РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.04.001 -97.04.025
МОСКВА 1997
ганизации авторы определяют как "интегрированную глобальную лабораторию".
Т.В.Горбунова
97.04.019. МИАН С. ОЦЕНКА ДОБАВЛЕННОГО ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИНКУБАТОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
MIAN S. Assessing value-added contributions of university technology business incubators to tenant firms // Research policy, Amsterdam, 1996.-Voi. 25, N 3.-P. 325-335.
Автор — сотрудник Школы бизнеса при университете штата Нью-Йорк. Во введении он дает разъяснение некоторых новых понятий, используемых в реферируемой статье. Университетские инкубаторы коммерческой технологии (university technology business incubators - UTBI) — это "современная форма предпринимательской деятельности, используемая некоторыми университетами для поддержки новых технологоемких фирм". Автор подчеркивает, что "концепция инкубации" направлена на эффективную связь талантов, технологии, капитала и ноу-хау в целях ускоренного развития таких компаний. Добавленный вклад (value-added contribution) в том смысле, в котором он используется в данной статье -это специфические способы расширения коммерческих возможностей фирм, арендующих помещения и использующих услуги, предлагаемые университетскими инкубаторами.
Материалом для исследования, результаты которого представлены в статье, послужили дацные о деятельности шести UTBI в США, действующих не менее пяти лет. Общая характеристика этих инкубаторов и предлагаемых ими программ содержится в данных таблицы.
Таблица (с.328).
Университетские инкубаторы: статус и год основания Помещения для аренды, условия найма Предлагаемые программы и прочие услуги Общее число фирм-арен-дато-ров Число фирм-респон -дентов
1 2 3 4 5
Программа прогрессивных технологий (Technology advan-cement program ТАР), Мэ-рилендский унвер-ситет, гос. вуз; 1984 г. 15,7 тыс. футов кв. для групп от 15 до 19 арендаторов; ставка — 7,5 долл. за фут (на 30 % ниже рыночной) Программа технологических инициатив; Мэри-лендское промышленное партнерство; Служба технической информации; Предпринимательский центр Дингмана; Программа юридических и предпринимательских услуг 25 10
Центр разработки прогрессивных технологий (Advanced technology development center — ATDC) Технологический институт штата Джорджия, гос.вуз; 1980г. 15,7 тыс. футов кв. в главном здании на территории институтского кампуса; ставка -9,5 долл. за фут (на 30% ниже рыночной) Исследовательский институт; Исследовательская корпорация; Промышленный исследовательский центр; Служба промышленной информации. 37 9
Центр Бена Крэга (Ben Craig center), Университет Северной Каролины (г. Шарлотт), гос. вуз; 1986 г. 87 тыс.футов кв; новое здание. Ставка - 10,5 долл. за фут (на 15% ниже рыночной) Технический центр развития малого бизнеса; Университетский центр по передаче технологии; Программа развития международного бизнеса; Университетский научный парк. 17 8
Центр технологических нововведений (Technology innovation center), Северо-Западный 33 тыс.футов кв; новое здние. Ставка — 14,75 долл. за фут (равна Корпорация развития мало-го бизнеса; "Evanston business investment corp."; Лаборатория фундаментальных 31 7
университет; частный вуз, 1986 г. рыночной) промышленных исследований; Институт фундаментальных промышленных исследований
Технологический инкубатор им.Б.Франклина (Ben Franklin technology incubator), Лихайский университет, частный вуз; 1983 г. 21,9 тыс. кв. футов в четырех зданиях. Ставка- от 5 до 15 долл. за фут (на 30% ниже рыночной) Программа технологической помощи; Программа помощи бизнесу; Особая грантная программа (Challenge grants program); Программа "посевных фантов"; университетский отдел по передаче технологии 29 9
Технологический инкубатор им.Эдиссона (Edison technology incubator-ETI), Университет "Case Western Reserve", част, вуз; 1984 г. 13,0 тыс. кв. футов. Ставка -4,5-12,5 долл. за фут. Биотехнологический центр Эдиссона; Кливлендская консультативная программа; маркетинговые услуги 11 4
Обосновывая выбор инкубаторов для обследования, автор подчеркивает, что представленные в таблице программы спонсируются крупнейшими университетами США, как государственными, так и частными. В выборку включены только успешные программы, действующие не менее пяти лет. Из 150 компаний, участвующих в университетских инкубаторах, на вопросы анкеты ответили 47, или 32% опрошенных (с.330).
Специальный раздел реферируемой статьи- посвящен характеристике услуг, предоставляемых в рамках UTBI. Соответствующая информация сведена в таблицу на с.329. Здесь перечисленьь категории услуг, периодичность пользования ими, оценка данной формы вклада (помощи) фирмами-респондентами, коэффициент корреляции между масштабами пользования услугами и добавленным вкладом. Все услуги классифици-рованы по двум основным категориям: "офисное обслуживание" и "поддержка бизнеса". Основываясь на анализе собранных материалов, автор приходит к следующим выводам: почти все опрошенные признали,
15-3835
приходит к следующим выводам: почти все опрошенные признали, что регулярно (ежедневно или раз в неделю) пользуются "офисными услугами" ( в том числе: множительной и компьютерной техникой, телекоммуникационной аппаратурой, канцелярскими и почтовыми услугами и т.п.).Доля тех, кто прибегает к помощи иТВ1 при решении своих коммерческих проблем и проблем ИР, существенно меньше. Наиболее популярны среди фирм-арендаторов услуги в организации внешних контактов с другими пользователями инкубатора.
В ходе обследования отдельно собиралась и анализировалась информация об услугах, непосредственно связанных с деятельностью университетских подразделений. Такого рода данные представлены в таблице на с.330. Собранный материал классифицирован по четырем рубрикам: 1) услуги, предоставляемые в рамках иТВ1; 2)оценка периодичности использования таких услуг ("нулевая", "от случая к случаю", " регулярная") ;3) оценка добавленного вклада, с точки зрения фирм-пользователей ("нулевой вклад", "незначительный", "средний", "большой"); 4)соотношение между оценкой периодичности использования и добавленным вкладом.
В числе услуг, используемых фирмами часто или от случая к случаю, респонденты чаще всего называли такие, как "использование престижа университета" (соответственно 42 и 40% опрошенных); "привлечение к разработкам студентов" (32 и 53%); "экспертные услуги университетского персонала" (14 и 63%); "библиотечное обслуживание" (17 и 62 %); "смежные ИР" (15 и 30%). (с.ЗЗО). Указанные показатели услуг в целом (за немногими исключениями) коррелируют с оценками добавленного вклада: среди наиболее результативных — респонденты назвали, в частности, престиж университета (40%), использование студентов (32%), консультативные услуги университетского персонала (26%), библиотечное обслуживание и смежные ИР (соответственно 26 и 22%) (с.ЗЗО).
Характеризуя данные о соотношении двух показателей, автор обращает внимание на сравнительно высокие цифры ("коэффициенты") практически по всем видам услуг: от 0,73 до 0,92. Последняя цифра относится к исследовательской деятельности. Такой высокий коэффициент, отмечает автор, свидетельствует, что если фирма осуществляет активные ИР, использование преимуществ иТВ1 является для такой компании "весьма ценной перспективой".
В заключение, характеризуя концепцию инкубаторов коммерческой технологии и практику ее реализации в США, автор подчеркивает, что такого рода форма поддержки технологоемких фирм создает благоприятные условия для их эффективного роста. При этом, считает автор, следует иметь в виду, что представленное в реферируемой статье обследование не учитывало таких положительных качеств иТВ1, как "психологическая поддержка арендаторов" и совершенствование управления в фирмах, участвующих в рассмотренной модели.
Т.В.Горбунова