Научная статья на тему '98. 01. 090. Ананьев А. Торгово-экономическая политика России как фактор устойчивого развития // Вопр. Экономики. М. , 1997. N 1. С. 116-128'

98. 01. 090. Ананьев А. Торгово-экономическая политика России как фактор устойчивого развития // Вопр. Экономики. М. , 1997. N 1. С. 116-128 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / ТОРГОВЛЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА- - РФ / РОССИЙСКАЯ ФЕД. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕД. - И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 090. Ананьев А. Торгово-экономическая политика России как фактор устойчивого развития // Вопр. Экономики. М. , 1997. N 1. С. 116-128»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.01.001 -98.01.106

МОСКВА 1998

тестированию товаров. США потребовали установить лимит на некоторую медицинскую аппаратуру, затрагиваемую соглашением.

Европейцам пришлось сделать больше уступок, но, возможно европейские компании оказались бы в менее выгодном положении при сохранении существующего положения дел, поскольку в США были приняты более строгие процедуры тестирования. Как следует из последнего отчета ЕС, доля европейских компаний на рынке информационных технологий и средств связи сокращается, в то время как доля США продолжает расти.

В.И.Шабаева

98.01.090. АНАНЬЕВ А. ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ // Вопр. экономики,- М.,1997. - N 1.- С.116-128.

Главный специалист Департамента многостороннего экономического сотрудничества Министерства внешних экономических связей РФ отмечает, что устойчивое экономическое развитие страны, обеспечивающее решение экологических проблем, достигается на основе эффективной торгово-экономической политики.

Международный экономический обмен будет полезен для всех его участников, "если гарантируется долговременная жизнеспособность экосистем, от которых зависит мировая экономика",и "если партнеры по экономическим отношениям уверены в том, что отношения развиваются на справедливой основе”(с. 116). Решение глобальных экологических проблем возможно путем заключения многосторонних экологических соглашений (МЭС), которые обязывают стороны осуществлять конкретные меры для решения определенных проблем и позволяют разделить ответственность между странами-участницами договора.

При проведении своей торгово-экономической политики Россия сталкивается с некоторыми трудностями, связанными с соблюдением МЭС, что отрицательно сказывается на достижении ею устойчивого развития. Так, Россия приняла на себя обязательства бывшего СССР по ограничению торговли веществами, разрушающими озоновый слой (ОРВ), и продукцией, произведенной на их основе, в соответствии с Венской конвенцией (1985) и

Монреальским протоколом (1987). Торговля этими веществами допускается лишь между участниками соглашений и ограничена положениями о постепенном сокращении производства и потребления ОРВ. Выполнение взятых Россией обязательств по Монреальскому протоколу осложнено тем, что большинство стран СНГ, являющихся основными потребителями ОРВ и содержащей их продукции, не подписали этот протокол. Прекращение торговли с этими странами в данный момент для России нецелесообразно. В то же время применение к ней санкций в случае невыполнения ею своих обязательств носит более строгий характер, чем к странам, наращивающим производство этой продукции, но не подписавшим протокол. Для выполнения обязательств по переводу промышленности на озонобезопасные галоны и хладоны России потребуется ежегодно импортировать продуктов и технологий на сумму до 500 млн. долл.(с.118). Если позиция России в рамках данного МЭС не изменится, ее ждут еще большие экономические потери.

Другим МЭС является Базельская конвенция по контролю за трансграничной перевозкой опасных отходов, в соответствии с которой с 31 декабря 1997 г. запрещается экспорт опасных отходов из стран-членов ОЭСР в страны, не являющиеся членами этой организации. Однако в рамках Базельской конвенции еще не выработано определение опасных отходов и не установлены предельные уровни их концентрации. Для России очень важным является участие в решении вопросов на совещаниях технической рабочей группы. Однако в РФ до сих пор не проведен анализ внешнеторговых операций с отходами и не определена экологоэкономическая целесообразность отнесения тех или иных отходов к категории опасных.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) вступила в силу 1 июля 1975 г.; Россия подтвердила свои обязательства по ее выполнению в 1992 г. Участие в этой конвенции может иметь для России отрицательные последствия. Например, если страна в состоянии обеспечить рациональное использование соответствующих контролируемых видов на устойчивой основе, то применение торговых ограничений может нанести экономический ущерб, не давая экологического эффекта. В то же время, сохраняя режим контроля за

экспортом биологических ресурсов с помощью лицензирования, таможенного контроля и т. д., Россия способствует сдерживанию браконьерского их использован» . на своей территории. Однако образование единого таможенного пространства с Белоруссией и Казахстаном может осложнить решение этой задачи.

Конвенция о биологическом разнообразии вступила в силу в 1993 г., Россия присоединилась к ней в 1995 г. Основная цель конвенции - сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях и получение выгод, связанных с использованием генетических ресурсов и обменом соответствующими технологиями. России следует добиваться доступа к биотехнологиям для стран с переходной экономикой подобно тому, как это предусмотрено для развивающихся стран.

Функционирование МЭС дает возможность некоторым странам получать дополнительные экономические выгоды за счет межгосударственных различий в уровне природоохранной работы и в способах учета экологических расходов в общих производственных затратах. В результате возникают трудности для устойчивого развития государств, не уделяющих достаточного внимания экологической безопасности.

В настоящее время перед Россией стоит задача взаимоувязки торговой и экологической политики с обеспечением доступа на рынки. Для этого необходимо обеспечить российских производителей и экспортеров информацией о действующих в разных странах нормах, стандартах, основах законодательства, регулирующих торговлю с учетом охраны окружающей среды. По прогнозам, объем рынка продукции, на которую распространяются экологические требования, возрастет с 300 млрд. долл. в начале 90-х годов до 600 млрд. долл. к 2000 г.(с. 121). В связи с этим возрастает роль изучения экорынка, его структуры, конъюнктуры, динамики, характеристики товаров.

В основе экологической политики государств лежит применение одной из следующих мер или их сочетания.

1. Прямой контроль, включающий: экологически

обоснованные запреты; обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов; требования в отношении содержания рециркулированных материалов.

2. Косвенный контроль, предполагающий различные сборы, субсидии, системы возмещения депозитов и средства финансового стимулирования.

3. Экомаркировка продукции и экосертификация фирм-производителей.

4. Добровольные отраслевые соглашения между правительством и отдельной отраслью с целью ограничения экологически вредного производства и действующие до принятия более радикальных мер.

5. Государственные закупки, в рамках которых предпочтение отдается экологически чистой продукции.

Для обеспечения устойчивого развития Россия должна пересмотреть свою внешнеторговую политику, в частности упорядочить экспорт ресурсов особого экологического значения — леса, редких видов растений и животных,а также осуществлять более строгий контроль за экологическими характеристиками экспортируемой и импортируемой продукции. Россия предоставляет международному сообществу широкий диапазон “экологических услуг”, причем делает это безвозмездно. Например, ее леса служат одновременно “поглотителем” углерода и хранилищем биологического разнообразия. Недооценка мировым сообществом значимости российских экологических ресурсов приводит в их нерациональной эксплуатации. Следует разработать и использовать внешнеэкономические механизмы, дающие возможность России получать компенсацию за свои “экологические услуги’’.Россия должна шире использовать возможности и средства международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. В последние годы п мировую практику пошли сделки “долги за природу”, означающие списание долгов страны в обмен на обязательство проведения определенных мер по защите окружающей среды.Так, Канада заявила об аннулировании задолженности ей латиноамериканских стран в размере 145 млн. долл. в обмен на проведение экологических программ (с. 126).

Очевидно, что внедрение новых экологических стандартов и правил потребует огромных затрат. Международные фонды и организации готовы предоставлять России инвестиции на природоохранные цели на определенных условиях. Однако они

30-4350

нередко используют подписанные Россией природоохранные конвенции как одну из форм протекционизма.

На современном этапе развития России следовало бы придерживаться сбалансированной, учитывающей собственные экономические интересы линии в “экологической дипломатии”, не форсируя новых природоохранных инициатив, но добросовестно выполняя взятые на себя международные обязательства по экологическим соглашениям. Важнейшим направлением внешних усилий должно быть налаживание эффективного природоохранного взаимодействия со странами ближнего зарубежья, представляющими единое эколого-экономическое пространство.

Н.Н.Иванова

МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛОВ. ТНК

98.01.091. ДОКЛАД О МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В

1996 г.

Rapport sur l'investissement dans le monde 1996. L'investissement, le commerce et les instruments intemationaux. Vue d'ensemble / NU. Conf. sur le commerce et le deveioppement. - New York; Geneve: NU, 1996. -35 p.

Доклад о международных прямых инвестициях в 1996 г., подготовленный группой экспертов ЮНКТАД, состоит из трех разделов: в первом рассматриваются общие тенденции

международного движения капитала в форме прямых инвестиций (ПИ); во втором - взаимодействие между потоками ПИ и международной торговлей; в третьем — возможности многостороннего регулирования иностранных ПИ.

В последние годы объем зарубежных ПИ в мире рос более высокими темпами, чем мировая торговля, которая прежде служила главным связующим звеном для национальных экономик. В 1995 г. экспорт капитала в форме ПИ в мире составил 317,8 млрд. долл. против 76,8 млрд. в 1982-1987 гг. и 208,5 млрд. в 1988-1992 гг. Главными экспортерами ПИ являются промышленно развитые страны (ПРС) - 270,5 млрд.; развивающиеся страны (PC) вложили за рубежом в форме ПИ 47,9 млрд. долл. Одновременно ПРС выступают и как главные импортеры ПИ: в 1995 г. в них было вложено 203,2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.