Научная статья на тему '98. 01. 106. Дент Ч. Экономические отношения между ес и Восточной Азией: прошлое, настоящее и будущее. Dent Ch. Economic relations between the EC and East Asia: past, present and future // Intereconomics. Hamburg, 1997. -Vol. 32, n 1. P. 7-13'

98. 01. 106. Дент Ч. Экономические отношения между ес и Восточной Азией: прошлое, настоящее и будущее. Dent Ch. Economic relations between the EC and East Asia: past, present and future // Intereconomics. Hamburg, 1997. -Vol. 32, n 1. P. 7-13 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕАН / АЗИИ ВОСТОЧНОЙ СТРАНЫ И ЕС / ЕДИНЫЙ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЕС И АЗИИ ВОСТОЧНОЙ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 106. Дент Ч. Экономические отношения между ес и Восточной Азией: прошлое, настоящее и будущее. Dent Ch. Economic relations between the EC and East Asia: past, present and future // Intereconomics. Hamburg, 1997. -Vol. 32, n 1. P. 7-13»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

единой сильной Комиссией и Советом министров, это будет государство, не имеющее прецедента в истории” (3, с. 22).

В.И.Шабаева

98.01.106. ДЕНТ Ч. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЕС И ВОСТОЧНОЙ АЗИЕЙ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.

DENT Ch. Economic relations between the EC and East Asia: Past, present and future // Intereconomics.- Hamburg, 1997.-Vol.32, N 1.— P.7-13.

Сотрудник Университета графств Линкольншир и Хамберсайд (г. Халл, Великобритания) отмечает, что в 90-х годах ЕС переводит свои отношения со странами Восточной Азии (ВА) в разряд приоритетных, что объясняется двумя факторами: 1) высокой динамичностью экономического развития многих стран ВА и превращением этого региона в новый центр экономической власти; 2) исторической ориентацией этих стран на Северную Америку; связь между этими регионами была закреплена созданием форума по Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству(АРЕС), который предполагает создание к 2020 г. Тихоокеанской зоны свободной торговли (PAFTA). Европейские страны опасаются остаться в стороне от “тихоокеанского центра”.

Доля стран ВА в мировом экспорте в 1980-1995 гг. возросла с 9,6 до 26,4% (с.9). В настоящее время ВА является наиболее важным региональным партнером ЕС. В 1992 г. объем торговли между ЕС и странами ВА превосходил объем торговли последних со странами Северной Америки. За 1983-1995 гг. доля ВА в общем внешнем импорте ЕС возросла с 12,7 до 26,6%, а в экспорте - с 8,8 до 21,6%(с.9). Однако роль ЕС как торгового партнера стран ВА возросла лишь сравнительно недавно, ориентация последних на поддержание торговли с Северной Америкой сохраняется. Кроме того, в ВА значительно расширяются внутрирегиональные торговые связи и инвестиционные потоки. В 1980-1993 гг. доля стран ВА в общем объеме прямых инвестиций (ПИ) сократилась с 16,4 до 12,4%, в зарубежных ПИ США - с 16 до 14,1% и Японии - с 25,1 до 21%(с.9).

Высокие темпы экономического развития стран ВА обусловливают заинтересованность фирм этих стран в осуществлении зарубежных инвестиций и в привлечении иностранных инвесторов.

34-4350

Эти страны долгое время недооценивали ЕС как поставщика современных технологий, капитала и как рынок, считая, что Европа в технологическом и организационном отношении отстает от США. Однако такой взгляд изменился в результате принятия программы создания единого внутреннего рынка, призванного оживить экономику ЕС.

Развитие партнерства между ЕС и странами ВА базировалось на связях между ЕС и АСЕАН, которые были установлены в начале 70-х годов. В 80-х годах между ЕС и АСЕАН было заключено Соглашение о проведении политического и экономического диалога. Постепенно экономические отношения расширялись и становились более равноправными. В 80-х годах 50% экспорта стран ВА в Европу составляли продукты добывающих отраслей промышленности, к 1994 г. 81% их экспорта приходился на долю готовой продукции (с. 10). К 1995 г. страны АСЕАН превзошли латиноамериканские страны в торговле с ЕС по объему импорта и экспорта.

Большие сложности у ЕС существовали при развитии экономических отношений с Японией, торговый баланс которой сводился с большим положительным сальдо. В конце 80-х годов ЕС совместно с США оказывали серьезное давление на Японию, вынуждая ее снизить торговые барьеры. Причина дефицита в торговле ЕС с Японией заключалась также и в самой позиции ЕС в отношении Японии. Медленный процесс формирования политических отношений с Японией сопровождался инерционной реакцией на “японский экономический вызов”. Лишь в 1991 г. ЕС и Японией приняли декларацию, создавшую основу для более здоровых экономических отношений и для развития экономического сотрудничества. В результате в 1992-1995 гг. торговый дефицита ЕС в отношениях с Японией сокращался на 10% в год (с. 11).

В разряд приоритетных были выведены и отношения ЕС с Китаем. Первое торговое соглашение между ними было подписано в 1978 г.; в 1985 г. было заключено Соглашение о развитии торговли и сотрудничества. Через три года после этого торговый баланс ЕС с Китаем впервые был сведен с отрицательным сальдо, которое в 1995 г. достигло 11,8 млрд. экю (с. 11). Для выравнивания баланса ЕС предпринимает следующие меры: применяет против китайского экспорта протекционистские меры (включая антидемпинговые); стремится получить те же, что и США, льготы, обеспечивающие

доступ на китайский рынок; поддерживает вступление Китая в ВТО, где он вынужден будет соблюдать нормы международной торговли.

ЕС проявил заинтересованность в формализации своих экономических отношений с Южной Кореей. Переговоры были начаты в 1993 г., а в 1996 г. между ЕС и Южной Кореей было заключено Соглашение о развитии торговли и экономического сотрудничества. Для укрепления двусторонних отношений со странами ВА проводились азиатско-европейские встречи (АБЕМ).

Несмотря на достижение определенного прогресса в развитии экономических отношений между ЕС и странами ВА, для их дальнейшего совершенствования существуют некоторые препятствия. К ним относятся: “внутренние” барьеры в странах ВА, в том числе юридические и административные ограничения, политические режимы, препятствующие развитию экономического сотрудничества, а также структурные характеристики экономики. К внешним барьерам относятся тарифы и количественные ограничения.

Страны ВА, в свою очередь, обеспокоены большим количеством антидемпинговых мер, применяемых ЕС. За 1988-1996 гг. на долю этих стран приходилось 56% всех антидемпинговых процедур ЕС (с. 12). Кроме того, ЕС повышает тарифы в таких “чувствительных” отраслях, как производство текстильных изделий, обработанного сырья и базовых химических продуктов. Многие страны ВА лишены льгот, предоставляемых развивающимся странам Общей системой преференций, поскольку они имеют высокие темпы роста.

В заключение автор подчеркивает, что развитие сотрудничества между ЕС и ВА соответствует интересам обеих сторон. Возможное создание Евро-азиатской зоны свободной торговли может отрицательно сказаться на экономике ЕС, т.к. приведет к устранению “внешних” торговых барьеров. ЕС заинтересован в оказании поддержки ВТО в новых сферах деятельности и в обеспечении контроля со стороны ВТО за деятельностью региональных группировок и созданием Тихоокеанской зоны свободной торговли.

Н.Н. Иванова

34*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.