Научная статья на тему '98. 02. 085. Летурнер-фабри Э. Каковы перспективы Европейского союза? Letourneur-fabry E. l'Union europeenne: quelles perspectives?// Futuribles. P. , 1997. № 220. P. 27-32'

98. 02. 085. Летурнер-фабри Э. Каковы перспективы Европейского союза? Letourneur-fabry E. l'Union europeenne: quelles perspectives?// Futuribles. P. , 1997. № 220. P. 27-32 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
55
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН / ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕС - ТЕОРИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / КОНЦЕПЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 085. Летурнер-фабри Э. Каковы перспективы Европейского союза? Letourneur-fabry E. l'Union europeenne: quelles perspectives?// Futuribles. P. , 1997. № 220. P. 27-32»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

2

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.02.001 -98.02.093

МОСКВА 1998

98.02.085. ЛЕТУРНЕР-ФАБРИ Э. КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА?

LETOURNEUR-FABRY Е. L’Union europeenne: Quelles perspectives?// Futuribles. - P., 1997. - № 220. - P. 27-32.

В статье излагаются материалы “круглого стола”, организованного отделом прогнозирования в Комиссии ЕС (КЕС) и посвященного двум главным темам: изменению методов

политического строительства европейского общества и изменению культурной среды в ЕС. Отдел прогнозирования КЕС два-три раза в год собирает ведущих европейских экспертов, обсуждающих геополитические последствия важнейших событий европейской истории, таких, как объединение Германии, крах коммунизма в странах Восточной Европы и т. д.

По мнению экспертов, с 1992 г. наблюдаются существенные изменения в методах политического объединения Европы, которые не могут быть сведены к одному из принципов - федерализма или межгосударственного сотрудничества. На практике все чаще наблюдается сочетание этих принципов: если КЕС действует как наднациональный орган, то Совет ЕС — как межправительственный орган, принимающий важнейшие решения. В некоторых областях (например, при проведении единой аграрной политики ЕС) часть полномочий (суверенитета) стран-членов передается органам ЕС; в других решения принимаются на основе прагматичного согласования позиций стран-членов. Создание Валютно-экономического союза (ВЭС) ЕС неизбежно поставит вопрос о типе координации экономической политики (структурной, налоговой, социальной) в условиях необратимости валютных паритетов. Вместе с тем нынешнее сочетание несогласованности и прагматизма, проявляющееся в работе Межправительственной конференции, изучающей проблемы создания политического союза ЕС, может вызвать кризис в отношениях между партнерами, когда, например, новое правительство той или иной страны поставит под сомнение уже согласованные проекты.

Необходимость дополнения механизмов единого внутреннего рынка ЕС позитивной интеграционной политикой требует усиления кооперации стран-членов в области экономической и социальной политики, а не просто передачи органам ЕС части национального

суверенитета, как это было прежде. Вместе с тем страны - члены ЕС нуждаются в укреплении позиций и независимости КЕС.

При обсуждении вопроса о будущем европейской социальной политики руководитель отдела прогнозирования КЕС Ж.Виньон отметил, что ЕС может бороться с дестабилизирующими эффектами свободного рынка с помощью таких мер, как принятие всеми странами — членами ЕС фундаментальных социальных прав, разработка правил корпоративного поведения для крупных компаний, согласованное преобразование режимов социальной защиты в направлении постепенного отказа от организации пенсионных систем на принципах распределения и солидарности, а также разработки на уровне ЕС рамочных правил, которые будут дополняться странами-членами по своему усмотрению с учетом конкретных условий. При этом, считает Виньон, речь должна идти не столько о гармонизации систем социальной защиты в рамках ЕС, сколько о проведении глубоких реформ национальных систем социальной защиты с помощью органов ЕС (с.31).

Коммунитарная структурная политика не имела особого успеха, поскольку осуществлялась в разных странах в одних и тех же формах, не учитывавших национальных особенностей. Именно поэтому, отмечает Виньон, необходимо децентрализовать структурную политику, чтобы доводить европейские проекты до непосредственных исполнителей — предприятий, местных органов власти и ассоциаций. Более гибкая структурная политика позволит наилучшим образом использовать ресурсы и возможности гражданского общества.

JI.A. Зубченко

98.02.086. ТИММЕРМАН X. ПАРТНЕРСТВО ЕС С РОССИЕЙ: ШАНСЫ И ПРОБЛЕМЫ.

T1MMERMANN Н. Partnerschaft mit Russland: Chancen u. Probleme der EU-Anbindungsstrategie. - Koln, 1996. - 24 S. - (Ber. des Bundesinst. fur ostwiss. u. intern. Studien; № 43/1996).

В работе немецкого специалиста на базе официальных документов и научных трудов и публицистических материалов анализируются шансы и проблемы в отношениях между ЕС и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.