Научная статья на тему '97. 04. 065. Китик Д. Налоговый режим дляиностранных инвестиций в восточноевропейскихстранах. КТС D. regime fiscal des investissements etrangers // Kitic D. Aspectsjuridiques de la privatisation et des investissements etrangers dans les paysd'Europe centrale et orientale/ Pref. De Beauchard J. P. , 1995. P. 122-145'

97. 04. 065. Китик Д. Налоговый режим дляиностранных инвестиций в восточноевропейскихстранах. КТС D. regime fiscal des investissements etrangers // Kitic D. Aspectsjuridiques de la privatisation et des investissements etrangers dans les paysd'Europe centrale et orientale/ Pref. De Beauchard J. P. , 1995. P. 122-145 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫИНОСТРАННЫЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 065. Китик Д. Налоговый режим дляиностранных инвестиций в восточноевропейскихстранах. КТС D. regime fiscal des investissements etrangers // Kitic D. Aspectsjuridiques de la privatisation et des investissements etrangers dans les paysd'Europe centrale et orientale/ Pref. De Beauchard J. P. , 1995. P. 122-145»

интересовпротивостоящих государств; в-третьих, определение того, в какой степени международное сотрудничество картельных властей можетснизить уровень конфликтности.

Двусторонние соглашения, продолжает автор, имеют большоезначение, позволяя заранее выявить возможные конфликты.Примером этого является соглашение между EC и США, содержащеесписок конкурирующих интересов, которые должны учитываться приприменении законодательных норм. В целом, констатирует автор,современная система одностороннего применения права и егосмягчение двусторонними соглашениями не создают предпосылокдля формирования МКП, поскольку между странами сохраняютсяразличия в принципах конкурентной политики. He существует такжесистемы разрешения споров и разногласий, возникающих в рамкахдвусторонних соглашений. Приоритет, отдаваемый прирегулировании международной конкуренции национальным законам,отрицательно влияет на предприятия, действующие в международноммасштабе.

Таким образом, пишет в заключение автор, для формированияМКП необходимо расширять и совершенствовать двустороннеесотрудничество (например, по образцу договора EC и США),накапливая опыт правовой оценки политики ограниченияконкуренции. По мере увеличения численности двустороннихсоглашений государства будут все больше вовлекаться в решениевопросов регулирования международной конкуренции.

В. И. Шабаева

97.04.065. КИТИК Д. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ ДЛЯИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИХСТРАНАХ. К1Т1С D. Regime fiscal des investissements étrangers // Kitic D. Aspectsjuridiques de la privatisation et des investissements etrangers dans les paysd'Europe centrale et orientale/ Pref. de Beauchard J. - P., 1995. - P. 122145.

B главе из книги Д. Китика, доктора права, преподавателяуниверситета г. Пуатье (Франция), рассматриваются налоговыельготы, предоставляемые иностранным инвесторам в странахЦентральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и европейских республикахбывшего СССР.

Установление особого налогового режима имеет большоезначение как для самих иностранных инвесторов, так и для стран-импортеров капитала. Для стран ЦВЕ, нуждающихся в привлечениииностранных капиталов, важно определить, какие налоговые лыоты ив каких

масштабах могут способствовать привлечению иностранныхинвестиций. Практически определить оптимальную систему имасштабы налоговых льгот очень трудно, поскольку привилегии ддяиностранных инвесторов могут означать дискриминациюнациональных капиталов, а также привести к снюкению бюджетныхдоходов государства. Несмотря на это, все страны ЦВЕ в конце 80-х ив начале 90-х годов приняли меры по предоставлению налоговыхльгот иностранным инвесторам, по крайней мере в начальный периодих осуществления.

В Болгарии с декабря 1990 г. предприятия с иностраннымиинвестициями (ПИИ) и филиалы иностранных компаний платятналог на прибыль по ставке 30% в том случае, если иностранныйинвестор владеет более 49% акций или если его инвестициисоставляют не менее 100 тыс. долл. Во всех других случаях ставканалога на прибыль составляет 40%. Иностранные инвестиции могутосвобождаться от уплаты налога на пять лет в соответствии срешением Совета министров Болгарии, если они направляются впредприятия агропродовольственного комплекса или секторановейшей технологии. ПИИ, действующие в свободныхэкономических зонах (СЭЗ), в течение первых пяти летфункционирования платят налог на прибыль по ставке в 20%.

Согласно законодательству, вошедшему в силу в Чехии иСловакии с 1993 г., все предприятия, зарегистрированные в этихстранах, облагаются налогом на прибыль по одной и той же ставке в45%; для вновь создаваемых предприятий никаких льгот непредусматривается. Исключение составляют предприятия,создаваемые в регионах с высоким уровнем безработицы изанимающиеся развитием инфраструктуры, а также малые и средниепредприятия (МСП).

В Венгрии до 1989 г. практически все ПИИ пользовались темиили иными налоговыми льготами; в последующие годы масштабыэтих льгот сокращались. С 1 января 1991 г. ПИИ пользовалисьналоговыми льготами при соблюдении следующих условий: 1) еслииностранные участия составляют более 50 млн. форинтов и не менее 30% капитала, в течение первых пяти лет ПИИ платит налог наприбыль по ставке, которая на 60% ниже общепринятой;дополнительное условие состоит в том, чтобы более 50% доходов ипродаж были получены предприятием за счет производства,строительства или реконструкции отелей; в течение следующих пятилет сокращение налога составит 40%; 2) если ПИИ отвечает тем жеусловиям, что и в первом пункте, но при этом действует встратегически важных для национальной экономики отраслях, то онополностью освобождается от налогов в течение первых пяти лет и

на60% - в течение последующих лет. Для ПИИ, создаваемых в регионах,переживающих экономические трудности, на первые пять летфункционирования устанавливаются пониженные ставки: в первыйгод налог снижается на 65%, затем на 50, 20 и 10%. Если иностранныйпартнер частично или полностью использует полученные в Венгриидивиденды на увеличение капитала своего или другого венгерскогопредприятия, то налог сокращается на сумму, равную реинвестициям.Принятый 27 декабря 1991 г. закон № 136/91 отменил налоговыельготы для ПИИ, созданных после 31 декабря 1993 г.; длядействующих на этот момент ПИИ льготы сохранялись.

До 1991 г. в Польше все ПИИ автоматически освобождались отуплаты налогов на первые три года функционирования; на следующиетри года им могла быть предоставлена та же льгота по решениюминистерства финансов. Закон об иностранных инвестициях от 14июня 1991 г. отменил эти автоматические лыоты. Последние моглипредоставляться по решению министерства финансов предприятиям,в которых участия иностранного капитала составляли не менее 2 млн. экю, и при соблюдении ими по крайне мере одного из трехследующих условий: 1) ПИИ должно действовать в регионе с высокимуровнем безработицы; 2) ПИИ должно способствовать развитиюнациональной экономики благодаря использованию новейшейтехнологии; 3) доля экспортной продукции должна составлять неменее 20% общих продаж.

В Румынии закон об иностранных инвестициях, принятый 3 апреля 1993 г., предусматривает освобождение от уплаты налогов напервые два года новых иностранных инвестиций в торговлю, туризм,банковское дело, страхование; на первые три года - в разведку идобычу естественных ресурсов, телекоммуникации и транспорт; напервые пять лет - в промышленность, строительство и сельское хозяйство. По окончании названных сроков ПИИ могли получитьвременное снижение налогов, например, на 50%, если онииспользуют полученную прибыль на расширение и модернизациюпроизводства, разработку новой технологии.

Закон, принятый в Украине 31 марта 1992 г., предусматриваетосвобождение от налогов в течение первых пяти лет ПИИ, в которыхдоля иностранного участия составляет не менее 20% и не менее 100тыс. долл. По окончании пятилетнего срока ПИИ должны уплачивать50% суммы налога, установленного украинским законодательством.Исключение составляют ПИИ, созданные в сфере оптовой ирозничной торговли (они освобождаются от уплаты налога на 3 года)и посредничества (освобождаются на 2 года). По

окончанииназванных сроков они уплачивают 70% суммы налога. Если прибылиПИИ реинвестируются в Украине, то сумма налога сокращается навеличину, равную реинвестируемой прибыли. Прибыли,переводимые за границу, облагаются налогом в размере 15%.

В Белоруссии ПИИ с долей иностранного участия в капиталеболее 30% или полностью принадлежащие иностранным инвесторам,освобождаются на первые три года от налога на прибыли, полученныетолько от местного производства. Если ПИИ включено всоставляемый советом министров список предприятий, действующихв особо важных отраслях, то оно в течение последующих трех летможет освобождаться от уплаты 50% налогов.

В Молдавии освобождение от уплаты налогов предоставляетсяПИИ с иностранным участием более 30% и составляющим не менее200 тыс. долл. на срок от 1 до 6 лет в зависимости от того, в какомсекторе экономики действует это предприятие. Наиболееблагоприятный налоговый режим ("налоговые каникулы" в шесть лет)предусмотрен для ПИИ, производящих оборудование, медицинскиепрепараты и инструменты, и ряда других отраслей, устанавливаемыхправительством. Освобождение от налогов на четыре года могутполучать ПИИ, связанные с производством сельскохозяйственнойтехники; на два года - с производством строительных материалов ит.д. По окончании льготного периода ПИИ может получить льготу ввидё сокращения суммы налога на 25% на один год, если будетосуществлять проект по защите окружающей среды или создаст 50новых рабочих мест, и на два года, если будет использовать для своегопроизводства местные материалы и компоненты.

В Литве по закону об иностранных инвестициях, принятому 23декабря 1990 г., ПИИ, в которых доля иностранных инвесторовсоставляет от 25 до 75% и прибыли которых получены от собственногопроизводства товаров и услуг, освобождаются от уплаты налогов втечение первых трех лет. После окончания этого срока ставка налогадля них составляет 20%. ПИИ, у которых доля иностранного участиясоставляет от 10 до 25% или от 75 до 90%, освобождаются от налоговна один год, а затем платят его по ставке 25%. Дивиденды,переводимые за границу и являющиеся частью прибыли,освобождаемой от уплаты налога, облагаются по ставке 5%. В случаеликвидации ПИИ в течение периода "налоговых каникул" или втечение трех лет после окончания льготного периода оно уплачиваетналог за весь период своего функционирования.

В Эстонии закон о предоставлении налоговых льгот ГТИИ

былпринят 11 сентября 1991 г. ПИИ с долей иностранного участия более30% в течение первых двух лет полностью освобождаются от налога ив течение следующих двух лет платят только 50% налога. Если ПИИдействует в отраслях, для которых правительство устанавливаетособый режим, то оно освобождается от уплаты налогов в течениетрех лет. В том случае, когда доля иностранного участия в капиталепревышает 50% и объем иностранных вложений превышает 1 млн.долл., ПИИ освобождается от налогов в течение первых трех лет иплатит 50% налогов в последующие пять лет.

В Латвии от налога освобождаются на первые два года всеПИИ, независимо от доли иностранного участия в их капитале. Поокончании "налоговых каникул" ПИИ с долей иностранного участияменее 30% в течение следующих двух лет платят налоги на прибыль поставке 35%, а ПИИ с долей участия более 30% - по ставке 28%.Наибольшими льготами обладают ПИИ с долей иностранногоучастия 50% и более и с иностранными инвестициями более 1 млн.долл.; в течение первых трех лет они освобождаются от налогов наприбыль, а в последующие пять лет платят только 50% налогов.

Автор констатирует, что новые законы и дополнения к законам,принятые в странах ЦВЕ в начале 90-х годов, отменилиавтоматическое предоставление налоговых льгот иностранныминвесторам и снизили сроки "налоговых каникул" для ПИИ. Отныневременные налоговые лыоты предоставляются в зависимости от долииностранного участия в капитале ПИИ, от суммы иностранных вложений и от сферы деятельности ПИИ,

устанавливаемойправительством. К сожалению, подчеркивает автор, в большинствеслучаев условия предоставления налоговых льгот не всегда четкоопределены, так что иностранные инвесторы не могут заранее точнознать, получат ли они эти льготы (с. 141).

Л.А. Зубченко

97.04.066. МИЛЛИНГТОН А., БАУЭН Ф., БЕЙЛИСС Т. НЕДАВНЕЕРАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В EC. MILLINGTON A., BOWEN F., BAYLISS T. Corporate integration in theEU: Recent developments// Intereconomics. - Hamburg, 1996. - Vol. 31,№ 2. - P. 68-72.

Сотрудники университета города Бат

(Великобритания)анализируют влияние создания единого внутреннего рынка (EBP) ЕСна процесс корпоративной интеграции. Ожидалось, пишут они, чтокорпоративная интеграция будет играть центральную роль в процессепромышленной реорганизации, вызванной созданием ЕВР. До

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.