Научная статья на тему '98. 03. 042. Шохин А. Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования / Высш. Шк. Экономики (гос. Ун-т). М. : Изд-во "Высш. Шк. Экономики", 1997. 47 с. : диагр'

98. 03. 042. Шохин А. Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования / Высш. Шк. Экономики (гос. Ун-т). М. : Изд-во "Высш. Шк. Экономики", 1997. 47 с. : диагр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА- РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 042. Шохин А. Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования / Высш. Шк. Экономики (гос. Ун-т). М. : Изд-во "Высш. Шк. Экономики", 1997. 47 с. : диагр»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.03.001-98.03.052

МОСКВА 1998

нарушению требования Конституции РФ о защите со стороны государства материнства, детства и семьи.

Здесь же рассмотрены льготные основания, определяющие право на пенсию по старости; размеры трудовых пенсий по старости. В работе дается общая характеристика пенсий за выслугу лет; дается понятие трудовой пенсии по инвалидности и исследуются основания ее назначения; рассматриваются трудовые пенсии по случаю потери кормильца; анализируется законодательство, регулирующее исчисление и выплату трудовых пенсий; рассматриваются условия назначения и выплаты пособий по безработице; государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности; обязательное медицинское страхование; отдельные виды социальной помощи; социальное обслуживание.

Завершает работу исследование международно-правового регулирования социального обеспечения. Дается краткая характеристика документов ООН, касающихся права на социальное обеспечение, конвенций и рекомендаций, принятых Международной организации и регулирующих право на социальное обеспечение. Анализируются проблема равноправия и сохранение приобретенных прав в области социального обеспечения.

Е.В.Каинова

98.03.042. ШОХИН А.Н. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

РЕФОРМИРОВАНИЯ / Высш. шк. экономики (гос. ун-т). - М.: Изд-во "Высш. шк. экономики", 1997. - 47 е.: диагр.

Работа А.Н.Шохина, известного государственного деятеля России посвящена характеристике современной пенсионной системы России и содержит рекомендации по ее реформированию. Значительная часть работы содержит анализ утвержденной правительством в августе 1995 г. "Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации".

Социальная сфера относится к числу наиболее острых проблем в процессе реформирования России. Решение этой проблемы напрямую связано с поисками дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста. Одним из средств может стать использование в целях экономического роста

средств населения. Исходя из этого Среднесрочная правительственная программа экономического развития России на 1997-2000 г. предусматривает привлечение финансовых ресурсов населения, реструктирование и уменьшение социальных расходов, без снижения уровня избирательной социальной защищенности наиболее уязвимых слоев и групп населения. При этом важная роль отводится реформированной пенсионной системе.

Характеризуя ныне действующую пенсионную систему как "правопреемницу" советской системы пенсионного обеспечения, автор рассматривает причины ее кризиса. Несмотря на создание Пенсионного фонда РФ как внебюджетного социального фонда с особым статусом, пенсионное обеспечение продолжает оставаться государственным, основанным на перераспределительном принципе.

В трудных условиях переходного периода происходит падение реальных доходов многих социальных групп. До сих пор на пенсионное обеспечение были возложены не свойственные ему функции, такие как поддержание доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий работающим пенсионерам, выплата пенсий лицам досрочно оставившим работу в связи с безработицей и др.

Нынешний кризис Пенсионного фонда вызван его неспособностью своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства по выплате пенсий.

Одна из проблем пенсионного обеспечения связана с демографическим фактором, старением населения России. Соотношение между численностью работающих и пенсионеров характеризуется пропорцией 2:1; и если не будут пересмотрены ныне действующие правила выхода на пенсию (пенсионный возраст, льготы по его снижению для отдельных групп выходящих на пенсию), ситуация еще больше обострится. Положение усугубляется рядом обстоятельств и, в первую очередь, стремлением уклониться от уплаты несообразно высоких налогов как со стороны работодателей, так и со стороны работника, что приводит к увеличению удельного веса различного рода выплат социального характера за счет средств, направляемых непосредственно на оплату труда, ростом задолженности по заработной плате, который автоматически приводит к снижению базы отчислений в пенсионный фонд, индексированием пенсий, которое приводит к опережающему росту

потребностей в средствах на их выплату по сравнению с ростом издержек производства - расходов на оплату труда. Отрицательным моментом является рост удельного веса "теневого" сектора экономики. Все эти факторы является причиной дестабилизации финансирования пенсионной системы и связаны с современным кризисным состоянием Пенсионного фонда, вследствие чего нарастает задолженность по выплате пенсий.

Далее в работе обстоятельно исследовано финансовое состояние Пенсионного фонда в 1992-1996 гг. В силу ряда экономических причин, ростра инфляции в период 1994-1995 гг. произошло резкое обесценение реальной покупательной способности пенсий. В 1995 г. средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера. Потребовалось срочное повышение пенсий, была проведена первая индексация, но она совпала по времени с повышением пенсий некоторым категориям пенсионеров в результате чего Пенсионный фонд не смог выполнить свои обязательствам, май-июнь 1995 г. стали началом кризиса задолженности Фонда.

В работе рассмотрены бюджет Пенсионного фонда и его исполнение в 1993-1997 гг. В 1996 г. усугубилась проблема своевременного финансирования пенсий и погашения образовавшейся переходящей задолженности. Главная причина состояла в резком снижении поступлений страховых взносов. Кроме того,, возросла задолженность федерального бюджета по возмещению расходов на выплату пенсий, финансируемых из федерального бюджета. По оценке автора, кризис Пенсионного фонда, проявившийся в 1995 г., интенсивно нараставший в 1996 г. и продолжающийся в настоящее время, принял хронический характер. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, необходимо, по мнению А.Н.Шохина, чтобы оптимальная пенсионная модель строилась на страховых принципах, т.е. размер индивидуальной пенсии должен определяться величиной индивидуальных же взносов в пенсионный фонд или фонды. Первоочередной задачей является решение проблемы финансовой стабилизации пенсионной системы, а для этого необходимо:

— использовать в качестве финансовой базы формирования отчислений в Пенсионный фонд фонд потребления;

- перейти к формированию доходной базы (ее части) Пенсионного фонда за счет тех видов налогов, собирать которые относительно легче,

- погасить задолженность федерального бюджета Пенсионному фонду;

- начать осуществление выплат льготных пенсий за работу в неблагоприятных условиях труда за счет средств предприятий, развивая "профессиональные формы пенсионного обеспечения";

- стимулировать более поздний выход на пенсию, ограничить возможности одновременного получения пенсии и заработной платы в полных объемах.

Одновременно следует начать подготовку к формированию страховой составляющей пенсионной системы.

В работе подчеркивается, что по имеющимся прогнозам на ближайшие два года демографические и экономические факторы не благоприятствуют радикальным изменениям пенсионной системы.

Автор выступает за поэтапное реформирование пенсионной системы и обосновывает свою позицию.

Осуществление принятой в 1995 . г. правительственной Концепции реформы пенсионного обеспечения в РФ должна, по мнению автора, основываться на следующих принципах:

- каждый имеет право на пенсионное обеспечение в установленном законом порядке;

- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

- каждый застрахованный по государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

- финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов РФ и отраслей экономики;

- средства государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение лиц, застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвовавших в пенсионном страховании, покрываются за счет средств федерального бюджета.

Далее рассмотрены три уровня пенсионной системы -базовая пенсия, трудовая (страховая) пенсия, негосударственные пенсии. Особенно подчеркивается актуальность становления и развития профессиональных программ, хотя и признается, что на данном этапе экономического развития страны создание этих программ должно осуществляться постепенно. Здесь дается подробная характеристика сущности, роли и значения названных программ в реформировании системы пенсионного обеспечения.

Эффективность реформы пенсионного обеспечения в значительной степени зависит от изменений условий назначения трудовых (страховых) пенсий, их выплаты и размеров. В соответствии с Концепцией ставится вопрос о пенсионном возрасте. Признается, что социально-политическая обстановка в стране не позволяет произвести единовременное повышение пенсионного возраста. Реформа пенсионного обеспечения предусматривает исчисление трудовых пенсий исключительно исходя из продолжительности уплаты страховых взносов. Предусмотренный Концепцией целый ряд мер по совершенствованию пенсионного обеспечения позволит, считают ее авторы, обеспечить стабильность пенсионной системы и создать необходимые предпосылки для решения существующих проблем. Концепция предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, гарантируемых действующей пенсионной системой.

Далее автор останавливается на эволюции пенсионной концепции в правительственных программах и парламентских законопроектах. Рассматривает проект закона "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" и проект закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подготовленные Министерством труда и социального развития в конце 1996 г. Кроме того, в конце 1996 и начале 1997 г. были приняты два документа, отражающие официальную позицию относительно будущей пенсионной системы, - Программа социальных реформ в Российской Федерации на 1996-2000 гг. и Концепция среднесрочной программы на 1997-2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост". В работе содержится характеристика этих документов. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионеров предусматривается, в частности, обеспечение соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного

26-5207

минимума пенсионеров; осуществление периодической индексации пенсий с учетом потребительских цен.

Е..В.Клинова

98.03.043. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Sustaining social security / UN. Der. for econ. a. social inform, a. policy analysis. - N.Y.: UN, 1997. - XII, 200 p.

Управление социально-экономической информации и политического анализа секретариата ООН опубликовало (в форме монографии) материалы семинара по проблемам социального обеспечения, прошедшего под эгидой ООН в 1995 г. (г. Лиссабон).

Основное внимание в работе уделено реформированию системы социального обеспечения в развитых, а также в новоиндустриальных странах и странах с переходной экономикой.

Наиболее острыми для современного "государства всеобщего благоденствия" являются вопросы стоимости, достаточности и справедливости социального обеспечения (с. 96), отмечается в главе, подготовленной сотрудниками Корейского института социальной информации и исследований. Социально-экономическое развитие, рост ВВП на душу населения сопровождаются процессом передачи все большей части бремени обеспечения нуждающихся членов общества от семьи органам социальной защиты населения. По оценке МОТ, системы социального обеспечения существуют ныне более чем в 146 странах против 50 в 1950 г. (с. 25). Однако, большинстве случаев они охватывают меньшую часть населения и предоставляют ограниченное число видов социальной помощи. В развивающихся странах лишь наемные рабочие и служащие охвачены социальным страхованием. При этом наемные работники в странах Африки составляют менее 1% экономически активного населения, в странах Латинской Америки этот показатель существенно выше, а в Азии развивающиеся страны находятся на самых разных ступенях развития социального обеспечения.

Лишь наиболее продвинутые "государства всеобщего благоденствия" охватили социальным страхованием практически все экономически активное население и ушли дальше в защите своих граждан от основных рисков, чем требует принятая в 1952 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.