РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1991 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.03.001 -97.03.090
МОСКВА 1997
перед этой политикой задачей: сократить издержки валютных трансакций в рамках единого внутреннего рынка ЕС.
За планами создания ЕВС скрывается федералистский проект, не отвечающий концепции единой Европы как ассоциации государств, в которой уважается личность каждого человека и всех наций. Автор не считает идеальным экономическое и политическое пространство, в рамках которого индивид будет мобилен, но полностью лишен привязанностей и родственных связей. Подобные проекты, выдвигаемые под лозунгами строительства, наделе разрушат Европу. "Мы же хотим видеть Европу, опирающуюся на силу наций, на их суверенитет и идентичность; проект создания такой Европы предполагает отказ от валютной унификации" (2, с. 97).
Л.Л. Зубченко
97.03.090. СЛИМ А. БЫВШИЙ СЭВ В 1996 г.: ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ.
SLIM A. L'ex-CAEM en 1996: les sequelles d'une désintégration economique//Economie et humanisme. - Lyon, 1996. - N 338. - P. 76-81.
Рассматривая последствия дезинтеграционных процессов в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ), сотрудник университета Париж-I отмечает, что они проявились на двух уровнях: на международном они привели к распаду СЭВ; на национальном - к распаду национальных государств (бывшие Чехословакия и СССР). По мнению автора, в дальнейшем возможно продолжение этого процесса внутри образовавшихся новых независимых государств.
В области внешней торговли результатом дезинтеграции стало изменение географической и товарной структуры внешнеторгового оборота стран ЦВЕ и бывших республик СССР. Если развитие интеграционных процессов в ЦВЕ способствовало интенсификации обмена между странами-членами СЭВ, то дезинтеграция привела к прямо противоположным результатам, хотя ослабление связей между странами СЭВ началось еще в 1989 г., т.е. до официального роспуска СЭВ в 1991 г. Так, доля бывшего СССР в совокупном экспорте ЦВЕ сократилась с 27,1% в 1980 г. до 7,3% в 1994 г. Доля ЦВЕ, составлявшая в 1970 г. в экспорте 58% и в импорте 52,8% , в 1994 г. упала соответственно до 10,7 и 9,9% (с. 77).
213
97.03.090
Основными препятствиями для развития торговли между бывшими партнерами по СЭВ стали хроническая нехватка в странах ЦВЕ конвертируемой валюты при избытке переводных рублей; переход на торговлю по мировым ценам; проведение политики стабилизаци в большинстве стран ЦВЕ; отмена действовавшей внутри СЭВ системы квотирования; некоординированная девальвация валют в странах бывшего СЭВа; банкротство многих восточноевропейских предприятий, ориентировавшихся на удовлетворение потребностей бывшего СССР.
До роспуска СЭВ страны ЦВЕ традиционно специализировались на поставке машин и оборудования: в 1988 г. их доля в совокупном экспорте Польши составляла 30%, Венгрии - 33, Чехословакии - более 50% (с. 78). После 1991 г. страны ЦВЕ вопреки ожиданиям, переориентировались на экспорт продовольствия, полуфабрикатов и простых готовых изделий. Подобным же образом изменилась структура внешней торговли стран Балтии. В то же время внешнеторговая специализация государств СНГ не изменилась: в 1995 г. доминирующие позиции в их экспорте занимали сырьевые и энергетические ресурсы, в импорте - сельскохозяйтвенные и продовольственные товары, машины и оборудование. Кроме того, сохраняется экспортная специализация стран СНГ, унаследованная от прежней системы и ориентированная на спрос со стороны ЦВЕ и ОЭСР.
После распада СЭВ правительства стран ЦВЕ начали активно развивать внешнюю торговлю со странами ОЭСР, доля которых в экспорте ЦВЕ возросла с 23,7% в 1970 г. до 68,1% в 1994 г., а в импорте - с 27,0 до 69,4% (с. 79). При этом особенно заметен рост экспорта в ЕС, в частности в Германию, при снижении экспорта в европейские страны, не входящие в ЕС, и неевропейские развитые страны. Автор объясняет это переориентацией восточноевропейских предприятий на новые рынки, стимулированной девальвацией национальных валют, при более легком доступе на европейские рынки в результате подписания соглашений об ассоциированном членстве стран ЦВЕ в ЕС.
Что касается стран Балтии, то в их внешней торговле прослеживается увеличение доли западных рынков, особенно германского и скандинавского, и снижение доли государств СНГ.
27-2372
Экономика стран СНГ в значительной мере зависит от взаимной торговли, особенно от торговли с Россией, являющейся единственной из стран СНГ, 2/3 оборота внешней торговли которой приходится на государства, не входящие в Содружество. Так, в 1995 г. на долю ЕС приходилось 30% российского экспорта и 38% импорта (с. 80).
Оценивая возможные направления специализации стран ЦВЕ, автор отмечает, что они будут играть роль субподрядчиков для ЕС, привилегированных партнеров новых независимых государств и стран Северной Европы (стран Балтии), поставщиков машин и оборудования для бывшего СССР. Перспектива интеграции в ЕС придает смысл поиску новой специализации и позволяет определить направления реформирования предприятий в странах ЦВЕ. В то же время быстрое сближение стран ЦВЕ с ЕС может нанести ущерб отношениям между ЕС и странами азиатско-тихоокеанского региона и Карибского бассейна, а также с другими ассоциированными членами ЕС.
И.Ю.Жилина