Научная статья на тему '97. 01. 004. Tapacehko M. современное состояние российской космической программы. Tarasenko М. Current status of the Russian space programme // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 1. - P. 19-28'

97. 01. 004. Tapacehko M. современное состояние российской космической программы. Tarasenko М. Current status of the Russian space programme // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 1. - P. 19-28 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР {{-}}ФИНАНСИРОВАНИЕ -РФ / ИP КОСМИЧЕСКИЕ -РФ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВЯЗИ -РОССИЙСКИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ИР -РФ / НАУКА -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 004. Tapacehko M. современное состояние российской космической программы. Tarasenko М. Current status of the Russian space programme // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 1. - P. 19-28»

РОССИЙСКАЯ ЛЮЗДЕШ1Й ш&к

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.01.001 -97.01.017

МОСКВА 1997

97.01.004. TAPACEHKO M. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ. TARASENKO M. Current status of the Russian space programme // Space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, N 1. - P. 19-28.

Аналитик Центра по контролю за вооружениями, энергией и окружающей средой МФТИ рассматривает общее состояние российских космических программ с точки зрения бюджета, технических возможностей спутниковых и ракетных систем, а также анализирует современное состояние космических наук и промышленности, включая проблемы, связанные с квалификацией и мобильностью людей, работающих в этой области.

Автор прежде всего отмечает, что специалисты многих стран, изучая современное положение и перспективы российских космических программ, задаются вопросами: развалится ли российская космическая система в ближайшем будущем или еще продержится некоторое время? каковы в последнем случае будет российская политика в области космоса и ее влияние на глобальные перспективы? стоит ли зарубежным компаниям работать над совместными проектами с Россией, если вся российская инфраструктура находится в критическом состоянии?

Конечно, отмечает автор, кооперация с Россией для Запада необходима хотя бы потому, что возможна и такая ситуация, когда мир вернется к прежней конфронтации, и это за рубежом хорошо понимают. Но трудность состоит в том, что на Западе не могут точно определить генеральные направления российских космических программ, и потому оценки там часто разноречивы и субъективны.

Автор пытается проанализировать российские космические программы на ближайшее будущее, а так как он не связан с российским истеблишментом, то он может позволить себе критически подойти к официальной точке зрения на этот вопрос.

При анализе этой проблемы надо рассматривать три ключевых момента: финансирование национальных программ; современное состояние этих программ; состояние космической промышленности.

Главным вопросом, полагает автор, является вопрос бюджетных ассигнований. В СССР ракетные и космические программы имели высший приоритет и в соответствии с этим обеспечивались как денежными, так и материальными ресурсами. Демилитаризация после окончания "холодной " войны" снизила

приоритет этих программ, а экономический кризис, усугубленный разрушением госпланирования, сократил возможности правительства в области ресурсов. В условиях сокращения финансирования космических программ России автор отмечает его рост в США. Согласно информации Российского космического агентства, затраты на космос, составлявшие в 1990 г. в СССР 3,9 млрд. долл., сократились в пять раз и составляют сейчас 690 млн. долл. (с. 20).

Автор считает, что это сокращение вызвано, во-первых, тем, что до 1991 г. рубль имел твердый курс, так как отечественная экономика носила закрытый характер, а во-вторых, после распада СССР в 1992 г. бюджет России стал значительно меньше, а целый ряд предприятий отрасли остался в ближнем зарубежье.

Все это привело к тому, что российские космические программы оказались в крайне тяжелом положении. Например, пишет автор, ассигнования на военные и гражданские сектора должна составлять сумму как минимум в три раза большую, чем это запланировано бюджетом на 1995 фин.г. На фоне российской ситуации перспективы НАСА с его ожидаемым сокращением на 12% в следующие пять лет воспринимаются как весьма радужные (с. 20).

Очень важным элементом космической стратегии являются, по мнению автора, собственно космические запуски. Очевидно, пишет автор, что сокращение бюджета вызвало и сокращения запусков: 1993-1994 гг. этот показатель в России вдвое уменьшился по сравнению с серединой 80-х годов. Это вызвано не столько тем, что существующая система обеспечения запусков, унаследованная Россией от СССР, не может эффективно функционировать, а сколько тем, что страны, заинтересованные в использовании спутников, стараются не только исчерпывать весь возможный ресурс космических аппаратов, а позволить им функционировать еще какое-то время.

Бюджетные сокращения ведут к снижению эффективности ИР в этой области, что блокирует разработки новых систем. Как следствие сокращается и индустриальная база этой отрасли. Общий объем производства упал к 1994 г! на 30% по сравнению с 1989 г. (с. 21).

В настоящий момент правительство не способно вьщелять даже запланированные средства, а проблема неплатежей приведет к дальнейшему снижению производства.

Более 30 предприятий, подчиненных Российскому космическому агентству, имеют совокупную задолженность более чем в 500 млрд. руб., тогда как правительство задолжало им 470 млрд. (с. 23).

Наибольшую угрозу представляет собой тенденция к снижению уровня заработной платы на этих предприятиях. Теперь она на 25% меньше, чем в среднем по России, тогда как прежде в этой области ее уровень был значительно выше, чем в других отраслях. В настоящее время численность специалистов этого сектора составляет лишь 64-66% от численности 1989 г. В научно-исследовательском секторе специалистов осталось еще меньше -только 50% (с. 23). Более активны в поисках новых рабочих мест молодые люди, поэтому весьма вероятна утрата большинства технологических наработок. Наиболее сильное сокращение числа специалистов наблюдается в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, а в "закрытых" городах, где нет других предприятий, люди, по возможности, зарабатывают деньги в других местах.

Рассмотрев основные болевые точки космического сектора, автор пытается найти подходы для решения этих проблем.

Так как отечественный частный сектор не способен инвестировать средства в долгосрочные высокотехнологичные проекты, держать эту отрасль на плаву можно только, по мнению автора, с помощью зарубежных партнеров, а это будет способствовать развитию не только международной кооперации, но и международной конкуренции.

Вопросы кооперации, пишет автор, могут решаться традиционным путем - поиском негосударственного финансирования. Наиболее легко эти задачи будут, по его мнению, решаться в тех отраслях, которые представляют зарубежным партнерам конкретную выгоду сразу. Это возможно, например, при размещении спутников на орбитах для помощи нефтяной и газовой промышленности (например, проект "Ямал", курируемый НПО "Энергия", и ряд других проектов). Зарубежные инвестиции помогают космическим предприятиям решить две проблемы. Во-

первых, получить средства, во-вторых, осуществлять совместные высокотехнологичные проекты (например, "Марс-96" или создание космической станции) и с их помощью влиять на правительство, указывая на важность укрепления авторитета России на международной арене. Однако, пишет автор, тут опять всплывают две проблемы, которые волнуют зарубежных партнеров: какова жизнеспособность российских космических программ и что будет, если изменится государственный политический курс.

В заявлениях российских официальных лиц автор усматривает две резко отличающихся друг от друга позиции. Первая состоит в том, что правительство способно поддерживать отрасль на теперешнем уровне не более двух-трех лет, и если не будут предприняты чрезвычайные меры, деградация российского космоса станет необратимой. С другой стороны, некоторые официальные лица оценивают ситуацию как тяжелую, но обещают сделать все возможное, чтобы преодолеть трудные времена. При этом первые хотят, по словам автора, получить деньги от правительства или парламента для решения своих проблем, а вторые хотят хорошо выглядеть на международной арене, чтобы вызвать у зарубежных партнеров желание сотрудничать с Россией.

Российское космическое агентство, пишет автор, в той или иной степени пытается сохранить шанс использовать оставшиеся тылы для продвижения по пути кооперации и проникновения на международный рынок. Отказ от участия в международных научно-технических проектах поставит под вопрос собственное выживание России и ее возможность участвовать в решении глобальных коммерческих программ. Понимание этого воплощается в деятельности ряда российских организаций, которые пусть небольшими шагами, но продвигаются на зарубежный космический рынок. В качестве примера автор приводит подписание контракта Космического центра им. М.В.Хруничева по коммерческому запуску ракет: полученные деньги Центр вложил в модернизацию ракеты "Протон". Аналогично автор оценивает и продажу в США технологии производства ракетных двигателей НПО "Энергомаш", в результате чего появилась возможность не только улучшить характеристики следующего поколения американских ракет, но и модернизировать двигатели российских носителей (с. 26).

Экономический аспект выживания российских космических организаций, по мнению автора, определяется государственной политикой, потому что большинство рассмотренных автором трудностей не является обязательной ценой за трансформацию общества, скорее - это результат нерешительности правительства и медленного продвижения по пути реформ.

Конечно, пишет автор, оппозиция критикует международную кооперацию, рассматривая ее как неэквивалентную продажу национального "ноу хау". Однако совместные проекты так важны для выживания российской космической инфраструктуры, что промышленные лоббисты не допустят критики в их адрес, и она ограничится лишь обычной риторикой.

Статья М.Тарасенко предваряется эпиграфом, взятым из известной книги А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино": "Пациент скорее мертв, чем жив. - Нет,пациент скорее жив, чем мертв" (с. 19).

В.Ю. Топчеев

97.01.005. ГОМЕРИ Д. ЧТО ПРИНЕСЕТ 'ИНТЕРНЕТ1 МИРУ: ЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЮ? GOMERY D. Centralised or decentralised - which world will the Internet bring? // American enterprise. - Marcht-April 1996. - P. 48-50.

Автор статьи, профессор университета Мериленд, рассматривает перспективы развития глобальной сети "Интернет" и полагает, что централизация общества с помощью этой сети резко расширяет возможность выбора для людей и ведет к конкуренции с другими СМИ.

Персональные компьютеры, имеющие мощные процессоры, большую память и собственное программное обеспечение, проиграют сражение с терминалами, подключенными к всемирной сети, потому что люди вместо покупки дорогого программного обеспечения для своих компьютеров будут, просто подключаясь, получать любую информацию через сеть. С помощью этой сети люди смогут передавать сообщения, писать письма, делать расчеты и даже играть в компьютерные игры, используя сеть без собственного дорогого компьютера.

4-1870

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.