Научная статья на тему '97. 01. 001. Крауфорд И. А. Развитие космических исследований: социальный и политический аспект. Crawford I. space development: social and political implication // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 219-225'

97. 01. 001. Крауфорд И. А. Развитие космических исследований: социальный и политический аспект. Crawford I. space development: social and political implication // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 219-225 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1169
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИP КОСМИЧЕСКИЕ -США / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУНАРОДНЫЕ / НАУКА -И ОБЩЕСТВО / НАУКА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Топчеев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 001. Крауфорд И. А. Развитие космических исследований: социальный и политический аспект. Crawford I. space development: social and political implication // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 219-225»

РОССИЙСКАЯ ЛЮЗДЕШ1Й ш&к

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.01.001 -97.01.017

МОСКВА 1997

НАУКА И ОБЩЕСТВО

97.01.001. КРАУФОРД И.А. РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: СОЦИАЛЬНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

CRAWFORD I. Space development: social and political implication // Spacepolicy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, N 4. - P. 219-225.

Автор, сотрудник кафедры физики и астрономии Университетского колледжа в Лондоне, рассматривает вопрос, может ли человеческое сообщество участвовать в широкомасштабном исследовании космического пространства. Он полагает, что важность таких работ зависит от степени интеграции усилий всего человечества.

Автор анализирует указанную проблему и в контексте глобальной социально-политической ситуации. Речь при этом идет о программе развития космической науки и технологии на дальнюю перспективу, т.е. на несколько ближайших столетий.

В числе задач, которые, по его мнению, предстоит решить, -экономическое использование Солнечной системы, колонизация других планет и в конечном счете реализация межзвездных полетов.

Естественно, "самоуверенные реалисты" будут оценивать этот проект лишь как утопию, но, как полагает автор, имеет смысл и иметь конкретные цели.

Прежде всего, утверждает он, мы уже имеем то, в чем остро нуждались ранее, а именно спутники связи, возможность с помощью космических аппаратов оценивать земные ресурсы, развивать космическую астрономию. Таким образом, человечество добилось создания совершенно немыслимых ранее с технологической точки

Г

зрения систем, а во-вторых, эти системы могут служить базисом для дальнейших разработок.

Автор предлагает следующие шаги, которые дадут возможность человечеству постепенно освоить Солнечную систему: создание эффективных транспортных средств, позволяющих достигать низких орбит, а это, по его мнению, - одноступенчатые космические самолеты и тяжелые ракетоносители; создание больших станций в космосе, орбитальных космических заводов, межпланетных кораблей, а также станций на поверхности Луны и других планет; сбор и использование большого количества солнечной энергии; добыча сырья в космосе, особенно с астероидов и, быть может, с поверхности Луны и Марса.

Очевидно, что стоимость таких амбициозных проектов будет очень высока, особенно, если учесть, что годовой бюджет НАС А составляет 14 млрд. долл. Автор предлагает некоторые возможные способы получения необходимых крупных средств для решения поставленных им в начале статьи широкомасштабных задач.

Неправительственная организация исследования

космического пространства оценивает стоимость программ по созданию больших космических станций, станций на Луне и высадке человека на Марс, рассчитанных на следующее столетие в 500 млрд. долл., которые следует затратить за двадцатилетний период. Более точные подсчеты показывают, что ежегодные затраты составят 100 млрд. долл. Эти средства необходимо будет вкладывать в течение десятилетий для создания только космической инфраструктуры.

В современных экономических и политических условиях такие затраты кажутся невероятными, но, как отмечает автор, 100 млрд. долл. составляет лишь 1,7% ВНП США, который в 1992 г. исчислялся 5,9 трлн. долл. И, что более важно, эта сумма представляет собой всего 1/3 оборонного бюджета США, который в 1993 г. составлял 297 млрд. долл. (с. 220).

Более того, полагает автор, если учесть, что это международные проекты, то такие затраты совершенно допустимы для мировой экономики, так как 100 млрд. долл. будут составлять 0,4% от мирового валового продукта, который оценивался в сумму 23 трлн. долл. в 1992 г. Поэтому, по мнению автора, даже такие амбициозные космические программы не нанесут серьезного ущерба мировой экономике или экономике Соединенных Штатов, так как

составят лишь 10% от мировых военных затрат (с. 220). Такие проекты кажутся нереалистичными скорее не с экономической, а с социально-психологической точки зрения, но, продолжает он далее, общество должно понять, что решение таких задач принесет для цивилизации больше выгод, чем это кажется на первый взгляд.

Реализация программы приведет к углублению международных связей в области технологии, что побудит конгресс США оказывать поддержку американскому правительству в области создания международной космической станции.

Разумеется, политики должны помогать в решении этих задач, тем более что после окончания "холодной войны" и сужения военного рынка высвобождаются значительные средства. А если учесть то, что аэрокосмическая промышленность наряду с мирными решала и военные задачи, то ее реконструкция для создания только мирной продукции -не будет слишком дорогостоящей.

Мировая экономика, пишет автор, рано или поздно будет вынуждена использовать материальные и энергетические ресурсы Солнечной системы, хотя бы лишь по одной причине - истощения сырьевых ресурсов Земли. Но существует один аспект психологический, который следует из положения, высказанного Б.Расселом в 1952 г. Б.Рассел считал, что, если когда-нибудь на Земле наступит всеобщий мир, люди будут удовлетворять свое стремление к приключениям в исследованиях, а не разрушениях. А познание Солнечной системы и звезд может стать таким приключением, вытесняющим энергию разрушения, что, вероятно, позволит решить серьезную психологическую проблему. Кроме того, пишет автор, такие мощные культурные и интеллектуальные стимулы могут помочь человечеству избежать стагнации, предсказанной современным философом Ф.Фукуямой.

С политической точки зрения подобные космические программы помогут решить как минимум три задачи.

Первая задача - это создание международной научно-технической кооперации, потому что тратить 100 млрд. долл. в год могут позволить себе лишь несколько ведущих держав. Так, затраты на высадку человека на Луну составили для США около 1% годового ВНП (с. 221). Для мирового же сообщества решение поставленных задач должно составить только около 0,4% мирового валового продукта. Вторая задача - это разоружение. Если 900 млрд. долл.,

которые мир тратит на военные цели в год, передать на широкомасштабные космические программы, то они не окажутся тяжким бременем для мировой экономики. И более того, отмечает автор, выпуская мирную продукцию, военно-космический сектор сохранит рабочие места.

Третья задача - это геополитическая стабильность, которая будет обеспечиваться как минимум двумя путями: созданием открытого общества в масштабах планеты и резким сокращением военных расходов.

При этом проблема политической ответственности при решении таких задач становится особенно актуальной. И хотя все государства суверенны, ст. I Договора ООН по космическому пространству 1967 г. объявляет космос "собственностью всего человечества" (с. 222). Если исходить из этого положения, то правительства мира окажутся перед лицом экстерриториальных проблем. Например, пишет автор, встанут вопросы, кому собственно будут принадлежать колонии на планетах Солнечной системы, можно ли проводить в космосе эксперименты так же, как и на Земле, или придется кардинально менять их методику. При этом должна быть полная уверенность, что ядерные и другие потенциально опасные технологии, размещенные в космосе, не принесут вреда глобальной безопасности. Как полагает автор, осуществление программы потребует: создания всемирного космического агентства; усиления роли ООН; создания всемирного федерального правительства.

Всемирное космическое агентство может, по мнению автора, реализовать концепцию космоса как собственности всего человечества, координируя глобальное сотрудничество в этой области.

До недавнего времени, пишет автор, такая координация была невозможна из-за противостояния великих держав в "холодной войне".

Отражая новые оптимистические взгляды на этот вопрос, Американское астронавтическое общество еще в 1990 г. отметило, что "можно соединить усилия в области космоса через единые программы, подобные INTELSAT. Всемирная федерация космических держав может планировать и реализовывать космические заднчи только через кооперацию" (с. 222).

Кстати, отмечает автор, газета "Спейс ньюс" (Space News), оценивая проведенный в 1992 г. Всемирный космический конгресс, отмечает, что идея всемирного космического агентства с участием США, России и Европы имеет хорбшие перспективы, учитывая опыт такого формирования, как Международная организация спутниковой телекоммуникации (International telecommunications satellite organisation) (с. 223).

Всемирное космическое агентство, по мнению автора, даст возможность избежать дублирования работ в различных странах, контролировать потенциально опасные технологии, регулировать использование ресурсов. С другой стороны, считает автор, такое агентство сможет гарантировать (или хотя бы стабилизировать) геополитическую ситуацию, воздействуя на процессы сокращения вооружений в мире. Только неправительственная организация, пишет автор, сможет говорить от лица всего человечества в области космических исследований.

ООН представляет сейчас, по мнению автора, некое подобие всемирного правительства, и его существование демонстрирует, как национальные правительства делегируют туда часть своих полномочий для решения глобальных проблем. Космос, отмечает автор, тоже глобальная проблема, и было бы хорошо решать эту проблему под юрисдикцией ООН. Поэтому, считает автор, необходимо использовать для космических исследований этот глобальный политический инструмент, как это уже имеет место при решении других глобальных программ, таких как проблема океанов, атмосферы и биосферы Земли. Однако, ставя космос под юрисдикцию ООН, надо обсудить уровень ответственности этой организации в таком поистине глобальном проекте, потому что в настоящее время возможности политических решений этой организации сравнительно невелики. Наиболее эффективной мерой может явиться создание всемирного федерального правительства, так как ООН в конечном счете представляет собой всемирный парламент, а не руководящий орган, и этой организации следует развиваться в сторону некоей конфедерации национальных государств, что может стать началом создания всемирного демократического федерального правительства, которое будет решать многие другие, а отнюдь не только космические, задачи.

Чтобы проиллюстрировать возможности такого правительства, автор ссылается на то, что все, что достигнуто такой сверхдержавой, как США (включая и космос), было заложено в Филадельфии в 1787 г. при выработке американской конституции. Передача, пишет автор, ресурсов практически всего Североамериканского континента в одни руки дало возможность Соединенным Штатом решать такие задачи, которые не смогли выполнить европейские государства, например, высадка человека на Луну.

Всемирное федеральное правительство должно, по мнению автора, вести мир постепенно шаг за шагом к огромной политической организации планетарного масштаба, создать условия для геополитической стабильности, разоружения и экономического роста, что даст возможность финансировать самые смелые космические проекты. В дальнейшем, по мнению автора, этому правительству будут подчиняться космические колонии Солнечной системы.

Рассмотрев различные социальные и политические возможности будущего развития космоса, автор опасается роста бюрократии, который, по его мнению, возможен уже на начальной стадии - стадии формирования всемирного космического агентства. Однако он считает это неизбежным, так как чем сложнее задача, тем сложнее и организационные структуры, которые ее решают. В качестве примера автор приводит доведенную до совершенства бюрократию Шумерского государства, которая обеспечивала строительство каналов и больших храмов. Сегодня, спустя 5 тыс. лет, мы живем в иных условиях, и современному обществу требуется для решения сверхсложных задач более сложная система управления, что, конечно, приведет к росту бюрократии во всемирном масштабе.

Автор заключает свою статью словами Томаса Джефферсона из письма Самюэлю Кершевалю, написанного в 1816 г.: "Я совершенно не хочу защищать частые изменения законов и конституций... Но я также знаю, что законы и политические институты должны идти рука об руку с прогрессом человеческого разума. Чем более разум становится развитым и просвещенным, тем более совершенными должны быть политические системы, сверяя свой шаг с течением времени. Конечно, мы могли бы заставить человека носить его детскую одежду, но это будет значить, что

цивилизованное общество останется под тем правлением, которое было создано его предками-варварами (с. 225).

В.Ю.Топчеев

97.01.002. КОСМОС: ВЫЗОВ ДЛЯ ЕВРОПЫ.

Space: a challenge for Europe // Space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, N4. - P. 227-232.

Исследователи из группы "Евроспейс" - так называется Европейская организация космической индустрии, члены которой являются представителями крупнейших космических компаний континента, - в этой статье выражают официальное мнение этой организации по космической политике. Это мнение основано на необходимости широкой кооперации европейских стран в области мирного и военного использования космического пространства.

Космические исследования, пишут авторы, подошли ко времени переоценки своей роли и большим изменениям, а определяющим фактором этого, по мнению авторов, стало исчезновение противостояния Востока и Запада, вызванное "холодной войной" и требовавшее прежде огромных денег. В этот период изменений европейским политическим программам нужна переориентация для того, чтобы стать автономными в мире с развивающимися технологиями до 2000 г. и далее. Космос, отмечают авторы, остается стратегическим элементом для Европы в политической, экономической и военной областях, и прорыв туда позволит решить сложнейшие научные и социальные проблемы.

Космическая деятельность, по мнению организации, должна вестись по взаимосвязанным направлениям: космическая наука; создание космической инфраструктуры, включая пилотируемые полеты; коммерческое применение; решение чисто военных задач.

Еще одно направление, хотя и общее для всех, но самое важное - создание тяжелых ракет-носителей.

Космическая наука, по мнению авторов, должна быть стержнем европейских программ для изучения Вселенной и для введения новых технологий, а амбициозные программы пилотируемых полетов уже теперь экономически необходимы. Европа разработала широкую программу использования беспилотных и пилотируемых систем.

3-1870

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.