Научная статья на тему '98. 01. 038. Комментарий к кодексу законов о труде Российской Федерации: по состоянию на 1 июля 1996 г. / Буянова М. О. , гусов К. Н. , Захаров М. Л. И др. ; руководитель авт. Коллектива и отв. Рук. Гусов К. Н. М. : пост-фактум, 1996 г. 527 с. , табл'

98. 01. 038. Комментарий к кодексу законов о труде Российской Федерации: по состоянию на 1 июля 1996 г. / Буянова М. О. , гусов К. Н. , Захаров М. Л. И др. ; руководитель авт. Коллектива и отв. Рук. Гусов К. Н. М. : пост-фактум, 1996 г. 527 с. , табл Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 038. Комментарий к кодексу законов о труде Российской Федерации: по состоянию на 1 июля 1996 г. / Буянова М. О. , гусов К. Н. , Захаров М. Л. И др. ; руководитель авт. Коллектива и отв. Рук. Гусов К. Н. М. : пост-фактум, 1996 г. 527 с. , табл»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.01.001-98.01.048

МОСКВА 1998

98.01.038. КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ЗАКОНОВ О ТРУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: По состоянию на 1 июля 1996 г. / Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др.; Руководитель авт. коллектива и отв.рук. Гусов К.Н. - М.: ПОСТ-ФАКТУМ, 1996 г. -527 е., табл.

С момента принятия КЗоТ РФ в 1971 г. в него неоднократно вносились изменения и дополнения.

Наиболее крупные изменения и дополнения были произведены указом Президиума Верховного Совета РСФСР 5 февраля 1988 г. и законом РФ от 25 сентября 1992 г. Последние изменения и дополнения в КЗоТ были внесены Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 г. В настоящее время Комитет по труду и социальной поддержке при Госдуме РФ разрабатывает проект Федерального закона РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ".

В последние годы были приняты федеральные законы РФ и иные нормативные акты по отдельным вопросам регулирования трудовых отношений.

Чтобы облегчить пользование КЗоТ на практике, известные российские юристы-трудовики составили предлагаемый вниманию комментарий. В комментарии дается оценка положений КЗоТ, при этом авторы подчеркивают, что по некоторым вопросам мнение специалистов не совпадают.

В комментарии к ст.1 КЗоТ, в которой перечислены задачи и основные функции трудового права, подчеркивается, что одной из важных новелл КЗоТ является расширение сферы его действия. В настоящее время в условиях перехода РФ к рыночным отношениям КЗоТ регулирует трудовые отношения всех работников, работающих по трудовому договору, независимо от формы собственности.

Не регулируются трудовым законодательством отношения, возникающие из гражданско-правовых договоров, предметом которых является предоставление определенного результата труда. Такие отношения регулируются гражданским законодательством.

Ст. 2 об основах трудовых правах и обязанностях работников опирается на важнейшие конституционные права российских граждан. Закрепляя трудовые права граждан, Конституция сформировала принцип свободы труда, запретила применение принудительного труда. Сформированные в ст.2 КЗоТ основные трудовые обязанности работников более четко конкретизированы в гл. IX КЗоТ "Трудовая дисциплина".

Комментируя ст.З КЗоТ о регулировании труда членов колхозов и иных кооперативных организаций, авторы отмечают, что труд членов колхозов и иных кооперативных организаций регулируется не только уставами и законодательством, относящимся к ним, но и трудовым законодательством.

Здесь авторы дают краткую характеристику Федерального закона РФ "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г., который, в частности, не допускает установления условий, ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде. Это, в частности, относится к установлению минимального размера оплаты труда, продолжительности ежегодного отпуска. В комментарии дается определение понятия "производственный кооператив" на основе ст. 107 ГК РФ и ст.1 Федерального закона "О производственных кооперативах" от 10 апреля 1996 г.

В работе выражено предположение, что многие из подлежащих преобразованию индивидуальных (семейных) частных предприятий выберут организационно-правовую форму производственного кооператива. Трудовые отношения членов кооператива регулируются Федеральным законом "О производственных кооперативах" и уставом кооператива, а наемных работников - законодательством о труде.

КЗоТ (ст.4) содержит подробный перечень законодательства о труде и прежде всего положений Конституции, касающихся регулирования и защиты прав и свобод человека. В комментарии отмечается, что федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо в противном случае они не имеют юридической силы. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. Законы применяются лишь после официального опубликования.

Среди источников трудового права вслед за Конституцией РФ в работе назван КЗоТ РФ. Он является третьим по счету КЗоТ и представляет собой кодифицированный закон. Кроме этих основных актов в комментарии дан подробный перечень иных законодательных актов о труде и в их числе закон РФ от 11 марта 1992 г. "О

коллективных договорах и соглашениях" в редакции Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г.; Федеральный закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров от 22 ноября 1995 г.; закон РФ "О занятости населения в РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции федерального закона от 20 апреля 1996 г. и др.

Ко второй группе источников трудового права относятся подзаконные акты и прежде всего указы и распоряжения президента РФ, а также нормативные постановления и распоряжения правительства РФ.

В состав третьей группы входят подзаконные акты Министерства труда РФ в форме постановлений и разъяснений о применении действующего законодательства о труде.

Четвертая группа охватывает нормативные акты министерств, ведомств и госкомитетов РФ. Далее идут нормативные акты органов по труду субъектов РФ, глав администрации и органов местного самоуправления. В комментарии подчеркивается возросшая роль локальных нормативных актов в условиях перехода к рыночной экономике. Кроме названных нормативных актов социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

Конституция РФ (п.4 ст. 15) признает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в качестве составной части правовой системы, а также приоритет международного права над национальным правом. В комментарии дан перечень конвенций МОТ, ратифицированных СССР и обязательных для РФ.

В переходный период, который переживает Россия, вопрос о применении либо неприменении бывшего союзного законодательства следует решать в каждом конкретном случае с "учетом содержания нормы и ее сопоставления с российским законодательстве о труде".

Что касается ст.5 "Недействительность условий договоров о труде, ухудшающих положение работников", то запрещается ухудшение положения работников'и разрешается улучшение. Здесь речь идет о всех видах договоров о труде, регулируемых трудовым законодательством, - индивидуальных, коллективных договорах, а также различных соглашениях по вопросам труда.

Допустимость и правомерность повышения уровня трудовых прав и льгот работников по сравнению с законодательством предусмотрена законом РФ "О коллективных договорах и

соглашениях" от 11 марта 1992 г., который вместе со ст. 5 КЗоТ образует единую систему неухудшения условий труда.

Недействительность отдельных договоров о труде должна определяться в каждом конкретном случае, исходя из содержания соответствующих договоров и тех юридических норм, отсутствие которых было допущено.

В связи с распадом СССР законом РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 была отменена ст. 6 КЗоТ о применении в РФ трудового законодательства других союзных республик.

Коллективный договор (ст.7 КЗоТ), согласно комментариям, является важным фактором создания системы социального партнерства, расширения и развития договорного регулирования социально-трудовых отношений. Здесь подробно анализируется Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в закон РФ о коллективных договорах и соглашениях", принятый Госдумой 20 октября 1995 г.

Далее в работе обстоятельно рассматриваются роль и место трудового договора в регулировании трудовых отношений между работодателем и работником (комментарий к гл.Ш КЗоТ РФ -"Трудовой договор (контракт)"). Трудовой договор (контракт) является одним из главных оснований возникновения трудовых отношений. Принцип свободы трудового договора лежит в основе не только его добровольного заключения, но и дальнейшего существования трудовых отношений. Авторы подробно комментируют все статьи КЗоТ о трудовом договоре.

Большая роль в защите трудовых прав граждан России принадлежит гл. Ш-А КЗоТ - "Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд". Однако в ст. 40 гл. Ш-А перечислены не все гарантии, а только основные, которые гарантируются государством. Существенным дополнением к КЗоТ стал закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в РФ" с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. и от 20 апреля 1996 г. В этом законе (ст. 5) закреплены основные принципы государственной политики в сфере содействия занятости.

Важное значение для охраны здоровья работающих женщин имеет гл. XI КЗоТ "Труд женщин", которая предусматривает систему специальных норм, образующих особую охрану труда женщин сверх общей охраны их труда. Она включает трудовые льготы, необходимые для защиты физиологических особенностей женского организма, его

материнской детородной функции от производственных вредностей, а также для получения здорового потомства. Как подчеркивается в комментарии, большая роль в защите здоровья работающих женщин принадлежит медицински обоснованному списку тяжелых работ и вредных для женщин условий труда, на которых запрещается использовать труд женщин. Список, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиумом ВСПС от 25 июля 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, включает 500 видов работ в самых различных отраслях производства. Вместе с тем, подчеркивается в комментарии, принятый закон РФ "Основы законодательства об охране труда" значительно сузил сферу действия ст. 160 КЗоТ "Работы, на которых запрещается применение труда женщин", запретив такие работы лишь для женщин детородного возраста (до 35 лет). Авторы комментария не поддерживают таких изменений и считают, что законодатель "отступил от достигнутых социальных завоеваний по труду женщин в ущерб здоровью женщин" (с.307).

Труд молодежи также нуждается в особой защите. Меры по охране трада молодежи предусмотрены в гл. XII "Труд молодежи". Авторы высоко оценивают комплекс основных норм по труду молодежи, особенно несовершеннолетных до 18-летнего возраста. В развитие этого положения КЗоТ было принято 3 июля 1993 г. Постановление Верховного Совета РФ, утвердившее Основные направления государственной молодежной политики в РФ. Среди общих принципов этой политики в комментарии особо отмечены два: 1) обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса; и 2) предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг.

Далее в работе содержатся комментарии к статьям КЗоТ РФ, касающимся предоставления льгот работникам, совмещающим работу с обучением; разрешения трудовых споров; роли профсоюзов в современном общественном развитии; полномочий трудового коллектива; государственного социального страхования; осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; особенностей регулирования труда отдельных работников.

В настоящее время в повестке дня Государственной думы стоит вопрос о принятии нового трудового кодекса РФ, который заменит ныне действующий КЗоТ РФ.

Е.В.Клинова

98.01.039. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР: Коммент. Рекомендации/Авт,-сост. Борисов Б.А. - М.: Филинъ, 1996. - 254 с. - (Сер.: Бизнес и закон).

Трудовой договор (ТД) является важнейшим институтом в системе трудового права.

В работе дается определение ТД, содержащееся в ст. 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в ст. 15 КЗоТ РФ, а также содержится определение коллективного договора (КД), данного в КЗоТ и в законе РФ от 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях". ТД является соглашением работника с администрацией предприятия (работодателем). Работник принимает на себя обязанность выполнять работы по определенной должности, специальности и квалификации с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие обязается выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда и социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

КД как правовой акт заключается на предприятиях и в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. ТД тесно связан с КД. Закон РФ о коллективных договорах является источником трудового права в целом и ТД, как его института, в частности. В работе рассмотрены стороны ТД (работник и работодатель), их взаимные обязательства; условия ТД; отличие ТД от смежных договоров, которое состоит в различных механизмах регулирования возникающих правоотношений; формы и виды ТД (срочный, на неопределенный срок, ТД о временной и сезонной работе); гарантии при приеме на работу; вопросы найма иностранных работников и на работу за границу; содержание ТД; совместительство; перевод на другую работу; дисциплина труда; материальная ответственность; охрана труда; расторжение ТД; кадровая служба; защита трудовых прав. В приложении даны тексты нормативных актов, включающие

24-3846

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.