Научная статья на тему '97. 04. 028. Сейнот Дж. П. Немецкие корни национальной хартии системы образования в Южной Корее. Synott J. P. The German origins of the South Korean National Charter of education//J. of East A. West studies. - Seoul, 1995. - Vol. 24, n 1. - P. 35-47'

97. 04. 028. Сейнот Дж. П. Немецкие корни национальной хартии системы образования в Южной Корее. Synott J. P. The German origins of the South Korean National Charter of education//J. of East A. West studies. - Seoul, 1995. - Vol. 24, n 1. - P. 35-47 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3854
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КОРЕЯ РЕСП / ПАК ЧЖОЙ ХИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мордвинцева Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 028. Сейнот Дж. П. Немецкие корни национальной хартии системы образования в Южной Корее. Synott J. P. The German origins of the South Korean National Charter of education//J. of East A. West studies. - Seoul, 1995. - Vol. 24, n 1. - P. 35-47»

западном обществе, либо крайне наивное представление о естественной способности культур к взаимному сотрудничеству" (с.267).

Но консервативная позиция не может быть основана только на "антикварианизме" и на ностальгии. Культура - живой процесс, нуждающийся в постоянном обновлении, нахождении связи достижений прошлого с современными условиями. Здоровая культура должна развиваться в постоянной борьбе с крайностями: ригидностью, с одной стороны, и чрезмерной изменчивостью - с другой. Необходимо пересмотреть канон, но так, чтобы не съехать в полную и все нивелирующую деконструкцию. "Либеральное образование есть прежде всего обучение такому благородству, в основе которого лежат смелость и чувство меры" (с.270). Л.П.Мордвинцева

97.04.028. СЕЙНОТ ДЖ.П. НЕМЕЦКИЕ КОРНИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХАРТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОЙ КОРЕЕ.

SYNOTT J.P. The German origins of the South Korean National charter of education//J.of East a.West studies. - Seoul, 1995. - Vol.24, N 1. - P.35-47.

Джон П.Сейнот (Куинслендский технологический ун-т, США) рассматривает Национальную хартию системы образования в Южной Корее (НХО) как символ, мобилизующий элемент и идеологическое средство осуществления той программы развития страны, которую проводил президент Пак Чжон Хи. До прихода к власти Пак Чжон Хи корейская система образования находилась в плачевном состоянии. В течение почти 50-летнего колониального господства Японии образование служило нуждам тирании. После освобождения при американском военном командовании, хотя правительство Первой Республики пыталось соединить внешний контроль с собственными авторитарными интересами, образование стало средством утверждения американской гегемонии.

Президент Пак, пришедший к власти в 1961 г. в результате военного переворота, в течение своего 20-летнего правления систематически укреплял корейскую систему образования, что способствовало постоянному росту грамотности и общеобразовательных стандартов. Одновременно он создал ее антикоммунистический этос, механизм поддержания государственного авторитаризма, превратил ее в общенациональное орудие осуществления целей централизации государства. Он добавил новые измерения в корейское образование, прежде всего, критическую связь школы и экономики, обеспечившую вступление Южной Кореи на путь

"экономического чуда", когда ежегодный экономический рост достигал 12%, а также все возрастающую интеллектуальную зависимость от США.

Для периода правления Пак Чжон Хи характерна все большая зависимость от государственной власти практически всех сторон индивидуальной и коллективной жизни. Корейское общество, оставаясь националистическим, строилось в соответствии с требованиями эффективности производства и построения пирамиды власти, восходящей к центральной харизматической фигуре, воплощающей нацию, - фигуре президента Пака.

Система образования была центральным сектором для реализации соответствующих социальных и экономических программ. Если в предыдущий "республиканский" период образование характеризовалось неэффективностью и раздробленностью, то при президенте Паке оно стало эффективным и индустриализированным, что привело не только к значительному росту количественных показателей - грамотности и числа имеющих среднее образование, - но и усилению его влияния на все стороны жизни корейского общества.

В 1964 г. Пак Чжон Хи посетил Западную Германию, где высоко оценил "чудо" ее быстрого послевоенного восстановления. По возвращении в одной из своих речей он заявил: "Немцы ненавидят слово "чудо" и утверждают, что этот результат достигнут кровью и потом. Я считаю, что это чистая правда. Я согласен, что это результат двадцати лет усердия, экономии, терпения и единства... Я остро почувствовал, что все, что я увидел и услышал во время моего визита, наш народ должен крепко держать в уме" (цит. по: с.37). Пак Чжон Хи высоко оценил немецкую систему профессионального образования. "Каждый немец, - заявил он, - является тренированным рабочим, имеющим, по крайней мере, один специфический талант. Это сделало возможным возрождение немецкой промышленности" (там же).

Уже в 1962-1966 гг. в Южной Корее был принят первый пятилетний план восстановления образования. В нем были сформулированы три основные задачи: 1) увеличить вложения в систему образования с тем, чтобы повысить качество ее обязательной ступени, чтобы увеличить количество квалифицированной рабочей силы и усилить национальную безопасность; 2) развивать техническое образование для нужд промышленности; 3) совершенствовать учебный план и методы преподавания, чтобы сделать образование максимально эффективным.

Задача модернизации страны - промышленного развития и обеспечения безопасности - ставилась как наиболее важная в противововес развитию демократии. Стратегия президента Пака состояла в том, чтобы укреплять свою власть над обществом и, в частности, над учащимися и интеллигенцией. Обращаясь к последним, он говорил о необходимости культивирования национального самосознания и сознания

каждым своей принадлежности к единому целому; сознания того, что где бы человек ни работал, в финансовой сфере, сельском хозяйстве или в государственном управлении, его работа ценна только в том случае, если она непосредственно связана с производством и строительством. Главными целями ставились "гуманитарное образование для модернизации" и "научное образование для производства".

Провозглашая антикоммунизм, Пак подчеркивал, что "коммунистическое образование становится политическим средством оболванивания и порабощения человеческой природы" (цит.по: с.40). Вместе с тем "исторический опыт учит нас, -говорил он, - что благосостояние можно построить только на прочной скале социального порядка" (там же).

Отражением неослабного внимания президента к проблемам развития образования, понимание его как главной силы экономического развития страны стало принятие в 1968 г. НХО. Хартия занимает менее страницы печатного текста, и каждый ребенок школьного возраста и взрослый в Южной Корее могут воспроизвести ее наизусть, так как в течение почти четверти века правления Пак Чжон Хи дети рассказывали хартию каждый день перед началом школьных занятий, стоя у национального флага, подобно тому как предыдущее поколение присягало на верность японскому императору; текст хартии печатался на обложках школьных тетрадей и учебников, висел в каждом классе, его спрашивали на экзаменах.

В статье приводится полный текст хартии. Вот ее начало: "Мы родились в этой стране с исторической миссией возрождения нации. Это время дано нам, чтобы, оживляя великий дух наших предков, утвердить себя в истории страны и способствовать процветанию человечества в целом. Мы должны выработать собственный курс и поставить его как цель нашего образования.

С чистым умом и сильным телом, совершенствуя себя в учении и искусствах, развивая врожденные способности каждого из нас и преодолевая трудности на пути быстрого развития нации, мы будем развивать наши творческие способности и дух пионеров..." (цит.по: с.41).

В 1977 г. была составлена новая редакция хартии, в которой были еще более усилены идеи патриотизма, процветания нации, порядка и дисциплины, преданности делу национального строительства. Некоторые другие моменты, в частности связанные с демократией, были затушеваны, "так как демократические идеалы могут оказаться потенциально несовместимыми с национальной задачей" (цит.по: с.42).

Автор статьи считает, что за доминирующими темами корейской идеологии рассматриваемого периода - модернизация, производительность, экономический рост, умеренность (дешевизна рабочей силы), национальная безопасность - скрывается спорная реальность времени правления Пака: огромные внешние долги страны,

зависимость от американской военной помощи и американского военного командования. Задача хартии состояла в том, чтобы "создать традицию" таким образом, который вуалировал бы нежелательную социальную и политическую реальность (с.43). Автор считает, что образовательная программа Пака строилась по немецкому образцу и под влиянием внешних сил, в том числе американской военной машины.

Характерные черты правления Пач Чжон Хи не были случайными. Южную Корею окружали страны, политический климат в которых определяли такие лидеры, как Мао Цзе Дун и Ким Ир Сен. Противостоять им мог, по-видимому, также только единовластный лидер. Однако основные задачи образования продолжают оставаться прежними и после его ухода - "способствовать росту производительности" и "усиливать дух антикоммунизма".

"Связи между образованием, экономическим ростом и антикоммунизмом... финансировались американским правительством и финансовыми кругами, в том числе Всемирным банком, предоставившим капитал, обеспечивший движение Кореи по пути модернизации" (с.44).

Сегодня ставится задача пересмотра НХО в духе ее большего соответствия атмосфере гражданского общества, меньшей ориентации на антисеверокорейскую пропаганду, в духе метафор не столько конфронтации и завоевания, сколько диалога. Возможно, это придаст новые черты корейскому образованию и будет способствовать развитию корейского общества в целом.

Л.П.Мордвинцева

97.04.029. ДЖЕКСОН Дж. КАК СОХРАНИТЬ КУЛЬТУРУ ИНДЕЙЦЕВ: Шаманские школы и этнообразование у индейцев Вопес (Колумбия).

JACKSON J. Preserving Indian culture: Shaman schools and ethno-education in the Vaupes, Colombia//Cultural anthropology. - Wash., 1995. - Vol.10, N3. - P.302-321.

Джон Джексон (Массачуссетский технологический институт, США) анализирует эксперимент с созданием так называемых "шаманских школ" с точки зрения сохранения культуры индейцев района Вопес в Колумбии и, шире, с точки зрения возможностей сохранения индейской культуры вообще.

Проживающие в Вопес индейцы относятся к племени туканоанов, насчитывающему около 18 тыс. человек. Туканоаны живут в тропическом лесу на северо-западе Амазонии, по обе стороны границы между Колумбией и Бразилией. Плотность населения около 0,3 человек на кв. км. Отдельные группы образуют в данном регионе целостную социальную систему, которую характеризует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.