РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.03.001 -98.03.052
МОСКВА 1998
Механизм реализации прав и свобод — это сложный и многосторонний как в организационно-политическом, так и в юридическом отношениях организм. Большинство же основных прав и свобод не могут обойтись без специального правореализующего механизма, который призван обеспечить их в процессе правоприменительной деятельности. Поскольку таких прав и свобод абсолютное большинство, постольку автор специально касается организационного и правового механизма их реализации. В деятельности по применению норм права, в особенности по реализации прав и свобод, отмечаются следующие стадии: установление общих признаков носителей прав и свобод личности, ее правосубъектности; закрепление фактического состава правоотношения и выделение из него юридически существенных признаков; установление соответствующей данному фактическому составу нормы права; толкование законов и нормативных актов о правах и свободах; восполнение пробелов в законодательстве, относящихся к правам и свободам; выработка конкретного решения, охватывающего фактический состав юридического отношения; обеспечение соблюдения прав и свобод (различные формы контроля и надзора) (с. 270). Автор останавливается на каждой стадии в отдельности.
Е.В.Алферова
98.03.023-027. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ: (ЮРИДИЧЕСКИЕ, ЭТИЧЕСКИЕ,
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) / Ин-т государства и права РАН; Отв. ред. Лукашева Е.А. — М., 1997. — 151 с. Сводный реферат.
98.03.023. ЛУКАШЕВА Е.А. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КАК КРИТЕРИЯ НРАВСТВЕННОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. - С. 5-36.
Разрушение тоталитаризма выдвинуло перед Россией задачу политического реформирования общества, создания новых институтов и структур, призванных обеспечить свободу и демократию, права человека и достоинства личности. Необходима ясность политических программ, определяющих цели проводимых реформ, а также методы и средства их осуществления. Сделать это
непросто при существующем резком расколе общества по политическим позициям. Главная линия противостояния может быть обозначена как ориентация на новую либерально-демократическую модель развития общества, с одной стороны, или возврат к социалистическому обществу, неизбежно производящему
ограничение свободы человека, его автономии, — с другой.
Противостояние в обществе создает ситуации, когда в политической борьбе применяются методы, не совместимые с нравственными принципами. Это и популистские, заведомо невыполнимые обещания избирателям, и стремление очернить и исказить политические программы конкурирующих партий и лидеров, и кадровые игры, и прямые оскорбления политических противников. Такие методы пагубно влияют на нравственное состояние общества.
Даже краткий обзор проблемы соотношения политики, государственной власти и нравственности позволяет автору говорить, что само возникновение этой проблемы связано с идеями свободы, демократии, самоценности личности. Глубинные социальные интересы — это стержень, вокруг которого выстраиваются и политика, и право, и мораль.
Существовавший в нашей стране тоталитарный политический режим с этических позиций характеризуется автором как государственный аморализм, использовавший человека в качестве подсобного средства для достижения утопических идей, а точнее — для безграничного господства партийной элиты. Российская государственность и политика в нынешних условиях также не соответствуют нравственным критериям, главными из которых являются обеспечение и защита прав человека. Правильная идея разгосударствления общества, освобождения его от чрезмерного государственного вмешательства не имеет четкой программы ее реализации и осуществляется стихийно. Произошла переоценка саморегулирующих возможностей гражданского общества, которое не знало ранее свободы и не было подготовлено к автономному режиму, поскольку отсутствовали гражданские институты и учреждения. Гражданские и политические преобразования при отсутствии обоснованных программ привели к хаотическому перераспределению собственности, “номенклатурной приватизации”, к превращению государственной монополии в монополию корпоративного типа.
Политическая свобода вылилась во вседозволенность вплоть до распространения фашистской идеологии, националистических изданий. Все негативные факторы — ослабление государственности, незащищенность прав и свобод человека, тяжелая экономическая ситуация, невыплаты заработной платы и пенсий, низкая правовая культура, разгул преступности и коррупции — определяют кризисную нравственную ситуацию в обществе. Нынешняя ситуация в сфере политики и государственной власти усугубляет общественный аморализм. Озабоченность повседневными материальными проблемами отчуждают людей от политики. Положение осложняется жестким политическим противостоянием. По мнению автора, есть только один способ его преодоления — компромисс на основе признания объединяющей идеи, против которой не может выступать ни одна политическая сила. Такой идеей является высшая ценность — достоинство и права человека как консолидирующий принцип нравственной и правовой ориентации общества. Способность таких институтов, как права человека, право, правовое государство, формировать человека, здравомыслие, ответственность, нравственность граждан нельзя недооценивать в деле предотвращения конфликтов и обеспечения разумного компромисса.
98.03.024. НЕРСЕСЯНЦ B.C. ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА КАК ФАКТОР ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИНТЕГРАЦИИ. - С. 37-42.
Вступление России в 1996 г. в Совет Европы рассматривается как важная веха в процессе возрождения российской государственности, ибо каждый член Совета Европы “должен признавать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами, искренне и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета” (ст.7 Заключения Парламентской ассамблеи Совета Европы). Эти принципы выражают в обобщенной форме существо и смысл того, что принято называть принципами и стандартами современной цивилизации. Существенно то, что принцип “верховенства Права” и другие общемировые стандарты лежат в основе новой Конституции России 1993 г. Содержание Основного закона РФ дает основание говорить, что Россия предпочитает тот же правовой язык, что и другие
14-5207
члены Совета Европы. Однако, отмечает автор, еще много предстоит сделать для качественного обновления законодательства, принятия новых правовых законов, осуществления и доведения до конца судебной и в целом правовой реформы, реального утверждения прав и свобод человека и гражданина во всех сферах общественной, политической, экономической, национальной и государственной жизни.
98.03.025. КАРТАШКИН В.А. ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД И СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ. - С. 42-62.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является первым многосторонним региональным международным соглашением, принятым государствами-членами Совета. В ней закреплены правовые принципы, имеющие основополагающее значение для формирования правового государства. К их числу относятся следующие: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством, и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом, подлежащим обязательной публикации, и никакой подзаконный акт не может его ограничить; равенство всех перед законом; коллективные права граждан вытекают из прав и свобод личности и не должны им противоречить; фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или иного чрезвычайного положения.
Особо важное значение для нынешнего этапа развития России и формирования правового государства имеют нормы Европейской конвенции о проведении свободных выборов, закрепляющие свободы придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ, принцип независимости судебной власти, право каждого на частную собственность и др.
После вступления России в Совет Европы встает вопрос о приведении российского законодательства и практики его применения в соответствие с европейскими стандартами. По мнению
автора, необходимо проделать следующую существенную работу: выявить пробелы правового регулирования и подготовить новые законопроекты с учетом принципов и положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; провести ревизию действующего законодательства с точки зрения его соответствия Европейской конвенции и ревизию подзаконных актов всех субъектов РФ и территориальных органов власти с той же целью; запретить министерствам и ведомствам издавать нормативные акты, ограничивающие права и свободы граждан, сужающие их объем; определить Советом Европы процедуры экспертизы законопроектов, касающихся прав и свобод человека и разрабатывающихся в государствах-членах, включая Россию.
В статье автор также останавливается на сущности механизма имплементации, созданного ■ Европейской конвенцией, и региональном сотрудничестве государств в области прав человека.
98.03.026. СТЕПАНОВ И.М. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНЦЕПЦИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА: (РОССИЙСКИЙ ОПЫТ). - С. 63-80.
Прежде всего автор дает понятие конституционализма. Оно объемлет собой теорию конституции вообще, историю и практику конституционного развития страны, группы стран, мирового сообщества в целом. В узком смысле под конституционализмом понимается особая система знаний о фундаментальных политикоправовых ценностях демократии: их сущности, формах выражения, методах и степени реализации.
Отправной точкой практической конституционализации в России суждено было стать Высочайшему Манифесту от 17 октября 1905 г. “Об усовершенствовании государственного порядка”. Мнения о политической и правовой значимости Манифеста были самыми разнообразными — от полного неприятия до признания в качестве первой российской Конституции. Автор склоняется к мнению тех государственных деятелей и ученых, которые, отдавая должное общественно-политической значимости документа, видели в нем “высочайшую” программу действий властей по незамедлительному обновлению законодательства в духе и букве дарованных вольностей.
Усилиями марксистско-ленинской доктрины государства и права понятия и институции, связанные с конституционализмом, были так передернуты, как никакие другие политико-юридические
14*
ценности. При советском режиме, пишет автор, от конституционализма остались одни обескровленные представительные учреждения, в то время как все остальное: права человека, верховенство закона, разделение властей и т.д. — свалилось вместе со всем другим “хламом” старой государственности в
мусурную яму “предыстории”.
Советские конституции 30-х годов фактически свидетельствовали не о победе социализма, а об очередном, по сути дела, государственном перевороте. Политическая система,
задуманная когда-то под “власть трудящихся”, была
трансформирована в политическую систему под “власть через вождя”.
Конституции 70-х продолжали линию, на преемственность социалистического принципа, откорректированного в контексте концепции развитого социализма. Но реализовать свой потенциал они не смогли в условиях авторитарно-партийной системы.
Как документ высокой демократической пробы
рассматривается Конституция России 1993 г. Однако степень реальности этой Конституции, считает автор, была изначально снижена. Ни в преамбуле Конституции, ни далее по тексту нет акцента на предназначение ее как Основного закона России переходного от тоталитаризма к демократизму периода. В результате — завышенные представления общественности относительно ближайших целей государства как правового демократического (ст. 1 Конституции).
98.03.027. ОБОЛОНСКИЙ А.В. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ПОРОГЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И КОНСЕРВАТИВНЫЙ СИНДРОМ КАК ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ. -С. 96-112.
Аксиома: права человека могут быть полноценно реализованы лишь в условиях гражданского общества, причем степень этой полноценности прямо пропорциональна устойчивости институтов гражданского общества и развитости гражданской, политической и правовой культуры. Задачу статьи автор видит в частичном содержательном наполнении данной аксиомы, а именно — в кратком изложении сути гражданского общества и обсуждение некоторых связанных с этим дискуссионных вопросов, а также в описании противостоящего ему широко распространенного типа менталитета,
который обозначается как консервативный синдром общественного сознания. Этот синдром на самом фундаментальном уровне работает против попыток смены траектории нашего движения во времени-пространстве.
В статье автор пытается рассмотреть социальнопсихологическую структуру типа сознания, противодействующего становлению в России гражданского общества, а также предложить ряд гипотез о его источниках, динамике и факторах, способствующих его распространенности.
Е. В. Алферова
98.03.028. ЧЕРЕМНЫХ Г.Г. . СВОБОДА СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Под ред. Дмитриева Ю.А. — М.: Манускрипт, 1996. — 184. — Библиогр.: с. 178-13^.
Работа посвящена проблеме обеспечения свободы совести и становления новых государственно-церковных отношений в условиях формирования в России правового государства и гражданского общества. Автор вводит в научный оборот ряд новых документов и нормативно-правовых актов по этой малоисследованной теме.
Свобода совести — составная часть правового статуса человека и гражданина, одна из неотъемлемых индивидуальных свобод, получающих правовое закрепление в любом демократическом обществе. Учитывая “пограничное” положение этого правомочия по отношению к свободе публичной, а также различное отношение к его содержанию на различных этапах развития государственности в России, автор анализирует данное понятие как со смысловой, так и методологической точки зрения. При этом отмечается следующее.
1. В объем правового регулирования понятия “свобода совести” на различных этапах развития российского общества вкладывалось разное содержание. Он менялся в зависимости от степени развития в стране демократии и конкретной расстановки классовых или иных социальных сил в обществе. Так, российское дореволюционное законодательство устанавливало в большей или меньшей степени лишь веротерпимость, но не свободу совести. Да и то лишь при сохранении единственной государственной религии в виде православия и Русской православной церкви в качестве государственно-политического института самодержавия. Такой