Научная статья на тему '97. 01. 028. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / РАН. Ин-т экономики. М. , 1995. 28с'

97. 01. 028. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / РАН. Ин-т экономики. М. , 1995. 28с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РФ / АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ФРГ / КОНКУРЕНЦИЯ РФ / РФ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОНОПОЛИИ - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 028. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике / РАН. Ин-т экономики. М. , 1995. 28с»

РОССИЙСКАЯ АКАИЕМИЯ НАУК

институт научной информации по общественным наукам

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА 1

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 97.01.001 -97.01.097

москва 1997

импортных операций. Это приведет к тому, что высокий спрос на относительно дешевую валюту вынудит правительство расходовать валютные резервы на поддержание курса рубля. Неизбежный дефицит валюты сделает необходимым ее административное распределение. Возникнет валютный черный рынок. Импорт станет невыгодным, его свертывание приведет к скачку внутренних цен (в первую очередь на потребительские товары). Рост инфляции может вынудить правительство ввести государственный контроль за ценами, в результате которого возникнет товарный дефицит при практически исчерпанных валютных резервах. Принимая во внимание современное состояние российской экономики, ученые предполагают, что при переходе к проинфляционистскому экономическому курсу его негативные последствия проявятся не сразу, а по прошествии 6-12 месяцев по причине инерционности экономических процессов, которым свойственен примерно шестимесячный лаг между изменением денежной политики и изменением основных макроэкономических параметров. Кроме того, накопленные к настоящему времени запасы валюты позволят в течение некоторого времени амортизировать опасные последствия инфляционистской политики (14, с. 15).

Е.В.Богомолова, Е.А.Пехтерева

97.01.028. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ / РАН. Ин-т экономики. - М„ 1995. - 28с.

В работе, состоящей из четырех глав, рассматривается стратегия демонополизации российской экономики в условиях перехода к рынку.

В советской, а затем в российской экономике, отмечают авторы, проблемам монополизма и конкуренции долгое время не уделялось должного внимания. Лишь в 1990 г. была предпринята первая попытка разработки антимонопольного закона и программы демонополизации советской экономики. В последующем было разработано союзное антимонопольное законодательство и стратегия демонополизации, действовавшие вплоть до распада СССР.

Либерализация российской экономики была предпринята без серьезной трансформации экономических основ монопольных

97.01.028

56

структур при отсутствии системы антимонопольного регулирования и контроля. Большинство производителей-монополистов сразу после либерализации цен начали их взвинчивать, снижая объемы производства, что позволяло им добиваться выгодных для себя экономических показателей. С конца 1993 г. на первое место вышел фактор платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию, и предприятия сырьевого и топливно-энергетического комплексов переориентировались на наращивание экспорта своей продукции, оставляя на голодном пайке внутреннего потребителя.

Наряду с этим система антимонопольных механизмов и стратегия демонополизации формируются явочным порядком, что снижает их способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Сохранение старых проблем сочетается с появлением новых. Происходит переплетение худших черт советского и нынешнего российского монополизма.

Советский монополизм сформировался в нерыночной среде как результат тотального огосударствления экономики с присущей ему административно-командной системой управления. Монополизм пронизывал все сферы и отрасли советской экономики, уровни и подсистемы организации и управления, переплетаясь с монополизацией других сфер общественной жизни. В современной России концентрация власти на верхних уровнях управления снизилась незначительно. Она лишь перемещается в сферы регулирования финансовых отношений и приватизации собственности, правовой и административной регламентации создания новых хозяйственных единиц. Происходит ухудшение ситуации по сравнению с дореформенными временами, что связано с беспрецедентным разрастанием управленческого аппарата, усилением его всевластия и коррумпированности. С другой стороны, имеет место чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны и холдинги, при которой старая организационная монополия скорее мимикрирует, чем преобразуется в нечто новое.

В то же время особенности государственной организации хозяйства, а также значительная доля сырьевых отраслей, обусловили совершенно уникальную роль естественных монополий, значимость которых на данном этапе развития российской экономики возрастает; усилилась локализация рынков, которая и

раньше являлась отличительной чертой российской экономики, за счет роста уровня и удельного веса транспортных издержек в структуре цен. Единый национальный рынок распадается на множество локальных рынков с одним продавцом на каждом из них. Эти новые явления в локализации рынков расширяют воспроизводственную базу монополии.

Наиболее зримо монополизация связана с концентрацией производств, хотя и не тождественна последней. Сопоставление с зарубежными странами позволяет сделать вывод о том, что специфика российского монополизма состоит не столько в высоком уровне концентрации производства и большом размере предприятий относительно внутриотраслевого рынка, сколько в очень узкой предметной специализации производства. Отсюда очевидна нацеленность антимонопольной политики на перестройку технологической структуры производства на внутрифирменном уровне в сторону ее большей диверсификации. На реальный уровень монополизации внутреннего рынка существенное влияние может оказать открытие экономики.

Либерализация экономики, начатая в 1992 г., дала мощный толчок развитию рыночной среды, изменению соотношения конкуренции и монополизма. В результате либерализации цен произошли колоссальные разрывы в уровнях цен и финансовом положении трех ведущих групп отраслей: базовых; обрабатывающей промышленности и строительства; сельского хозяйства и легкой промышленности. Особенности принятой модели российских реформ привели к совершенно новым соотношениям реального, торгово-посреднического и финансового секторов экономики. Ожесточенная конкуренция за общественные ресурсы и доходы между секторами хозяйства приводит к отсечению производственного капитала от финансового, переливу капиталов в наиболее выгодные на сегодня сферы торгового посредничества и финансовых операций. В самом реальном секторе либерализация цен и внешней торговли привели к отсечению отечественных производителей от сырьевой базы, к более благоприятным конкурентным позициям сырьевых отраслей.

Несмотря на неоднозначность оценок характера и степени развития конкуренции в отдельных отраслях, заработавшие спросовые ограничения и монетарный фактор заставили российские

8-1234

97.01.028

58

предприятия ощутить воздействие конкуренции. Согласно опросам, лишь 7% предприятий не считают существенным фактор возросшей конкуренции со стороны российских производителей (с. 15).

Резко меняется и лицо российской монополии и монополиста. Совершенно уникальным явлением в отечественной и мировой практике стало РАО "Газпром", которое контролирует порядка 95% производства российского газа (с. 16). Другой тип монополизации рынка сложился в нефтедобыче и нефтепереработке. Здесь сформировались компании, построенные на принципах вертикальной интеграции и объединяющие ряд предприятий "от скважины до бензоколонки". Организационно такие структуры являются холдингами. На сегодня в нефтедобыче сложилась олигополистическая структура рынка. В России уже имеются прецеденты и самых широких картельных соглашений.

Делается вывод, что за истекший период в области демонополизации экономики взаимодействовали две тенденции: 1) к полномасштабному и форсированному разгосударствлению и разукрупнению производства и управления, приближению к теоретически чистым моделям открытой либеральной экономики и 2) к созданию новых экономических и организационно-правовых форм крупного производства, механизмов функционирования и реализации монопольных отношений. Эта двойственность в полной мере нашла свое отражение в концепциях, формах и методах антимонопольного регулирования.

Анализ интенсивно развивающейся в 1992-1995 гг. правовой базы антимонопольного регулирования свидетельствует о заметной смене акцентов в понимании действительных последствий возможных злоупотреблений экономической властью и способов адекватной реакции на них, о повороте от механического квотирования допустимой рыночной ниши к анализу экономического поведения рыночных субъектов.

Опыт трех последних лет антимонопольного регулирования показал, что некоторое улучшение положения дел в сфере нарушений антимонопольного законодательства является прямым следствием повышения действенности работы антимонопольных структур. Вместе с тем из-за ошибок в проведении приватизации последняя не стала катализатором развития полноценных и продуктивных конкурентных отношений.

Как показала практика развития малого предпринимательства, этот вид экономической деятельности имеет не только огромное значение для создания конкурентной среды, но и располагает внутренним потенциалом развития, способностью к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных условиях. Следовательно, он нуждается во всемерной поддержке и стимулировании со стороны государства. Хотя за последние годы был принят ряд законодательных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства, по настоящему потенциал государственной поддержки пока не задействован.

Сравнительный анализ российской и зарубежной практики антимонопольного регулирования показывает, что для России, в силу определенного сходства решаемых задач, особый интерес представляет опыт послевоенного восстановления и развития ФРГ. Прежде всего заслуживает внимания выдвижение в ранг главного приоритета экономической политики поощрение процессов капиталообразования, поддержание на высоком уровне деловой и инвестиционной активности. Следует обратить внимание и на две отличительные особенности демонополизации в Германии: после первоначальной децентрализации и коммерциализации банковской системы была проведена ее рецентрализация с целью упорядочения кредитного дела, повышения уровня его организации и эффективности. Были также сохранены основы германского военно-промышленного комплекса, что позволило возродить его после 1954 г. и превратить в полигон научно-технического прогресса, источник волны экономического оживления в смежных производствах. Демонополизация складывалась из двух потоков преобразования: организационно-структурных и экономико-правовых. Она проходила на протяжении семи лет и достигла поставленных целей.

В целом в эволюции национальных антимонопольных законодательств четко прослеживается тенденция на существенное смещение оценок самоценности и безусловной полезности конкуренции как таковой.

И.Ю.Жилина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.