Научная статья на тему '96. 04. 008. Бьюкэнэн Р. Возникновение научной инженерии в Британии. Buchanan R. The rise of scientific Engineering in Britain // Brit. J. for the history of science. - Chalfont St. Giles, 1993. - Vol. 18, Pt 2, n 59. -P. 218-233'

96. 04. 008. Бьюкэнэн Р. Возникновение научной инженерии в Британии. Buchanan R. The rise of scientific Engineering in Britain // Brit. J. for the history of science. - Chalfont St. Giles, 1993. - Vol. 18, Pt 2, n 59. -P. 218-233 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТЕХНИКА -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 008. Бьюкэнэн Р. Возникновение научной инженерии в Британии. Buchanan R. The rise of scientific Engineering in Britain // Brit. J. for the history of science. - Chalfont St. Giles, 1993. - Vol. 18, Pt 2, n 59. -P. 218-233»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.04.001-96.04.024

МОСКВА 1996

И эта в высшей степени парадоксальная историческая взаимосвязь между тремя знаменитыми учеными и философами лишь подтверждает, пишет автор в заключение, неслучайность идущих до сих пор споров вокруг проблемы пространства и времени и то, что современная наука, у истокой которой стоял Ньютон, дает не просто конкретно-научную, но всегда именно глобальную, философскую картину мира, ибо мы вправе говорить не об эйнштейновской теории относительности, а об эйнштейновской картине вселенной, не о ньютоновской механике, а о ньютоновской картине вселенной, не о переформулировании Махом ньютоновской механики, а о маховской картине вселенной.

АЛЛли-заде

96.04.008. БЬЮКЭНЭН Р. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНЖЕНЕРИИ В БРИТАНИИ.

BUCHANAN R. The rise of scientific engineering in Britain // Brit. j. for the history of science. - Chalfont St. Giles, 1993. - Vol. 18, pt 2, N 59. -P. 218-233.

Автор, сотрудник Центра по истории технологии, науки и общества университета в Бате (Великобритания), ставит своей задачей проследить процесс возникновения научной инженерии в Британии, т.е. превращение инженерного дела из чисто практической деятельности в деятельность, опирающуюся на прочный теоретический фундамент, а также проанализировать следствия такой трансформации для профессионального инженерного сообщества. По мнению автора, инженерное дело участвует в общем процессе производства знаний в соответствии с принципами "естественной философии" Ф.Бэкона и поскольку наука - это систематическая организация знания на основе теоретического осмысления мира, а инженерное дело также приобрело систематическую организацию и теоретический базис, понятие "научная инженерия" имеет вполне реальный смысл, по

крайней мере для того периода, когда происходила трансформация инженерии,

В процессе трансформации инженерное дело прошло три этапа: во-первых, была осознана необходимость теоретической подготовки инженеров; во-вторых, упрочилась и получила признание в университетах и других учебных заведениях система теоретического инженерного образования; наконец, получила всеобщее признание полная программа высшего инженерного образования, включающая лабораторное и теоретическое обучение.

К середине XIX в. в Великобритании сложилась такая ситуация, что инженерное сообщество в это время было сравнительно невелико, хотя с образованием в 1818 г. Общества гражданских инженеров число профессиональных инженеров стало быстро увеличиваться. В 1850 г. в Обществе гражданских инженеров и Обществе инженеров-механиков (образованном в 1847 г.) насчитывалось 1000 членов. За немногими исключениями все эти профессиональные инженеры получили свою квалификацию практическим путем - работая под началом практикующего инженера, по традиционному способу обучения подмастерьев. Профессиональный опыт приобретался "в полевых условиях, за чертежной доской, за производством расчетов - занятиями, гораздо более важными, чем какое-либо специальное теоретическое обучение" (с. 219). Однако нельзя сказать, что до середины XIX в. отсутствовала всякая связь между инженерной практикой и теоретической наукой. Многие ведущие инженеры XVIII в. были хорошо знакомы с учениями своего времени. Дж.Смитон, член Королевского научного общества, в 1759 г. представил статью о силе ветра и воды, сыгравшую большую роль в разработках инженерных проектов. Дж.Уатт, также член Королевского общества, при изобретении автономного конденсатора для парового двигателя пользовался работами Дж.Блока о теплоте. "Были хорошо известны работы французских и немецких авторов по гидростатике, гидродинамике и металлургии, поддерживалась тесная связь с 6-3521

такими континентальными химиками, как Бертолле и Лавуазье" (с. 219). Практические разработки и теоретические исследования оказывали существенное влияние друг на друга. В XVIII в. изучение сопротивления материалов находилось в зачаточном состоянии, начало серьезному научному изучению законов упругости, сжатия, трения и усталости металлов было положено только благодаря практической работе с литой и сварочной сталью для железнодорожных мостов в середине XIX в. В других областях, например, в почвоведении, накопление инженерами практического опыта также предшествовало научным изысканиям.

В XIX в. взаимоствязь науки и практики продолжала развиваться. Так, на возникновние теоретичской термодинамики существенное влияние оказали знания, накоплении инженерами-практиками. Очнь острой проблемой 40-х годов прошлого века были крушения железнодорожных мостов, причина которых заключалась в недостаточно ясном представлении о поведении при сильных нагрузках чугуна и сварочной стали - металлов, из которых делались балки и опоры. Выдающиеся британские инженеры И.Брюнель и Р.Стефенсон отказались от чугуна и начали испытания стальных конструкций. И.Брюнель изучал механику во Франции и прекрасно знал математику. Он сам делал расчеты и проводил испытания моделей. Р.Стефенсон, проектируя новую цилиндрическую ферму, основывался на расчетах, выполненных для него математиками. Проект этой фермы был блестяще использован при строительстве моста "Британия" через Менайский пролив. Решение проблемы прочности железнодорожных мостов, явившееся крупным успехом научной инженерии, опиралось на использование теоретических представлений в области металлургии и сопротивления материалов, а также на анализ нагрузок с помощью крупномасштабных моделей.

Одновременно с развитием этой области техники развивалось кораблестроение - еще один пример сотрудничества инженеров и ученых. Разрабатывая проект своего знаменитого парохода "Грэйт Истерн", Брюнель сотрудничал с Д.Расселом, автором теории

прочности морских судов. Интересно, что Д.Рассел принимал участие в создании Королевского общества кораблестроителей, написал монументальный труд по теории и практике проектирования кораблей. Другим ассистентом Брюнеля был У.Фрауд, который изучал математику в Оксфорде и работал с Брюнелем на строительстве железных дорог. В сущности Фрауд превратил испытания моделей кораблей в систематическую научную дисциплину.

Тем не менее все еще мало осознавалась необходимость модифицировать техническое образование, усилив теоретическую подготовку инженеров. Даже Брюнель высказывался о техническом образовании с осторожностью, подчеркивая, что "несколько часов; проведенных в мастерской кузнеца или колесного мастера, могут научить большему, чем чтение специальных книг по механике" (с. 200). Профессиональные инженеры видели в академическом образовании угрозу традиционным методам обучения и, кроме того, опасались чрезмерного роста числа инженеров. Общее мнение членов Общества гражданских инженеров выразил в своей президентской речи в 1841 г. Д.Уолкер: "Если мы посмотрим, сколько студентов обучается в различных университетах и академиях... мы вынуждены будем задать вопрос, найдется ли в нашей стране для всех них работа" (с. 221).

Как же в действительности обстояло дело с техническим образованием в учебных заведениях Великобритании? Основатели колледжа Лондонского университета попытались создать отделение по инженерному делу в 1828 г., однако не очень удачно, и в течение нескольких лет преподавание технических дисциплин носило эпизодический характер. В 1841 г. была создана кафедра гражданской инженерии, которую возглавил инженер-железнодорожник Ч.Вигнолес, но уже в 1845 г. он оставил преподавание в связи с профессиональной загруженностью. В 1846 г. лекции по механическим принципам инженерного дела стал читать И.Ходжкинсон, но после его смерти в 1861 г. профессорское кресло б*

вновь оказалось пустым. В 1867 г. кафедру гражданской инженерии возглавил Ф.Дженкин, однако он преподавал недолго, и только в 1874 г., когда А.Кеннеди стал заведовать кафедрой прикладной математики и механики, колледж Лондонского университета вышел на передовые позиции в британском образовании.

В Лондонском Королевском колледже в 1838 г. было создано отделение гражданской инженерии, где читались лекции по математике, механике, химии, геологии, электричеству, машиностроительному черчению, геодезии, а в 1840 г. открылась учебная мастерская,в программу которой был введен курс по архитектуре. Количество студентов в колледже, колебавшееся в пределах 30-50 человек, а в 1844 г. снизившееся до 33, в связи с расцветом железнодорожного строительства вновь возросло и уже оставалось постоянным. Что же касается Лондонского колледжа гражданских инженеров, открытого в Патни в 1834 г., то он преследовал скорее профессиональные, чем образовательные, цели и в 1855 г. превратился в Инженерное общество.

В Эдинбургском университете курсы по техническим дисциплинам носили несистематический характер и читались недолго, серьезного технического обучения там не было до 1850-х годов. Также недолговечными оказались курсы по инженерному делу в университете в Дареме. На примере последнего вообще хорошо прослеживается проблема технического образования в первой половине XIX в. "Северный университет" был образован в 1832 г., где наряду с гуманитарными науками преподавались усиленные курсы по математике и химии. Профессор математики Р.Шевалье и преподаватель химии Д.Джонстон предложили ввести курс по инженерному делу, что и произошло в 1838 г. Профессора стремились

дать студентам всестороннее образование, дабы профессия инженера

»

могла, по выражению Шевалье, "занять подобающее ей место в обществе". Однако реализовать эту программу университет не смог. Одним из препятствий было отсутствие академической степени по инженерии. Другая проблема - довольно высокая плата за обучение.

Но самой серьезной помехой оказалось то обстоятельство, что программа университета в Дареме лишь очень немногими профессиональными инженерами рассматривалась как альтернатива традиционным формам инженерной подготовки, и студенты после трехлетнего дорогостоящего обучения были вынуждены поступать в ученики. Поэтому число студентов в Дареме никогда не было большим, а после 1851 г. вообще не зарегистрировано ни одного студента. В 1858 г. попытались восстановить курс, но из этого ничего не вышло, и до 1865 г. в Дареме инженерные дисциплины не п реподавались.

В университете в Глазго королева Виктория учредила в 1840 г. кафедру гражданского строительства и механики. И это был единственный университет за пределами Лондона, где имелся профессор инженерного дела. Однако назначенный на эту должность Л.Гордон столкнулся с огромными препятствиями, обусловленными общей незаинтересованностью университета в инженерном курсе, и деятельность его по сути носила номинальный характер.

Таким образом, "к середине XIX в. достигнутое в направлении упрочения теоретического фундамента британской инженерии сводилось к нерешительным шагам, только лишь закладывающим основу будущих изменений. Не было ни последовательной программы преобразований, ни солидарной группы инженеров, способной ее реализовать" (с. 223). Некоторые ведущие инженеры осознавали необходимость более систематической „подготовки в своей области, особенно возросшую в связи с возникновением новых отраслей в электротехнике и химической технологии, и поддерживали экспериментальные курсы в некоторых учебных заведениях. Но в целом инженерная профессия не испытывала сколько-нибудь сильного стимула к изменению. Система обучения путем индивидуального ученичества носила прочный характер. Профессия инженера пользовалась огромным престижем благодаря расцвету железнодорожного, гражданского строительства, парового судоходства, и "казалось, что не имеет смысла изменять ту форму

организации и обучения, которая уже доказала свою успешность" (с. 223).

Однако в 60-70-х годах XIX в. уже многие осознавали новые требования, предъявляемые к инженерной профессии. Дж.Фоулер, выступая с президентской речью в Обществе гражданских инженеров в 1866 г., подчеркнул, что требование более систематического образования проистекает из необходимости конкурировать с иностранными специалистами на равных. Но он ничего не мог предложить конкретного, кроме пожелания добросовестно применять существующие методы обучения. Не лучше были и мнения других инженеров по этому поводу, хотя иногда высказывались интересные идеи. Знаменитый издатель журнала "Инженерия" Ц.Колбурн изложил в очередном его номере свои взгляды на инженерное образование. Начав с традиционного утверждения о том, что обучить молодого человека, стремящегося стать инженером, лучше всего может сам практикующий инженер, он тем не менее выразил сомнение в способности большинства последних обеспечить методическое обучение. Ц.Колбурн предлагал создать специальную школу с требованием, чтобы практикующие инженеры отбирали учеников главным образом из числа тех, кто прошел обучение в этой школе. И этот процесс привел к возникновению в конце века национальной системы начального и технического образования, хотя профессиональные инженеры мало участвовали в нем, открыто не поощряя развитие теоретической инженерии. Так, в отчете Общества гражданских инженеров на тему предпринятого в 1870 г. исследования "Образование и статус гражданских инженеров в Соединенном Королевстве Великобритания и зарубежных стран" выражалась удовлетворенность сложившейся традицией: "В Англии профессиональные инженеры не являются, в отличие от военных инженеров, государственными служащими. Любой может заняться этой профессией и добиться любого положения, на которое ему дают право его заслуги... В Англии не существует общественных ассигнований на инженерное

образование. Каждый кандидат на эту профессию получает как общее, так и техническое образование по своим способностям... Фактически инженерное образование достигается аналогично тому, как это происходит в коммерции, а именно простой курс ученичества, обычно платный, у практикующего инженера; он предполагает участие ученика в обычной деловой практике, ученик постепенно знакомится с практическими профессиональными обязанностями и в конце концов научается выполнять их самостоятельно... В Англии не принято рассматривать теоретические знания как безусловно необходимые" (с. 224-225).

Это заявление весьма очевидно отражает препятствие, стоящее перед теми, кто в 1870-х годах хотел бы изменить традицию в инженерной профессии. И специалисты, которые желали преодолеть глубоко укоренившееся недоверие к теоретическому инженерному образованию, действовали мудро, избегая открытой конфронтации с общей установкой и пытаясь скорее показать, что как бы ни был ценен практический опыт, его желательно подкреплять теоретическими знаниями.

Выдающимся представителем здесь был У.Ранкин, который в 1855 г. в возрасте 35 лет сменил Л.Гордона на кафедре гражданского строительства и механики университета в Глазго. У.Ранкин стал автором блестящей работы по термодинамике, за что и был принят в Лондонское Королевское общество. Вместе с Л.Гордоном и У.Томсоном (позже лордом Кельвином) он образовал влиятельную группу, сумевшую превратить университет в Глазго во всемирно известный центр прикладной науки. У.Ранкин поставил перед собой и осуществил задачу написания полного свода учебных пособий для студентов инженерных специальностей, включившего учебники по прикладной механике, паровым машинам и простым двигателям, гражданскому строительству и др. Эти книги выдержали множество • изданий, надолго став образцом университетских учебных пособий по инженерному делу. У.Ранкин периодически публиковал статьи в научных журналах, так что в

теоретической инженерии появился авторитет, которого не было ранее. Он был также одним из основателей Шотландского общества инженеров и кораблестроителей и первым его президентом. Он энергично боролся за введение академической степени по инженерии и в 1872 г., в год своей смерти, добился успеха. Важнейшим достижением У.Ранкина явилось превращение инженерного дела в университете в Глазго в систематическую дисциплину, опирающуюся на прочный теоретический базис, так что инженерия стала приобретать характер отрасли науки. Организация инженерного образования У.Ранкиным в Глазго выступила моделью, которую воспроизводили другие университеты.

Однако первоначальная реакция на систему У.Ранкина была осторожной. И условия, при которых инженерное дело могло упрочиться как общепризнанная научная дисциплина, возникли только с реформой университетов и созданием новых высших учебный заведений во второй половине XIX в.

Кроме Глазго важным центром развития научной инженерии в этот период был Манчестерский университет. В 1851 г. здесь основывается Оуэне колледж, в котором, однако, в первые годы его существования не проявилось особого интереса к техническому образованию. В 1868 г. создается кафедра инженерного дела, возглавленная О.Рейнольдсом. Последний настойчиво пропагандировал важность "применения научных принципов к нуждам инженерии" и организовал инженерные курсы в университете по образцу системы У.Ранкина.

В Эдинбургском университете развитие инженерного образования связано с именем Ф.Дженкина, который, став в 1868 г. профессором инженерии, наладил преподавание также по образцу У.Ранкина. До этого времени преподавание инженерных дисциплин в Эдинбурге носило несистематический характер. Избегая открытой конфронтации с британской инженерной традицией, Ф.Дженкин подчеркивал, что традиционные методы обучения инженеров будут успешными в том случае, если ученик предварительно пройдет курс

теоретической подготовки в университете. Такая осторожная позиция позволила ему и его коллегам-единомышленникам в других университетах, создав сильные инженерные курсы, тем самым заложить основы последующей реорганизации инженерного дела, когда научный характер инженерии перестал подвергаться сомнению.

Ко времени смерти У.Ранкина уже был создан прочный базис инженерной теории, и она стала учебным предметом в нескольких университетеах. Однако многое еще предстояло сделать, для того чтобы инженерное профессиональное сообщество осознало значение научной теории как интегрального элемента инженерной подготовки. К концу XIX в. эта цель была в основном достигнута, отчасти в результате увеличения общественных ассигнований на развитие технического образования, что проистекало из опасения иностранной конкуренции, но в еще большей мере - благодаря тому, что небольшая группа специалистов, ведущих инженерные курсы в университетеах, сумела использовать появившиеся для развития инженерного образования возможности, в частности, соединить в подготовке студентов лабораторные практические занятия с усвоением основ теории. В начале развития университетской инженерии преподаватели были лишены даже таких необходимых вещей, как помещения. Л.Гордон жаловался на то, что ему приходится размещаться в углу химической лаборатории. И это было общей проблемой. Даже У.Ранкин и О.Рейнольдс читали свои лекции в крошечных аудиториях. Для успешного развития университетской инженерии был необходим также и достаточный штат преподавателей, и помещения для создания лабораторий. Ресурсы и для того и для другого появились в последней трети XIX в.

В 1878 г. профессором на новой кафедре машинной технологии в колледже Лондонского университета стал А.Кеннеди, главным достижением которого и явилось создание настоящих инженерных учебных лабораторий. В других колледжах подобные лаборатории уже существовали, но именно А.Кеннеди превратил лабораторные

7-3521

занятия в обязательную часть технической подготовки. Успешное развитие инженерного образования в колледже Лондонского университета закрепилось учреждением в 1908 г. отдельного инженерного факультета.

Наряду с колледжем Лондонского университета и другими лондонскими колледжами (например, Лондонским Королевским колледжем), содействовавшими росту научной инженерии в эти годы, можно назвать Центральный институт города и профессий (Central institution of city and guilds institute), созданный в Южном Кенсингтоне в 1884 г. и в 1893 г. превращенный в Центральный технический колледж, который в 1910 г. вошел в состав Имперского колледжа. В 1878 г. в Финсбари были организованы вечерние инженерные курсы, преобразованные в 1883 г. в Технический колледж. Одновременно с развитием технического образования в Лондоне, в больших индустриальных городах создавались новые высшие учебные заведения с ориентацией на техническое обучение. Большую роль в их образовании играли субсидии промышленников и бизнесменов. К началу первой мировой войны, кроме уже упоминавшегося Манчестера, хорошие инженерные школы были созданы в Лидсе, Ливерпуле, Шеффилде, Бирмингеме, Ноттингеме, Ньюкасле, Бристоле и Саутгемптоне. Причем существовала некоторая специализация: в Ливерпуле развивалось теоретическое кораблестроение, в Лидсе - исследования по газовым двигателям, в Ньюкасле - горное дело, в институте Гартли в Саутгемптоне -электротехника. Но общей чертой являлось обучение студентов инженерной теории и практике с помощью хорошо оснащенных лабораторий.

В Оксфордском университете преподавание инженерных дисциплин началось довольно поздно, первый профессор по инженерному делу был назначен лишь в 1908 г. В Кембридже кафедра механизмов и прикладной механики основалась в 1875 г., но некоторые инженерные дисциплины читались и раньше, а экзамены по инженерному делу практиковались уже с 1865 г. С 1890 по 1903 г.

на кафедре преподавал выдающийся шотландский инженер А.Эвинг, который в 1894 г. создал инженерную лабораторию и примерно в это же время ввел экзамен на инженерную степень. Показательно, как изменились акценты в оценке инженерного образования, о чем свидетельствуют слова А.Эвинга: "Сейчас прикладная механика уже не стучится в двери университетов, добиваясь признания. Ныне вопрос заключается не в том, является ли инженерная подготовка правомерной частью университетского образования, а в том, достаточно ли полон университет без инженерного курса" (с. 229).

Вот так, резюмирует автор, во второй половине XIX в. инженерное дело утвердилось как университетская дициплина. "То, что было по сути традиционным ремеслом, основанным на приобретении квалификации практическим путем, к началу первой мировой войны превратилось в фундаментальную дисциплину, основанную на научных принципах, хотя и принципиально связанную с практикой" (с. 229).

Таким образом, к 1914 г. произошла значительная трансформация в британском инженерном образовании. В университетах появились инженерные кафедры, к концу XIX в. благодаря принятому в 1889 г. Акту технического обучения и частным пожертвованиям были созданы необходимые фонды для организации инженерных лабораторий, существенно возросло число студентов-инженеров, составившее перед первой мировой войной около 1500 человек. В колледже Лондонского университета и Королевском колледже получили независимый статус инженерные факультеты, существовали хорошие инженерные школы в университетах Глазго, Манчестера и Кембриджа, так что британские университеты были в состоянии готовить перед войной достаточное число специалистов.

В значительной мере все эти достижения стали возможны благодаря небольшой группе людей, преподававших на инженерных кафедрах. Судьба этих людей складывалась по-разному. Ранкин умер в трагически раннем возрасте, Гордон и Кеннеди, будучи еще

молодыми, оставили преподавательскую деятельность, посвятив себя частной практике. Рейнольде почти 40 лет преподавал в Манчестере, но это было нетипично, деятельность большинства других преподавателей, в том числе Дженкина и Эвинга, протекала в разных университетах, что для самой инженерии было благотворным, ибо на вновь создаваемые кафедры приходили люди с замечательными качествами. Большинство преподавателей инженерного дела параллельно со своими университетскими обязанностями занимались практической деятельностью, что обеспечивало тесную взаимосвязь между теорией и практическими задачами инженерии. "Благодаря тому что эти люди сумели использовать появившиеся возможности, в инженерной профессии произошла как бы мирная революция, и к 1914 г. научная инженерия в Британии обрела прочную основу" (с. 230).

А.А.Али-заде

96.04.009. ВАЙНБЕРГЕР Дж. НАУКА, ВЕРА И ПОЛИТИКА: ФРЭНСИС БЭКОН И УТОПИЧЕСКИЕ КОРНИ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ.

WEINBERGER J. Science, faith, and politics: Francis Bacon and the Utopian roots of the modern age. - L., 1985. - 342 p.

Автор, профессор кафедры политических наук университета в штате Мичиган (США), предлагает анализ работы Ф.Бэкона "Продвижение образования" (Advancement of learning) - проект ментальной переориентации истории христианской Европы с пассивного благочестия и умозрительного восхищения божественным творчеством на активное "технологическое" благочестие, на "покорение" природы методами опытной науки.

В качестве концептуального "стержня своего комментария на "Продвижение образования" автор использует некую "веревку", протянутую между двумя событиями - сообщением Платона об атлантах и Атлантиде и работой Ф.Бэкона "Новая Атлантида". И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.