Научная статья на тему '97. 02. 013. Джиллеспи М. П. Портрет Дориана Грея. Gillespie М. Р. The picture of Dorian Gray. - N. Y. Twaine Publishers, 1995. - XVI, 128 p. - (Twayne masterwork studies; n 145). - bibliogr. : p. 116-123'

97. 02. 013. Джиллеспи М. П. Портрет Дориана Грея. Gillespie М. Р. The picture of Dorian Gray. - N. Y. Twaine Publishers, 1995. - XVI, 128 p. - (Twayne masterwork studies; n 145). - bibliogr. : p. 116-123 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УАЙЛД О
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 013. Джиллеспи М. П. Портрет Дориана Грея. Gillespie М. Р. The picture of Dorian Gray. - N. Y. Twaine Publishers, 1995. - XVI, 128 p. - (Twayne masterwork studies; n 145). - bibliogr. : p. 116-123»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.7

рефераты 97.02.001 -97.02.036

МОСКВА 1997

после очерка Давида Бурлюка" - говорится в сопроводительном отзыве о публикации.

Е. Ф. Тропов

97. 02. 013. ДЖИЛЛЕСПИ М.П. ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ. GILLESPIE М.Р. The picture of Dorian Gray. - N. Y. Twaine Publishers, 1995. - XVI, 128 p. - (Twayne masterwork studies; N 145). - Bibliogr.: p. 116-123.

Профессор Маркетского университета (г. Милуокки, штат Висконсин) Майкл Патрик Джиллеспи, специалист по англоирландской литературе, автор книг о Дж. Джойсе и об О.Уайлде, показывает, как интерпретация Уайлдом фаустовской истории о прекрасном молодом человеке, продавшем душу дьяволу в обмен на вечную молодость, вписывается в основные модели жизни и отношения с миром позднего викторианского общества. По мнению исследователя, "Портрет Дориана Грея" можно рассматривать как художественное отражение основных нравственных противоречий английского общества последнего десятилетия XIX в. Одновременно -это зеркало коллизий и перипетий личной и общественной судьбы Уайлда-художника. На 90-е годы пришелся пик его личной, социальной и литературной жизни: утвердилась его репутация признанного острослова и денди в обществе, выходящая далеко за пределы Великобритании известность прежде всего как главы, вдохновителя и выразителя эстетического движения "искусство для искусства", наконец, его постигла горькая участь отверженного, изгоя, испившего полную чашу нужды и лишений. Не случайно, что сочинения именно этого периода - пьесы "Веер леди Уиндермиер" (1892), "Как важно быть серьезным" (1895) и роман "Портрет Дориана Грея" (1890) - самые известные его произведения, интерес к которым постоянно сохраняется и даже возрос в последние годы. Возможно, замечает автор, это происходит и потому, что особенности общественного лица Уайлда в их разнообразии и внешней противоречивости: тонкий критик, блестящий эрудит, беззаботный, не отягощенный какими-либо обязательствами, беспечный художник-эстет, преданный, нежный семьянин, и, наконец, сверхсконцентрированный на сомосозерцании гедонист - это

97.02.013

84

нравственный портрет викторианского общества, точный слепок определенной модели общественного поведения.

Джиллеспи считает, что для понимания романа Уайлда необходимо среди прочего учитывать элементы восприятия, заложенные в художественной структуре и связанные в первую очередь с традицией отношения критика и читателя к главному действующему лицу. В сущности, это и есть главный вопрос романа -считать ли Дориана Грея "героем своего времени" или видеть в персонаже, изображенном Уайлдом, злодея и негодяя.

Не менее важно и то, что Уайлд сталкивает своих читателей с новой этической и эстетической системой - неогедонизмом как основополагающим началом его романа. Уайлд создал уникальное произведение: взаимодействие внутренних и внешних элементов организовано им таким образом, что каждый новый поворот, смена угла повествования существенно меняет угол зрения и перспективы интерпретации, выводя читателя на неожиданные исходные точки и новые уровни отношения к повествованию. В этом взаимодействии всех элементов и искусном управлении восприятием аудитории нужно видеть третий, и самый существенный, аспект романа, считает исследователь, на который следует обратить внимание и критике, и читателям.

Искусство Уайлда проявилось уже в названии романа в самом его выборе с определенным артиклем: "the picture" - ключевое слово всего произведения. Уайлд мог бы выбрать слово "portrait", употребить другой артикль. Семантика выбранного слова, провоцирующая читателя видеть изображаемый объект в разных ракурсах, настойчиво склоняет его взглянуть на главного героя разными глазами - Безила Холлуорда, лорда Генри, самого Дориана и даже его портрета - и как результат увидеть разительно несхожие характеры. Несмотря на убедительность, обоснованность того или иного облика героя, за читателем сохраняется возможность эстетического и интеллектуального переживания, соразмерного его субъективному художественному и жизненному опыту. Существенный, на взгляд исследователя, вопрос: существует ли вообще альтернатива тем образам главного героя, которые предлагают три главных его "толкователя": Безил, лорд Генри и сам Дориан.

В известной мере ответ кроется в самом повествовании: развертывание сюжета - это в сущности динамика характера Дориана

и одновременно отношения к нему его толкователей. Характер Дориана не дает бесконечного простора для неуемной художественной фантазии. Неизбежные ограничения накладываются, вполне определенно очерченными Уайлдом фазами перерождения, дегенерации героя, что ставит достаточно твердые пределы для диапазона возможных вариантов. Очевидная неадекватность, неубедительность, недостаточность и уязвимость толкований, изображений главного героя другими персонажами постоянно как бы приглашает читателя, и довольно настойчиво, к поискам более широких и свободных оценок. Но из этого вовсе не следует, что читателю предлагают как бы "слепить" свой образ Дориана, взяв отовсюду понемногу. Напротив, утверждает исследователь, вся художественная логика романа - от изысканной иронии семантики названия до искуснейших, мастерски изобретательных его финальных строк, буквально понуждает читателя "услышать" настойчивый призыв - увидеть главного героя как бы в многостворчатом зеркале, когда в сознании читателя запечатлеваются уже не разные грани характера, а несколько разных характеров, или образов сразу, что и является сущностью Дориана. Именно на такое понимание ориентирует читателя само название и семантика ключевого слова "the picture".

Уникальность и особое значение романа Уайлда, по мнению исследователя, заключаются в том, что здесь в обостренной форме представлена очень важная для английского (и - шире - европейского) общества социальная и этическая проблема: соотношение индивидуальной свободы и принятой в данном обществе этической системы. Со времен античности весь круг проблем этики, впоследствии этического гедонизма, надолго остался в центре европейской философской мысли. Уайлд, безусловно, изучал эти проблемы и их исторический аспект еще в юности в Оксфорде, где штудировал классическую филологию. В "Портрете Дориана Грея" он выразил свое этико-эстетическое отношение к современному ему состоянию философско-этической дискуссии, что следует учитывать, иначе окажутся необъяснимыми, непонятными многие, на первый взгляд, парадоксальные черты или особенности поступков героев: острейшая внутренняя боль и сознание своей вины выливаются у главного героя в полярно противоположные внешние проявления - от пронзительных угрызений совести до ликующего торжества; лорд

97.02.013

86

Генри в финальных главах романа впадает в совершенно необъяснимое, целиком поглощающее его нравственное оцепенение. Равным образом на фоне настойчивой критики викторианского общества, в той или иной степени пронизывающей весь роман, представляются почти необъяснимыми и неадекватными заметные колебания Дориана и лорда Генри по отношению к традиционным ценностям, отрицаемым на протяжении всего повествования. Вместе с тем читатель оказывается настолько заражен пессимизмом романа Уайлда, что, как кажется исследователю, не может преодолеть этого ощущения до последних строк повествования. Поэтому даже смерть героя в финале романа воспринимается скорее как пародия, чем искусный прием, имеющий художественное обоснование, коренящееся, например, в логике нравственного поведения героя. Пронзительной пессимистической нотой в оценке способности индивидуума следовать личной системе нравственных ориентиров Уайлд, как считает Джиллеспи, предвосхитил более поздних "мыслителей-нигилистов" XX в. - Сартра и Камю, С.Беккета, Томаса Пинчона. В то же время, полагает автор, блестяще примененный Уайлдом прием "deus ex machina" в финале романа должен служить для читателя еще одним сигналом, аргументом и равно предостережением от излишне одностороннего толкования произведения Уайлда и восприятия его под одним единственным углом зрения.

В то же время, полагает автор, этико-эстетическая дискуссия столь остра на страницах сочинений О.Уайлда именно потому, что основные постулаты этической философии в разных ее ориентирах не утрачивали актуальности для европейского общественного сознания на протяжении веков. Совсем не случайно в романе Уайлда о неогедонизме, т.е. новейшей филиации этической философии конца XIX в., впервые упомянут такой архисенсуалист, как лорд Генри Уоттон, который не столько отвергает этику как таковую, сколько устремляет свои усилия на поиски новых дефиниций и альтернативной системы, когда заявляет, что "неогедонизм - это как раз то, что потребно в наш век" (с. 57).

Таким образом, в последние два десятилетия XIX в. интерес к проблемам этики совпал с наиболее интенсивным и плодотворным периодом всего творчества Уайлда. Почти одновременно появились два сочинения, имевшие огромный резонанс и разрабатывавшие ту

область этической философии, которой на заре европейской культуры самое пристальное внимание уделил Платон в своих сократовских диалогах - соотношению этики общества и искусства, - за пять лет до появления "Портрета Дориана Грея", в 1885 г., читающая публика смогла познакомиться с сочинением Уолтера Пейтера "Мариус-эпикуриец". Но если произведение Пейтера напоминало университетскую лекцию и предлагало читателю не столько альтернативную этико-эстетическую систему, сколько новые способы философского мышления в этом направлении, то произведение Уайлда выделяется как раз крайне выразительной художественной силой.

Чем больше вчитываешься и вдумываешься в роман, тем больше утверждаешься в том, что крайний солипсизм исповедуемого неогедонизма, безусловно, открыто и откровенно апеллирует к внутреннему эго читателя, но сама логика повествования, поведение героев и мотивы этого поведения постоянно вынуждают и героев, и читателя помнить об общественных устоях, и тогда радикальный солипсизм приходит в столкновение с принятой общественной нравственностью, с традиционными и устоявшимися нормами. Таким образом, рассуждая о двойственном характере этики неогедонизма, мы всякий раз должны констатировать неизбежность мощного воздействия на наше эстетическое чувство нравственных ценностей. "Портрет Дориана Грея", подобно таким художественным произведениям, как "Царь Эдип" Софокла, "Король Лир" Шекспира или "Потерянный рай" Милтона, как будто бы специально построены на нравственных ценностях читателя. Они могут изменить его этические позиции, могут укрепить старые. Очень часто они провоцируют читателя вновь обратиться к их героям, но уже с новых эти ко-эстетических позиций, которые претерпели определенные изменения как раз под сильным воздействием этих же произведений.

Эстетический аспект нравственного в романе Уайлда представляется особенно притягательным, поскольку помещает читателя в такую систему нравственных ценностей, которая освобождает его от чувства вины, полагает М.П.Джиллеспи.

Н.А. Старостина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.