Научная статья на тему '97. 04. 018. Кьеза В. , Манцини Р. Управление переносом знаний в многонациональных фирмах Chiesa V. , Manzini R. managing knowledge transfer within multinational firms// Intern. J. of technology management = J. Intern, de la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 4. -P. 462-487'

97. 04. 018. Кьеза В. , Манцини Р. Управление переносом знаний в многонациональных фирмах Chiesa V. , Manzini R. managing knowledge transfer within multinational firms// Intern. J. of technology management = J. Intern, de la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 4. -P. 462-487 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОНКОНГ -ФИНАНСИРОВАНИЕ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ -ИР / ИР -ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИР {{-}}-КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ {{-}}-ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ --ОРГАНИЗАЦИЯ / ИР В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИР В ФИРМАХ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ -ИР / УНИВЕРСИТЕТЫ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ -ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 018. Кьеза В. , Манцини Р. Управление переносом знаний в многонациональных фирмах Chiesa V. , Manzini R. managing knowledge transfer within multinational firms// Intern. J. of technology management = J. Intern, de la gestion technoiogique. -Geneva, 1996. - Vol. 12, n 4. -P. 462-487»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

дачи, которую компания ставит перед своим зарубежным подразделением: развитие технологии; разработка продукта; техническая поддержка других операций фирмы. В каждом случае действуют свои стимулы интернационализации, свои доводы в пользу выбора места размещения и свой способ управления.

Т. В. Горбунова

97.04.018. КЬЕЗА В., МАНЦИНИ Р. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕНОСОМ ЗНАНИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ ФИРМАХ

CHIESA V., MANZINI R. Managing knowledge transfer within multinational firms// Intem.j. of technology management = J. intern, de la gestion technologique.-Geneva, 1996.- Vol. 12, N 4.-P.462-487.

Итальянские исследователи, избравшие темой реферируемой статьи передачу технологий в условиях растущей интернационализации исследований, отмечают, что данная проблема имеет особое значение для многонациональных компаний, осуществляющих инновационную деятельность в подразделениях, географически "рассеянных" по разным странам. Материал для анализа получен авторами в ходе обследования 12 компаний, действующих в наиболее наукоемких отраслях (химической, нефтехимической, электронной и телекоммуникационной).

В статье подчеркивается, что ИР являются той разновидностью деятельности компаний, которая долгое время "не поддавалась" интернационализации. Наиболее эффективной считалась централизованная модель размещения ИР. Перенос исследовательских задач "на поле" зарубежных филиалов - явление сравнительно новое, существующее не более двух десятилетий. Подобному развитию событий способствовали различные факторы. Во-первых, децентрализованные подразделения ИР открыли новые источники внешней информации. Во-вторых, перенос исследовательских задач в отделы, непосредственно связанные с производственной и коммерческой деятельностью фирмы за рубежом, позволил ускорить сроки разработки продукции, что дало временной выигрыш в конкурентной борьбе. В-третьих, дифференциация и специализация инновационной деятельности в разных регионах определила соответствующее размещение в них исследовательских ресурсов компании.

Децентрализация ИР выдвинула в число важнейших задач проблему организации переноса технологической информации. Практика успешных многонациональных фирм дает многочисленные примеры способов и форм такого переноса. В таблице, приведенной авторами на с.465, перечисляются десять наиболее типичных "механизмов” обмена информацией между подразделениями многонациональной компании. В их числе, в частности: обмен персоналом; регулярные совещания специалистов фирмы, работающих в разных странах; использование электронной почты, телеконференций, системы "Network"; формирование "интернациональных групп" и др.

Механизм переноса технологической информации в многонациональных фирмах следует, по мнению авторов, изучать отталкиваясь от следующих параметров. Во-первых, географические масштабы деятельности : носит ли деятельность подразделения местный или глобальный характер. Во-вторых, объем и разнообразие технологических задач подразделения. Особого внимания заслуживает анализ взаимодействия между разными отделами компании. При этом важно определить, на какой стадии инновационного процесса происходит отмеченное взаимодействие и каким образом международные структуры ИР формируют процесс разработки новой продукции на глобальном уровне.

Анализ типов "интернационализованных" подразделений и характера их взаимоотношений с материнской компанией позволил авторам идентифицировать следующие четыре структуры: 1)"изолированная специализация"; 2)"поддерживаемая специализация"; 3)”структура специального вклада”; 4)’’интегрированная структура".

Изолированная специализация. Данная структура наделяет "глобальным мандатом" на проведение разработки новых-лродуктов и процессов одну единственную лабораторию. Считается, что это повышает эффективность ИР, дает экономию на масштабах и улучшает координацию инновационной деятельности. Передача знаний при такой форме организации ограничена этапом выбора проекта ИР и внедрением продукции на зарубежные рынки. Сам выбор осуществляется "в центре", периферийные подразделения подключаются к инновационной программе на этапе эксплуатации результатов ИР. В этом случае они становятся источником технологической и коммерческой информации для "центра".

Пплле.пживаемая специализация. Ресурсы ИР и инновационной деятельности по соответствующей области технологии также сосредоточены в одном центре. Зарубежные подразделения занимаются поиском технической и коммерческой информации и снабжают ею центр. Это позволяет материнскому подразделению быть в курсе запросов местного рынка.

Структура специального вклада. Каждое подразделение вносит свой вклад в программу ИР, которая управляется и контролируется из единого центра. Таким образом, знания, полученные в "периферийных" зарубежных отделениях, передаются в центр структуры. Обычно, подразделения "вкладчики" берутся за разработку сравнительно узких, специальных направлений, выступающих в качестве отдельных звеньев общей, координируемой из центра инновационной программы. При данной структуре взаимодействие среди географически распыленных организационных субъектов является более сложным, чем у первых двух типов. Потоки информации идут не только от периферии к центру, но и между отдельными подразделениями. На этапе определения проекта (когда идет распределение работы между отдельными лабораториями-исполнителями) решающее слово часто принадлежит смешанным группам, в которых представлены специалисты из различных зарубежных подразделений.

Интегрированная структура. При такой системе лаборатории фирмы, расположенные в разных странах, ведут разработки самостоятельно, но в рамках скоординированной из центра программы. Авторы полагают, что следует различать две разновидности указанного типа. В первом случае, в условиях дифференцированных рынков и отсутствия однородной группы потребителей, каждое зарубежное подразделение наделяется полномочиями в реализации программ нововведений, важных для местного рынка. Такого рода подразделения авторы называют "местными интегрированными лабораториями". Вторая разновидность организации годится для разработки "глобальной продукции" в географически разбросанных подразделениях. В этом случае многонациональная компания стремится формировать структуру взаимосвязанных лабораторий, которые должны обмениваться результатами своих ИР? Таким образом, каждое подразделение выступает в качестве отдельного звена инновационной цепи, ориентированной на выпуск глобального продукта. Такую форму ор-

ганизации авторы определяют как "интегрированную глобальную лабораторию".

Т.В.Горбунова

97.04.019. МИАН С. ОЦЕНКА ДОБАВЛЕННОГО ВКЛАДА УНИВЕРСИТЕТСКИХ ИНКУБАТОРОВ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

MIAN S. Assessing value-added contributions of university technology business incubators to tenant firms // Research policy, Amsterdam, 1996.-Vol. 25, N 3.-P. 325-335.

Автор — сотрудник Школы бизнеса при университете штата Нью-Йорк. Во введении он дает разъяснение некоторых новых понятий, используемых в реферируемой статье. Университетские инкубаторы коммерческой технологии (university technology business incubators - UTBI) — это "современная форма предпринимательской деятельности, используемая некоторыми университетами для поддержки новых технологоемких фирм". Автор подчеркивает, что "концепция инкубации" направлена на эффективную связь талантов, технологии, капитала и ноу-хау в целях ускоренного развития таких компаний. Добавленный вклад (value-added contribution) в том смысле, в котором он используется в данной статье -это специфические способы расширения коммерческих возможностей фирм, арендующих помещения и использующих услуги, предлагаемые университетскими инкубаторами.

Материалом для исследования, результаты которого представлены в статье, послужили дацные о деятельности шести UTBI в США, действующих не менее пяти лет. Общая характеристика этих инкубаторов и предлагаемых ими программ содержится в данных таблицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.