Научная статья на тему '98. 01. 039. Трудовой договор: коммент. Рекомендации/авт. -сост. Борисов Б. А. М. : Филинъ, 1996. 254 с. (сер. : бизнес и закон)'

98. 01. 039. Трудовой договор: коммент. Рекомендации/авт. -сост. Борисов Б. А. М. : Филинъ, 1996. 254 с. (сер. : бизнес и закон) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВОЙ ДОГОВОР РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клинова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 01. 039. Трудовой договор: коммент. Рекомендации/авт. -сост. Борисов Б. А. М. : Филинъ, 1996. 254 с. (сер. : бизнес и закон)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.01.001-98.01.048

МОСКВА 1998

В настоящее время в повестке дня Государственной думы стоит вопрос о принятии нового трудового кодекса РФ, который заменит ныне действующий КЗоТ РФ.

Е.В.Клинова

98.01.039. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР: Коммент. Рекомендации/Авт.-сост. Борисов Б.А. - М.: Филинъ, 1996. - 254 с. - (Сер.: Бизнес и закон).

Трудовой договор (ТД) является важнейшим институтом в системе трудового права.

В работе дается определение ТД, содержащееся в ст. 8 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в ст. 15 КЗоТ РФ, а также содержится определение коллективного договора (КД), данного в КЗоТ и в законе РФ от 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”. ТД является соглашением работника с администрацией предприятия (работодателем). Работник принимает на себя обязанность выполнять работы по определенной должности, специальности и квалификации с подчинением внутреннему распорядку, а предприятие обязается выплачивать ему заработную плату и обеспечивать условия труда и социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

КД как правовой акт заключается на предприятиях и в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. ТД тесно связан с КД. Закон РФ о коллективных договорах является источником трудового права в целом и ТД, как его института, в частности. В работе рассмотрены стороны ТД (работник и работодатель), их взаимные обязательства; условия ТД; отличие ТД от смежных договоров, которое состоит в различных механизмах регулирования возникающих правоотношений; формы и виды ТД (срочный, на неопределенный срок, ТД о временной и сезонной работе); гарантии при приеме на работу; вопросы найма иностранных работников и на работу за границу; содержание ТД; совместительство; перевод на другую работу; дисциплина труда; материальная ответственность; охрана труда; расторжение ТД; кадровая служба; защита трудовых прав. В приложении даны тексты нормативных актов, включающие

24-3846

Приказы Федеральной службы занятости России, постановления Верховного Совета РФ, инструкции и правила и др.

В последние годы относительно новым явлением стала проблема привлечения для работы в России иностранных рабочих и служащих. Их трудовые права регулируются Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1994 г. Практика потребовала соответствующих разъяснений Министерства труда РФ от 4 апреля 1994 г. Действующие документы определяют условия и порядок выдачи разрешений на привлечение в Россию иностранной рабочей силы и подтверждений иностранным гражданам на право трудовой деятельности на территории РФ.

Иностранный гражданин может работать по найму на территории РФ только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Таким разрешения выдаются Федеральной миграционной службой РФ (ФМС) по предложениям органов испольнительной власти субъектов РФ. Контроль за использованием этих разрешений также осуществляет ФМС РФ. Срок работы привлекаемых иностранных граждан не может превышать срок действия разрешения.

Чтобы получить разрешение, работодатель должен представить в МФС необходимые документы и в их числе заявление, предложение (заключение) соответствующего органа исполнительной власти с обоснованием целесообразности привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы, проект ТД (контракта) с иностранным гражданином.

В случае отказа разрешение об отказе направляется заявителю в течение пяти дней. Срок действия разрешения обычно не превышает одного года, и в случае обоснования он может быть продлен, но не более чем на один год.

Сведения о заключенных с иностранцами ТД работодатель должен в течение месяца направить в ФМС. За выдачу разрешений и за их продление с работодателя взимается плата в минимальном размере месячной оплаты труда. В работе подробно рассматривается механизм выдачи разрешений и условия ТД с иностранными рабочими.

Согласно закону РФ “Об иностранных инвестициях в РСФСР” трудовые отношения иностранного работника с работодателем,

включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций регулируются КД и индивидуальным ТД (контрактом). Условия труда, предусмотренные в КД и индивидуальном ТД, не могут ухудшать положение работников, в том числе и иностранных, в сравнении с условиями, установленными в РФ действующим законодательством.

Одним из основных явлений в практике трудовых отношений стал выезд россиян на работу за границу. В настоящее время действуют международные соглашения о трудовой миграции России с Германием, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией, Швейцарией. Одни соглашения устанавливают ежегодную квоту приема иностранных работников, другие такой квоты не предусматривают. Подбором кандидатур для представления иностранным работодателям на конкурсной основе осуществляет ФМС РФ. Решение о соответствии кандидата предъявляемым требованиям принимает работодатель.

Наряду с ФМС трудоустройством за границей занимаются также всякого рода посреднические организации, действующие в рамках упомянутых соглашений. Такие организации должны иметь лицензии, чтобы не допустить каких-либо фальсификаций и обмана. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что даже в этом случае не всегда удается гарантировать соискателю работы за рубежом.

Кроме упомянутых договоров существуют многосторонние соглашения стран — участниц СНГ от 15 апреля 1994 г. “О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов”.

Защитой прав российских граждан-мигрантов уполномочены заниматься непосредственно дипломотические представительства и консульские учреждения РФ в зарубежных странах.

Эффективность защиты трудовых прав граждан России, особенно в условиях рыночных отношений, в значительной степени зависит от четко налаженной системы контроля, правового механизма, обеспечивающего социальную защищенность трудовых прав граждан, а также от совершенствования законодательства о разрешении трудовых споров. В этой области в последние годы произошли существенные перемены. Повысилась роль суда.Ему принадлежит особая роль по разрешению трудовых споров. В его функции входят предупреждение нарушения субъективных прав; их принудительное восстановление и возмещение имущественного

24*

ущерба, понесенного работником из-за несоблюдения его законных прав.

Еще одной мерой защиты прав граждан стала передача правовой и технической инспекции труда в введение государства, которые раньше действовали при профсоюзах. Чтобы повысить ответственность за нарушение законодательства о труде, был принят ряд мер и в их числе Федеральный закон “Об усилении ответственности за нарушение трудового законодательства” от 18 июля 1995 г.; были внесены изменения в Кодекс об

административных правонарушениях, ст.41 которого предусматривает за нарушение должностным лицом законодательства о труде кодекс наделяет инспектора труда правом проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях любой формы собственности и решать вопрос об административной ^ответственности виновных лиц; Кодекс содержит положения (ст.411, 414, изменена ст.210) о привлечении должностных лиц к ответственности за нарушение КД и соглашений; и др.

Упомянутый закон усиливает уголовную ответственность за нарушение трудового законодательства и устанавливает уголовную ответственность должностных лиц всех без исключения предприятий за незаконное увольнение работника, за невыполнение решения суда о восстановлении на работу, задержку выплаты заработной платы и за всякое иное умышленное существенное законодательство о труде. Уголовная ответственность может быть установлена в виде исправительных работ до одного года, штрафа до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнения с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет и без таковой.

Здесь же подробно рассмотрены полномочия Комиссии по трудовым спорам (КТС), которая вправе рассматривать трудовые споры по различным проблемам.

Содержащиеся в работе комментарии, касающиеся заключения и исполнения ТД, осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства, помогут избежать ошибок в регулировании трудовых прав работающих граждан России.

Е.В.Клинова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.