РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ-4-
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО 3
издается с 1974 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,4 рефераты 96.03.001-96.03.039
МОСКВА 1996
В случае неуплаты штрафа в установленный для добровольной уплаты срок постановление направляется в районный суд для удержания суммы штрафа в принудительном порядке. Взыскание штрафа может быть обращено судом на заработную плату или иной заработок, пенсию или стипендию правонарушителя только в том случае, если размер его не превышает 20% заработной платы или иных доходов нарушителя, а если взыскание обращается по нескольким исполнительным листам, • 50%.
В.ФЛомакина
96.03.024. МАСЛЕННИКОВ М.Я. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ: Практическое руководство. - Тверь: Прометей. -1995. - 224 с.
В книге в соответствии с новейшим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами, на основе практики применения штрафов и других административных взысканий, налагаемых на граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, излагается порядок рассмотрения дел, обжалования и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.
В производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых административно-процессуальными нормами. Автор дает краткую характеристику сущности следующих принципов: законности; оперативности; непосредственности; равенства всех граждан перед законом и органом, рассматривающим дело; публичности, гласности и др. Так, принцип непосредственности проявляется в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать их, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности; разбирательство по делу
производится устно, что дает возможность реагировать на эти объяснения участникам административного процесса; при рассмотрении дел об административных правонарушениях коллегиальными органами ведется протокол заседания (ст. 260 КоАП).
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной
самостоятельностью и логической завершенностью.
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении, будучи начальным этапом производства по делу, имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса. Именно на этой стадии закладываются основы для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях, сформулированных в ст. 225 КоАП. На этой стадии по абсолютному большинству дел правомочные должностные лица соответствующих органов административной юрисдикции совершают комплекс процедурно-процессуальных действий, в ходе которых устанавливается факт совершения проступка, производится его фиксация в протоколе об административном правонарушении, определяются круг допустимых доказательств и средств доказывания, подведомственность дела для рассмотрения по существу и направление его по подведомственности. От полноты, всесторонности и объективности предварительной правовой оценки нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а а конечном итоге -обоснованность и справедливость постановления по Делу.
На стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности. Главная цель рассмотрения дела по существу - установление фактических обстоятельств совершения правонарушения, объективная правовая
оценка его и применение к виновному законной, обоснованной и справедливой меры административного взыскания. Особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях обусловливаются юридической квалификацией проступка, требующей иногда выявления дополнительных обстоятельств по делу и принятия мер к обеспечению исполнения постановления. Так, например, по делам о мелком хищении государственного или общественного имущества, мелком хулиганстве и нарушении природоохранных правил обязательно надо выяснять, причинен ли правонарушением имущественный ущерб, возмещен ли он или подлежит взысканию в порядке гражданского судопроизводства.
В процессе производства по делам об административных правонарушениях составляются различные процессуальные документы: протоколы об административных прадонарущениях (ст. 234-237 КоАП), протоколы об административном задержании (ст. 240), протоколы личного досмотра и досмотра ярдей (ст. 243) и др.
На этапе рассмотрения дел и при вынесении постановлений по ним в практической работе органов административной юрисдикции встречаются трудности по составлению таких процессуальных документов, как протоколы заседаний и постановлений, вынесением которых заканчивается рассмотрение дел. Часто они связаны с неурегулированностью тех или иных вопросов в нормативном порядке. Например, законодательство об административных правонарушениях не регламентирует порядка вынесения постановлений в случае совершения одним лицом двух или более проступков одновременно, а также в случае их совершения несколькими лицами. Автор считает целесообразным в этих случаям вынесение одного постановления. Это способствует более полному и объективному отражению в нем обстоятельств дела.
Закон не содержит конкретных предписаний относительно структуры постановлений по делам об административных правонарушениях, не называет исчерпывающих требований, которым они должны соответствовать (ст. 261 КоАП). По мнению автора, 13-2730
постановление по делу об административном правонарушении должно состоять из трех частей - вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной.
Во вводной части постановления должны указываться: наименование этого процессуального документа постановлением или решением (дата и место рассмотрения дела); наименование органа (должностного лица), рассматривающего дело; фамилия, имя, отчество и другие данные о лице, в отношении которого вынесено постановление, и т.д. В описательно-мотивировочной части должны излагаться: сущность правонарушения и обстоятельства его совершения, установленные при рассмотрении дела (время, место, способ, мотивы) или поводы и основания привлечения гражданина к административной ответственности (в случае прекращения постановления по делу, доказательства виновности (или невиновности) лица, привлекаемого к административной ответственности; отношение этого лица к содеянному (или инкриминированному ему деянию). В резолютивной части постановления: существо принятого по делу решения; вид и размер налагаемого административного взыскания; срок и порядок обжалования постановления.
Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях является факультативной стадией производства по таким делам. Правом обжалования наделены не только лица, в отношении которых выносятся постановления, но и потерпевшие (ч. I ст. 266 КоАП). Установлены альтернативные пути подачи жалоб - в порядке производства по делам об административных правонарушениях (иначе это называется обжалованием в административном порядке) или в судебном порядке. Согласно ст.ст. 267 и 273, может быть обжаловано или опротестовано в порядке производства по делам об административных правонарушениях всякое постановление, в том числе в части наложения основного и дополнительного административного взыскания, а также и постановление о прекращении производства по делу об административном
правонарушении. В КоАП не содержится норм о форме и содержании жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Такой документ составляется по произвольной форме. Главное условие - жалоба должна содержать сведения, необходимые для правильного рассмотрения дела. Пленумом Верховного Суда РСФСР были даны рекомендации по содержанию жалобы, несоблюдение которых вызывает определенные правовые последствия: жалоба остается без движения, а заявителю дается срок для исправления ее недостатков. При неустранении недостатков жалобы в установленный срок она считается неподанной и возвращается заявителю.
Жалоба не подлежит рассмотрению, если состоялось решение суда в связи с рассмотрением жалобы одного из заинтересованных лиц или в связи с рассмотрением протеста прокурора; жалоба подана лицом, не имеющим на это полномочий (например, при подаче жалобы родителем в интересах совершеннолетних детей); жалоба не рассматривалась в инвестиционном порядке (в порядке производства по делам об административных правонарушениях) вышестоящим органом (должностным лицом), когда такое рассмотрение жалобы является обязательном.
В результате рассмотрения жалобы или протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении может быть. вынесено одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы или протеста без удовлетворения; об отмене постановления и направлении дела на новое рассмотрение; об отмене постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении; об изменении меры наложенного административного взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об административной ответственности за административное правонарушение, при условии, если взыскание не усиливается (ч. I, ст. 273 КоАП).
На заключительной стадии производства по делам об административных правонарушениях, какой является исполнение 13*
постановлений по таким делам, возникает много сложных вопросов, связанных не только с исполнением постановлений, но и разрешением иных вопросов, предопределяющих своевременность, правильность и полноту их исполнения. К таким вопросам относятся: отсрочка исполнения постановления; сокращение срока лишения специального права, предоставленного гражданину, замена неотбытых исправительных работ на штраф или административный арест; прекращение исполнительного производства и др.
Так, в соответствии со ст. 280 КоЛП, отсрочка исполнения постановления возможна только при обстоятельствах, вследствие которых невозможно немедленное исполнение постановления о применении административного взыскания в виде административного ареста, исправительных работ или штрафа, за исключением взыскания штрафа на месте совершения проступка. Отсрочка возможна на один месяц. Заявление об отсрочке исполнения постановления адресуется органу (должностному лицу), вынесшему постановление о наложении административного взыскания. По смыслу закона вопрос о предоставлении отсрочки исполнения постановления может ставиться неоднократно, но в общей сложности срок отсрочки не может превышать одного месяца. После использования установленного законом месячного срока в предоставлении отсрочки отказывается.
Далее подробно излагаются особенности порядка применения административных взысканий за отдельные виды правонарушений.
В.ФЛомакина