сич (і)
н
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,5 рефераты 96.04.001-96.04.038
ИСТОРИЯ
4
МОСКВА 1996
96.04.021. СОГРИН В.В. ИДЕОЛОГИЯ В АМЕРИКАНСКОЙ ИСТОРИИ: ОТ ОТЦОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ ДО КОНЦА XX ВЕКА. -М.: Наука, 1995. - 238 с.
В работе д-ра ист. наук В.В.Согрина рассматривается роль идеологии в истории американского общества. В центре внимания автора три проблемы: во-первых, роль противоборства основных идейных концепций на ключевых отрезках американской истории, насколько оно помогало или мешало отбору оптимальных методов модернизации общества; во-вторых, степень идеологизирован ности политических движений, партий, правящей элиты США; в-третьих, проблема взаимодействия главных идейно-политических движений. Все концептуальные построения автора опираются на многочисленные источники: это труды "отцов-основателей" США, идеологов антирабо владельческого движения и их оппонентов, теоретиков либерализма и консерватизма и тех политических лидеров, которые предпринимали наиболее смелые попытки воплощения в жизнь идейных позиций этих двух основных идеологических тенденций.
Автор выделяет четыре переломные эпохи, в каждой из которых в жестком споре различных идеологических концепций определились будущие магистральные направления развития Соединенных Штатов. Первый этап - с 1770-х до 1820-х годов - эпоха образования США, формирования национального государства, качественных изменений в экономических и социальных отношениях и складывания на этой основе национальных идейно-политических традиций. 1776 год - год начала Американской революции, означавшей радикальную ревизию предшествующего колониального опыта Америки. Революция ниспровергла не только колониальный гнет, сковывавший свободное развитие капиталистических отношений в экономике и демократии в политическом управлении,
21-3466
но и разнообразные феодально-аристократические пережитки. Сокрушая их, революция взяла на вооружение идеологию Просвещения - самое передовое общественное учение XVIII в., в котором сложились две главные идеологические традиции -либерально-демократическая (Джефферсон, Франклин, Пейн) и консервативная (Гамильтон, Мэдисон и Джон Адамс).
Второй период - с 1820-х до 1870-х годов - отмечен резкими размежеваниями и острейшими идейно-политическими дебатами по вопросу о рабстве. Рабство, укоренившееся в Америке еще в колониальный период, в силу конкретно-исторических причин не было отменено в эпоху революции конца XVIII в. Впоследствии оно стало разрастаться, превратилось в самостоятельную социально-экономическую систему, подчинившую себе американский Юг. Но эта система и прогрессивное развитие * Америки, как доказал исторический опыт, оказались несовместимыми. В вопросе о рабстве США разделились на два главных лагеря: его противников и сторонников. Соответственно этому делению осуществлялось идеологическое противоборство: противники рабства во главе с Ч.Гаррисоном, А Линкольном, другими демократами развивали заповеди Джефферсона применительно к новым историческим условиям, а их оппоненты конструировали схемы рабовладельческой утопии своего рода первого американского варианта правого радикализма.
Третий этап • с 1870-х до 1920-х годов - это эпоха триумфа американского капитализма, свободного и от феодальных пережитков, и от рабовладельческой аномалии. "Чистый” капитализм энергично перерастал в монополистический. В ходе этой глубинной трансформации в США углубились противоречия между трудом и капиталом, а также между разными слоями буржуазии. На этой почве развилось соперничество между консерватизмом, либерализмом и впервые выступившими во весь рост левыми идеологиями, которые продолжали и продолжают соперничать и на новейшем этапе американской истории - с 1920-х годов по настоящее
время. Но соотношение между ними, как и сами они, претерпели изменения. Так, внутри консервативной мысли выделились сразу три течения: ортодоксально-индивидуалистическое, социально-
консервативное и неоконсервативное. Американский либерализм, развивавшийся в 30-60-е гады на основе все большей его социал-демократизации, в последние два десятилетия обнаружил отчетливую тенденцию 'вправо", выражением которой стал неолиберализм. Серьезные и разнообразные метафоры характерны и для развития леворадикальной и социалистической мысли. 'Идейная история США в новейшее время напоминает подлинный концерт идеологий”, - отмечает В.В.Согрин (с.6.).
Как следует из монографии, в США на всех исторических этапах в качестве главенствующих идеологических традиций выступали две - либерализм и консерватизм, а что касается левых идеологий, то они, считает автор, бросая время от времени вызов обоим идеологическим гигантам, никогда не посягали на их господство. Эго, однако, не может служить основанием для преуменьшения исторической роли "малых” идеологий, так как общественное развитие в США осуществлялось как под воздействием конкуренции между либерализмом и консерватизмом, так и их соперничества с левыми идеологиями. Вообще, считает автор, конфликт, консенсус, плюрализм - эта триада служит ключом к пониманию характера идейно-политической истории США.
Важным свойством двух ведущих идеологий с самого начала стали их гибкость и широта, что позволило им успешно соперничать с крайними идеологическими течениями. Что касается левых идеологий, то они в соперничестве с консерватизмом и либерализмом играли, в первую очередь, роль раздражителей, заставлявших обоих идеологических гигантов модернизировать свои интеграционные доктрины и механизмы. Но это не должно, указывается в работе, преуменьшать влияния левых идеологий, поскольку конкуренция с их стороны не позволяла либерализму и консерватизму превратиться в идеологии-монополии, обреченные на 21*
загнивание и все менее полезные для общества. На протяжении всей новейшей истории левая альтернатива в США представляла собой богатый симбиоз разнообразных идеологий, причем это разнообразие с течением времени все более расширялось. И каждая из 'малых* идеологий нашла свою нишу в американском обществе, а их свободное развитие давало возможность самовыражения индивидуумам и группам, неспособным интегрироваться в общество. Радикальные же идеологии не были изолированы от либерализма и консерватизма, а взаимодействовали и соперничали с ними в живой системе идейно-политического плюрализма, оказывая влияние на обе главные идеологии.
В. М. Соломатина
АРХЕОЛОГИЯ
96.04.022. МОРГУНОВА НЛ. НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ ЮГА ЛЕСОСТЕПИ ВОЛГО-УРАЛЬСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ/ РАН. Уральск, отд-ние Ин-т ист. и археологии; М-во образования РФ. Оренбург, гос. пед. ин-т. - Оренбург, 1995. - 222 с. * Библиогр.: с. 96-102.
В монографии рассматриваются вопросы происхождения, культурной интерпретациции, хронологии и периодизации памятников эпохи неолита-энеолита вал го-уральской лесостепи, дается характеристика хозяйства населения данного региона в конце У11-Ш тыс. до н.э., приводятся результаты палинологических и палеозоологических исследований.
Ранненеолитическое время на территории южной части лесостепи Волго-Уральского междуречья представлено материалами ряда стоянок, расположенных по берегам рек Самара, Ток и Сок. Значительные коллекции ранней керамики и каменного инвентаря происходят с Ивановской, II Максимовской, Виловатовской, I и II Елшанских и др. поселений. Керамика подразделяется на две основные группы. Первая из них включает остродонные и плоскодонные сосуды без орнамента, с прочерченным орнаментом, а