РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.01.001 -98.01.106
МОСКВА 1998
упор следует, по мнению авторов, сделать на отдельные технические функции здания, либо на здание в целом, либо на целый район. Следует использовать комплексный подход, предусматривающий постепенный перенос упора с обновления отдельных зданий на реконструкцию целых районов, а также шире применять междисциплинарное планирование.
В. Г. Б шов
98.01.084. ЛАМАНЕР П. В КАКОМ СОСТОЯНИИ НАХОДИТСЯ РЕФОРМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВО ФРАНЦИИ? LAMAIGNERE P. OÙ en est la réforme des retraités? // Droit social. - P. ,1997.-N 2-P. 176-178.
Система пенсионного обеспечения Франции, указывает французский исследователь, переживает глубокий кризис доверия. Было бы неправильным возлагать за это ответственность на частные компании пенсионного страхования. Основными причинами дестабилизации системы пенсионного обеспечения являются в настоящее время положение в области занятости и противоречивые инициативы властей в этой области.
В рамках реформы 1993 г. предполагалось "заключить контракт" между поколениями, который гарантировал бы постоянство пенсионного обеспечения. В ходе подготовительных работ к реформе 1993 г. в общем режиме предоставления пенсий по старости были определены некоторые ясные принципы, которые необходимо соблюдать при определении пенсионных режимов. Отправным пунктом было положение о том, что в середине 80-х годов пенсионеры в среднем располагали доходами, равными доходам работающих членов общества, за вычетом расходов на детей и социальные отчисления. Были изучен^ условия поддержания этого уровня жизни, в том числе с помощью системы пенсионного обеспечения. Основываясь на предположении о сокращении безработицы, в подготовительных работах было показано, что к 2010 г. эта цель может быть достигнута, а современные обязательные режимы предоставления пенсий могут быть сохранены в их существующем виде при соблюдении двух основных параметров: при увеличении пенсионного возраста и постепенном изменении системы расчета пенсий, в частности при отказе от правила "десяти лучших
расчета пенсий, в частности при отказе от правила "десяти лучших лет". В белой книге о предоставлении пенсий, опубликованной в 1991 г. правительством, были воспроизведены эти выводы и заключения. Однако там не были изложены достаточно ясно условия "контракта между поколениями", основанного на паритете уровней жизни экономически активных членов общества и пенсионеров.
Первое положение реформы пенсионного обеспечения заключалось в увеличении возраста выхода на пенсию. Необходимость этой меры обосновывалась тем, что в условиях старения населения следует поддерживать такое соотношение между суммой взносов в системы пенсионного обеспечения и суммой пенсий, которое обеспечивает равновесие пенсионных режимов. Это тем более логично, что ожидаемая продолжительность жизни увеличилась, а состояние здоровья населения в целом улучшилось. Вследствие этого реформой 1993 г. предусматривалось постепенное увеличение срока уплаты пенсионных взносов с 37,5 лет, предусмотренных ранее, до 40 лет.
Со временем все более очевидным становится противоречие между этим положением реформы и условиями функционирования рынка труда. Молодежь все позже вступает в экономически активную жизнь, а пожилые трудящиеся все раньше покидают рынок труда. Только незначительная часть занятых в частном секторе работают в тот момент, когда приходит пора производить расчет их пенсии. Другие в это время - уже безработные либо в течение месяцев, либо нескольких лет. Сокращение занятости на крупных предприятиях государственного и частного секторов осуществляется чаще всего в виде предварительного выхода на пенсию. В соглашении, заключенном 6 сентября 1995 г. социальными партнерами, предусматривается финансирование преждевременных пенсионеров взамен вновь нанятых молодых рабочих. Одним из недостатков этого соглашения является то, что финансирование не в состоянии обеспечить в течение длительного времени преждевременно вышедших на пенсию доходом, равным их предыдущему заработку.
Второе положение реформы состоит в изменении правил расчета и индексации размеров пенсий. Дело в том, что положение будущих пенсионеров будет лучше, чем у нынешних, в связи с тем, что многие женщины, которые работают в настоящее время, получат право на получение своей собственной пенсии и семьи пенсионеров
будут жить не на одну, как сейчас, а на две пенсии. В связи с этим было предложено постепенно снизить уровень индивидуального замещения заработной платы пенсией.
Поставленная перед реформой пенсионного обеспечения цель гарантировать пенсионерам уровень жизни, сравнимый с уровнем жизни экономически активных членов общества, очень быстро выпала из поля зрения властей. Получила распространение установка, что пенсионеры - обеспеченные люди. В 1993 г. были приняты решение об индексации пенсии по старости в соответствии с ценами и проект мер постепенного выравнивания уровня взносов пенсионеров на страхование по болезни и уровня взносов экономически активных членов общества.
В настоящее время, учитывая низкий уровень инфляции, индексация пенсий в соответствии с уровнем цен, а не с уровнем заработной платы, имеет небольшое значение. Но в случае нового витка роста цен способности уровень жизни пенсионеров по сравнению с работающими понизится. Кроме того, индексация по ценам противоречит принципу контрибутивности, который связывает заработную плату, отчисления и пенсии.
Только индексация пенсий в соответствии с уровнем заработной платы, по мнению автора, может действительно гарантировать постоянный уровень замещения. Любая другая форма индексации вызовет появление сильного неравенства между пенсионерами: более пожилые, дольше других испытывавшие на себе политику недостаточного индексирования, окажутся в более тяжелом материальном положении, чем более молодые пенсионеры.
Автор высказывает сожаление, что действия французских властей не проясняют ситуацию, сложившуюся в системе обязательного пенсионного обеспечения. Проект "сбережения-пенсия" вызывает много вопросов и беспокойств. Дополнительным источником неравенства станет положение о предоставлении некоторым управляющим и владельцам предприятий новых налоговых и социальных льгот для получения более высокой пенсии по сравнению с теми, кто состоял в режиме обязательного страхования.
Непонятно, зачем власти повышают пенсионный возраст и одновременно поощряют досрочный выход на пенсию, а также отказываются от принципов контракта солидарности между
поколениями, о чем было заявлено в 1991 г. Наконец, если системе предоставления пенсий ничто не угрожает, то зачем убеждать в необходимости развития системы капитализации надбавок к пенсии. Это выглядит, как считает автор, более, чем удивительно.
Изменения на рынке труда остаются самой большой неизвестной величиной. Если ситуация на рынке труда не будет меняться, то усилятся дуализм рынка занятости и организованная эрозия систем обязательного пенсионного обеспечения в пользу пенсионных фондов. Франция последует за своими европейскими соседями по пути увеличения социальных неравенств.
С.Н.Куликова