Научная статья на тему '96. 04. 060. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Торговля важнее, чем помощь. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Handel ist wichtiger als Hilfe // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa -eine Herausforderg fur die europaische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. - Baden-Baden, 1994. - kap. 4. - S. 81-120'

96. 04. 060. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Торговля важнее, чем помощь. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Handel ist wichtiger als Hilfe // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa -eine Herausforderg fur die europaische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. - Baden-Baden, 1994. - kap. 4. - S. 81-120 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И ЕС / -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ --- ЕС СТРАНЫ / -ЕС -И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ -СТРАНЫ / -ЕС СТРАНЫ --- -ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ -СТРАНЫ / ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / -ТОРГОВЛЯ ВНЕШНЯЯ -ЕС СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 060. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Торговля важнее, чем помощь. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Handel ist wichtiger als Hilfe // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa -eine Herausforderg fur die europaische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. - Baden-Baden, 1994. - kap. 4. - S. 81-120»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069

МОСКВА 1996

всегда поддается интерпретации. Высокая доля иностранных ПИ в общем объеме инвестиций страны зависит, в частности, от таких факторов, как способность местных работников пользоваться английским языком (несмотря на высокие темпы роста, страны, не входящие в группу англоязычных, отличаются невысокой долей иностранных ПИ в общем объеме инвестиций).

Серьезное влияние как на темпы роста ВВП, так и на долю иностранных ПИ в общем объеме инвестиций оказывает уровень налогов. В то же время, отмечают авторы, характеристики рынка рабочей силы не оказывают серьезного влияния на выбор страны для инвестирования.

В заключение авторы подчеркивают, что, хотя размер экономики и темпы экономического роста являются важнейшими факторами, определяющими привлекательность страны - получателя ПИ, действие этих факторов относительно, о чем свидетельствуют примеры Японии, являющейся крупнейшей страной региона и характеризующейся незначительным притоком иностранных ПИ и отсутствием тенденции к росту, и Южной Кореи, обладающей наиболее высокими темпами экономического роста и медленным увеличением доли иностранных ПИ в общем объеме инвестиций.

Н.Н. Иванова

I

' " I ■

96.04.060. РАНДЗИО-ПЛЯТ К., ФРИДМАН Б. ТОРГОВЛЯ ВАЖНЕЕ, ЧЕМ ПОМОЩЬ.

RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN В. Handel ist wicbtiger als Hilfe // RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN B. Unternehmen Osteuropa -eine Herausforderg fur die Europaische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. - Baden-Baden, 1994. - Кар. 4. - S. 81-120.

В главе из книги немецких авторов, посвященной отношению ЕС к переменам, происшедшим в Восточной Европе (BE), авторы рассматривают роль торговли во взаимоотношениях этих стран.

Анализируя внешнеэкономические отношения ЕС со странами ВЕ после начала реформ, авторы подчеркивают важность изменения внешнеэкономических структур, отмены монополии внешней торговли, создания законодательной базы для свободной торговли. До 1989 г. бывшие соцстраны почти не участвовали в мировой торговле, в 1988 г. их доля в мировом экспорте не превышала 8%, почти 60% их торговли приходилось на взаимную торговлю и обмен с бывшим СССР (с. 82). С ликвидацией в 1991 г. СЭВ страны-члены попали в трудную ситуацию: торгово-

политическое регулирование ЕС не могло обеспечить развитие внешнеэкономических отношений с ВЕ; ориентированное на потребности советской экономики экспортное производство, низкое качество и производственные стандарты тормозили расширение торговли за пределами бывшего СЭВ. Препятствовали выходу на мировой рынок сырьевая ориентация экспорта и преимущественный импорт наукоемких товаров, а также низкая конкурентоспособность, явившаяся результатаом узкой специализации и разделения труда в рамках бывшего СЭВ.

Развал политической системы и СЭВ вызвал внешнеэкономический шок во всех восточноевропейских странах, поскольку распались их традиционные рынки. Кроме того, это обострило структурный кризис: с 1989 по 1992 г. ВНП стран ВЕ снизился на 27%, промышленное производство - на 43% (с. 83). Торговля со странами рыночной экономики, особенно со странами ЕС, стала в результате одним из важнейших факторов восстановления экономики и основой преобразований, поскольку она могла обеспечить более надежные и длительные доходы, чем помощь или иностранные инвестиции. Некоторые восточноевропейские государства очень быстро

переориентировались и сконцентрировались на торговле с Западом: их экспорт в ПРС вырос в 1989-1992 гг. на 40-55%, хотя их доля в торговле ЕС составила не более 4%. В 1992 г. экспорт в ЕС вырос по сравнению с предыдущим годом на 23,3%, составив 20 млрд. экю,

тогда как экспорт ЕС в эти страны увеличился на 25,7% (22,3 млрд. экю); положительный баланс ЕС в торговле с ВЕ вырос до 2,3 млрд. экю по сравнению с 1,5 млрд. в 1991 г. (с. 83). Важнейшими торговыми партнерами ЕС являются Польша, Венгрия, бывшая Чехо-Словакия и Болгария.

Почти половина экспорта из ЕС в ВЕ (51%) приходится на долю ФРГ, затем следуют Италия - 14,4%, Франция - 10, Великобритания - 7,5% (с. 83). Почти половина восточного экспорта в ЕС шла в ФРГ, 15,6% - в Италию, 10 - во Францию, 7,9 - в Великобританию и 5,8% - в Нидерланды (с. 84). Эти пять стран ЕС являются главными торговыми партнерами восточноевропейских стран.

Чтобы преодолеть глубокий кризис, странам ВЕ необходимо интегрироваться в международную торговлю. Однако оживить восточную торговлю удастся, по мнению авторов, только в среднесрочном плане. Несмотря на соглашения с ЕС, этого нельзя сделать без радикального изменения торговли и повышения конкурентоспособности, что в свою очередь требует изменить структуру экспорта и импорта. Отсутствие проблем со сбытом и приобретением в условиях разделения труда в рамках СЭВ привело к тому, что качество и уровень развития товаров и услуг не соответствовали требованиям мирового рынка. В результате страны ВЕ могли конкурировать с западноевропейскими только по товарам "чувствительных" отраслей ЕС (продукция сельского хозяйства, текстиль и одежда, уголь и сталь).

Сегодня, продолжают авторы, внешнеторговая политика ЕС по отношению к ВЕ и странам СНГ часто подвергается критике. Основой этой политики стали соглашения об ассоциации и временные торгово-политические соглашения с Польшей, Венгрией и бывшей Чехо-Словакией, вступившие в силу 1 марта 1993 г. Партнеры ЕС упрекают его в протекционизме, поскольку рынок ЕС защищен, например, для сельскохозяйственных, химических товаров, стали и угля. Предприятия и трудящиеся ЕС, напротив, считают эту политику слишком либеральной, так как на рынок ЕС допускаются

29-877

товары, имеющиеся здесь в достатке, и это отрицательно воздействует на развитие экономики и занятости в ЕС.

Соглашения об ассоциации с Польшей, Венгрией, Чехией, Словакией, Болгарией и Румынией, называемые также "европейскими соглашениями", являются быстрым путем к расширению сотрудничества и упорядочению внешнеэкономических отношений, а также к развитию восточноевропейской внешней торговли. Их цель - создание в течение десяти лет зоны свободной торговли, в которой большинству восточноевропейских товаров будет обеспечен свободный доступ без квот, количественных ограничений и таможенных пошлин. Таким образом, соглашения обеспечивают перспективу развития торговли и сотрудничества и отвечают интересам обеих сторон. Реализацию свободного товарооборота намечено осуществить в два этапа в течение приблизительно пяти лет. Предусматривается асимметричное открытие рынка в пользу реформируемых стран, при котором будет больше ввозиться товаров й ЕС, чем вывозиться из него. В результате через пять-шесть лет рынки ЕС будут полностью открыты для товаров стран ВЕ, тогда как открытие рынков последних должно произойти только через десять лет (с. 88). Асимметричный характер европейских соглашений должен способствовать максимальному экономическому развитию стран ВЕ и защите вновь создаваемой промышленности и сектора услуг.

Касаясь далее недостатков европейских соглашений, авторы отмечают прежде всего противоречия между сторонами по поводу того, что экономический и финансовый кризисы в ЕС препятствуют смягчению условий для ВЕ и способствуют росту протекционизма. Серьезным недостатком соглашений является также неурегулированность вопроса о происхождении товаров. Правила происхождения должны быть гармонизированы в ВЕ, ЕС и в Европейском экономическом пространстве. Только тогда они могут гарантировать, что экспортируемый какой-либо страной товар произведен там из местного сырья, при этом допустимая доля

поставок других предприятий должна составлять 40-50% (с. 90). Без такого мягкого регулирования будет невозможно, по мнению авторов, использовать преимущества разделения труда в общеевропейском пространстве и привлечь иностранных инвесторов из стран - нечленов ЕС, которые были бы готовы переместить определенные производственные процессы в ВЕ, если им откроют рынок ЕС.

Такой недостаток, как особое регулирование по текстилю, стали, углю, сельскохозяйственным товарам, требует особого понимания партнеров. Постепенно это регулирование будет отменяться. Товары названных отраслей составляют 33% экспорта из Чехии и Словакии, 42 - из Польши и 51 - из Венгрии, тогда как в ЕС в этих отраслях занято лишь 5,4% трудящихся (с. 91). Странам ВЕ необходим этот экспорт из-за трудностей в области занятости. Даже если восточноевропейский экспорт "чувствительных" товаров в ЕС увеличится на 400%, доля их в производстве ЕС, учитывая размеры европейского внутреннего рынка, составит всего около 4,6% по текстилю и 1,3% по продовольствию, так что страх перед восточноевропейской конкуренцией, по мнению авторов, совершенно необоснован (с. 91).

Новые торгово-политические уступки ЕС в отношении доступа ВЕ к рынкам были достигнуты на встрече в верхах ЕС в 1992 г. в Эдинбурге и в 1993 г. в Копенгагене. Были сокращены сроки устранения импортных пошлин; например, до конца 1994 г. , отменялись ввозные пошлины на автомобили, химикалии и другие промышленные товары из Венгрии и Польши. Сокращены сроки отмены пошлин по текстилю, изделиям из стали. Несколько смягчены условия по импорту сельскохозяйственных товаров. Авторы подчеркивают, что для активного вовлечения в международную торговлю страны ВЕ должны оживить взаимную торговлю, а ЕС должны способствовать им в этом оказанием финансовой помощи и облегчением торгового регулирования.

29*

Европейские соглашения предусматривают и расширение экономического сотрудничества, направленного на длительное развитие стран ВЕ. Имеется в виду широкое сотрудничество в области права, стимулирования и защиты инвестиций, согласования промышленных норм, научно-технологического сотрудничества, сотрудничества в области образования и производственного обучения, в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в энергетике, транспорте, телекоммуникациях, информации, в социальной сфере и т.д. Широкое сотрудничество необходимо для будущего вступления в ЕС, и в этой связи ЕС должен повысить эффективность своей помощи в рамках программы ФАР.

Касаясь далее развития внешнеэкономических отношений, авторы подчеркивают, что крах экономики и занятости в ВЕ решающим образом способствовали радикальному переходу торговли от планово-экономических к рыночным условиям. Однако необходимо и участие государства в смягчении отрицательных воздействий с помощью денежной политики, стимулирования экспорта и защиты импорта, без чего невозможно развитие новых отраслей промышленности.

Ключом к успеху авторы считают рост инвестиций ЕС в странах ВЕ. Все восточноевропейские страны готовы принять прямые иностранные инвестиции. Существуют, однакр, проблемы с приобретением земельных участков и зданий. Только в Венгрии и Болгарии можно приобретать их для промышленных целей без ограничений. Правда, почти во всех странах ВЕ говорят об усилении либерализации для привлечения инвесторов, но существующее там неправовое пространство и неопределенная политическая ситуация отпугивают потенциальных инвесторов. Хотя все страны приняли закон о защите инвестиций, размеры иностранных участий регулируются по-разному. Некоторые страны не позволяют иностранцам приобретать решающий пакет акций, тогда как Венгрия, например, допускает 100-процентное участие: более 2 тыс. немецко-венгерских предприятий в Венгрии являются на 100%

немецкой собственностью, в основном это мелкие и средние предприятия (с. 103). Большинство иностранных инвестиций

приходится на Венгрию и бывшую ЧССР. Однако инвестиции в ВЕ все еще незначительны, тогда как восточноевропейские страны срочно нуждаются в этих вливаниях для строительства новых предприятий и преобразования экономики. Международная финансовая помощь явно недостаточна, хотя и постоянно возрастает: иностранные инвестиции выросли в 1992 г. до 3 млрд. долл. (с. 103).

Привлекательными с точки зрения стоимости рабочей силы и ее квалификации считаются Венгрия, бывшая ЧССР, Польша и Болгария. Налоговые предписания облегчают иностранные инвестиции в Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше (самые льготные) и бывшей ЧССР. Хотя образовательный ценз населения в этих странах довольно высок, профессиональная квалификация не ориентирована на рынок, поэтому приоритетами программы ФАР являются обучение и повышение квалификации, особенно в области управления. Слабость восточноевропейской экономики - в технологической отсталости и недостаточном знании менеджмента. Поэтому прямые инвестиции все больше направляются на передачу "ноу-хау", технических и организационных знаний.

В заключение авторы пишут, что в среднесрочном плане перед Европой стоит задача создания общеевропейского экономического пространства, включающего ЕС и ЕВСТ, и постепенного расширения его за счет восточноевропейских стран. Россия и страны Балтии должны быть тоже в него интегрированы. Что касается других стран СНГ, то с ними нужно искать другие формы сотрудничества, вероятно, в форме соглашений о партнерстве. Включить их в европейское пространство невозможно до тех пор, пока они не наладят свободную торговлю и кооперацию между собой, а для этого необходимы открытие внутренних рынков и снятие торговых барьеров. Реализация этой задачи сделает возможным создание общеевропейской зоны свободной торговли, а в последующем -

огромного экономического пространства, объединяющего ЕС, ЕАСТ и восточноевропейские страны.

В.И.Шабаева

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

96.04.661-063. РАСШИРЕНИЕ ЕС НА ВОСТОК: ШАНСЫ, РИСКИ, КРИТЕРИИ КОНВЕРГЕНЦИИ (Сводный реферат).

1. RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN В. Europas Zukunft - Gesamt europaische Kooperation // RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft'4 Zur Notwendigkeit einer EG-Ostpolitik. - Baden-Baden, 1994. - S. 231-235.

2. BRUNNER P., OCHEL W. Die Europaische Union zwischen Vertiefung und Erweiterung // IFO-Schnelldienst. - [West Berlin], 1995. -Jg. 48, № 32. - S. 9-20.

3. CICHY E.U. EU-Osterweiterung: Chancen, Risiken,

Konvergenzkriterien // Wirdschaftsdienst. - Hamburg, 1995. - Jg. 75, № 12. - S. 662-668.

Как считают немецкие авторы книги (1), падение "железного" занавеса между Востоком и Западом, глубокие кризисы занятости, экономики, финансов, сознания людей и народов отбросили Европу назад, к началу европейской истории. Начало демократических процессов и крах плановой экономики на Востоке Европы создали дополнительные трудности, поскольку "мирные революции страдают от того, что не имеют ни аналогий, ни примеров, а переживающие их народы путают или отождествляют демократию и благосостояние" (1, с. 231). Восточноевропейские страны ищут сближения с Западной Европой, хотя их интеграция с ЕС возможна лишь при восстановлении конкурентоспособности Сообщества. Пока эти решения ЕС все меньше направлены на защиту интересов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.