Научная статья на тему '98. 03. 001. Драма российского закона /Тихомиров Ю. А. , Казимирчук В. П. , Медведев Н. П. И др. ; ин-т государства и права РАН. М. : юрид. Кн. , 1996. 144с. (сер. : конфликт закона и об-ва)'

98. 03. 001. Драма российского закона /Тихомиров Ю. А. , Казимирчук В. П. , Медведев Н. П. И др. ; ин-т государства и права РАН. М. : юрид. Кн. , 1996. 144с. (сер. : конфликт закона и об-ва) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / "ВОЙНА ЗАКОНОВ" РФ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА - РФ / ПРАВОВАЯ РЕФОРМА В РФ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Загоруйко К. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 001. Драма российского закона /Тихомиров Ю. А. , Казимирчук В. П. , Медведев Н. П. И др. ; ин-т государства и права РАН. М. : юрид. Кн. , 1996. 144с. (сер. : конфликт закона и об-ва)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.03.001-98.03.052

МОСКВА 1998

ТЕОРИЯ ПРАВА. ИСТОРИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

ТЕОРИЯ ПРАВА

98.03.001. ДРАМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНА /Тихомиров Ю.А., Казимирчук В.П., Медведев Н.П. и др.; Ин-т государства и права РАН. М.: Юрид. кн., 1996. — 144 с. (Сер.: Конфликт закона и об-ва).

Монография посвящена актуальной проблеме конфликта закона с обществом. В ней рассматриваются причины кризиса общественного доверия к закону, а также пути и средства разрешения возникшей социальной проблемы.

Широкомасштабная политическая и правовая реформы имеют целью и направлены на ускоренный переход от авторитарной к демократической системе, на модернизацию социально-экономических и правовых отношений, на формирование нового типа правовой системы, отвечающей современным требованиям и реалиям. Вместе с тем в условиях переходного периода открылся целый пласт деструктивных, негативных факторов, тормозящих реформу, создающих кризисную ситуацию и подрывающих условия стабильного развития. Управление процессом правовой реформы по сути своей означает создание благоприятных условий для развития и действия позитивных факторов и блокирования тормозящих, негативных.

Определяющим позитивным фактором правовой реформы является то, что она проводится государством, в конституции которого провозглашена приверженность государства демократии и принципам правового государства. Развитие этих принципов предполагает включение в орбиту реформы таких важных факторов, как общественное и национальное согласие, социальная защита личности, господство права, разделение властей и конструктивный

Г

федерализм, т.е. защиту целостности государства, углубление федералистских основ, блокирование сепаратизма.

С объективной стороны тормозящие факторы коренятся не только в необоснованных действиях исполнительной власти, но и в негативных аспектах законотворчества. Низкий уровень целого ряда законов, поспешное их изменение, поправки "с голоса", несогласованность законов с программами реформ, депутатская амбициозность — в значительной мере ведут к пробуксовыванию правовой реформы. К числу негативных факторов следует отнести и так называемую "войну законов", ситуацию сопротивления закону, искаженные представления о природе государственного и национального суверенитета. Деформированное общественное мнение также является причиной юридических конфликтов, ведет к правовому беспределу, разводит в разные стороны требования принятых законов и ожидания членов общества.

Научная поддержка правовой реформы должна обеспечить ее последовательное и поэтапное проведение, обратную связь с исполнительной, законодательной и судебной властями, с регионами и учреждениями, включенными в проведение реформы, разработку и экспертизу нормативных актов, социологические исследования и организацию экспериментов, аккумулирование научных сил для решения ряда теоретических проблем, без понимания которых реформа будет проводиться методом проб и ошибок.

В числе важных теоретических проблем особое внимание должно быть уделено следующим фундаментальным вопросам.

Прежде всего это проблема развития правовой реформы в контексте демократии, согласия. Это новая постановка вопроса, открывающая пути устранения кризиса законами законодательного процесса. Консенсусная демократия — это способ взаимной общественно-политической оценки и ревизии действий всех государственных и общественных субъектов политического и правового процессов в режиме диалога, компромисса и сотрудничества. В юридическом плане консенсусная демократия основывается на механизме обязательных консультаций и публично-правовых соглашений, в рамках которых все участники обладают равными возможностями влиять, на принимаемые решения и симметричными обязательствами по их исполнению.

Необходима также кардинальная реформа законодательства. Она предполагает в первую очередь учет общественного мнения, его взаимодействие на принятие законодательных решений. При подготовке законов открывается возможность прислушаться к общественному мнению, увидеть за всеми его коллизиями реальные интересы, которые являются или могут стать источником социальных конфликтов. Задача законодателя состоит в том, чтобы учесть эти интересы и согласовать их на правовой основе.

Существенно важной является проблема стратегии развития законодательства. Нужна концепция развития, определяющая приоритетные законы на ближайшую и долговременную перспективу, последовательность принятия законов в соответствии с интересами государства и потребностями граждан, способствующая эффективности правового воздействия на общественные отношения. В концепции должны отражаться задачи переходного периода формирования государственных институтов, стратегические задачи.

В перспективе развитие законодательства должно определяться действием следующих факторов: удовлетворение основных общественных потребностей с помощью законов на основе научного анализа и прогнозов; правовое обеспечение государственных реформ и программ по важнейшим направлениям экономического и социально-культурного развития общества; совершенствование структуры законодательства с учетом обеспечения развития качественно новой системы общественных отношений и соответствено новых отраслей правовых институтов; децентрализация правового регулирования на основе федеративных начал и местного самоуправления; укрепление системных связей между законами и подзаконными актами, между законами и договорами (соглашениями).

Ресурсы правовой реформы включают как интеллектуальные, так и прагматические факторы. Правовая реформа требует не только широкой научной поддержки, но и разработки проблем, связаных с информационной и компьютерной обработкой законодательста.

Необходима реформа юридического образования, пока еще опирающегося на шаблонные и малоэффективные процедуры и программы обучения.

К интеллектуальным ресурсам относятся факторы формирования и развития современной правовой культуры, правового просвещения и правового воспитания

Материально-техническое обеспечение правовой реформы должно быть функцией не только Министерства юстиции, но и других структурных образований. Необходимо наметить первоочередные меры, позволяющие определить как финансовые, так и материально-технические ресурсы.

В современных условиях переходного периода особого внимания требует выявление и раскрытие негативных факторов, подрывающих ход и темпы правовой реформы. Прежде всего это кризис доверия к власти, к закону, отвержение закона обществом, отсутствие поддержки правовой реформы общественным мнением. Это приводит к правовому нигилизму, поклонению расхожим догмам и стереотипам деформированного правосознания и вере во всесилие мер государственного и правового принуждения.

Неверие в силу законов, кризис общественного доверия к закону — такова особенность государственного развития современной России. Поэтому вполне оправданным является формирование и развитие нового научного направления, которое получило название "юридическая конфликтология". Ее предметом является изучение таких конфликтов, которые возникают, развиваются и разрешаются в рамках внутренного (национального) или международного права. Конфликт между законом и обществом занимает в этой проблематике особое место.

Авторский коллектив готовит серию работ' под общим названием "конфликт закона и общества". Реферируемая монография является первой книгой этой серии.

К.Ф.Загоруйко

98.03.002. ПОЛЕНИНА C.B., КОЛДАЕВА Н.П. О СВОДЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: (НАУЧ. ВЗГЛЯД НА ПРАКТ. ПРОБЛЕМУ) / РАН. Ин-т государства и права - М„ 1997. — 55 е., табл. — (Сер.: Новое в юрид. науке и практике).

Указ Президента РФ от 6 февраля 1995 г. "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" был неоднозначно встречен и воспринят не только научной общественностью, но и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.