Научная статья на тему '98. 02. 012. Володарская E. A. социально-психологические фактoры идентификации ученого с научной школой // Вестн. Моск. Ун-та, cep. L4, психология. -М. , 1997. - № 3. - С. 68-75'

98. 02. 012. Володарская E. A. социально-психологические фактoры идентификации ученого с научной школой // Вестн. Моск. Ун-та, cep. L4, психология. -М. , 1997. - № 3. - С. 68-75 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ПСИХОЛ.) / КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НАУЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ НАУКИ / УЧЕНЫЙ -ИДЕНТИФИКАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 012. Володарская E. A. социально-психологические фактoры идентификации ученого с научной школой // Вестн. Моск. Ун-та, cep. L4, психология. -М. , 1997. - № 3. - С. 68-75»

РОССИЙСКАЯ1 АКАДЕ1УП1Я НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 8

индекс серии 2.8

рефераты 98.02.001 -98.02.031

МОСКВА 1998

Может создаться впечатление, по словам Блура, что, приводя аргументы в пользу допустимости сбциальных исследований науки, включая и научное знание, он ведет войну с призраками. Кто сейчас станет отрицать социокультурную детерминированность науки, кроме нескольких оставшихся позитивистов? Но тем не менее, как показывает публикация Коула, баталии, которые, как казалось, отошли в прошлое, время от времени вспыхивают вновь. "Я также подозреваю, — пишет в заключение Блур, - что многие из тех, кто думает, что они расстались со старомодным позитивизмом, обманывают себя" (с.383).

Т. В. Виноградова

98.02.012. ВОЛОДАРСКАЯ Е.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ УЧЕНОГО С НАУЧНОЙ ШКОЛОЙ // Вестн.Моск.ун-та, Сер. 14, Психология. -М„ 1997. — № 3. — С.68-75.

Автор, специалист по социальной психологии науки, рассматривает собственно психологические характеристики научной школы (НШ), которые, как она считает, остаются за пределами детального анализа. Исследования НШ, традиционно проводимые в науковедении, как правило, посвящены реконструкции предметного поля исследований НШ, ее вклада в логику развития научной дисциплины, роли главы школы в формировании и реализации ее исследовательской программы и пр.

Важная особенность НШ состоит в неформальном характере межличностных отношений ее членов. В связи с этим, с позиций социальной психологии науки выделение НШ может осуществляться не через описание формальных параметров науки, а через выявление круга лиц, считающих себя членами НШ, идентифицирующихся с ней и воспринимаемых в качестве таковых научным сообществом в целом. Таким образом, идентификация может служить способом психологического поведения НШ, исследуемой на предметном и социальном уровнях. Идентификация ученого со школой — это способ его вхождения в науку, определения своей позиции в научном сообществе, механизм развития его личности. Динамический характер НШ, проходящей в своем развитии ряд этапов, на психологическом уровне отражается в протекания идентификационных процессов ее членов. При формировании НШ,

опосредованном выработкой единой исследовательской программы, на первое место выходит идентификация с автором этой программы -научным лидером.

На этапе функционирования НШ, имеющей оформленную научно-исследовательскую программу, на первый план выступает идентификация ученого со сложившимся научным сообществом. При перерастании НШ в научное направление возможно ослабление идентификационных процессов, связанное с исчерпанием первоначальной программы и "размыванием" границ НШ как исследовательского коллектива.

НШ - это коллективный субъект научной деятельности, обладающий развитым "чувством-мы". Последнее - самая существенная психологическая характеристика НШ, основанная на идентификации с ней ее членов. Автор выделяет три аспекта идентификации личности с группой: эмоциональный аспект, который выражается в переживании и оценке тождественности с группой; когнитивный - осознание субъектом тех характеристик, качеств, параметров объекта (социальной группы), с которым происходит идентификация; деятельностный аспект - это воплощение идентификации в реальном поведении (человек ведет себя как член группы, реализуя ее нормы, ценности, цели и т.п.). Важная характеристика идентификации, как подчеркивает автор, -мера ее полноты (частичная по отдельным характеристикам или полная), выраженная в каждом из аспектов (с.70).

Автором было проведено эмпирическое исследование психологических особенностей НШ, объектом которого выступила школа, созданная акад. Н.С.Зефировым в области органической химии. Были сформулированы следующие гипотезы исследования: 1) Идентификация - механизм формирования психологического членства ученого в НШ; 2) идентификация ученого с НШ - феномен, носящий парциальный характер и имеющий три аспекта своего выражения (эмоциональный, когнитивный, деятельностный); 3) на процесс идентификаций ученого с НШ влияют три группы факторов — предметно-логические (куда относится научно-исследовательская программа), социально-научные (оценка позиции главы школы, а также когнитивная и социальная детерминанты вхождения ученого в НШ) и личностно-психологические (индивидуальные особенности образа НШ) (с.72).

9-4455

Эмпирический материал собирался с помощью развернутого неформализованного интервью, направленного на выявление профессиональных представлений респондентов о своей НШ: об ее исследовательской программе, организационной

институционализации, социально-психологическом климате, личности учителя. Также предлагалось оценить по 7-балльной шкале разрабатываемую школой программу по параметрам: актуальность, перспективность, оригинальность.

Для определения когнитивной и социальной детерминант выбора НШ респондентам предлагалось указать ситуацию прихода в НШ, соответствующую его личной судьбе. Ситуации описывались вариантами, когда научный коллектив был первичен по отношению к выбору направления исследований и когда он "подбирался" под уже сформировавшиеся исследовательские интересы.

Для индикации эмоционального аспекта идентификации была разработана специальная методика, дающая возможность определить наличие или отсутствие этого компонента, а также полноту его проявления.

Когнитивный аспект идентификации респондента выражался в его знании и умении описать свою школу по трем группам характеристик: предметной, организационной, социально-психологической.

В качестве коррелята деятельностного аспекта идентификации выступал фактор соответствия тематики исследований респондента научно-исследовательской программе НШ в целом (по мнению главы школы и экспертов).

Наряду с самоотнесением ученого к школе исследовалась внешняя характеристика его включенности в НШ по двум показателям: соответствие исследований респондента программе НШ; оценка принадлежности респондента к НШ, даваемая его коллегами и главой школы. Респондент считался членом НШ, если более половины коллег и научный лидер причисляли его к школе.

В исследовании приняли участие 47 научных сотрудников в возрасте 28-57 лет (женщин - 23, мужчин - 24; 11 докторов, 36 кандидатов химических наук) (с.73).

Были получены следующие результаты. Анализируемая школа -это исследовательский коллектив с элементами научно-образовательной НШ (по типологии М.Г.Ярошевского). У большей

части респондентов имеет место полная идентификация со школой по эмоциональному, когнитивному и деятельностному компонентам, что предположительно, по словам автора, можно объяснить высокой оценкой этой НШ, даваемой представителями научного сообщества.

Выявлено, что процесс формирования членства в НШ опосредован оценкой наличия или отсутствия в школе научно-исследовательской . программы. Формирование тождественности школе более отчетливо выражено при указании на существование у нее единой программы. Отрицание программы объясняется не ее реальным отсутствием, а несовпадением строгого научного понимания термина "программа" и ее трактовки отдельными учеными как единой темы для членов НШ. Оценки программы по параметрам "актуальность", "перспективность", "оригинальность" в отдельности не значимы для выраженности аспектов идентификации с НШ.

Высокая оценка исследовательского подхода в научном сообществе в первую очередь отражается на эмоциональном отношении ученых к этой школе. Вместе с тем суждение о существовании у НШ единой исследовательской программы в большей степени влияет на выраженность когнитивного компонента идентификации по сравнению с отношением ученого к этой школе и воплощением ее теоретических постулатов в его научной деятельности.

При изучении социально-психологических факторов идентификации обнаружено, что влияние личности главы школы в форме научного руководства опосредует вхождение ученого в НШ. Помимо роли научного руководителя глава школы совмещает в себе еще и функции учителя и научного лидера. Из возможных ролей лидера школы субъективно наиболее важными оказались роли "идеолога" и "нравственного образца", показатели по которым значимо превышают таковые по другим ролям.

Исследование влияния образа НШ на идентификацию с ней позволило автору сделать вывод о том, что "механизм формирования психологического членства заключается в сопоставлении профессиональных представлений ученого о школе в науке о характеристиками реальной НШ" (с.75). Чем ближе реальная НШ к образу школы, тем более явно выражена идентификация ученого с ней. Для ученого, у которого в образе НШ преобладают когнитивные характеристики, идентификация осуществляется на основе

ориентации на предметно-логический "профиль" и отражается на особенностях когнитивного аспекта.: Вхождение в НШ ученых с преобладанием социальных представлений о ней происходит при преимущественном влиянии социально-научных характеристик, что влечет за собой изменения в эмоциональном отношении к реальной НШ.

Т.В.Виноградова

98.02.013. ГЕННЕР X., КАСТАГНЕТТИ Г. АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН КАК ПАЦИФЙСТ И ДЕМОКРАТ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

GOENNER H., CASTAGNETTI G. Albert Einstein as pacifict and democrat during World War I // Science in context. - Cambridge etc., 1996. - Vol.9, N 4. - P.325-386.

Американские авторы, опираясь на обширные документальные материалы, подробно анализируют ту позицию демократа и пацифиста, которую занял А.Эйнштейн (1879-1955) во время первой мировой войны. И хотя пацифистское движение, отмечают авторы, занимало весьма незначительное место в европейских и мировых политических процессах, тем не менее те люди, которые смогли пойти наперекор общественному мнению, представляют большой интерес. Тем более когда речь идет о фигуре такого масштаба, как Альберт Эйнштейн, - ученом, кардинально изменившим весь ход развития физической науки, а в политическом отношении оказавшимся во время первой мировой войны среди оппозиционно настроенных аутсайдеров.

С началом первой мировой войны в августе 1914 г. большинство немецких интеллектуалов поддались националистическим настроениям и встали на сторону официальной власти. Четвертого октября 1914 г. во всех крупных немецких ежедневных газетах появился текст Обращения ко всему цивилизованному миру, получившего известность как "Манифест 93". "Манифест" был подписан 93 выдающимися немецкими и австрийскими учеными, писателями, художниками, среди которых были коллеги и друзья Эйнштейна - физики М.Планк, В.Нернст и Ф.Габер. В обращении с гордостью говорилось о "нерушимой связи германской культуры и германского воинственного духа" (с.332). Вся вина за развязывание войны возлагалась на Францию, Англию и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.