РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИДУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.01.001 -98.01.026
МОСКВА 1998
прибор, сказал: "Это не игрушки, а ужас" (с.46). Специальная модель этого прибора испытывается для ФБР. Американские военные проявляют интерес к этому прибору. '
Некоторые утверждают, что секретность необходима при производстве нового оружия. Однако другие полагают, что это ошибка. Аркин (Агклп) из Организации за соблюдение прав человека при создании военных проектов говорит следующее: "Так как программы строго держатся в секрете, следить за ними трудно, и часто технологии выходят за рамки обычного оружия, при этом военные и не пытаются осознать, на что тратятся их деньги и усилия" (с.46).
В.Ю.Топчеев
98.01.006. СМИТ Д. ВОЗДУШНАЯ МОЩЬ. КОНТРАКТЫ НА ВОЕННЫЕ САМОЛЕТЫ ДАЮТ ЖИЗНЬ НОВЫМ АЭРОКОСМИЧЕСКИМ КОНГЛОМЕРАТАМ.
SMITN L. Air power-warplane contracts give a lift to the new aerospace conglomerates // Fortune. - 1997, N 4. - July 7. - P.62-64.
Автор, военный обозреватель журнала "Форчун", рассматривает положение аэрокосмических компаний США в условиях общего сокращения правительственных расходов на оборону, получившего в Америке название "консолидация". При этом, однако, он отмечает, что существует возможность расширения деятельности этих компаний в случае, если правительство переориентирует оборонный бюджет в область производства новых военных технологий.
Объем "оборонной промышленности" США за последние годы так сильно сократился, что понятие "консолидация", кажется, используется лишь с целью избежать понятия "коллапса". Но, как ни странно, для аэрокосмического сектора такое сокращение на удивление создало благоприятные условия для бизнеса. В результате сокращений, приведших к слиянию фирм, осталось лишь четыре крупных аэрокосмических компаний, которые сегодня переживают настоящий бум.
5-378
Причину этого можно объяснить, по мнению автора, одним термином - "фронтовой истребитель"; В ближайшие 15 лет Пентагон намеревается израсходовать 150 млрд. долл. на три самолета: "Супер Хорнет" (Super Hornet) для флота, "Рэптор" (Raptor) для ВВС. В настоящее время Пентагон разрабатывает также проект ударного истребителя, который может быть использован ВВС, флотом и морской пехотой (с.62).
Оставшиеся оборонные предприятия могут сейчас функционировать благодаря заказам флота, однако и здесь грядут сильные сокращения. Десять лет тому назад президент Рейган считал необходимым содержать в составе флота 600 кораблей. Теперь же, когда никакой другой флот не в состоянии бросить вызов американскому контролю над морскими коммуникациями, отпала необходимость поддерживать полностью работу пяти крупнейших судостроительных компаний страны, и число кораблей уменьшилось до 330 (с.62).
Промышленность, которая снабжает армию, работает стабильно, хотя ее мощности незначительны. На армию тратится менее 10% средств Пентагона. "Дженерал Дайнемикс" (Jenerai Dynamics) получила контракт в 1,3 млрд. долл. для того, чтобы на 1100 существующих танках улучшить бронирование, электронное оборудование и поставить более крупные пушки (с.62). Производить новые танки Пентагон не намерен.
Что же касается самолетов, то Пентагон считает, что пришло время обновлять их парк. Составляющие прежде основу истребительной авиации США F-15 и F-16 нуждаются в замене и ежегодные затраты Пентагона в связи с ней могут возрасти на 20 млрд. долл. в год. Однако в настоящее время оборонные затраты заморожены у отметки 250 млрд. долл. на ближайшие пять лет и проблема поиска средств в рамках этого бюджета еще должна найти свое решение (с.62). Сокращение военного и гражданского персонала на 109 тыс. человек и закрытие 50 баз значительно уменьшит расходы Пентагона (с.62).
Однако вряд ли конгресс США одобрит это сокращение ввиду потери их голосов на выборах. Пентагон в свою очередь имеет собственные планы на закупку новых видов вооружений, затраты на ко-
торые в течение ближайших десяти лет должны расти по сравнению с другими статьями оборонного бюджета. Между тем, конгресс полагает, что военные закупки должны сокращаться, но при этом не учитывают, что обеспечение закупок новых видов вооружений даст голоса на выборах не только работников фирм, производящих их, но и голоса занятых на предприятиях многочисленных субподрядчиков по всей стране.
Четыре компании, управляющие аэрокосмической промышленностью страны, объединены в сеть, где есть союзники и соперники.
Автор последовательно рассматривает в статье все четыре фирмы, начиная с крупнейшей - "Локхид-Мартин"(ЬоскЬеес1 Martin), которая захватила половину американского рынка аэрокосмической индустрии. Теперешний гигант "Локхид" 20 лет тому назад представлял 21 самостоятельную компанию.
Крупнейшим проектом этой фирмы в настоящее время является создание самолета "Рэптор", который заменит современный истребитель F-15. Новый самолет будет способен уничтожать все воздушные цели в области досягаемости его оружия. Хотя "Локхид" -главный подрядчик, фирма "Боинг" также подключена на 1/3 к проекту, включая разработку и производство крыльев и хвоста фюзеляжа. Фирма Пратг-Уитни (Pratt Whitney) будет поставлять двигатели. Первая машина будет апробирована ВВС летом 1997 г., но потребуется еще семь лет для доводки самолета в соответствии с планом (с.63).
По словам автора, "Рэптор" - это шок XXI в. Самолет способен к длительным полетам (в отличие от современных сверхзвуковых самолетов) на сверхзвуковой скорости. Его будет трудно засечь радиолокаторами, так как он создается по технологии "Стеле" (Stealth). Самолет будет получать данные со спутников союзных самолетов в любой точке его нахождения. Пентагон хочет закупить 339 таких самолетов по цене минимум 75 млн. долл. за каждый серийный экземпляр (с.63).
При этом автор задается вопросом: так ли необходима замена современного F-15? И отвечает: хотя крайней нужды в этом нет, но необходимо учитывать, что страны Западной Европы создали прото-
типы истребителей, способных соперничать с F-15, а Россия сможет создать аналогичный летательный апиарат, даже если сейчас у нее в нем нет острой необходимости.
Слияние таких двух гигантов, как "Боинг" (Boeing) и "Макдоннел-Дуглас" (McDonnel-Douglas), резко усилит американские позиции среди производителей крупных авиалайнеров, где сейчас достаточно заметно влияние европейского "Аэробуса".
Фирма "Макдоннел" никогда не процветала в области коммерции, но ее вклад в создание военных самолетов неоценим.
Воздушный флот США получит первые новые истребители "Супер Хорнет" к концу 1997 г., а общее число заказных самолетов достигнет 546 по цене 45 млн. долл. за экземпляр (с.64). Эта фирма несколько отстала от современных требований, но она выиграла заказ на многоцелевой ударный истребитель в сложном соревновании и таким образом заключила самый дорогой контракт в истории оборонной индустрии.
Ударный истребитель придет на смену истребителям F-16, этот многоцелевой самолет будет с большей легкостью достигать сверхзвуковых скоростей, чем "Рэптор", но в отличие от последнего его сверхзвуковые полеты будут краткосрочными. Истребитель будет оснащен менее сложным электронным оборудованием и будет стоить дешевле - 35 млн. долл. (с.64). Острая борьба за этот заказ становится понятной, если учесть, что Пентагон заказал феноменальное число этих самолетов - 2856 (с.64).
Хотя "Боинг" и не создавал истребителей с середины 30-х годов, а последним его военным самолетом был бомбардировщик В-52, созданный в 1951 г., он непременно будет конкурировать с "Локхидом" потому, что ударный истребитель будет выполнять многие функции, свойственные самолетам "Локхида". Этот ударный истребитель проектируется в трех вариантах: морской самолет, способный садиться на палубу авианосца, самолет морской пехоты с вертикальным взлетом и посадкой, и самолет для ВВС, использующий длинные взлетно-посадочные полосы. "Боинг" обладает острым рыночным чутьем. После бомбардировщика В-52 "Боинг" производил только пассажирские авиалайнеры, которые требовали высокой
самоокупаемости в условиях конкуренции с другими производителями самолетов. Фирмы же, производящие только военные самолеты, заказывались правительством заранее, вне зависимости от их стоимости. Теперь же, по словам прежнего заместителя министра обороны США Каминского, "министерство обороны сейчас очень обеспокоено проблемой излишних расходов" (с.64).
Компании "Райтеон" (Raytheon) и "Хьюз" (Hughes) никогда не производили самолетов, а специализировались на военной электронике и авиационном оружии. Нужно учесть, пишет автор, что 2/3 стоимости истребителя составляют двигатели и собственно корпус самолета. Остающаяся треть - это электроника и вооружение, включая радиолокатор, приборы ночного видения, агрегаты управления самим самолетом, системы управления огнем и авиационные управляемые реактивные снаряды.
Так как правительство одобрило слияние этих двух компаний, они стали самым мощным конгломератом в области аэрокосмической электроники, главным образом потому, что эти две фирмы были единственными производителями в США управляемых снарядов "воздух-воздух". Однако эти фирмы, не полные монополисты в производстве управляемых снарядов, так как "Локхид" доминирует в производстве снарядов "море-воздух". Тем не менее, если ВВС закупят истребители "Рэптор", то "Райтеон" будет поставлять управляемые снаряды. Если бы ВВС будут закупать и более дешевые самолеты, то снаряды к ним будет поставлять та же "Райтеон".
Компания "Нортроп-Грумман" (Northrop-Grumman) значительно меньше, чем остальные три, и, что важно отметить, она не может существовать самостоятельно. "Нортроп" произвела свой 21-й и, по-видимому, последний бомбардировщик - "невидимку" В-2, который был спроектирован для глубокого проникновения на территорию СССР и поэтому этот самолет играл лидирующую роль в ВВС. Сейчас компания не имеет прямых заказчиков, но косвенными путями фирма заказы все же получает. "Нортроп" поставляет хвостовые части для транспортного самолета С-17. Она также крупнейший субподрядчик фирмы "Боинг" в производстве гражданских самолетов,
поставляя половину фюзеляжами для "Боинга-747" и ряд элементов для других фирм.
Автор, приводя схему на с.64, показывает, что. несмотря на сокращение военных закупок в 1997 г. на 54% по сравнению с 1987 г., сокращение затрат на научно-исследовательские работы за тот же период составили лишь 30%, что пропорционально сокращению всего оборонного бюджета за те же десять лет.
В.Ю.Топчеев