль помещает этот мир "в скобки” и получает в результате чистую

“молекулярную” конструкцию бытия - онтосубстанцию вещи. Он развивает трансцендентальное эпохе, которое изолирует его от действия произвольных суждений, освобождает от позиции, предсказательной по отношению к бытию и существованию какой-либо реальности. Именно трансцендентальное, а не психологическое сознание открывается для нас в факте феноменологической редукции, что ведет к исследованию диалектического тождества мышления и бытия. Интенциональность, по Гуссерлю, - это прототип любой возможной трансценденции в

ментальном акте.

Каждый акт сознания - это осознание чего-то, как и каждый акт восприятия - это восприятие объекта. Таким образом, одно из основных правил интенциональности гласит, что интенция замышляет что-то только через осознание ноэматической платформы сознания. Интенция выражается в огромном интеллектуальном стремлении субъекта проникнуть в вещи, как они существуют на уровне чистоты первичной материи за структурами и материалами оболочки. Следовательно, феноменологическое исследование сфокусировано на доматериальном состоянии вещи, как она существуют без изображения, на бытии в его идеальной самотождественности. Так возникает новая научная программа, практическая цель которой состоит в разработке механизмов для описания ментального поведения сознания в то время, когда оно направлено на что-то и анализирует область своих собственных феноменов.

Интенциональность - не только всегда тождественный акт, представляющий собой функцию установления связи с объектом, но и акт, в котором специфические эмоциональные и произвольные коэффициенты, связанные с уровнем чисто субъективного феномена, соединяются со всегда тождественной интенцией, характеризующей сознание в содержательном смысле. Это то, что обосновывает предназначение всего течения ментальных процессов как течение сознания и его единство.

Посредством созидающей по природе рефлексии, генерирующей новые феномены, трансцендентальный субъект конституирует бесконечный круг возможных направлений и многообразие интенциональностей, которые перекрывают друг друга. А трансцендентальное рефлексивное конституирование, происходящее вне внутреннего конституирования трансцендентального субъекта, чьё поведение изначально интенционально, являет собой онтоструктуру созидающей, порождающей интенциональности сознания, само бытие,

какое присуще смыслу и стратегии теории. Вообще интенциональность охватывает не только ядерную структуру сознания, но также и методологию и конституирование бытия. Следовательно, она помещает сознание в онтологическую область. Из-за этого для Гуссерля бытие и сознание становятся перекрывающимися платформами человеческого существования.

Гуссерлевская теория феноменологического анализа сознания разбивается на следующие диалектические пункты: 1)

дофеноменальное решение - генетический случай, который раскрывает поле тех потенциальных референций сознания, которые еще не стали бытием; 2) феноменологическое решение, когда феномены становятся предметом ментальных процессов, генетические сегменты мышления открывают себя изнутри как существенно онтологические структуры интенциональности, где как раз и возникает способность сознания быть направленным на что-то. Феномены становятся субъектами интенциональной отрицательности сознания в смысле отрицания реального содержания вещей ради конституирования чисто логического восприятия феномена.

Следует также отметить, что мир для Гуссерля подразумевается как проекция языка. Язык - это интенциональная среда между понятиями и восприятиями, или, лучше сказать, интенциональность - это вид lingua mentalis, который неизбежно ссылается на познавательные структуры сознания. Таким образом, если заданному понятию найдены “подходящее” созерцание, соответствующая ноэма созерцания, то следует зафиксировать посредством анализа всей ноэмы то, что должно быть точным и прочным, т.е. создать “выражение” для увиденной сущности, подчеркнуть присущую ему словесную тенденцию.

Важным элементом интенциональной структуры сознания является рефлексия. Гуссерлевский вид феноменологической теории создает в качестве субъекта исследования определенный образ интенционального человека, чье аналитическое размышление - это размышление о его собственных ментальных процессах, проявляющихся как объекты. В конечном счете каждый из нас живет ментально или, что более важно, интенционально. Таким образом, если наши ментальные процессы становятся объектами рефлексивных актов, то после этого рефлексивные акты сами конституируются как психические познавательные структуры, которые тоже становятся объектами рефлексивного анализа на следующем уровне. Мир проявляет себя через бесконечное число познавательных структур, коренящихся в сознании.

Сама рефлексия - это только гипотеза, но интенциональность - это уже практика, которая воплощена в ментальных процессах. Если придерживаться более широкого значения интенциональности, нужно будет сказать, что это значительное поле рефлексивной ре-дукции, т. е. про-дукции феноменов к их состояниям в разуме. Рефлексия создает познавательное излияние души, при котором не только феномены, но также сами интенциональности служат областями практического применения в аналитико-синтетическом аппарате феноменологии.

Гуссерлевская концепция сознания не может разорвать замкнутый круг бесконечной рефлексивности и саморефлексивной интенциональности. Таким образом, вещи оказываются функциями. Интенциональность не выходит за пределы индивидуальной души, чтобы изменить Я. Один из вероятных способов выпрыгнуть из этой ловушки -поставить во главу теории не трансцендентальное сознание Я, а внутрипсихическое взаимодействие интенциональности и заключить в скобки не реальный мир, как это делает Гуссерль, а саму рефлексию.

Гуссерль, демонстрируя гипотезу феноменологической редукции, упоминает, что феноменологическое познание обусловлено сознанием, т. е. конститутивно; в то же время оно должно быть определено как ноэтически-ноэматическая корреляция. Это значит, что каждый сознательный акт будет обязательно связан с его ноэмой, т. е. с его референтным понятием, но не с тем же ментальным актом, как раньше. Концепция сознания как ноэтически-ноэматического процесса выявляет неразрывную связь между сознанием и смыслом. Фокус сознания переносится из чисто интенциональной идентификации на ноэматическое овладение физической реальностью, что существенно для феноменологического познания, поскольку сознание преподносит себя в двух измерениях: ноэтическом измерении инфраструктуры

интенциональности и ноэматическом овладении, т.е. в концентрации фокусировки сознания на вещах самих по себе. Таким образом, Гуссерль покончил с традиционной концепцией сознания как одномерной темпоральной и психической структурой, которая принята в британской эмпирической традиции.

Гуссерль провозглашает также, что благодаря

феноменологической редукции сознание теряет свое собственное место как в космическом, так и в феноменологическом времени. Каждый ментальный процесс является темпоральным, поскольку он существует в сознании чистого Я. Но поток ментальных процессов в отличие от единичного акта не может начаться и кончиться. Такая

продолжительность формирует онтологические, но не физические механизмы для размещения сознания во времени. Таким образом, время является онтоструктурой, а не темпоральной (хроникальной) структурой. Гуссерль утверждает фактически следующее: «Время есть бытие».

Гуссерль различает несколько отдельных феноменологических случаев времени: настоящее преобладает над прошлым и будущим (прошлое и будущее суть только лингвистические модификации вневременности, которая существует в интенциональных актах); время безинтенциональ-ного стремительного потока сознания как базис самой интенциональности (соответствует генетической ступени сознания и субъективности); время осуществляющегося интенционального акта, которое принимает кристаллизирован-ную структуру сознания и конституирует интенциональную направленность на вещи в сейчас; фазу бесконечной темпорализации. Эта фаза соответствует феноменологическому случаю и указывает на появление рефлективности в структуре сознания, свидетельствующей о наличии связи одного ментального процесса с другим.

Вторая ступень темпорализации сознания, согласно Гуссерлю, делится на два пересекающихся блока: ретенцию, т.е. непосредственную модификацию и схватывание сиюминутности сейчас, и протенцию -трансцендентальную память субъективности, фундаментальную структуру, обосновывающую феноменологические условия космического времени. Но они не являются наиглубочайшими слоями сознания. Абсолютная основа эпистемы для Гуссерля - протосознание, определенный архетип сознания, который и конституирует интенциональную сущность сознания в его бесконечных ментальных актах. В этой связи протовремя - это чистая возможность существования времени или бытия времени как ядерной структуры трансцендентального сознания.

Итак, субстантивация времени на основе онтологических структур и субстантивация бытия на основе темпоральных структур указывают на основную идею гуссерлевской феноменологии, а именно на то, что время - это онтологическая платформа бытия и сознания. Онтологическая инфраструктура времени делает возможным интроспекцию в сознание личности, благодаря которой человек способен определить сущность скрытых основ мира.

И.С.Андреева, Л.В.Перова, В.А.Яковлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.