Научная статья на тему '98. 03. 009. Между национальными историями и историей глобальной. Between National histories and global history / tonnesson S. et al.. (eds. ). - Helsmgfors: FHS, 1997. - 198 p'

98. 03. 009. Между национальными историями и историей глобальной. Between National histories and global history / tonnesson S. et al.. (eds. ). - Helsmgfors: FHS, 1997. - 198 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
151
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА / КОЛОНИАЛИЗМ / ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ОСЛО / 200 / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Большакова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 009. Между национальными историями и историей глобальной. Between National histories and global history / tonnesson S. et al.. (eds. ). - Helsmgfors: FHS, 1997. - 198 p»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

ретические интерпретации европейских политических преобразований должны принимать во внимание различия подобного рода

Т.М. Фадеева

98 03 009 МЕЖДУ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИСТОРИЯМИ И ИСТОРИЕЙ ГЛОБАЛЬНОЙ

BETWEEN NATIONAL HISTORIES AND GLOBAL HISTORY / T^nnesson S et al (eds ) - Helsmgfors FHS, 1997 - 198 p

Проходивший в Тампере 9-10 августа 1997 г Конгресс скандинавских историков уделил большое внимание обсуждению вопросов глобальной, или всемирной, истории По убеждению устроителей, это должно помочь скандинавам подключиться к разгорающейся в мировом научном сообществе на пороге нового тысячелетия дискуссии по глобальным вопросам Это также является своего рода подготовкой к Международному конгрессу исторических наук, который пройдет в Осло в 2000 г В связи с этим материалы секции опубликованы на английском языке Они включают в себя 10 статей, которые, как пишет во введении главный редактор сборника Стейн Теннессон, можно отнести к трем категориям концептуальные подходы к глобальной истории, крупные проблемы и масштабные сравнения, исследования по принципу "большое в малом", когда изучение, казалось бы, локальных вопросов национальной истории выводит на широкие обобщения, касающиеся истории всемирной (с 9)

Стейн Теннессон присоединяется к определению всемирной истории, данному более ста лет назад Леопольдом фон Ранке, согласно которому она включает в себя "историю событий во всех странах во все времена, в той степени, в какой они влияют друг на друга и в совокупности формируют живое целое" Однако это определение долгое время было лишь недостижимым идеалом, и о мировой истории как универсальной истории всего земного шара фактически можно говорить Начиная лишь с XIX в , с возникновения глобального единства мира и человечества (с 7)

ю*

В круг исследований современных историков, пишет он, входят не только Средиземноморье, как во времена Античности и Средневековья, или Европа, как в Новое время, но все континенты и народы, включая те, которые, в представлении европейцев, не имели эволюционной истории Тем не менее изучение истории мира как единого целого пока что не завоевало должного места под солнцем За исключением небольшого числа ученых, отважившихся пересечь государственные границы (среди них скандинавы Бра Бекер и Оке Хольмберг), основная масса историков все же предпочитает узкую специализацию, занимаясь вопросами национальной истории либо изучая межгосударственные отношения в рамках так называемой "дипломатической" истории (истории международных отношений) Стремление применить в исследованиях более широкий вненациональный подход проявлялось в последние десятилетия, особенно в скандинавских странах, главным образом в обращении к истории стран третьего мира1' Однако в настоящее время, когда идет быстрый процесс глобализации торговли, коммуникаций, средств массовой информации, политики и культуры, все острее начинает ощущаться необходимость в концептуальном осмыслении мировой истории в целом Обсуждение вопросов всемирной истории в Тампере и издание сборника, полагает автор вводной статьи, привлекут внимание научной общественности Скандинавии к этой быстро развивающейся отрасли исторической науки

Несколько слов о терминологии Термины "всемирная история", "мировая история" и "глобальная история", пишет С Теннессон, сознательно употреблялись на конгрессе как взаимозаменяемые, поскольку устроители не считают возможным поддержать возникновение новой традиции "глобальной истории" в

" См материалы конгрессов The history of the Third World in Nordic research Ed by M Momer and T Svensson - Goteborg, 1986, The transition of rural society in the Thud VV oi Id Ed by M Momer and T Svensson - L , 1991

противовес уже существующей всемирной истории1* Они полагают, что вряд ли стоит поощрять создание науки, в которой интерес к современности, к текущему моменту должен стать для ученого отправной точкой в историческом исследовании "Мы стремимся содействовать развитию такой глобальной истории, которая строится на традициях истории всемирной и в то же время развивает их в соответствии с современными достижениями науки", - пишет автор (с 7-8)

В открывающей сборник статье Енса Рабека Расмуссена (Копенгагенский ун-т) рассматривается место всемирной истории в преподавании и научных исследованиях в США, где в 1982 г была основана Ассоциация всемирной истории, а в 1990 г начал выходить "The Journal of World History" Этот факт, пишет автор, можно расценивать как обретение этой областью исторической науки в 80-90-е годы определенной академической респектабельности

Если до начала второй мировой войны в американских университетах читались общие курсы истории "западной цивилизации", стержневой идеей в которых была "история свободы", то после 1945 г , с обретением Соединенными Штатами новой политической роли, потребовалось расширить круг изучаемых стран с тем, чтобы дать студентам возможность увидеть собственную цивилизацию в контексте общемирового развития, в сравнении с другими культурами Как отмечает автор, существовало несомненное давление сверху, побуждавшее ученых заниматься проблемами всемирной истории (с 27)

11 Попытки основать новую область исторического знания нашли отражение в сб Conceptualizing global history Ed by Bruce Mazlish and Ralph Buutjens -Westview, 1993 Во введении Брюс Мазлиш выявляет основные различия между прежней" всемирной историей и новой глобальной глобальные историки в качестве отправной точки исследования берут сегодняшнюю глобализацию, они используют поистине глобальный подход и переступают в своих исследованиях пределы национального государства, и, наконец, нет и не может быть одной-единственной глобальной истории

В 50-е годы это приобрело форму "региональных исследований" (в основном стран Азии и Африки), которые были полезны политикам и в то же время устраивали историков Произошло географическое расширение поля исследования, отмеченное выходом в свет Кембриджской истории Китая, Японии, Африки и т д Начиная с 60-х годов в Америке выходят крупнейшие сравнительно-исторические труды, однако они были написаны не историками, а представителями социальных наук, среди них - социолог И Валлерстайн, экономист Е Л.Джонс, антрополог Эрик Вулф, политолог Майкл Манн и марксист-интеллектуал Перри Андерсон" В 80-е годы к изучению глобальной и сравнительной истории подключаются и историки-профессионалы, появляются работы гео-исторического и социально-экологического плана ("environmental history" изучает исторические проблемы взаимоотношений общества и среды обитания)2'

Присущий американскому научному сообществу интерес к преподаванию (зачастую, как пишет автор, в ущерб исследованиям) в данном случае проявился в том, что в университетах и колледжах стали читаться общеисторические курсы и появилось достаточное количество учебников по всемирной истории Автор видит в этом несомненную заслугу Ассоциации всемирной истории и издаваемого ею журнала, на страницах которого публикуются живые дискуссии по вопросам преподавания всемирной истории (с 33-34)

" См Moore В Social origins of democracy and dictatorship, 1966, Wallerstein I The modem world system, 1974; Jones E.L The European miracle, 1981, ibid. Growth recunmg Economic change u. world history, 1988, Wolf E Europe and the people without history, 1982, Gellner E. Plough, sword and book: The structuie of human history, 1988, Mann M The sources of social power, 1986; Anderson P. Passages from antiquity to feudalism; ibid. The lineages of the absolutist state, 1974. J) См например Kennedy P. The rise and fall of the great powers, 1987; Crosby A. Ecological imperialism: the biological expansion of Europe Cambridge, 1986; ibid. The past and present of environmental history // American historical review, 1995, p 1177-1189

"Существует ли глобальное общество?", - задается вопросом Ярле Сименсен, специалист по истории Африки и современной истории (Тронхеймский ун-т, Норвегия). В качестве объекта исследования он избирает 1989 год, который считает "водоразделом" в современной политической истории, во многом сопоставимым с революционными событиями конца ХУШ в. В 1989 г. "параллельно с падением коммунизма в Восточной Европе волна демократических реформ смела авторитарные прежде режимы Латинской Америки, Африки и Азии", - пишет автор (с.39).

Он полагает, что только системный подход может дать ключ к пониманию глобальной по своей природе революции 1989 г., поскольку ни теория международных отношений, ни теория модернизации, ни диффузионизм не могут дать удовлетворительного объяснения всем аспектам этих событий.

Теория международных отношений, пишет автор, получила развитие в период "холодной войны" Согласно этой теории, процессы, происходящие в анархической по своей сути мировой системе, сводятся к обеспечению безопасности и борьбе за власть между суверенными государствами. Характерной ее чертой является концепция соревнования двух сверхдержав, которыми движут одни и те же мотивы. В соответствии с этой концепцией, окончание "холодной войны" объясняется следующим образом: новый виток гонки вооружений в 80-е годы показал несомненное экономическое и технологическое превосходство Америки, что вынудило советскую сторону начать реформаторский процесс Падение коммунистических режимов в Восточной Европе (тут уже признается действие таких факторов, как национализм, социальные движения и либеральные идеи) и прекращение советской военной помощи марксистским режимам в странах третьего мира лишило привлекательности советскую модель развития. Американцы, со своей стороны, сократили поддержку антикоммунистических авторитарных режимов, особенно в Латинской Америке, и стали побуждать их к реформам, как, например, в Чили, Заире и Кении. Однако в рамках этой концепции остается необъяснимой глобаль-

ная природа революции 1989 ; , поскольку экономические и политические реформы в Азии и Латинской Америке начались ранее, и большинство авторитарных режимов в странах третьего мира не были марксистскими, указывает Я.Сименсен.

Анализ событий 1989 г. с точки зрения теории модернизации выглядит следующим образом' на определенной стадии индустриального развития государства, будь оно капиталистическим или социалистическим по своей природе, формируются социальные группы (главным образом средние слои), которые даже в условиях авторитарных режимов начинают требовать политического участия и стремятся к созданию неправительственных организаций Именно группы, принадлежащие к этому новому среднему классу либеральной ориентации, сыграли важную роль в латиноамериканских реформах 80-х годов и в противодействии авторитарным режимам Восточной Европы и Юго-Восточной Азии Что касается Китая, то события на площади Тянаньмынь дали новый толчок дискуссии о том, насколько далеко может зайти коммунистический режим в реформировании экономики, не подрывая основ однопартийного правления.

Однако теория модфнизации дает лишь частичное объяснение событиям 1989 г.. указывая на схожесть реформаторских процессов в разных странах, автор обращает внимание на чрезвычайно отличающийся уровень модернизации в них Кроме того, отнюдь не везде силами, выступающими за демократические преобразования, были средние слои.

Казалось бы, диффузионистский подход, объясняющий процессы общественного развития внешним влиянием и взаимодействием культур, помогает лучше понять революционный взрыв 1989г, пишет автор Действительно, телевидение немедленно передавало материалы о событиях в Восточной Европе и Китае по всему миру, студенческие выступления в Китае во многом координировались при помощи факсимильной связи с китайскими студентами в Америке, а толпы •. Таиланде были экипированы мобильными телефонами Но тем не менее трудно определить, в ка-

кои степени новые средства связи могли повлиять на распространение революционного фермента по всему миру. В то же время по-прежнему нерешенной остается проблема разных уровней национального развития.

Причина неприложимости перечисленных теорий, пишет автор, заключается в том, что все они основываются на представлениях, что мир состоит из суверенных государств и раздельных национальных обществ (с.43).

Концепция "глобального общества" предоставляет широкие исследовательские возможности, так как берет за единицу анализа весь комплекс социальных отношений в масштабах всего земного шара, пишет Ярле Сименсен. Он полагает, что одним из составляющих элементов той основы, на которой возникает глобальное общество, является расширение международной торговли и интернационализация производства, в результате которой многонациональные компании создают производственные связи, соединяющие между собой страны во всех уголках мира.

Глобальная природа демократических движений конца 1980-х годов вполне объяснима, если рассматривать эти движения как последствия экономических и политических кризисов, проистекающих из неспособности авторитарных режимов к адекватному участию в мировом хозяйстве, в которое они оказались вовлечены. Долговой кризис стал именно тем механизмом, который втянул Латинскую Америку в процесс глобальных системных изменений, оказал воздействие на Советский Союз и чрезвычайно усилил влияние Международного Валютного Фонда, Мирового банка, вАТТ/ШТО и ряда региональных организаций.

Но, кроме того, другой составляющей для основания глобального общества являются понятия о правах человека, проводниками которой стали группы активистов, церковь, средства информации, оказывающие давление на государства и корпорации. Так, именно неправительственные организации, такие, как "Солидарность", "Хартия-77" и др , контактирующие р подобными

11-5446

группами на Западе, подготовили почву для "бархатной революции" в Восточной Европе, пишет автор (с 50)

Не последним в ряду факторов, работающих на создание общемирового единства, он считает средства массовой информации, распространяющие повсюду стандартную культуру потребления, которая по своему характеру является космополитической, глобальной

В заключение автор приходит к выводу, что в настоящее время "глобальное общество, что бы ни понимать под этим термином, остается высоко сегментированным, и что глобализация представляет собой неполный, неуравновешенный и противоречивый процесс" (с 57)

Олави Фельт (ун-т г Оулу, Финляндия) полагает, что одним из центральных объектов исследования в глобальной истории является история контактов и взаимодействий различных культур, которые можно рассматривать как процесс, ведущий к постепенному возникновению культуры мировой. Он различает четыре стадии культурного взаимодействия. контакт, коллизия (противоречие интересов), взаимоотношения и аккультурация. Контакт двух культур представляет собой первую кратковременную встречу, обычно мирную; далее в результате первого контакта чаще всего возникает некая коллизия, противоречие, выражающееся как в привычной форме войн, беспорядков и недовольства, так и в форме неизвестных дотоле болезней (оспа, туберкулез, сифилис) и др , взаимоотношения между культурами могут возникнуть сразу же после первого контакта (и тогда они основываются на политическом равновесии и диктуются внешними условиями), либо, если местная культура достаточно сильна, чтобы противостоять пришельцам, создается ситуация "управляемых взаимоотношений" (Индия, Дальний Восток) Аккультурация представляет собой, по сути, тот или иной род взаимной адаптации при достаточно долговременных взаимоотношениях двух культур (с.60).

В качестве основного метода исследования автор предлагает историческое изучение образов "другого", создаваемых взаимодей-

ствующими культурами Эти образы, конечно, больше говорят о своих создателях, однако изучение их очень важно, так как именно образы оказывают прямое воздействие на поведение контактирующих В качестве примера автор исследует образ Японии, возникший у европейцев в результате первых культурных контактов, и показывает те изменения, которые произошли в нем к 1945 г Любопытно, что в XIX - начале XX в в образе Японии, наряду с общим восхищением экзотической и утонченной красотой, присущей этой стране, наличествоьал сильный женский элемент, что нашло отражение в литературе и музыке ("Мадам Баттерфляй", "Гейша") Это привело к недооценке военной мощи Японии, в частности, в период русско-японской войны (с.69).

Статья профессора истории Бергенского ун-та Иды Блом "Всемирная история как тендерная история на примере создания национальных государств" представляет собой сравнительно-историческое исследование тендерных моделей национальных символов в период национально-государственного строительства в таких несхожих странах, как Япония, Индия, Швеция и Норвегия.

По мере того, как глобальная интеграция становится частью нашей истории, все более остро начинает ощущаться необходимость в историческом осмыслении жизни человечества т ШШ, пишет автор Современные исследования по глобальной истории давно стали междисциплинарными, используя широкий спектр подходов, от антропологических и этноисторических до сравнительной макросоциологии Од.чако в этой области почти не применялись сравнительные и межкультурные исследования по женской истории и тендерный анализ. Между тем тендерный подход к глобальным вопросам является во многом плодотворным, поскольку разделение общества по признаку биологического пола дает вертикальный срез через все горизонтальные страты, будь то социальная или этническая группа, класс, каста и др. В любой культуре, в любом обществе тендерные отношения действуют как в семье, так и в политике и экономике, и, меняясь вместе с обществом, оказывают влияние на изменение других социальных отношений (с 75) 11*

Исследуя тендерные отношения в Индии, Японии, Швеции и Норвегии в период национально-государственного строительства, автор указывает, что существует две стратегии включения женщин в политическую жизнь страны Первая основывается на концепции равноправия, согласно которой женщины и мужчины являются равными личностями с одинаковыми возможностями и, соответственно, должны обладать равными правами в семье и обществе Это ведет к требованию дать женщинам избирательные права на тех же основаниях, что и мужчинам

Вторая стратегия предполагает, что женщины и мужчины по природе своей различны и обладают взаимодополняющими способностями, одинаково важными как в семье, так и в обществе. Соответственно, у обоих полов, при существовании разных обязанностей, права и не должны быть одинаковыми. В последнее время сторонники второй стратегии преобладают, однако произошло частичное объединение двух течений на том основании, что оба они выступают за предоставление женщинам равных юридических прав

Кроме того, существует тендерное разделение прав и обязанностей считается, что женщина предназначена для семейной, те частной, жизни мужчина - для широкой общественной Однако в настоящее время, по мере расширения понятийного поля политики, становится невозможным рассматривать семью как исключительно частный институт И мужчины, и женщины, пишет автор, активно вовлекаются в процесс национально-государственного строительства, поскольку он в равной степени охватывает дом и семью, парламенты и политические партии

Примеры из истории двух крупных восточных и двух малых скандинавских стран показывают, что национальная идея в этих государствах была сильно окрашена символизмом, связанным с внутрисемейным тендерным разделением страна сравнивалась с домом, семьей, который защищают сильные отцы, а женщины выполняют функции матери и хранительницы очага. Однако на^ личие культурных параллелей в этих странах, выявляющих уни-

версалии человеческого поведения как на Востоке, так и на Западе, не перекрывает различий, связанных в первую очередь с "иерархическими религиозными верованиями"

Вторая группа статей исследует крупные проблемы на основе использования широких исторических сравнений.

Уффе Эстергард (Центр культурных исследований, Дания) исследует вопрос, почему после падения Рима европейцам не удалось снова объединиться, несмотря на усилия, прилагавшиеся многими государственными деятелями, начиная от Карла Великого и кончая Колем и Шираком. Он рассматривает возвышение и падение Римской империи и Византии, объясняет причины несостоятельности Священной Римской империи в Средние века и, позднее, Габсбургов и показывает триумф вестфальской системы в Европе XX в. Однако автор не стремится объяснить причины неудач европейских империй и, проводя широкие сравнения с Китаем, он лишь указывает на взаимосвязь таких двух феноменов, как экономический успех и провал имперских устремлений (С. 113).

В небольшом докладе Магнуса Мёрнера (Гётеборгский ун-т, Швеция) рассматриваются основные черты исторического развития Латинской Америки в глобальной сравнительной перспективе. Колониальный период характеризуется ранним заселением континента европейцами и истреблением большой части туземного населения, что сопровождалось христианизацией и созданием "сеньориальной организации общества". Нормативной основой, на которой строилось колониальное общество, было импортированное из Испании мировоззрение ХУ1-ХУП вв , так что латиноамериканцы были вынуждены сами проходить через стадию Просвещения Другой характерной чертой колониального периода является сравнительно ранняя политическая независимость Латинской Америки Колонизаторы и туземцы составили единое целое посредством смешанных браков сложились нации, которые, тем не менее, управлялись "людьми европейской культуры"

Таким образом, в свете анализа приведенных фактов, пишет автор, более уместным представляется сопоставление Латинской

Америки с Австралией, Новой Зеландией и Северной Америкой, нежели отнесение ее к странам третьего мира (с 121)

В статье Бьорна Олава Утвика (ун-т Осло) ставится вопрос о природе современного исламизма, который решается путем нетрадиционного сопоставления его с пуританизмом XVI-XVII вв. на основе дихотомии "традиция'У'современность". Оба движения, пишет автор, объединяет целый ряд общих характерных особенностей, в том числе положительное отношение к урбанизации, коммерциализации и индустриализации, понимание работы как призвания, порицание коррупции и принцип заслуги, а не рождения, как главный критерий для продвижения по общественной лестнице и др Оба движения - не демократические и не либеральные, они фокусируют свое внимание на государстве, требуя "очищения" законов Все это - признаки процесса национально-государственного строительства, и это побуждает автора сделать вывод, что современный исламизм является своего рода "прорывом" мусульманских обществ к современности

Три последних статьи, объектом внимания в которых являются, на первый взгляд, частные вопросы, затрагивают крупные проблемы всемирной истории: культурные взаимовлияния, теория развития и глобальные средства коммуникации.

Нильс Бримнес (Датский Национальный Архив) исследует взаимоотношения британского торгового поселения Ост-Индской компании в Мадрасе и индийского общества в 1707-1717 гг., в период зарождения колониализма. Эти годы были отмечены в южной Индии непрекращающимися конфликтами между кастами "правой и левой руки", в которые были вовлечены и британцы.

В противовес привычной дихотомии "динамичная современная Европа"/"статичный традиционный Восток", южноиндийское общество начала ХУШ в. предстает в изображении автора подвижным, изменчивым, высококонкурентным и коммерчески развитым Представители соперничающих группировок, с одной стороны, находились в постоя шом ожидании британского вмешательства в их конфликты, с другой - стремились сами вовлечь бри-

танские власти в свои споры, ожидая от них тех же действий, что и от своих князей в доколониальный период. Британцы же неохотно шли на это, не зная, как вер л о исполнять предлагаемую им роль (с. 160).

Иными словами, Нильс Бримнес рассматривает встречу двух культур и процесс возникновения колониализма как диалог двух динамичных обществ, в котором и колонизаторы, и туземцы стремились определить "другого" в привычных для себя терминах своего культурного универсума. Специфика отношений между колонизаторами и различными группами местного населения определяла тот предел, до которого каждая сторона могла отстаивать свои права и, соответственно, обусловливала результат колониального диалога (с. 145).

Юхани Копонен также исследует колониальный сюжет, идею развития и ее воздействие на колониальную практику на примере Танганьики 1884-1961 гг. В статье рассматривается деятельность Германии и Англии по строительству железных дорог, созданию плантаций и поместий, ориентированного на экспорт сельского хозяйства, развитию науки, образования и здравоохранения, защите окружающей среды, а также то представление о развитии, которое сложилось в стране к концу колониального господства (с 166-172).

Разбирая вопрос, кто выиграл в ходе колониального развития, Ю Копонен приходит к выводу, что обе стороны имели своих победителей и проигравших, однако последних было большинство Он предлагает, за неимением лучшего, все же использовать вышедшее из моды понятие "слаборазвитосги" для описания неуравновешенного, неустойчивого по своему характеру процесса, каковым, безусловно, является колониальное развитие (с. 177).

Экономическая история, указывается во введении, представляет собой плодотворную почву для изучения глобальных вопросов, в том числе о взаимоотношениях государств, международных организаций и транснациональных корпораций В заключающей сборник статье "Большая Северная телеграфная компания Датская

компания на службе глобализации начиная с 1869 г " Курт Якоб-сен показывает, как маленькая компания в маленькой стране на северной окраине Европы в течение 125 лет успешно связывала страны и континенты, вопреки росту национализма, войнам и революциям Исследователь периым изучил архивы компании, хранящиеся в Королевской библиотеке в Копенгагене, и пришел к выводу, что успешная деятельность компании по обеспечению связи между великими державами базировалась на долговременной традиции нейтралитета и осознании ее руководством малых размеров Дании Именно это помогло "Большой Северной" стать "агентом глобализации", пишет автор (с.195)

О. В.Большакова

Международные отношения

98 03 010 ДЗАСОХОВ А С. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОСТКОЛОНИАЛЬНОГО МИРА ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX В . -М Междунар отношения, 1997 -301 с.

В монографии А С Дзасохова рассматриваются вопросы развития национально-освободительного движения и становления новых суверенных государств во второй половине XX в., анализируются геополитические, геоэкономические и другие аспекты деколонизации, раскрываются характер противоречий между Севером и Югом и пути их преодоления. Работа, написанная на основе обширных архивных материалов, состоит из введения, четырех глав и заключения

Осмыслить и критически оценить историческую значимость процесса деколонизации, стратегию и тактику участвовавших в ней внутренних и внешних политических сил можно, как отмечается во введении, лишь с учетом сложностей и противоречий того или иного периода развития, расстановки и соотношения сил, господствовавшего в то время мировоззрения

В первой главе анализируются объективные предпосылки распада колониализма, новый этап антиколониальной освободи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.