Научная статья на тему '98. 03. 041. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М. : Международный центр финансово- экономического развития, 1997. 208с'

98. 03. 041. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М. : Международный центр финансово- экономического развития, 1997. 208с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1508
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 041. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. М. : Международный центр финансово- экономического развития, 1997. 208с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.03.001-98.03.052

МОСКВА 1998

98.03.041. МАЧУЛЬСКАЯ Е.Е. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. - М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1997. — 208с.

В работе содержится обстоятельный анализ принципов права социального обеспечения, действующего в России в разные исторические периоды общественного развития, положения законодательства в сфере социального обеспечения. Подчеркиваются роль и значение реформы социального обеспечения, которая проводится в России с целью приведения его в соответствие с глубокими изменениями в социально-экономической сфере. В ней также рассмотрены новые концепции и принципы социального обеспечения, новые области отношений и их правовая регламентация. Автор исследует новейшее внутригосударственное законодательство в сфере социального обеспечения, останавливается на анализе международно-правового регулирования социального обеспечения.

В работе представлены взгляды российских юристов, занимающихся изучением различных аспектов социального обеспечения у нас в стране и за рубежом. Подчеркивается, что процесс разработки концепции социальной защиты с учетом изменений в политической и социально-экономической жизни страны выявил среди специалистов различные точки зрения по вопросу социального обеспечения и социального страхования. Осветив коротко взгляды ученых в различные годы, автор считает, что наиболее универсальное определение понятия "социальное обеспечение", отражающие сущность социального обеспечения, дано Р.И.Ивановой. Согласно ее оценке, социальное обеспечение является формой распределения материальных благ в обмен на затраченный труд с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей определенных групп населения, всех членов общества в целях, охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе в случаях и на условиях, установленных в социальных, в том числе правовых, нормах. В основе данного определения, отмечается в работе, такие признаки как объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения; особые фонды, источники финансирования

социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил назначения социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах. В работе рассмотрены функции социального обеспечения: экономическая (компенсационно-распределительная), политическая, демографическая, реабилитационная и т.д.

В ней анализируются организационно-правовые формы социального обеспечения; предмет права социального обеспечения; метод права социального обеспечения; система права социального обеспечения. Исследуются принципы социального обеспечения; всеобщность социального обеспечения; вопросы финансирования социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и государственного бюджета; дифференциация условий и уровня социального обеспечения; универсальность и комплексность при предоставлении социального обеспечения.

В работе содержится характеристика и дается классификация источников права социального обеспечения. Юридической базой для всего законодательства страны и в том числе в области социального обеспечения является Конституция РФ (ст.ст. 7, 38, 39, 41, 46), содержащая положения об основных правах граждан в сфере социального обеспечения.

Основы законодательства РФ об охране здоровья являются кодифицированным законом в сфере социального обеспечения. Кроме того, действует целый ряд текущих законов, касающихся отдельных институтов права социального обеспечения, а также подзаконных актов в форме указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, правил, инструкций, приказов и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти подзаконные акты обязательно должны соответствовать законам. В случае противоречия между подзаконным актом и законом действует закон. Касаясь вопроса правоотношений по социальному обеспечению, автор дает общую характеристику и рассматривает виды правоотношений по социальному обеспечению, субъекты и объекты правоотношений по социальному обеспечению.

Значительное место в работе отведено истории развития законодательства о социальном обеспечении. Первые законы были приняты в Германии в конце XIX в., а затем и в некоторых других

Странах Европы. В России первые законы о социальном обеспечении были приняты в начале XX в. В 1901 г. были утверждены Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность; в 1912 г. были приняты законы "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об обеспечении рабочих на случай болезни", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих", "Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих". Автор подробно останавливается на характеристике этих законов.

Система . социального обеспечения в нашей стране практически стала развиваться после октября 1917 г. В период 1917-1922 гг. было принято около 100 декретов и распоряжений в сфере их социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Россия была одной из первых стран мира (после Великобритании), где в 1917 г. было принято законодательство о страховании на случай безработицы. В числе принятых в эти годы актов Декрет "О страховании на случай болезни" (1917 г.), Декрет "О бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений предприятий" (1917), Декрет "О пенсионном обеспечении по инвалидности солдат рабоче-крестьянской Красной Армии и членов их семей по случаю потери кормильца" (1918). Были приняты меры по организации содержания и воспитания беспризорных и безнадзорных детей. Была организована система бесплатного отдыха для рабочих и служащих за счет государственного бюджета и средств социального страхования. В 30-х годах были утверждены Правила обеспечения по старости, введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников просвещения, медицинских и научных работников, работников гражданского воздушного флота. Конституция 1936 г. установила право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Охватив широкий круг населения социальным обеспечением, довоенная система, отмечается в работе, не обеспечивала полного возмещения заработка, размеры выплат оставались низкими. Основные виды социальных услуг предоставлялись за счет средств государственного бюджета.

Далее в работе рассмотрено социальное обеспечение после Великой Отечественной войны. В период восстановления народного хозяйства была проведена реформа социального обеспечения,

25-5207

утвердившая новые условия предоставления пенсий и пособий. В 50-60-х годах был принят ряд законов, направленных на совершенствование законодательства в области социального обеспечениями в их числе закон СССР "О государственных пенсиях" (1956), Положение о порядке назначения выплат и пособий по государственному социальному страхованию (1955); Закон СССР "О пенсиях и пособиях членов колхоза" (1964) и др. К концу 60-х годов сложились следующие организационно-правовые формы социального обеспечения: государственное социальное страхование рабочих, служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц; социальное страхование колхозников, социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета, обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций. В 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза СР и союзных республик о здравоохранении; в 1970 г. - Основы законодательства Союза СР и союзных республик о труде; кодексы законов о труде союзных республик, содержавшие положения о социальном страховании. Согласно Конституции 1977 г. в стране были созданы государственные системы здравоохранения и социального обеспечения.

К началу 90-х годов, отмечает автор, в пенсионном обеспечении стали преобладать уравнительные тенденции, происходило снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, реальные размеры пенсии также сокращались из-за отсутствия механизма индексации. В 1990 г. с учетом этих тенденций была проведена пенсионная реформа, был принят Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ". В соответствии с этим законом была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественнополезной деятельности; была предпринята попытка разрушить остаточный принцип финансирования затрат на пенсионное обеспечение с помощью финансирования учреждения Пенсионного фонда РФ для выплаты пенсий за счет страховых взносов работодателей, наемных работников и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Цель закона состояла в повышении уровня пенсий. Он был направлен на преодоление уравнительного подхода в пенсионном обеспечении, был установлен новый вид пенсий — социальная пенсия.

Однако на практике экономическая ситуация в стране не позволяет реализовать полностью принятое решение. Новые положения стали лишь постепенно претворяться в жизнь.

Положения Конституции 1993 г. направлены на серьезные изменения системы социального обеспечения. Одной из основных целей является создание пенсионной системы, отвечающей настоящим условиям социально— экономического развития. В стране насчитывается свыше 37 млн. пенсионеров, пенсии по старости получают 29,1 млн. человек, по инвалидности - 3,8 млн., по случаю потери кормильца - 2,2 млн.; за выслугу лет - 135 тыс. Действующую пенсионную систему отличает низкий уровень пенсий и уравнительность в пенсионном обеспечении.

Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 790 содержит концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ. Предполагается, что новая система будет иметь три уровня: первый уровень образует базовая пенсия, которая со временем заменит социальную пенсию; второй — основной уровень - трудовая (страховая) пенсия, условия предоставления и размеры которой будут прямо зависеть от продолжительности участия в страховании каждого конкретного лица; третий уровень составят негосударственные пенсии в качестве дополнения к государственным. В соответствии с этой Концепцией предусматривается подготовка проектов законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ по основным разделам пенсионной реформы.

В настоящее время во исполнение принятой программы разрабатывают законы. В 1997 г. предполагалось разработать и принять концепцию социальной защиты пожилых, принять федеральную программу по улучшению положения женщин и совершенствованию социальной защиты детей и др.

Далее в работе рассмотрено понятие трудового (страхового) стажа; общий трудовой стаж; специальный трудовой стаж и выслуга лет; непрерывный трудовой стаж; исчисление общего и специального трудового стажа; доказательства трудового стажа.

Значительное место в работе уделено характеристике трудовой пенсии по старости. Отличительными признаками трудовой пенсии по старости являются ее пожизненное назначение и обусловливание права на ее получение трудовым стажем. В последние годы стала остро ощущаться необходимость реформирования пенсионной

системы. Это прежде всего вызвано тем, что старение населения изменяет соотношение между пенсионерами и работающими. Темпы роста численности лиц пенсионного возраста опережают темпы роста численности всех остальных групп населения. Подрывается экономическая стабильность пенсионного обеспечения. Принятая в 1995 г. концепция пенсионной реформы направлена на то, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из путей достижения этой цели могло бы стать увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы. Такой путь предусмотрен действующим законодательством, но его осуществлению препятствует низкий размер пенсии, высокие темпы инфляции, которые не позволяют работающим пенсионерам отказаться от пенсии. Другой мерой могло бы быть сохранение права на получение пенсии, если совокупный доход работающего пенсионера не превышает установленной суммы.

Рассматривается также вопрос об увеличении пенсионного возраста (в большинстве развитых стран он на 5-7 лет выше, чем в России). Однако существует опасение, что многие граждане в России не смогут воспользоваться своим правом на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. На данном этапе предусмотрено введение гибкого пенсионного возраста. Такой подход к решению проблемы позволил бы уходить на пенсию до достижения нормального пенсионного возраста, но с сокращением размера пенсии пропорционально числу недоработанных лет. Вопрос об увеличении пенсионного возраста отложен в силу объективных экономических причин до второго десятилетия XXI в.

Анализируемая концепция реформы 1995 г. содержит положение об увязывании требований к трудовому стажу, дающему право на получение пенсии по старости с уплатой страховых взносов. Периоды, не связанные с уплатой страховых взносов, не будут включаться в трудовой стаж. Это означает, что из трудового стажа будут исключены учеба, служба в армии по призыву, отпуска по уходу за ребенком и др. По мнению Е.Е.Мачульской, такое решение является нарушением конституционного принципа РФ, не допускающего издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В частности, исключение из стажа отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет приведет к

нарушению требования Конституции РФ о защите со стороны государства материнства, детства и семьи.

Здесь же рассмотрены льготные основания, определяющие право на пенсию по старости; размеры трудовых пенсий по старости. В работе дается общая характеристика пенсий за выслугу лет; дается понятие трудовой пенсии по инвалидности и исследуются основания ее назначения; рассматриваются трудовые пенсии по случаю потери кормильца; анализируется законодательство, регулирующее исчисление и выплату трудовых пенсий; рассматриваются условия назначения и выплаты пособий по безработице; государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности; обязательное медицинское страхование; отдельные виды социальной помощи; социальное обслуживание.

Завершает работу исследование международно-правового регулирования социального обеспечения. Дается краткая характеристика документов ООН, касающихся права на социальное обеспечение, конвенций и рекомендаций, принятых Международной организации и регулирующих право на социальное обеспечение. Анализируются проблема равноправия и сохранение приобретенных прав в области социального обеспечения.

Е.В.Каинова

98.03.042. ШОХИН А.Н. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

РЕФОРМИРОВАНИЯ / Высш. шк. экономики (гос. ун-т). - М.: Изд-во "Высш. шк. экономики", 1997. - 47 е.: диагр.

Работа А.Н.Шохина, известного государственного деятеля России посвящена характеристике современной пенсионной системы России и содержит рекомендации по ее реформированию. Значительная часть работы содержит анализ утвержденной правительством в августе 1995 г. "Концепции реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации".

Социальная сфера относится к числу наиболее острых проблем в процессе реформирования России. Решение этой проблемы напрямую связано с поисками дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста. Одним из средств может стать использование в целях экономического роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.