Научная статья на тему '97. 04. 015. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение вРоссии: учебное пособие для студентовэкономических специальных вузов / Всерос. Заоч. Фин. -экон. Ин-т. М. : Финстатинформ, 1996. 222 с'

97. 04. 015. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение вРоссии: учебное пособие для студентовэкономических специальных вузов / Всерос. Заоч. Фин. -экон. Ин-т. М. : Финстатинформ, 1996. 222 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
571
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - И ОКРУЖАЮШАЯ СРЕДА-НАЛОГИ / НАЛОГИ - РФ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 015. Окунева Л. П. Налоги и налогообложение вРоссии: учебное пособие для студентовэкономических специальных вузов / Всерос. Заоч. Фин. -экон. Ин-т. М. : Финстатинформ, 1996. 222 с»

министерства. Таким образом, по мнению автора, на уровне ходдинга воспроизводятся старые механизМы координации, происходитвозврат к прошлому поведению. Наряду с этим воспроизводятся ипрежние механизмы управления, основанные на достиженииколичественных показателей. В то же время только холдингипроявляют себя как полноправные экономические агенты нароссийской нефтяной сцене. Именно на этом уровне, считает автор,может зародиться логика экономической рентабельности, присущаярыночным отношениям. Но и тут существует множество препятствий,в частности, неплатежи и система налогообложения производстванефти и газа.

В этой связи автор оценивает происходящие в нефтегазовойотрасли процессы как, с одной стороны, деформацию, a с другой -адаптацию организационной системы плановой экономики к новымусловиям, характеризующиеся отсутствием четко определенногомеханизма координации.

В заключение автор отмечает, что финансовые ходдингизначительно изменили картину российской энергетики, но они неявляются стабильными структурами из-за неразвитости товарно-денежных отношений на макроуровне.

И.Ю. Жилина

97.04.015. ОКУНЕВА Л.П. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВРОССИИ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВУЗОВ / Всерос. заоч. фин.-экон. ин-т. - М.: Финстатинформ, 1996. - 222 с.

В работе рассматриваются вопросы налогообложения висторическом аспекте и анализируется проводимая в России в 90-егоды перестройка налоговой системы.

Прежде всего автор дает исторический экскурс, в которомописываются природа налогов и их функции, а также основныенаправления развития системы налогообложения. Так, по мнениюавтора, при натуральном хозяйстве налоги представляли собойдополнение к трудовым повинностям населения, постепенно по мереразвития товарно-денежных отношений приобретая различныеденежные формы.

В настоящее время налоги являются главным источникомдоходов государства. В промышленно развитых странах на долюналогов приходится 80-90% всех поступлений в казну. В федеральномбюджете России в 1995 г. их доля составляла 74,2% (с.8).

Налоги, как правило, выполняют две функции: фискальную ирегулирующую. Первая заключается в обеспечении

государстванеобходимыми финансовыми ресурсами. С развитием рыночныхотношений ее значение возрастает. Регулирующая функциянеотделима от фискальной. Ее суть состоит в перераспределениидоходов, что оказывает серьезное влияние на процессвоспроизводства, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая илиослабляя накопление капитала, расширяя или

сужаяплатежеспособный спрос населения.

В книге анализируются основы налоговых отношений. Даетсяопределение элементов налога (субъект, объект, источник, единицаобложения, ставка, налоговые льготы, налогооблагаемая база,налоговый оклад) и способов их взимания (кадастровый,декларационный, административный).

Приводятся основные принципы построения налоговойсистемы: 1) равномерность (или справедливость), предполагающая,что обложение должно быть жестким для лиц с большими доходами ищадящим для социально слабозащищенных слоев населения;2) определенность суммы платежа и времени уплаты; 3) удобствоплатежа для плателыцика; 4) минимизация расходов по сборуналогов; 5) всеобщность; 6) однократность обложения одного и тогоже объекта; 7) оптимальность налоговых изъятий; 8) стабильностьналоговой системы в течение длительного периода времени.

Подробно рассматривается налоговая система России,приводится характеристика современного состояния налого-обложения. Существующая налоговая система РФ создавалась наоснове базовых законов "06 основах налоговой системы РФ" от27 декабря 1991 г. и "О государственной налоговой службе РФ" от21 марта 1991 г. В основу новой налоговой системы были положеныследующие принципы: однократность обложения; разумноесочетание прямых и косвенных налогов; одинаковый подход ко всемхозяйствующим субъектам обложения; строгий порядок введения иотмены органами власти разного уровня налогов, их ставок,налоговых льгот; четкая классификация налогов, взимаемых на территории России; точное распределение налоговых доходов междубюджетами разного уровня; стабильность ставок в течениедлительного периода. Однако, отмечает автор, эти принципы невсегда соблюдаются.

К недостаткам существующей налоговой системы относятся еефискальная ориентация без достаточного учета

регулирующейфункции, а также высокий уровень налогообложения предприятий иорганизаций.

При несоблюдении законов о налогах юридические ифизические

лица несут ответственность. Хотя финансовые санкции вРоссии очень суровые (строже, чем в промышленно развитыхстранах), одной из самых сложных проблем налогообложенияявляется уклонение от уплаты налогов. В ряде регионов долянедоимок в общем объеме поступлений налоговых платежейколеблется от 28 до 92% (с.40).

Современная налоговая система построена по принципубюджетного федерализма, основы которого были заложены в 1990-1991 гг.. Бюджетный федерализм предполагает разделение налоговыхполномочий между федеральной властью и властями регионов(субъектов Федерации и местных органов самоуправления). В 1995 г.налоговые доходы федерального бюджета составляли 38%, а бюджетовсубъектов Федерации - 62% (с.46).

При создании механизма бюджетного федерализма преждевсего были определены федеральные, региональные и местныеналоги.

Вместо традиционного реiулирования "сверху"

доходовтерриторий, жесткой регламентации их доходов и расходов по каждойстатье была введена система регионального выравнивания с цельюобеспечения достаточными ресурсами всех территорий.

К новым методам регулирования относятся распределениеналога на прибыль и некоторых других налогов между центром ирегионами и создание единого трансфертного фонда финансовойподдержки субъектов Федерации за счет части аккумулируемых нафедеральном уровне общегосударственных доходов (главным образомза счет НДС). Распределение трансфертов осуществляется по единомупринципу, что исключает субъективный подход к финансированиютерриторий.

Кроме того, субъекты Федерации и местные органысамоуправления получили право дополнительно вводить на своейтерритории налоги помимо действующих по закону "Об основахналоговой системы РФ".

Автор анализирует организацию управления налоговойсистемой. Общее управление налогами в настоящее времяосуществляют высшие органы государственной власти - Федеральноесобрание, аппарат Президента, правительство РФ, которыеразрабатывают налоговую политику. Оперативное управлениеосуществляет финансовый аппарат: Министерство финансов РФ иего органы на местах, Государственная налоговая служба сналоговыми инспекциями, Департамент налоговой полиции,Государственный таможенный комитет РФ.

В книге подробно рассматриваются функции, выполняемыеслужбами налоговой системы, а также права, обязанности иответственностьналогоплательщиков.

С начала 1992 г. произошли существенные изменения в составефедеральных налогов. Все они подразделяются на три группы взависимости от того, какой бюджет их использует. 1-я группа -налоги, полностью поступающие в федеральный бюджет иявляющиеся его собственностью (таможенные пошлины, налоги наоперации с ценными бумагами, платежи за пользование природнымиресурсами). 2-я группа -налоги, регулирующие доходы бюджета. Ониполностью или в определенной доле передаются в бюджеты субъектовФедерации и в местные бюджеты (налог на прибыль предприятий,подоходный налог с физических лиц, гербовый сбор, государственнаяпошлина и налог с имущества, переходящего в порядке дарения илинаследования). 3-я группа - платежи в экономические фонды,включаемые в федеральный бюджет (например, отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы).

Отдельно рассматривается налог на добавленную стоимость(НДС), история его возникновения, зарубежная практикаиспользования и целесообразность применения в российскойэкономике. Перечисляются объекты обложения и налоговые льготы,приводится порядок исчисления облагаемого оборота и порядокведения бухгалтерского учета по НДС.

Самостоятельная глава работы посвящена налогу на прибыльпредприятий и организаций, составлявшему в федеральном бюджете РФ в 1992 г. около 22%, в 1993 г. - около 15, в 1994 г. - 17,7, в1995 г. - 9,6% (по плану). Этот налог играет как фискальную, так ирегулирующую роль. Перечисляются объекты обложения налогом наприбыль, приводится расчет прибыли, подлежащей обложению иналоговые лыоты, предоставляемые предприятиям и организациям, атакже порядок исчисления налога на прибыль и сроки его уплаты.

Автор описывает также особенности

подоходногоналогообложения физических лиц, историю возникновения этогоналога в промышленно развитых странах и России, объектыобложения, льготы, порядок исчисления и перечисления его вбюджет, а также порядок ведения бухгалтерского учета по налогу сфизических лиц.

Особый вид налогов - Якцизы, представляюшие собойкосвенное налогообложение, взимаемое с товаров и услуг в ввде частицены или тарифов. Приводится история действия акцизов в России ссередины XIX в., отмечается, что эта форма платежей возродилась в1991 г., перечисляются плательщики акцизов, объекты обложения иставки. Приводятся определение облагаемого оборота, льготы приобложении акцизами, порядок уплаты и ведения бухгалтерского учетапо акцизам.

Значительное место отводится анализу проблем взиманиятаможенных пошлин как одному из старейших видов косвенныхналогов. Введение таможенных пошлин преследует следующие цели регулирование товарооборота на территории РФ; рационализациюструктуры экспорта-импорта; поддержание соотношения вывоза иввоза товаров, валютных доходов и расходов; создание условий дляусовершенствования структуры производства и потребления вРоссии; защиту страны от иностранных конкурентов; обеспечениеусловий для интефации в мировую экономику; достижение целей,определяемых социально-экономическими программами.

Автор дает характеристику применяемым видам пошлин: импортным, экспортным, сезонным, особым

(специальным,антидемпинговым и компенсационным). Импортные таможенныепошлины взимаются по ставкам импортного таможенного тарифа.Временный импортный тариф (1992 г.) имел среднюю ставку 8%, втом числе: хлопок - 5%, одежда - 15%, автомобили - 25%, винно-водочные изделия - 20-50% таможенной стоимости (с.139).

Относительно низкие таможенные пошлины привелиогромному притоку товаров из-за рубежа. С целью защитыроссийского рынка от иностранных товаров в 1993 г. таможенныепошлины были повышены, средняя величина составила 14%, в томчисле: на продукты питания - 1520%, одежду - 25-30%,автомобили - 40-46% (с.140).

Новый импортный тариф введен в июле 1995 г. Главная егозадача - фискальная. В новом тарифе вместо единого адвалерногопорядка исчисления ставок (в % от таможенной стоимости)применяются два новых способа: специфическая таможеннаяпошлина в экю за физическую единицу ввозимого товара (например,100 экю за 1 кг осетровой икры); комбинированное сочетаниепроцентных и твердых ставок в экю (например, автомобиль с объемомцилиндра двигателя Зтыс. куб.см., с момента выпуска которогопрошло более двух лет, облагается пошлиной в 40% таможеннойстоимости, но не менее 4тыс. экю за 1 шт.) (с.142).

Экспортные таможенные пошлины с января 1992 г. платят всеюридические и физические лица при экспорте товаров из России. Объектом обложения являются сырьевые товары, энергоносители,металлы, сельскохозяйственное сырье и некоторые продуктыпитания. Ставки экспортных таможенных пошлин установленыспецифические ( в экю за тонну вывозимых товаров) или адвалорные(в % от таможенной стоимости). Первоначально уровень экспортныхтаможенных пошлин был достаточно высоким. Для сохранениязаинтересованности предприятий в экспорте правительство

РФпошло на снижение экспортных пошлин. Так, в 1994 г. годовая ставкаэкспортной таможенной пошлины на нефть составляла 30 экю за 1 т,в 1995 г. планировалось ее поквартальное снижение: I кв. - 23 экю,11 кв. - 21, III kb. - 19, IV kb. - 17,6 экю(с.144).

Автор рассматривает также налог на операции с ценнымибумагами и другие федеральные налоги и сборы. Налог на операции сценными бумагами возник в январе 1992 г. в связи с появлениемрынка акций, облигаций и других ценных бумаг. Объектом налогавыступает цена договора и регистрации проспекта эмиссии ценныхбумаг. Ставки налога установлены в размерах: 0,5% номинальнойсуммы эмиссии при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг;1 руб. с каждой 1000 руб. при покупке государственной ценнойбумаги; 3 руб. с каждой 1000 руб. при заключении договора куплй-продажи ценных бумаг с каждого учаетника сделки. Перечисляютсяналоговые льготы и описывается порядок исчисления суммы налогана операции с ценными бумагами и сроки уплаты.

Среди других федеральных налогов рассматриваются: налог наимущество, переходящее в порядке наследования и дарения,транспортный налог, гербовый сбор (налог на документы пооформлению различного рода сделок). По всем этим налогамопределяются плательщики, объекгы обложения, ставки, льготы,порядок исчисления и уплаты.

С увеличением расходов бюджетов регаонов в результатепередачи им ряда затрат из федерального бюджета и расширением ихдеятельности доходная база у многих субъектов Федерации оказаласьнедостаточной. Для ее расширения субъекты Федерации получилиправо вводить на подведомственной территории дополнительныеналоги, кроме предусмотренных законом "Об основах налоговойсистемы РФ". Оплата новых платежей должна производитьсяюридическими лицами за счет прибыли, остающейся после уплатыналога на прибыль.

Все региональные налоги и сборы поступают в бюджетысубъектов Федерации, кроме налога на имущество предприятий,являющегося регулируемым. Поступления от него равномернораспределяются между бюджетом субъекта Федерации и местнымибюджетами в зависимости от места нахождения плателыцика. Поступления региональных платежей составляют в бюджетахсубъектов Федерации относительно небольшую долю. Задачарасширения собственных источников бюджетов регионов продолжаетстоять достаточно остро.

Кроме налогов, вводимых субъектами Федерации, в книгерассматривается и местное налогообложение. Местные налоги

исборы - это обязательные платежи физических и юридических лиц,поступающие в бюджеты органов местного самоуправления. Местныеналоги и сборы классифицируются по различным признакам. Взависимости от сферы действия их можно разделить на три фуппы:1) налог на имущество физических лиц; земельный налог,регистрационный сбор с физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью; 2) платежи, взимаемые натерритории курортной зоны (курортный сбор, налог на строительствообъектов производственного назначения в курортной зоне);

3) остальные местные налоги ( налог на рекламу, целевые сборы насодержание милиции, благоустройство территорий, налог насодержание жилищного фонда и др.).

В зависимости от объекта налогообложения и определенияналогооблагаемой базы все местные налоги и сборы делятся на: налоги и сборы, взимаемые в определенном проценте отустановленной законом минимальной месячной оплаты труда (насодержание милиции); налоги и сборы, определяемые в процентах отсуммы сделок или услуг (налог на рекламу, перепродажу автомобилейи др.); налоги и сборы, устанавливаемые в процентах от стоимостиреализованной продукции (налог на содержание жилищного фонда и ДР-).

Характерными особенностями местного

налогообложенияявляются: множественность налоговых платежей; преобладаниепрямых налогов; отсутствие для большинства налогов и сборовинструкций Минфина РФ и Государственной налоговой службы РФ;выполнение функции плателыциков одновременно физическими июридическими лицами; невысокая доля налоговых доходов в местныхбюджетах.

В специальных главах книги подробно рассматриваются такиевиды налогообложения, как налог на имущество физических лиц иплата за землю.

Большое место отведено автором анализу налогов,уплачиваемых во внебюджетные фонды. С 1 января 1992 г. действуютобязательные страховые взносы (целевые налоги) на созданиеразличных социальных фондов: Пенсионного фонда РФ, Фондасоциального страхованйя, Государственного фонда занятостинаселения России, федерального и территориальных фондовобязательного медицинского страхования. Плательщиками взносоввыступают работодатели (юридические и физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью), а

такжеграждане. Объектом обложения для первых является фонд оплатытруда, а для вторых - заработки.

Наряду со страховыми сборами в социальные фондысуществуют специальные налоги и отчисления в экономическиефонды ( налоги дорожных фондов, включенных в федеральныйбюджет РФ, отчисления в отраслевые и межотраслевые фондыНИОКР, отчисления во внебюджетные фонды инвестирования жилищного хозяйства). Отличительной особенностью всех этихналогов и отчислений является их строго целевое назначение.Указанные взносы, как правило, относятся на стоимость продукции.

Н.Н. Иванова

97.04.016-017. ПРИВАТИЗАЦИЯ В СЕКТОРЕ

КОММУНАЛЬНЫХУСЛУГ. (Сводный реферат).

1. La privatisation des services urbains en Europe / Sous la dir. de LorrainD., Stoker G. - P .: La Decouverte, 1995. - 218 p.

2. BUCHAN D. Giants fell the squeeze / The Financional times. - L,1996. -June 20. - P.V.

B книге, написанной коллективом авторов под руководствомД.Лоррен (Национальный центр научных исследований, Париж ) иДж. Стокера (Университет Глазго), и статье обозревателя английскойгазеты "Файнэншнл таймс" Д. Бьюкена рассматриваютсяособенности реформирования сектора коммунальных услуг и преждевсего происходящих в этой сфере процессов приватизации.

Приватизация, отмечают авторы, является в 90-е годы в рядестран Европы, а также в Латинской Америке важным направлениемгосударственной политики в области коммунальных услуг. Отношение к данному процессу среди экономистов неоднозначно. Так, для одних стран преимущества приватизации сферы услугочевидны как для местных органов власти, так и для отдельныхграждан; в ряде стран приватизация не отвечает прежде всегоинтересам местных органов управления. В большинстве случаевуправление услугами становится все более обременительным длямуниципалитетов: растущее налоговое бремя и конкуренция состороны международных фирм заставляют

муниципалитетыизбавляться от неэффективных трат и передавать в частный секторотдельные сферы городского хозяйства.

Процессы приватизации в сфере городских услуг в значительноменьшей степени всколыхнули общественное мнение, чемприватизация крупных промышленных предприятий, хотя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.